Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Профессионально ориентированный учебник английского языка как инструмент формирования аксиологического компонента профессиональной культуры будущего специалиста

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-3-621-632

Аннотация

Актуальность. Рассмотрена актуальная проблема разработки профессионально ориентированных учебников иностранного языка для студентов неязыковых направлений подготовки, в которых овладение иноязычными коммуникативными умениями было бы сопряжено с формированием этических и личностных ценностей обучающихся. Цель исследования – обоснование концепции профессионально ориентированного учебника английского языка для будущих инженеров, в содержание которого включены вопросы инженерной этики и который может быть использован в качестве средства обеспечения смыслообразования в учебном процессе, дидактического инструмента развития способности будущего инженера к ценностной рефлексии своей деятельности, формирования аксиологического компонента его профессиональной культуры.

Материалы и методы. Методологическую основу составили аксиологический и личностно ориентированный подходы, педагогическая герменевтика, реализуемые посредством специализированных «гуманитаризированных» технических текстов и упражнений, стимулирующих критическое мышление, принятие нравственных решений и профессионально значимое общение на английском языке.

Результаты исследования. На основе изложенной концепции был создан и проверен в учебном процессе учебник «Английский язык для инженеров. Инженерная этика (B2-C1)». Результаты апробации учебника показали не только развитие у студентов иноязычных коммуникативных умений, но и овладение ими способностью к глубокому пониманию инженерной этики, требований моральной ответственности и профессиональной честности инженера.

Выводы. Сделаны выводы о значимости интеграции гуманитарного содержания в обучение иностранным языкам в технических вузах для противодействия дегуманизации образования и формирования социально ответственных, рефлексирующих инженеров. Полученные результаты имеют прикладное значение для методики преподавания иностранных языков в вузах технического профиля подготовки.

Об авторах

М. Г. Евдокимова
http://miet.ru
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»
Россия

Евдокимова Мэри Георгиевна, доктор педагогических наук, доцент, директор Института лингвистического и педагогического образования

124498, г. Москва, г. Зеленоград, пл. Шокина, 1



Е. С. Давиденко
http://miet.ru
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»
Россия

Давиденко Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент Института лингвистического и педагогического образования

124498, г. Москва, г. Зеленоград, пл. Шокина, 1



Список литературы

1. Ястребова Е.Б. Инновационный учебник иностранного языка. Каким он может быть? // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2019. № 1 (830). С. 166-185. https://elibrary.ru/fslvcp

2. Попова И.Ю. Создание учебника нового поколения по иностранному языку для неязыковых вузов в условиях изменения парадигмы высшего образования // Ученые записки Орловского государственного университета. 2019. № 2 (83). С. 301-303. https://elibrary.ru/gajcxo

3. Голованова Л.Н., Панкратова Е.Н. Инновационный учебник иностранного языка в формировании студента как субъекта инновационной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. Ст. 8. https://doi.org/10.17513/spno.30252, https://elibrary.ru/wmcoms

4. Евдокимова М.Г. Перспективы эволюции учебника иностранного языка для неязыкового вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 192. C. 7-15. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-192-7-15, https://elibrary.ru/fijtwo

5. Тарева Е.Г. Учебник иностранного языка: сила воздействующей функции // Иностранные языки в школе. 2021. № 7. С. 5-11. https://elibrary.ru/hmycdn

6. Игна О.Н. Социокультурный компонент содержания учебников по иностранным языкам для технических вузов // Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 5 (39). С. 120-129. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2021-5-120-129, https://elibrary.ru/hfwphj

7. Яковлева И.В., Черных С.И., Косенко Т.С. «Аксиологический разворот» в российском образовании: позиция субъективизма // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 4. С. 113-127. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-4-113-127, https://elibrary.ru/bxpkgu

8. Литвиненко Е.Ю., Сусименко Е.В. Аксиологический подход в контексте исследования современного высшего образования // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2020. № 2. С. 75-80. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2020-2-75-80, https://elibrary.ru/wrxppl

9. Соболева Е.И. Аксиологические основания профессиональной подготовки будущего инженера // Самарский научный вестник. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 284-289. https://doi.org/10.17816/snv202313, https://elibrary.ru/apiddi

