ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Актуальность. Современный этап цифровой трансформации образования, подкрепленный глобальными инициативами со стороны ЮНЕСКО и национальными стратегиями развития Российской Федерации до 2030 г., характеризуется интеграцией инновационных технологий, таких как технологии искусственного интеллекта (ИИ-технологии) в систему высшего образования. Особую актуальность данное направление приобретает в технических вузах, где формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции выступает основной задачей иноязычного образования. Одной из наиболее сложных лексико-грамматических категорий английского языка для студентов – будущих инженеров остаются фразовые глаголы, широко используемые в профессиональной коммуникации и технической документации. Однако на практике их изучение осложняется отсутствием системного подхода в учебных пособиях, дефицитом аудиторных часов и низкой эффективностью традиционных методов обучения лексике и грамматике. Для достижения основной цели исследования используются чат-боты как инструмент для внеаудиторной речевой практики, направленной на автоматизацию навыков использования фразовых глаголов. Цель исследования – определение эффективности методики формирования лексико-грамматических навыков студентов технического вуза на материале фразовых глаголов английского языка посредством практики с чат-ботом.
Методы исследования. Для проведения исследования использовались следующие группы методов: а) теоретические: изучение и анализ отечественной и зарубежной педагогической, методической, психологической научной литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение опыта по исследуемой проблеме, моделирование; б) эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование; в) статистические: количественный и качественный анализ полученных результатов, математическая обработка данных; г) формирующие: в контролируемых условиях проведена опытно-экспериментальная работа с целью проверки авторской методики обучения; полученные данные использовались для анализа и выявления причинно-следственных связей между переменными. Эффективность методики формирования лексико-грамматических навыков студентов технического вуза на материале фразовых глаголов посредством практики с чат-ботом проводилась при помощи сопоставления результатов тестирования на констатирующем и контрольном этапах. Для анализа данных использовалось программное обеспечение IBM SPSS Statistics 21, сравнение средних величин проводилось согласно параметрическому статистическому методу t-критерию Стьюдента (t-тест). Объектом контроля выступили 15 лексико-грамматических навыков (9 рецептивных и 6 продуктивных).
Обзор литературы. В ходе анализа научной и учебно-методической литературе по теме исследования были обобщены результаты научных работ, посвященных использованию чатботов для формирования иноязычной коммуникативной компетенции, определены основные направления исследований.
Результаты исследования. Разработанная методика формирования лексико-грамматических навыков студентов технического вуза на материале фразовых глаголов английского языка посредством практики с чат-ботом была апробирована в ходе опытно-экспериментальной работы и доказала свою эффективность в сравнении с традиционными методами обучения по всем контролируемым параметрам. Проведенная опытно-экспериментальная работа выявила, что на начальном этапе обучения обе группы КГ (N = 24) и ЭГ (N = 24) имеют равный уровень языковой подготовки, поскольку статистической значимости между группами выявлено не было (p > 0,05 для большинства контролируемых параметров). Показатели в ЭГ имеют высокую статистическую значимость (p < 0,001), что свидетельствует о выраженной эффективности применяемой методики обучения. В КГ большинство показателей также значимы, но уровень значимости варьируется между p < 0,001 (параметры № 2–8, 10–11, 13–15) и p < 0,05 (параметры № 1, 9, 12). Наименее выраженным и имеющим слабую статистическую значимость в КГ является контролируемый параметр № 1 «соотносить звуковую форму слова с его значением» (*p = 0,037), при этом в ЭГ, несмотря на то, что он был лучше сформирован, тем не менее имеет низкий показатель t = 4,87 (p < 0,001) по сравнению с другими навыками. Разница в эффективности между КГ и ЭГ очевидна ввиду того, что показатели t-критерия Стьюдента в ЭГ значительно выше, чем в КГ, например, для параметра № 6 «дифференцировать фразовые глаголы и схожие монолексемные глаголы» t = 4,67 (КГ) против t = 7,89 (ЭГ). Наибольший разрыв в t-критерии Стьюдента наблюдается в продуктивных навыках, например, для параметра № 9 «прогнозировать грамматические конструкции с фразовыми глаголами» t = 4,12 (КГ) против t = 8,12 (ЭГ).
