Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Юридический дискурс как предмет изучения и преподавания на занятиях по иностранному языку специальности

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-189-31-38

EDN: jhtneu

Аннотация

Представлено современное состояние проблемы изучения и преподавания иноязычного юридического дискурса. Проанализированы различные точки зрения на дискурс как междисциплинарный феномен. Юридический дискурс рассмотрен в качестве разновидности институционального дискурса. Коммуникация участников юридического дискурса осуществляется на основе определенного количества правил, которые регламентируют их ролевое и нормативное поведение. В их действиях наличествует координация, свойственная данной форме общения и позволяющая воспринимать участников юридического дискурса как компоненты единого целого – более крупной институциональной системы. Дана краткая характеристика функций юридического дискурса – прескриптивной, информативной, аргументирующей, декларативной, регулятивной, интерпретационной, кумулятивной, презентационной, стратегической и кодовой. Обсуждены такие свойства юридического дискурса, как перформативность и интертекстуальность, а также описаны его составляющие. Показано отличие юридических текстов, в которых реализуется дискурс права, от текстов других специальностей. Они создаются на юридическом языке как разновидности языка для специальных целей и обладают внутри- и внешнетекстовой спецификой. Юридические тексты, несмотря на их жанровое разнообразие, имеют преимущественно стандартный формат. Такие типы юридического текста, как судебные решения и нормативно-правовые акты, доверенности и договоры, завещания и прочее, имеют специфический план построения, определенным образом делятся на части и оформляются графически. В качестве наиболее приемлемого метода изучения и преподавания иностранного языка права рассмотрен дискурсивный анализ.

Об авторах

Е. Р. Новикова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Новикова Екатерина Романовна, научный сотрудник лаборатории лингвистики и межкультурной коммуникации. 

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



О. Г. Поляков
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Поляков Олег Геннадиевич, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой лингвистики и гуманитарно-педагогического образования. 

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Н. В. Хаусманн-Ушкова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»; Веймарский университет Баухаус
Россия

Хаусманн-Ушкова Надежда Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры лингвистики и гуманитарно-педагогического образования; преподаватель немецкого языка как иностранного

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33; 99423, Федеративная Республика Германии, г. Веймар, Гешвистер-Шоль-Штрассе, 8



Список литературы

1. Палашевская И.В. Функции юридического дискурса и действия его участников // Известия Самар-ского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 5 (2) С. 535-540.

2. Косоногова О.В. Характеристики юридического дискурса: границы, содержание, параметры // Исто-рическая и социально-образовательная мысль. 2015. № 7 (1). С. 61-68.

3. Федулова М.Н. Прагма-семантические аспекты концептуализации лексических единиц в юридиче-ском дискурсе: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2010. 21 с.

4. Van Dijk T.A. Introduction: Discourse analysis as a new cross-discipline // Handbook of Discourse Analysis. Vol. 1. Disciplines of Discourse. N. Y.: Academic Press, 1985. P. 1-10.

5. Фуко М. Археология знания / пер. с фр. С. Митина и Д. Стасова; под общ. ред. Б. Левченко. Киев: Ника-Центр, 1996. 208 с.

6. Русакова О.Ф., Русаков В.М. PR-дискурс: теоретико-методологический анализ. 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: Дискурс-Пи, 2011. 333 с.

7. Mattila H.E.S. Comparative Legal Linguistics. Aldershot: Ashgate, 2006. 347 p.

8. Богатырев А.В. Функционирование фигур интертекста в современном юридическом дискурсе: дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2016. 168 с.

9. Tiersma P.M. What is language and law? And does anyone care? // Law and Language: Theory and Society / ed. by F. Olsen, A. Lorz, D. Stein. Düsseldorf: Düsseldorf University Press, 2008. P. 9-38.

10. Gibbons J. Language and the law // Annual Review of Applied Linguistics. 1999. Vol. 19. P. 156-173.

11. Mertz E. Language, law and social meanings: linguistic-anthropological contributions to the study of law // Law and Society Review. 1992. Vol. 26 (2). P. 413-445.

12. Goodrich P. The role of linguistics in legal analysis // The Modern Law Review. 1984. Vol. 47. P. 523-534.

13. Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2000. С. 5-20.

14. Попова Л.Е. Юридический дискурс как объект интерпретаций: семантический и прагматический ас-пект: дис. … канд. филол. наук. Краснодар, 2005. 167 с.

15. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 264 с.

16. Бейлинсон Л.С. Дискурсивные формулы профессиональной речи // Известия Волгоградского госу-дарственного педагогического университета. 2008. № 5. С. 42-46.

17. Lehrberger J. Sublanguage analysis // Analyzing Language in Restricted Domains: Sublanguage Descrip-tion and Processing / ed. by R. Grishman and R. Kittredge. Hillsdale, New Jersey: L. Erlbaum, 1986. P. 19-38.

18. Cao D. Translating Law. Clevedon: Multilingual Matters, 2007. 208 p.

19. Tabrizi A.R.N., Gupta D., Saxena M. Discourse analysis in the ESL classroom // Beyond Words. 2014. Vol. 2 (1). P. 73-89.


Рецензия

Для цитирования:


Новикова Е.Р., Поляков О.Г., Хаусманн-Ушкова Н.В. Юридический дискурс как предмет изучения и преподавания на занятиях по иностранному языку специальности. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(189):31-38. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-189-31-38. EDN: jhtneu

For citation:


Novikova E.R., Polyakov O.G., Hausmann-Ushkova N.V. Legal discourse as a subject of study and teaching in the classroom in a foreign language specialty. Tambov University Review. Series: Humanities. 2020;25(189):31-38. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-189-31-38. EDN: jhtneu

Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)