ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Описаны применяемые информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе Барановичского государственного университета и Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Использован широкий методологический инструментарий: общелогические методы познания (анализ, синтез, абстрагирование, дедукция, индукция, аналогия, моделирование); эмпирические методы (описание, сравнение, собственное наблюдение информационно-образовательных технологий представленных вузов; частно-научные методы (кибернетический, аксиологический, синергетический, в частности, метод контент-анализа содержания информационно-образовательной среды двух вузов); специальные методы (метод компаративного анализа, формально-юридический метод, метод юридической герменевтики). Установлено, что на развитие ИКТ непосредственное влияние оказывает комплекс современных вызовов и угроз. Сделан вывод о положительном эффекте участия вузов в специализированных программах поддержки, приведено в пример участие Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина в программе «Приоритет-2030». Акцентировано внимание на развитии продуктов ИКТ в контексте расширения условий для образования инвалидов. Применение полученных результатов предположено по трем направлениям: теоретическом (продолжение исследований), нормотворческом (разработка предложений, направленных на совершенствование законодательства) и утилитарном (применение в образовательном процессе). Оригинальность и научная новизна работы раскрыты в результатах анализа и сравнения содержания информационнообразовательных технологий двух вузов-партнеров – Барановичского государственного университета и Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Данные исследования и его результаты могут лечь в основу отдельных преобразований, сопровождающих образовательную деятельность, а также послужить теоретической основой для дальнейших исследований в области информационных технологий в научно-исследовательском и образовательном пространстве.
Актуальность темы исследования обусловлена значимостью проблемы развития учебной мотивации у студентов высшей школы для повышения качества и эффективности высшего образования. Анализ и обобщение зарубежного опыта позволит выявить и включить в отечественную образовательную практику развития учебной мотивации студентов высшей школы наиболее успешные, эмпирически доказавшие свою эффективность педагогические решения и разработки.
Цель: на основе анализа зарубежных источников по проблеме развития учебной мотивации студентов высшей школы определить и охарактеризовать актуальные теории, применяемые к изучению учебной мотивации студентов, влияющие на ее развитие факторы, методы и стратегии обучения.
Результаты исследования: выявлено, что актуальной теоретической основой исследований учебной мотивации студентов высшей школы являются теории: самоэффективности, достижения цели, ожидаемой ценности, атрибуции, самооценки, самодетерминации. Доказано, что основным условием позитивного развития мотивации студентов к учебной и исследовательской деятельности является создание преподавателями вузов мотивирующей образовательной среды, включающей: поощрение ориентации студентов на цели мастерства, развитие компетентности, предоставление автономии, создание зон ближайшего развития и др. Сделан вывод о целесообразности включения в отечественную образовательную практику высшей школы зарубежного опыта обучения студентов позитивным мотивационным стратегиям, ориентированным на развитие мотивационной компетентности.
Изложены основные черты педагогической грамматики, позволяющей использовать образовательный потенциал имен собственных в обучении русскому языку узбекских студентов, осуществлять воспитательную деятельность – расширять кругозор и спектр ономастических знаний, способствовать формированию ономастической культуры. Доказано, что сложившаяся антропоцентрическая модель в системе современного филологического образования должна включать педагогические аспекты ономастики. Структура общеобязательного знания о категории мужского и женского родов имени существительного в русском языке связана с обозначением лиц разного пола, что отражает один из принципов педагогического описания русского языка – включение максимальной информации, способствующей запоминанию слова и вскрытию культурного своеобразия русского языка, того, что являет собой языковую картину мира. Акцентировано внимание на тот факт, что педагогическое описание ономастической лексики с опорой на основную когнитивную функцию языка позволяет учитывать процесс категоризации, при котором происходит форматирование языкового статуса класса «феминитивов», содержательной категории имен собственных женского рода как новых объектов действительности, что еще не сориентировано на учебное описание этих языковых образований в учебниках для вузов и школ среднего общего образования с узбекским и другими языками обучения. Обосновано, что с позиции педагогической грамматики знания о категории женского рода существительных как о производном русском слове должны формироваться как вторичные новые знания, а первичные знания, связанные со знанием производящего слова, включаться в интерпретацию феминитивов, что соответствует представлению о расширении знаний о русском языке.
ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальным вопросом современного образования является социализация и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в предлагаемой инклюзивной среде, при этом необходимо учитывать, что этот процесс осложняется индивидуальными психологическими и физиологическими особенностями ребенка. Данное исследование направлено на изучение специфики работы педагогов-тьюторов с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного пространства социально-культурных мероприятий. В задачи исследования входит выявление необходимости взаимодействия педагогов, педагогов-тьюторов и других лиц, ведущих работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, рассмотрение профессиональной характеристики педагога-тьютора и анализ всего спектра функций, выполняемых педагогом-тьютором в условиях социальнокультурного мероприятия. Методология исследования включает в себя работу с научными источниками и проведение социологического опроса. В ходе исследовательской деятельности, проведенной на базе ежегодного открытого Всероссийского фестиваля детского и юношеского творчества в рамках инклюзивного образования «Под крылом добра», был проанализирован процесс работы педагога-тьютора во время проведения инклюзивного мероприятия. Результаты показали, что дети с ограниченными возможностями здоровья, сопровождаемые педагогами-тьюторами, с большей вероятностью смогли адаптироваться в предлагаемых условиях и принять участие в нескольких секциях фестиваля.
В представленном исследовании определена необходимость развития проектной активности обучающихся в современной профессионально ориентированной старшей школе, а также выявлены ее целевые ориентиры, которые позволяют отследить эффективность педагогической деятельности и личностного развития обучающегося. Среди научных подходов преимущественным выделен практико-ориентированный подход Д. Дьюи и концепция «открытой» школы Т.С. Шацкого, нашедшие применение и развитие в современном научном психологическом и педагогическом дискурсе. Критерии сформированности проектной активности: мотивационный, когнитивный, рациональный, личностный, перспективный позволили определить перечень показателей, которые возможно отслеживать посредством диагностического инструментария, что позволяет развивать полученные выводы экспериментально. Сделанные теоретические заключения подтверждались расчетом индекса целесообразности, а также экспертным опросом педагогов общеобразовательных организаций в количестве двадцати восьми человек. В целом проведенное исследование демонстрирует необходимость развития проектной активности обучающихся в образовательном процессе, а также конструирования процесса образования таким образом, чтобы личностное развитие обучающихся стало более масштабным, профессионально ориентированным и направленным на личностное развитие обучающихся. Представленные результаты могут применяться в процессе научно-исследовательской и учебно-воспитательной работы в высших учебных заведениях.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Современный этап технологического развития мирового сообщества характеризуется динамичным внедрением технологий искусственного интеллекта в различные сферы жизнедеятельности человека. Информатизация образования способствовала интеграции новых инновационных технологий в преподавании отдельных предметов, включая иностранный язык. Чат-боты выступают одной из современных программ, функционирующей на основе технологий естественного языка (natural language processing) и машинного обучения (machine learning), которую можно использовать в развитии иноязычных речевых умений обучающихся. Под чат-ботами с позиции методики обучения иностранным языкам предложено понимать диалоговую обучающую программу, способную на основе заложенных в нее алгоритмов речевого поведения человека развивать иноязычные устные и письменные речевые умения обучающегося посредством поддержания с ним диалога и имитацией человеческой речи. На основе анализа методических исследований выделены преимущества чат-ботов в обучении иностранному языку и спорные вопросы использования данной программы в учебном процессе. К преимуществам относятся следующие: 1) повышение мотивации обучающихся к изучению иностранного языка на основе инновационной технологии искусственного интеллекта; 2) возможность обучающимся улучшить иноязычные речевые умения; 3) доступность чат-ботов для развития речевых умений обучающихся независимо от места их расположения и времени; 4) снижение уровня тревожности обучающихся при взаимодействии с машиной. К спорным вопросам относятся: 1) обучающиеся не всегда готовы заменить учителя чат-ботом; 2) большинство разговорных чат-ботов ориентированы на обучающихся с уровнем владения иностранным языком А2-В1; 3) шаблонность и ограниченный набор фраз, используемых чат-ботом.