Выводы. Опытно-экспериментальная работа позволила выявить, что чат-боты ChatGPT и DeepSeek не имеют технической возможности для формирования навыков аудирования. При этом некоторые чат-боты (например, Replika AI) обеспечивает более естественное общение, чат-боты TalkPal и Praktika.ai более эффективны для коррекции ошибок. Речевая практика с чат-ботом вызвала интерес у студентов, что способствовало повышению уровня их мотивации к изучению английского языка. Интерактивный формат обучения и возможность получать мгновенную обратную связь сделали процесс более увлекательным и доступным. Использование нескольких различных чат-ботов одновременно позволило студентам ознакомиться с возможностями, которые предоставляли чат-боты, и выбрать тот, который в большей степени соответствовал запросам конкретного студента. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в дальнейших работах по выявлению лингводидактического потенциала ИИ-технологий и его применением в рамках иноязычной подготовки студентов неязыковых вузов, формирования лексико-грамматических навыков студентов посредством других ИИ-технологий, а также в методике обучения иностранному языку.
Актуальность. Рассмотрена актуальная проблема, связанная с ценностно-центрированными аспектами деятельности учителя и содержания его профессиональной подготовки. Цель исследования – обоснование объектно-предметной области аксиологической лингводидактики как современной научно-методической области.
Материалы и методы. В качестве основных методов исследования были использованы: критический анализ современных научных исследований в области лингводидактики, аксиологии, педагогики, анализ предметно-практической и образовательной деятельности в области преподавания иностранных языков и обобщение полученных результатов в формате цели и задач аксиологического подхода к обучению иностранным языкам.
Результаты исследования. В ходе исследования были определены объектная и предметная области аксиологической лингводидактики как автономной научно-методической области и уточнено предназначение этой отрасли в решении проблем современного лингвистического образования. Обоснована аксиологическая направленность современной лингводидактики как составляющей методической науки. В рамках исследования было уделено внимание аксиологическому подходу, развиваемому в рамках современной аксиологической лингводидактики, выделены основные доминанты и отличия от коммуникативного и межкультурного подходов, вместе с тем, определены его истоки.
Выводы. В результате достижения поставленной цели исследования были сделаны выводы о естественности и необходимости аксиологической переориентации лингводидактики и «последствиях» такой трансформации.
Актуальность. Рассмотрена актуальная проблема разработки профессионально ориентированных учебников иностранного языка для студентов неязыковых направлений подготовки, в которых овладение иноязычными коммуникативными умениями было бы сопряжено с формированием этических и личностных ценностей обучающихся. Цель исследования – обоснование концепции профессионально ориентированного учебника английского языка для будущих инженеров, в содержание которого включены вопросы инженерной этики и который может быть использован в качестве средства обеспечения смыслообразования в учебном процессе, дидактического инструмента развития способности будущего инженера к ценностной рефлексии своей деятельности, формирования аксиологического компонента его профессиональной культуры.
Материалы и методы. Методологическую основу составили аксиологический и личностно ориентированный подходы, педагогическая герменевтика, реализуемые посредством специализированных «гуманитаризированных» технических текстов и упражнений, стимулирующих критическое мышление, принятие нравственных решений и профессионально значимое общение на английском языке.
Результаты исследования. На основе изложенной концепции был создан и проверен в учебном процессе учебник «Английский язык для инженеров. Инженерная этика (B2-C1)». Результаты апробации учебника показали не только развитие у студентов иноязычных коммуникативных умений, но и овладение ими способностью к глубокому пониманию инженерной этики, требований моральной ответственности и профессиональной честности инженера.
Выводы. Сделаны выводы о значимости интеграции гуманитарного содержания в обучение иностранным языкам в технических вузах для противодействия дегуманизации образования и формирования социально ответственных, рефлексирующих инженеров. Полученные результаты имеют прикладное значение для методики преподавания иностранных языков в вузах технического профиля подготовки.
