Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-66-72
Аннотация
Современный этап технологического развития мирового сообщества характеризуется динамичным внедрением технологий искусственного интеллекта в различные сферы жизнедеятельности человека. Информатизация образования способствовала интеграции новых инновационных технологий в преподавании отдельных предметов, включая иностранный язык. Чат-боты выступают одной из современных программ, функционирующей на основе технологий естественного языка (natural language processing) и машинного обучения (machine learning), которую можно использовать в развитии иноязычных речевых умений обучающихся. Под чат-ботами с позиции методики обучения иностранным языкам предложено понимать диалоговую обучающую программу, способную на основе заложенных в нее алгоритмов речевого поведения человека развивать иноязычные устные и письменные речевые умения обучающегося посредством поддержания с ним диалога и имитацией человеческой речи. На основе анализа методических исследований выделены преимущества чат-ботов в обучении иностранному языку и спорные вопросы использования данной программы в учебном процессе. К преимуществам относятся следующие: 1) повышение мотивации обучающихся к изучению иностранного языка на основе инновационной технологии искусственного интеллекта; 2) возможность обучающимся улучшить иноязычные речевые умения; 3) доступность чат-ботов для развития речевых умений обучающихся независимо от места их расположения и времени; 4) снижение уровня тревожности обучающихся при взаимодействии с машиной. К спорным вопросам относятся: 1) обучающиеся не всегда готовы заменить учителя чат-ботом; 2) большинство разговорных чат-ботов ориентированы на обучающихся с уровнем владения иностранным языком А2-В1; 3) шаблонность и ограниченный набор фраз, используемых чат-ботом.
Об авторах
П. В. СысоевРоссия
Сысоев Павел Викторович - доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией языкового поликультурного образования.
392000, Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Е. М. Филатов
Россия
Филатов Евгений Михайлович - научный сотрудник лаборатории языкового поликультурного образования.
392000, Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Han D. The Effects of voice-based AI chatbots on Korean EFL Middle School students’ speaking competence and affective domains // Asia-pacific Journal of Convergent Research Interchange. 2020. Vol. 6. № 7. P. 71-80. http://dx.doi.org/10.47116/apjcri.2020.07.07
2. Çakmak F. Chatbot-human interaction and its effects on EFL students’ L2 speaking performance and speaking anxiety // Novitas-ROYAL (Research on Youth and Language). 2022. № 16 (2). P. 113-131. URL: https://novitasroyal.org/download/chatbot-human-interaction-and-its-effects-on-efl-students-l2-speakingperformance-and-anxiety/
3. Kim H.S., Cha Y., Kim N.Y. Effects of AI chatbots on EFL students’ communication skills // Korean Journal of English Language and Linguistics. 2021. № 21. P. 712-734. https://doi.org/10.15738/kjell.21..202108.712
4. Haryanto E., Ali R. Students’ attitudes towards the use of Artificial Intelligence SIRI in EFL learning at one public university // International Seminar and Annual Meeting BKS-PTN Wilayah Barat. 2018. Vol. 1. № 1. P. 190-195. URL: http://conference.unsri.ac.id/index.php/semirata/article/view/1102
5. Дронов И.С. Организационно-педагогические условия обучения письменному академическому дискурсу студентов магистратуры // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 182. С. 21-31. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-182-21-31
6. Золотов П.Ю. Психолого-педагогические условия формирования прагматической компетенции студентов на основе корпусных технологий // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 186. С. 7-13. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-186-7-13
7. Семич Ю.И. Психолого-педагогические условия обучения студентов иноязычному письменному высказыванию на основе корпусных технологий // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 175. С. 52-61. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-175-52-61
8. Junaidi J., Hamuddin B., Julita K., Rahman F., Derin T. Artificial Intelligence in EFL Context: Rising Students’ Speaking Performance with Lyra Virtual Assistance // International Journal of Advanced Science and Technology. 2020. № 29 (05). P. 6735-6741. URL: http://sersc.org/journals/index.php/IJAST/article/view/17726
9. Yoon S.Y. Student readiness for AI instruction: perspectives on AI in university EFL classrooms // Multimedia-Assisted Language Learning. 2019. № 22 (4). P. 134-160. https://doi.org/10.15702/mall.2019.22.4.134
10. Adamopoulou E., Moussiades L. An Overview of Chatbot Technology // IFIP Advances in Information and Communication Technology. 2020. Vol. 584. P. 373-383. https://doi.org/10.1007/978-3-030-49186-4_31
Рецензия
Для цитирования:
Сысоев П.В., Филатов Е.М. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(1):66-72. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-66-72
For citation:
Sysoyev P.V., Filatov E.M. Chatbots in teaching a foreign language: advantages and controversial issues. Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(1):66-72. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-66-72