Приведены определения языкового и дискурсивного компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, и проанализирована проблема формирования связи между ними. Рассмотрены принцип опоры на наглядность и групповая работа, как средства, помогающие студентам активизировать свои знания в процессе речевого общения. Разработан порядок описания изображения, а также определены критерии оценки монолога-описания. Проведен эксперимент, в ходе которого студенты в качестве домашнего задания подготавливали монолог-описание изображения на основе опорной лексики и грамматики. Контрольные группы выполняли задание самостоятельно, тогда как экспериментальные группы работали в командах по 3 человека на дистанционной платформе, ведя обсуждение на английском языке. На последующем аудиторном занятии монологи проверялись во фронтальном режиме. В начале эксперимента был проведен диагностический монолог-описание изображения. Средний балл, набранный студентами, был приблизительно одинаков во всех группах. В конце эксперимента учащиеся выступили с финальным монологом-описанием в том же формате. Средний балл в экспериментальных группах был выше, поскольку в процессе работы в командах студенты вели обсуждение на английском языке, получая дополнительную разговорную практику. Поскольку каждый участник вносил свой вклад в составление монолога, происходил взаимообмен знаниями и идеями. В психологически комфортной атмосфере малых групп учащиеся чувствовали себя более непринужденно и участвовали в обсуждении, не боясь допустить ошибку. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что составление монолога-описания на основе опорной лексики в условиях групповой работы способствует формированию связи между языковым и дискурсивным компонентами иноязычной коммуникативной компетенции.
Современные технологии позволяют расширить возможности занятий и определяют необходимость использования новых форм обучения. В настоящее время развивается научное направление в изучении мультимедийных технологий. Визуальный ряд вообще играет в цифровой коммуникации огромную, подчас решающую роль. Исследование посвящено использованию видеоматериалов на занятиях по иностранному языку, рассмотрена методика применения видеоресурсов в процессе обучения иностранным языкам, направленная на формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Сделан анализ психолого-дидактических возможностей аудиовизуальных обучающих материалов. Особое внимание уделено особенностям клипового мышления, уровню сформированности визуальной грамотности и типологии видеоресурсов для обучения ИЯ. Целью исследования явилась разработка методики применения обучающих и аутентичных видеоресурсов в процессе обучения иностранным языкам, направленная на формирование аудиовизуальной грамотности и коммуникативной компетенции обучающихся. Сделан вывод, что рациональное использование видеоматериалов и видеоресурсов способствует более глубокому вовлечению студентов в изучение иностранного языка, стимулирует развитие креативного мышления, социальных навыков, содействует овладению знаниями, умениями и навыками понимания, говорения и письма.
В процессе освоения китайского языка студенты часто совершают типичные ошибки, которые в значительной степени влияют на коммуникацию и процесс изучения в целом. С проведением анализа было обнаружено, что на начальном этапе больше всего трудностей у студентов возникает при освоении фонетики. Это связано, в первую очередь, с различием фонетических систем китайского и русского языков. Ошибки в произнесении звуков, неверное произнесение тона, паузы в слове или во фразе искажают смысл высказывания, мешают правильному восприятию информации и очень сложно исправляются, если не обращать на них внимания вовремя. Чтобы избежать сложностей в общении на китайском языке, необходимо уделять большое внимание преподаванию фонетики, особенно на начальном этапе обучения. Дан краткий обзор методологии исследования в области фонетики, приведен ряд ошибок, выявленных у студентов, и то, как эти ошибки влияют на процесс коммуникации, таким образом, подтверждая важную роль фонетики при обучении китайскому языку.