Актуальность исследования определяется повышенным вниманием педагогической общественности к использованию внеаудиторных мероприятий в качестве формата и технологического направления лингводидактики. Разнообразные по содержанию, назначению и методике внеклассные мероприятия становятся инструментом всестороннего развития личности. Они не только углубляют и расширяют знания иностранного языка, но и способствуют развитию культурного кругозора, эрудиции, творческой активности обучаемых, оптимизации их коммуникативных навыков, духовно-нравственной сферы и эстетических вкусов.
Материалы и методы. В ходе исследования из массива публикаций, посвященных проблематике преподавания иностранного языка, были отобраны работы, отражающие методологические, технологические и методические подходы к организации педагогического процесса в рамках внеаудиторных (внеклассных) занятий. Обобщены результаты отечественных и зарубежных эмпирических исследований, интегрировавших констатирующий и формирующий эксперименты, предполагавших количественный и качественный анализ полученных данных с последующей их статистической обработкой.
Результаты исследования. Анализ литературных источников показал направленность большинства исследований на обоснование зависимости между участием студентов во внеаудиторных мероприятиях, их академическими достижениями и улучшением их социального благополучия, а также конкретизацию направлений совершенствования методики преподавания иностранного языка. Исследователи делают анализ методологических оснований реализации внеаудиторных мероприятий в преподавании иностранного языка, выделяя в качестве приоритетных деятельностный, коммуникативный, проектный, инклюзивный, гуманистический и эклектичный подходы. Педагогами конструируется значимость создания особой образовательной среды, реального или виртуального креативного пространства, стимулирующего межкультурное взаимодействие и преодоление психологических барьеров.
Выводы. Констатирован широкий спектр применяемых современными педагогами методологических подходов, дидактических технологий и форматов внеаудиторных мероприятий. Педагогами выдвинуты методические рекомендации относительно перспектив совершенствования организации внеаудиторных мероприятий как эффективного метода изучения иностранного языка.
Актуальность. Использование технологических решений на базе искусственного интеллекта (ИИ) аспектам иностранного языка или видам речевой деятельности в настоящее время выступает одним из наиболее актуальных векторов развития методики обучения иностранным языкам. Динамично появляющиеся исследования отечественных и зарубежных ученых, посвященные определению лингводидактического потенциала конкретных инструментов ИИ и поэтапных методик обучения, создают необходимую научную базу для создания моделей системного и комплексного обучения иностранному языку (ИЯ) на базе ИИ, когда языковая работа студентов с ИИ интегрируется в традиционное обучение. Цель исследования – разработать методику комплексного обучения студентов аграрного вуза профессиональному ИЯ на основе технологических решений на базе ИИ.
Материалы и методы. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I». Участниками были студенты 1 года обучения направления подготовки 35.03.06 – «Агроинженерия». В контрольной группе (КГ) (N = 38) студентов использовалась традиционная методика обучения профессиональному иностранному языку на основе принципов обучения языку для специальных целей с элементами предметно-языкового интегрированного обучения. В экспериментальной группе (ЭГ) (N = 38) в качестве дополнения к традиционной методике была добавлена практика студентов с технологическими решениями на базе ИИ. Практика проходила во внеаудиторное время. Математическая обработка результатов осуществлялась на основе метода t-критерия Стьюдента.
Результаты исследования. Экспериментальное обучение доказало эффективность авторской методики обучения студентов аграрного вуза профессиональному иностранному языку путем добавления к традиционному обучению внеклассной практики студентов с технологическими решениями на базе ИИ. Статистический анализ результатов среза на контрольном этапе выявил эффективность инновационного метода по всем пяти диагностируемым показателям: овладению профессиональным тезаурусом (t = 3,43 при p ≤ 0,05), овладению грамматическим материалом (t = 2,91 при p ≤ 0,05), дальнейшим развитиям умений чтения (t = 2,91 при p ≤ 0,05), устной диалогической речи (t = 3,95 при p ≤ 0,05), письменной монологической речи (t = 3,68 при p ≤ 0,05).