10. Ковчина Н.В. Актуализация профессиональной культуры будущего инженера: аксиологический компонент // Международный научно-исследовательский журнал. 2024. № 9 (147). С. 1-6. https://doi.org/10.60797/IRJ.2024.147.42, https://elibrary.ru/kvearm

11. Азев В.А., Кобец Е.В. Подходы к формированию профессиональной культуры будущего инженера // Уголь. 2023. № 8 (1170). С. 101-106. https://doi.org/10.18796/0041-5790-2023-8-101-106, https://elibrary.ru/qplvju

12. Рудской А.И., Кабышев С.В., Боровков А.И., Романов П.И., Гришина Н.С. Фундаментальные основы успеха и престижа отечественного инженерного образования // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 1. С. 9-29. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-1-9-29, https://elibrary.ru/lpgcrp

13. Исаев А.П., Плотников Л.В. Мягкие навыки для успешной карьеры выпускников инженерного профиля // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 10. С. 63-77. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-10-63-77, https://elibrary.ru/gkrtyz

14. Андреев А.Л. Гуманитарные контексты российского технического образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4. С. 62-72. https://doi.org/10.31992/08693617-2021-30-4-62-72, https://elibrary.ru/orzqpn

15. Дульзон А.А., Галанина Е.В. Курс «Инженерная этика» в техническом вузе // Высшее образование в России. 2016. № 8-9 (204). С. 84-91. https://elibrary.ru/wmbssn

16. Ooil P.C., Тап M.T. Effectiveness of workshop to improve engineering students’ awareness on engineering ethics // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 174. Р. 2343-2348.

17. Joseph R. Herkert. Engineering ethics education in the USA: Content, pedagogy and curriculum // European Journal of Engineering Education. 2000. Vol. 25. № 4. Р. 303-313. https://doi.org/10.1080/03043790050200340

18. Lawlor R. Teaching engineering ethics: a dissenting voice // Australasian Journal of Engineering Education. 2021. Vol. 26. № 2. Р. 1-9. https://doi.org/10.1080/03043790050200340, https://elibrary.ru/hjnvqf

19. Хрипкова И.А. Аксиологически направленная модель обучения иностранному языку будущих медицинских работников на примере среднего профессионального образования // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2024. № 1. С. 197-205. https://doi.org/10.15593/2224-9389/2024.1.16, https://elibrary.ru/wxyqqi

20. Евдокимова М.Г. Интеграция смысловых и профессионально-практических аспектов целей и содержания иноязычного образования в инженерном вузе // Преподавание иностранного языка в профессиональном контексте: традиции, инновации, перспективы: материалы 5 Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2021. С. 154-159. https://elibrary.ru/vzkuka

21. Мелихова А.А. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов технического вуза средствами текстовой деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тюмень, 2016. 26 с. https://elibrary.ru/zqgcih

22. Евдокимова М.Г., Давиденко Е.С. Английский язык для инженеров. Инженерная этика (B2-C1). Москва: Юрайт, 2024. 261 с. https://elibrary.ru/ceckhg

23. Евдокимова М.Г. Инженерная этика в курсе иностранного языка как способ формирования моральной автономии инженера // Лингвистика, лингводидактика и переводоведение: настоящее и будущее (ЛЛПНБ-24): материалы 1 Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2024. С. 161-164. https://elibrary.ru/jzsplo

24. Давиденко Е.С. Потенциал кейс-технологии в формировании личности будущих инженеров на занятиях по иностранному языку // Проблемы и пути развития профессионального образования: сб. ст. Всерос. науч.-метод. конф. Иркутск, 2024. С. 137-142. https://pureportal.spbu.ru/files/136226035/116_118_PB.pdf

25. Белякова Е.Г. Смыслообразование в педагогическом взаимодействии: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Тюмень, 2009. 50 с. https://elibrary.ru/nldolr


Рецензия

Для цитирования:


Евдокимова М.Г., Давиденко Е.С. Профессионально ориентированный учебник английского языка как инструмент формирования аксиологического компонента профессиональной культуры будущего специалиста. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025;30(3):621-632. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-3-621-632

For citation:


Evdokimova M.G., Davidenko E.S. Profession-oriented textbook of English for engineering students as a tool for developing the axiological component of prospective specialist’s professional culture. Tambov University Review. Series: Humanities. 2025;30(3):621-632. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-3-621-632

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)