Рассмотрено использование информационно-коммуникационных технологий при обучении студентов технических вузов чтению аутентичных текстов на английском языке. Предметом исследования выступили мультимедийные технологии при обучении чтению на английском языке студентов аграрного вуза в рамках аудиторного занятия. Целью исследования было дать обоснование эффективности использования ИКТ при обучении чтению английских текстов, а также изучение ИКТ на примере отечественной программы iSpring Suite 11. При помощи метода опроса и наблюдения, а также систематизации имеющихся данных в рамках нашего вопроса и с опорой на опыт был сделан вывод о том, что использование современных интерактивных мультимедийных технологий повышает мотивацию к обучению иностранного языка, а также благоприятно сказывается на результатах студентов. Анализ научной литературы показал, что использование презентаций в рамках аудиторной работы повышает уровень познавательной активности, усиливая визуальное восприятие у студентов, и облегчает усвоение учебного материала. Педагогам предложено активное внедрение ИКТ в процессы аудиторной и внеаудиторной работы. Рекомендовано использование программ на функциональной базе Microsoft PowerPoint. Подчеркнута важность обучения чтению, как одному из ведущих видов речевой деятельности при подготовке выпускников аграрных вузов. Практическое применение результатов может быть использовано в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе.
Для построения системы иноязычного обучения в военных вузах с помощью метода моделирования необходимо учесть все ключевые аспекты профессиональноориентированного предметного обучения. Предложена модель системы иноязычного обучения в высшей военной школе, включающая взаимосвязанные модули: ресурснонормативный (предпосылки, нормативно-правовая база); аксиологически-целевой (противоречия, цели, функции); теоретико-методологический (подходы и принципы); содержательно-технологический (учебно-профессиональные коммуникативные ситуации, содержание, технологии); процессуально-оценочный (этапы, уровни владения языком, показатели оценивания). Описаны основные структурные элементы модели: функции (коммуникативная, воспитательно-мировоззренческая, информационная, социальная, культурологическая, интегрирующая, развивающая); подходы (компетентностный, коммуникативный, личностно-деятельностный, социокультурный и др.); содержание (языковой, речевой, тематический и компетентностный компоненты); технологии (мнемосхемотехники, проектные, игровые, проблемно-поисковые, цифровые); уровни владения языком (низкий, элементарный, базовый, высокий продвинутый) и др. Данная модель позволяет комплексно рассматривать процесс иноязычного обучения как единую совокупность взаимосвязанных элементов и на основе этого управлять процессом обучения.
Профессиональное самоопределение обучающихся является одной из проблем современного общества. В последнее время особый интерес для выпускников школ вызывает среднее профессиональное образование с целью дальнейшего поступления в вуз, поэтому возникает вопрос о необходимости профориентационного обучения студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования, для последующего обучения по программам бакалавриата/специалитета. Основой для реализации профориентационного обучения иностранному языку успешно может стать интегрированный подход (предметноязыковое интегрированное обучение), эффективность использования которого доказана в исследованиях. Интегрированный подход обладает всеми необходимыми принципами, которые позволяют реализовать данную модель на практике. Особенностями профориентационного обучения иностранному языку на основе интегрированного подхода в системе среднего профессионального образования являются: а) мотивация обучающихся изучать иностранный язык с профориентационной целью на основе интегрированного подхода; б) использование комплекса иноязычных заданий, отражающих особенности гуманитарных направлений подготовки обучения в вузе; в) профориентационная направленность предметнотематического содержания обучения интегрированного курса; г) распределение обучающихся в соответствии с уровнем иноязычной коммуникативной компетенции; д) модульная презентация учебного материала в соответствии с гуманитарными направлениями подготовки обучения в вузе; е) осведомленность преподавателя иностранного языка в предметном содержании тематических модулей.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Представлены результаты педагогического эксперимента по применению методики занятий психогимнастикой с элементами физических упражнений лицами с нарушением интеллекта. Показаны произошедшие изменения их состояния. Объект исследования – процесс адаптивного физического воспитания лиц с интеллектуальными нарушениями. Предмет исследования – методика использования средств адаптивной физической культуры в занятиях психогимнастикой лиц с нарушениями интеллекта. Доказано, что применение физических упражнений в занятиях по психогимнастике повышает уровень физической подготовленности и психофизиологического состояния лиц с интеллектуальными нарушениями. Обоснована временная и экономическая эффективность применяемой методики. Разработанная методика показала эффективность учебно-воспитательного процесса лиц с нарушениями интеллекта в реализации физической подготовленности и психологического состояния. Методика может использоваться специалистами по адаптивной физической культуре и реабилитации в образовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования.