Выводы. Новизна работы состоит в разработке и доказательстве эффективности методики комплексного обучения профессиональному иностранному языку студентов аграрного вуза на основе технологических решений на базе ИИ. Перспективы данного исследования состоят в том, что его результаты могут использоваться в разработке моделей комплексного обучения иностранному языку учащихся и студентов языковых и неязыковых направлений подготовки и специальностей.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
Актуальность. Диалоговые тренажеры становятся важным педагогическим инструментом обучения, так как они являются практической реализацией коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам и во многом основаны на игровых методиках, что важно в работе с современными обучающимися. Цель исследования – проанализировать опыт создания и внедрения собственных разработок диалоговых тренажеров уровня А1 и А2 в учебный процесс довузовской подготовки.
Методы исследования. Использовались теоретические методы, включающие в себя анализ литературных источников, описан авторский материал. Диагностические методы включали в себя педагогическое наблюдение, описание результатов применения в учебном процессе диалоговых тренажеров. Определение понятий. Рассмотрено такое ключевое понятие исследования, как «диалоговый тренажер».
Результаты исследования. Диалоговые тренажеры «Русский язык как иностранный. Приключения Тома в России» и «Диалоги. Ван Ли. Путь в Россию», разработанные для обучающихся Подготовительного факультета Финансового университета с уровнями владения русским языком А1 и А2, созданы на принципах обучения иностранным языкам, реализованы с помощью современных технологий с учетом поведенческих особенностей современных обучающихся, что делает их передовым практическим педагогическим средством в работе коммуникативными умениями.
Выводы. Представленные диалоговые тренажеры применимы к цифровой дидактике, являются авторской перспективной разработкой, которая может быть универсальным инструментом для обучения русскому языку во всех существующих формах педагогического процесса. Полученные результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях, посвященных интеграции диалоговых тренажеров в процесс обучения.
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Актуальность. Существует множество публикаций по интерактивному обучению, в которых рассматриваются только положительные аспекты этой педагогической модели. В проведенном исследовании интерактивное обучение профессиональной дисциплине в университете рассмотрено более объективно, с учетом критического отношения к нему аспирантов. Цель исследования – определение значимости интерактивного обучения аспирантами многопрофильного вуза.
Материалы и методы. Местом проведения исследования является ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» (СПбПУ). Для исследования использовались материалы лекционного курса по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы» для всех аспирантов второго курса СПбПУ, презентации, итоговые задания аспирантов по составлению плана интерактивного занятия по профессиональной дисциплине и анкеты по оцениванию особенностей интерактивного обучения. На основе теоретического анализа научной литературы, систематизации существующих педагогических оценок интерактивного обучения (ИО) и мнений аспирантов, оцениваемых по десятибалльной шкале с вычислением среднего арифметического значения, были выявлены и обоснованы педагогические и методические условия его актуализации в учебном процессе современного университета.
Результаты исследования. Рассмотрена тема интерактивного проведения лекций и практических занятий; описана дискуссия по проведению интерактивного обучения с элементами профессионально-ориентированных ролевых игр и ротации ролей обучающихся в течение семестра. Проанализированы результаты анкетирования 125 респондентов по интерактивному обучению профессиональной дисциплине и выявлены его преимущества и ограничения. Наиболее важными преимуществами являются улучшение понимания материала студентами (9,1 баллов) и развитие их коммуникативных профессионально-ориентированных навыков (8,7 баллов), что соответствует преимуществам групповой формы обучения. Основные недостатки и ограничения интерактивного обучения включают повышение трудоемкости подготовки преподавателя к проведению интерактивных занятий (7,3 балла) и сложности организации интерактивного обучения в больших группах (7,3 балла). Показано, что педагогические аспекты ИО необходимо согласовывать с психологическими факторами проведения интерактивного обучения.
Выводы. Реализация интерактивного обучения в современном университете требует пристального внимания исследователей, поскольку оно, по мнению аспирантов, способствует повышению мотивации и углублению профессионализации обучающихся. Положительная оценка интерактивного обучения превалирует над отрицательной, хотя преимущество в 24 % является относительным. При проведении интерактивного обучения необходим тщательный подход к составу групп и распределению профессионально-ориентированных ролей с учетом внутриличностных отношений студентов и их пожеланий.
Актуальность. В обществе наблюдается изменение моделей семейных отношений, растет популярность вне семейных интересов, усугубляются проблемы взаимопонимания поколений. Демографические тенденции характеризуются падением уровня рождаемости, поздним вступлением в брак и деторождением, преобладанием малодетных и однопоколенных семей. Цель исследования – выявить концептуальных основ традиций и ценностных отношений в русской семье, которые могут быть использованы для формирования подготовки студентов к семейным отношениям и принятию ими стратегических решений о создании семьи.
Материалы и методы. Использовались общенаучные методы: историко-ретроспективный, аксиологический, систематизации традиций и ценностных отношений.
Результаты исследования. Определены концептуальные основы семейных традиций и ценностных отношений: патриархальная семейная система; многопоколенная и многодетная семья; приоритет духовной жизни семьи; важность воспитания детей; уважение к старшим; взаимопомощь и поддержка. Выявлены ценности традиционной семьи: вера, духовная связь, забота о ближних и незыблемость брачных уз, родительская любовь, долг по отношению к старшему поколению, материнство, отцовство, уважение к родителям и поминание предков, терпение, послушание, доверие, уважение, трудолюбие, верность, целомудрие и прощение.
Выводы. Традиции могут осуществлять ценностное ориентирование новых поколений. Система ценностей является фундаментальным элементом культуры, формируя ее духовную основу и определяя потребности и интересы. Первичным источником передачи ценностей новым поколениям через традиции выступает семья. В государственной политике в области семьи семейные ценности и традиции провозглашены абсолютными приоритетами.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Актуальность. В условиях современного мира, где стресс и малоподвижный образ жизни воспринимаются значительной частью общества как нормальные условия жизнедеятельности, вопросы сохранения здоровья и профилактики гиподинамии приобретают особую актуальность не только для относительно здоровых граждан, но и для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, в частности, детей. Принято считать, что во многом вопросы гармоничного развития личности, укрепления здоровья, формирования мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом позволяет решить урок физической культуры. Поскольку в настоящее время возрастает ценность уроков физической культуры, являющихся обязательным элементом системы школьного образования, то повышаются требования к качеству их планирования и содержания. Цель исследования – рассмотреть особенности и способы оценивания качества урока по физической культуре школьников с расстройствами аутистического спектра.
Методы исследования. Проведен анализ научной литературы и научных исследований, рассматривающих различные способы и методы оценивания качества уроков физической культуры, а также хронометрирование уроков физической культуры с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра с легкой умственной отсталостью.
Результаты исследования. Выявлены и обоснованы методы педагогического контроля, которые целесообразно использовать для управления процессом физического воспитания школьников с расстройствами аутистического спектра. Результаты проведенного хронометрирования уроков физической культуры первоклассников с расстройствами аутистического спектра с легкой умственной отсталостью выявили невысокие показатели общей и моторной плотности урока: показатели общей плотности урока в среднем составляют 77 %, моторной плотности урока – 56 %.
Выводы. Мониторинг качества уроков физической культуры позволяет оптимизировать процесс физического воспитания школьников с расстройствами аутистического спектра.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Актуальность. История российско-иранских отношений насчитывает не одну сотню лет, и на протяжении всего периода они играли важную роль в политической и экономической сферах нашего государства. В связи с этим очень важным представляется вопрос о том, как регулировались эти отношения в документах международно-правового характера.
Материалы и методы. Основным источником для проведения исследования стали документы из фондов Российского государственного архива древних актов. Эти документы освещают деятельность российской дипломатической миссии в Персии 1715–1718 гг. во главе с А.П. Волынским и заключенным в ходе нее в июле 1717 г. Торговым договором с Персией. Дневник посольства, текст самого договора, ратификационные грамоты составили источниковую базу исследования. В ходе проведения исследования нами были востребованы методы анализа сравнительно-исторический, системно-структурный, биографический.