Актуальность проблемы обусловлена необходимостью развития способности к дифференцированию мышечных усилий у детей 11–12 лет с легкой степенью умственной отсталости, занимающихся футболом.
Целью исследования явилось обоснование методики применения тренировочных устройств, обеспечивающих условия для развития способности к дифференцированию мышечных усилий у детей 11–12 лет с легкой степенью умственной отсталости, занимающихся футболом.
Методы исследования: аналитический обзор научных источников, анкетирование, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент. На занятиях с детьми использовались специальные тренировочные устройства, моделирующие выполнение технических действий с мячом в условиях противодействия внешним силам.
Результаты исследования: после педагогического эксперимента у детей экспериментальной группы величина ошибки в точности выполнения движений ногой до указанной отметки на «футбольном кинематометре» достоверно меньше, чем в контрольной группе. Установлено, что при выполнении равновесия в «Пробе Ромберга» и при жонглировании мяча у детей экспериментальной группы результаты достоверно больше, чем в контрольной группе (р < 0,05).
Заключение: применение специальных тренировочных устройств в технической подготовке детей 11–12 лет с легкой степенью умственной отсталости способствовало эффективному развитию способности к дифференцированию мышечных усилий и в целом координационных способностей.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Рассмотрены особенности дворянских усадебных библиотек как исторического источника об эпохе их бытования, c XVIII по начало XX века. Проанализированы вопросы взаимного влияния личной библиотеки и библиофила, изменение структуры читательских интересов на протяжении исследуемого периода. Определено ценностное и функциональное значение книжного наследия дворянских усадебных библиотечных собраний. Охарактеризовано влияние дарственных надписей и инскриптов на специфику взаимоотношений в дворянской среде. Такой подход позволяет реконструировать образ жизни, культуру повседневности библиофила, понять мотивы приобретения новых изданий, сопоставить их с особенностями времени и специфики местной культурной среды. Отмечено, что даже в специальной букинистической литературе, посвященной отдельным вопросам истории личных библиотек, авторы ограничивались констатацией наличия книжного собрания и приводили только отдельные факты из истории их содержания без детального изучения истории появления той или иной книги, качественных характеристик репертуара значения для владельца. Освещены важнейшие вопросы в истории складывания и развития информационной культуры, определена роль литературы в обществе, даются выводы о специфике трансферта и рецепции книжной информации.
В условиях реформирования отечественной системы образования, в том числе дошкольного, как его первой ступени, вновь становится актуальной проблема становления и развития дошкольных образовательных учреждений. Отечественный историко-педагогический опыт функционирования дореволюционных детских учреждений может стать важным ориентиром в модернизации системы дошкольных образовательных организаций на современном этапе. Рассмотрен процесс становления дошкольных образовательных учреждений в Тамбовском крае; выявлены основные типы дореволюционных дошкольных учреждений, получивших распространение на Тамбовщине: ясли-приюты для крестьянских детей, городские ясли и приюты, частные детские сады и площадки. Сделан акцент на культурно-воспитательном значении деятельности детских учреждений системы общественного призрения, что позволило рассматривать их как прообраз общественных детских садов. Выявлены причины медленного развития сети дошкольных учреждений в России и в Тамбовской губернии в частности. Уточнены роль и степень участия в организации дошкольных образовательных учреждений государственных, а также частных и общественных инициатив. Проанализированы преимущественно опубликованные и архивные источники, которые позволили выявить региональные особенности становления дошкольных образовательных учреждений в Тамбовском крае на губернском и уездном уровнях в указанный хронологический период сквозь призму востребованности сословно-социальной, профессиональной и этноконфессиональной групп населения и сделать вывод о том, что становление дошкольных образовательных учреждений в Тамбовском крае началось в конце XIX – в начале XX века.