Результаты исследования. В течение XVII века российско-персидские отношения испытывали серьезные противоречия, связанные с бурными внутри- и внешнеполитическими событиями в обоих государствах. В целом на фоне наличия общего врага – Османской Турции – произошло определенное политическое сближение двух государств. Но в экономической сфере для России существовал ряд проблем, которые она хотела бы разрешить в свою пользу. В частности, российское правительство не устраивало то, что в российско-персидской торговле через Астрахань доминировали купцы – подданные персидского шаха. Причем на территории России для армян и персов существовал режим наибольшего благоприятствования для осуществления этой торговли. В Персии же, наоборот, российское купечество подвергалось различным притеснениям, несправедливому пошлинному обложению, вымогательствам и т. п. Для решения этих проблем царем Петром I было отправлено посольство во главе с А.П. Волынским в 1715–1718 гг.
Выводы. Главным успехом дипломатической миссии А.П. Волынского стало подписание торгового договора межу Россией и Персией в 1717 г. Договор был заключен на выгодных для России условиях, он был односторонним и содержал обязательства персидской стороны по обеспечению безопасной и выгодной торговли для российского купечества на территории Персии. Договор также привел к становлению российской консульской службы в Персии, что означало качественно новый этап в развитии межгосударственных отношений.
Актуальность. Ход истории во многом определяется ролью личности, ее деятельностью в конкретных обстоятельствах. Чем масштабней личность, тем большее влияние она оказывает на дальнейшие развитие событий в стране и мире. Одним из переломных моментов отечественной истории стали события Октябрьской революции 1917 г. Непосредственным участником, а затем видным общественным и политическим деятелем советского государства был Владимир Иванович Невский. Занимая различные должности, он самым непосредственным образом был связан с железнодорожным транспортом. Исследование роли В.И. Невского в вопросах обеспечения безопасной деятельности железных дорог в период Гражданской войны позволяет по-новому взглянуть на значимые аспекты социально-политической жизни молодого советского государства. Цель исследования – оценить роль В.И. Невского в обеспечении правопорядка на железнодорожном транспорте в первые годы советской власти.
Методы исследования. Хронологический метод позволил уточнить события и явления с точки зрения их последовательности. На основе биографического метода с использованием архивных документов удалось сосредоточиться на изучении деятельности В.И. Невского, определить его роль и влияние на события первых лет становления советской власти в России. Историко-генетическим методом удалось последовательно обнаружить изменения изучаемой реальности в процессе ее исторического движения и в наибольшей мере приблизиться к воссозданию реальной истории обеспечения правопорядка на объектах железнодорожного транспорта. Сравнительно-историческим методом произведено сопоставление действий В.И. Невского с действиями других участников событий, что способствовало более взвешенной оценке его роли в обеспечении правопорядка на объектах транспорта. Структурный метод позволил систематизировать полученную информацию.
Результаты исследования. Рассмотрена роль личности В.И. Невского в обеспечении правопорядка на железнодорожном транспорте в первые годы советской власти. Выявлены закономерности, которые могут быть учтены в современных условиях.
Выводы. Сделан вывод о вкладе В.И. Невского в стабилизацию и развитие железнодорожного транспорта в первые послереволюционные годы, оценен его вклад в организацию и формирование принципов обеспечения правопорядка на железнодорожном транспорте.
Актуальность. Массовое партизанское движение, развернувшееся в Восточном Забайкалье против режима атамана Г.М. Семенова, характеризуется обычными для партизанской тактики рейдовыми операциями без долгого удержания отдельных населенных пунктов. Исключением являются села Былыра и Кулинда Акшинского уезда, которые в феврале 1919 г. отказались подчиняться местным властям и по июнь оборонялись местным населением и небольшим партизанским отрядом, что привело к образованию так называемого Былыринского фронта. Иных подобных случаев в истории Гражданской войны в Забайкалье не происходило, что делает его уникальным феноменом, требующим детального изучения. Актуальность настоящего исследования обусловлена слабой проработанностью указанной темы. Цель исследования – рассмотреть массовое партизанское движение в Восточном Забайкалье с привлечением максимального количества источников, в том числе не вводившихся ранее в научный оборот архивных материалов.
Материалы и методы. Источниковой базой для исследования стали опубликованные воспоминания непосредственного участника событий П.А. Аносова, а также впервые вводимые в научный оборот рапорты начальника Акшинской уездной милиции, выявленные в фондах Государственного архива Забайкальского края, и хранящиеся там же документы бывших партизан. С помощью сравнительного и диалектического подходов воспоминания П.А. Аносова были сопоставлены с рапортами начальника Акшинской уездной милиции и верифицированы, что позволило максимально полно реконструировать произошедшие события. Кроме того, при проведении исследования использовались такие общенаучные методы познания, как анализ, синтез, индукция и дедукция.
Результаты исследования. Выявлены и проанализированы предпосылки возникновения Былыринского фронта, а также причины, по которым белые власти в течение пяти месяцев не могли подавить сопротивление восставших. В хронологической последовательности реконструированы события и боевые действия противоборствующих сторон.
Выводы. Установлено, что предпосылками возникновения Былыринского фронта стали: приход в этот район Алханайского партизанского отряда во главе с П.А. Аносовым, значительное количество сторонников советской власти в селах Кулинда и Былыра, а также близлежащих деревень; удобное для обороны географическое положение Былыры. Причинами неспособности белых властей ликвидировать восстание на протяжении длительного времени явились: недооценка противника и, как следствие, плохо подготовленное первое наступление, неудача которого позволила партизанам значительно вооружиться; несогласованность действий пехотных и казачьих частей при следующем крупном наступлении; пассивность командиров правительственных отрядов при проведении разведки и планировании операций.
Актуальность. Актуальность исследования динамики доходов населения в России в 1980– 1990-х гг. во многом обусловлена влиянием этого переходного периода на современное общество. Понимание причин и последствий экономических реформ, принятых политических решений позволяет выявить проблемы денежного неравенства и экономических кризисов, которые проявляются и в настоящее время, проанализировать положительные и отрицательные опыты исследуемого периода. Особый интерес представляет изучение периода 1980–1990 гг., так как переход к рыночной экономике сопровождался резким падением реальных доходов населения, ростом бедности, социальной дифференциации и нестабильностью. Поэтому политические решения, спровоцировавшие проявление этих проблем, являются примером того, что реализовывать не нужно. Цель исследования – выявление основных тенденций в области доходов населения в 1980–1990-е гг. на основе анализа и систематизации существующей научной литературы, посвященной изменениям в доходах населения России, а также определение перспектив дальнейших исследований в рамках социальной и экономической истории.
Материалы и методы. Акцентировано внимание на исследование работ отечественных экономистов, историков, социологов и политиков, рассматривавших динамику доходов населения России в 1980–1990 гг., а также причины сложившейся ситуации, официальную статистическую информацию о динамике доходов населения.
Результаты исследования. Приведены данные социологических опросов, свидетельствующие об ухудшении материального положения граждан, задержках заработной платы и росте протестных настроений. Особое внимание уделено региональному аспекту – исследованиям, посвященным Центральному Черноземью и Тамбовской области. На основе архивных материалов и анализа семейных бюджетов историки выявили особенности доходов в регионе, включая рост скрытых доходов, распространение полулегальной и нелегальной экономической деятельности.
Выводы. Несмотря на наличие значительного числа экономических и социологических работ, социальные последствия изменений в доходах населения в 1980–1990-е гг. остаются недостаточно изученными, особенно с точки зрения социальной истории. Сделан вывод о необходимости дальнейших междисциплинарных исследований, включающих как макроэкономический, так и исторический анализ, с привлечением региональных данных, документов личного происхождения и материалов социологических опросов. Систематизированы существующие научные подходы к изучению изменений в доходах населения России в 1980–1990-х годах и обозначены перспективные направления дальнейших исследований в рамках социальной и экономической истории Российского государства.