Изучение социального поведения в истории тесно связано с понятиями «ментальность» и «социальная идентичность». Являясь реальным фактором исторического процесса, ментальность проявляет себя в деятельности больших социальных групп, выступает психологическим обоснованием жизненных стратегий выживания. При этом ментальность сама несет в себе характер стратегии, что не объясняет тактических – поведенческих – реакций конкретной социальной группы на кризисные моменты существования, такие как эпидемии, войны, голодовки и пр. Конкретизация ментальных проявлений обусловила применение «тактической» категории социальной идентичности. Исследователи подчеркивают сложный смысловой контекст данной категории. Наше понимание завязано на социальной конкретике – на крестьянской идентичности. Последняя определяется как одобрение используемой в данной социальной группе стратегии выживания, практически реализуемой в определенном наборе повторяющихся поведенческих реакций, поведенческом паттерне. Целью исследования явилось изучение крестьянской идентичности конкретного региона – Черноземья – в период аграрных трансформаций 1917–1920 гг. Рассмотрены структура крестьянской идентичности, поведенческие реакции крестьянства на изменение условий хозяйствования, дана классификация поземельных конфликтов. Представлены индикаторные возможности поземельных конфликтов и определено место крестьянской идентичности в поведенческом паттерне черноземного крестьянства. Представленная методика индикации поземельных конфликтов для определения состояния крестьянской идентичности в 1917– 1920 гг. может быть применена и при анализе иных исторических периодов. Исследование проведено на материалах архивов Липецкой, Воронежской, Курской, Орловской и Тамбовской областей.
Проанализированы явления и события российской истории с 1918 г. по начало 1921 г., в течение которого большевики пытались реализовать концепцию непосредственного перехода к социалистическому способу производства. Подчеркнуто, что вся логика действий большевиков в экономической и политической сферах в этот период диктовалась именно последовательным проведением в жизнь леворадикального варианта развития революции, трактовавший переход к социализму как максимально быструю и полноценную материализацию основных положений марксистской теории социализма. Утверждено, что эта логика была нарушена в начале 1921 г., когда под воздействием тотального экономического и политического кризиса возникла прямая угроза завоеваниям революции и утраты социалистической идентичности, было принято решение о переходе к нэпу. Переход к нэпу трактуется как очевидный кризис российского революционизма в большевистской вариации, выразившийся в крахе надежд на быстрый и непосредственный переход от капитализма к социализму.
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Проведен анализ основных направлений внешней политики Святого престола при Папе Григории XVI (1831–1846). Сделан обзор научной литературы о жизни и деятельности понтифика. Уделено внимание работам историков, посвященным международным отношениям римского двора с отдельными государствами. Выделены пять главных проблем во внешней политике римского двора в 1831–1846 гг.: 1) Франция и взаимодействие с Июльской монархией; 2) польская проблема; 3) положение католиков в некатолических странах (прежде всего, в Пруссии и Великобритании); 4) кризис на Пиренейском полуострове (Мигелистская война в Португалии и Первая Карлистская война в Испании); 5) проблема взаимоотношений с бывшими испанскими колониями в Новом Свете. Предложен краткий анализ работы внешнеполитического ведомства Святого престола по каждому из выделенных направлений. Показана различная реакция римского двора на либерализацию политических режимов в ряде европейских стран. Другой спектр проблем Святого престола в изучаемую эпоху связан с положением католического меньшинства в некатолических странах. В данном случае также можно отметить разные модели взаимодействия Святого престола с властями данных государств: от прямой конфронтации (Пруссия) до осуждения польского восстания 1830–1831 гг., направленного против властей Российской империи. Показано, что разрыв с либеральной Испанией при Григории XVI способствовал упрощению процедуры признания независимости бывших испанских колоний в Новом Свете.
ISSN 2782-5825 (Online)