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Актуальность. Рассмотрена операция «Железные мечи», инициированная Израилем в ответ на масштабное нападение ХАМАС в октябре 2023 г., которая привела к значительной эскалации палестино-израильского конфликта. Цель исследования – выявление особенностей данной операции, а также ее влияния на изменение расстановки сил в регионе и возможные последствия для радикальных группировок на Западном берегу реки Иордан.
Методы исследования. Методологической основой работы явились принципы объективности и историзма, рассматривающие современные процессы и явления в развитии, в их взаимной и временной связях. Наряду с общенаучными методами, такими как анализ и сравнение, использовались методы источниковедческого анализа: историко-сравнительный, ретроспективный, синхронный.
Результаты исследования. Отмечено, что операция «Железные мечи», а также события, связанные с ней, наглядно продемонстрировали значительные возможности, которыми на сегодняшний день обладают радикалы в Секторе Газа в рамках вооруженной борьбы против израильтян. В частности, они продемонстрировали способность создавать обширную подземную инфраструктуру. Это позволяет им эффективно скрываться и маневрировать в условиях конфликта. Радикалы в Газе располагают более развитыми ресурсами для военных приготовлений по сравнению с их коллегами на Западном берегу, что позволяет им осуществлять масштабные операции. Подземные объекты не только обеспечивают защиту, но и служат стратегическими пунктами для управления действиями боевиков. В текущих условиях для радикалов в Газе приоритетом остается укрепление и расширение своей подземной инфраструктуры, что значительно усложняет задачи израильских сил безопасности в регионе.
Выводы. Операция «Железные мечи» имеет особое значение из-за достигнутых результатов и задействованных сил, ее следует считать ключевым моментом для военных приготовлений радикалов в Газе. Создание обширной сети подземных сооружений существенно укрепило позиции боевиков, что позволило им эффективно укрывать свои силы и маневрировать ими. В отличие от Газы, радикалы на Западном берегу реки Иордан сталкиваются с серьезными ограничениями в создании аналогичной инфраструктуры из-за активного противодействия израильских сил безопасности. Это обстоятельство делает сложным поддержание вооруженного противостояния на Западном берегу на уровне, приемлемом для радикалов, в то время как израильские силы сосредоточены на борьбе с угрозами в Газе.
РЕЦЕНЗИИ
Актуальность. Научная востребованность академическим сообществом публикации связана с необходимостью анализировать тему обучения переводу в многопрофильном вузе в третьем десятилетии ХХI века наряду с появлением широкого обсуждения вопросов обучения переводу, совершенствуя подготовку кадров в высшей школе для актуального особенно сегодня многопрофильного образования.
Материалы и методы. Педагогическим источником явилась монография опытного коллектива преподавателей двух авторитетных вузов: Московского государственного института международных отношений и Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. В качестве редакторов-составителей выступают заместитель главного редактора журнала «Вопросы методики преподавания в вузе» Н.В. Попова и опытный координатор и участник многочисленных конференций по обучению переводу и конкурсов перевода М.М. Степанова. Методом подготовки рецензии стал анализ монографии с точки зрения ее места в современной педагогической науке.
Результаты исследования. Главным результатом стало представление научной педагогической общественности значимости и актуальности монографии по вопросам методики преподавания перевода в вузе для студентов неязыковых и языковых специальностей на уровнях бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, дополнительного профессионального образования: применение разнообразных переводческих практик в обучении студентов неязыковых направлений, способствующих формированию их переводческой компетенции; взаимосвязанное обучение переводу и публикационной деятельности аспирантов неязыкового профиля; использование информационных ресурсов – реальных и виртуальных ресурсов, данных корпусов для преподавания перевода на всех уровнях обучения в вузе; сочетание теории и практики перевода в обучении слушателей программ дополнительного образования; проведение мотивационных мероприятий, таких как конкурсы перевода и тренинги по психологической устойчивости переводчиков.
Выводы. Коллективная монография демонстрирует исследования, позволяющие сделать выводы о существующих тенденциях обучения переводу в многопрофильном вузе. Вместе с тем имеются дискуссионные вопросы, которые требуют дальнейшего обсуждения.
ISSN 2782-5825 (Online)