Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Исследование профессионально-ценностных ориентаций молодежи в условиях интернет-социализации

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-4-747-769

Аннотация

Актуальность. Исследованы профессионально-ценностные ориентации молодежи в условиях интернет-социализации, их место в структуре жизненных ценностей молодежи. Актуальность обусловлена необходимостью поиска технологий управления процессом профессионально-ориентированной подготовки молодежи при помощи Интернета. Уточнено понятие профессионально-ценностных ориентаций молодежи, выявлены технологии, способствующие интернет-социализации молодежи, определены интернет-технологии, способствующие формированию профессионально-ценностных ориентаций молодежи.

Методы исследования. Для достижения поставленных целей исследования применялись различные методы, включая метод анализа информационных источников, метод анкетирования посредством цифрового ресурса Google Forms.

Результаты   исследования.   Приведены   результаты   исследования   профессионально-ценностных ориентаций молодежи в условиях интернет-социализации при помощи профессионально-ориентированных социальных сетей, профессиональных сообществ, технологий и сервисов для взаимодействия в Интернете. Исследована интернет-социализация молодежи с использованием технологий фриланса, онлайн-стажировок, онлайн-образовательных платформ. Проводится исследование отношения педагогического и бизнес-сообщества к прохождению практики студентами университетов при помощи интернет-технологий.

Выводы. На основе проведенного анализа выявлено, что специфика формирования профессионально-ценностных    ориентаций    студенческой    молодежи    в     условиях    интернет-социализации проявляется в их активно-деятельностной позиции, вхождении в различные профессионально-ориентированные сообщества и их адаптации, индивидуальности и интеграции в указанном сообществе. Социализация сначала проявляется как процесс приспособления к профессионально-ориентированному интернет-сообществу, затем – демонстрация своей индивидуальности в интернет-сообществе, наконец – вхождение в интернет-сообщество и влияние на его жизнедеятельность. Исходя из указанного, проведено обсуждение результатов исследования профессионально-ценностных ориентаций молодежи в условиях интернет-социализации в профессионально-ориентированных социальных сетях, технологий фриланса, онлайн-стажировок, онлайн образовательных платформ и др.

Об авторах

М. С. Чванова
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)»
Россия

Чванова Марина Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информационных систем и технологий

109004, г. Москва, ул. Земляной Вал, 73



И. А. Киселева
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Киселева Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математического моделирования и информационных технологий

392000,  г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



М. С. Анурьева
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Анурьева Мария Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического моделирования и информационных технологий

392000,  г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Список литературы

1. Фукалова В.Ю., Кривенченко С.В. Влияние Интернета на формирование ценностной ориентации молодежи // Научное отражение. 2022. № 4 (30). С. 32-34. https://elibrary.ru/aujany

2. Фатьянов В.М., Картавцев Д.А. Особенности влияния сетевых интернет-сообществ на ценностные ориентации студенческой молодежи // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 5 (56). С. 58-67. https://doi.org/10.26105/SSPU.2019.56.5.007 , https://elibrary.ru/vvmrhg

3. Кожевников А.М. Интернет-коммуникационные факторы ценностных ориентаций российской молодежи // Власть. 2021. Т. 29. № 4. С. 54-60. https://doi.org/10.31171/vlast.v29i4.8376, https://elibrary.ru/rtrbbi

4. Быкова С.С. Исследование ценностных и смысложизненных ориентаций у студентов с разным уровнем интернет-зависимости // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 1 (4). С. 62-70. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-1-62-70 , https://elibrary.ru/vqpccl

5. Беккер Е.Д., Габдрахманова А.В., Трегубова Л.В. Влияние Интернета на формирование ценностных ориентаций современной молодежи // Материалы Ивановских чтений. 2020. № 4 (30). С. 52-67. https://elibrary.ru/frlvhd

6. Бао Л., Донгаузер Е.В., Гаспарович Е.О. Актуальность формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов Китая и России в условиях вуза // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 2 (63). С. 337-340. https://doi.org/10.25683/VOLBI.2023.63.601, https://elibrary.ru/rnyezm

7. Тарасова Е.Н., Шарипова И.И. Развитие у студентов профессионально-ценностных ориентаций в процессе изучения дисциплин профильного цикла // Среднее профессиональное образование. 2022. № 10 (326). С. 38-41. https://elibrary.ru/gqyblz

8. Мищенко В.А., Фролова Е.В. Структурные компоненты профессиональных ценностных ориентаций студентов вуза // Глобальный научный потенциал. 2019. № 12 (105). С. 139-142. https://elibrary.ru/qzftde

9. Фролова Е.В. Образовательная среда вуза как фактор формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 327-330. https://elibrary.ru/ythovf

10. Чванова М.С., Киселева И.А. Историко-логический анализ исследований по формированию профессионально-ценностных ориентаций студентов в контексте интернет-социализации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 188. С. 7-14. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-188-7-14, https://elibrary.ru/xutauf

11. Чванова М.С., Киселева И.А. Педагогическая модель формирования ценностных ориентаций студентов в условиях интернет-социализации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27. № 1. С. 7-17. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-1-7-17 , https://elibrary.ru/dqrlgm

12. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.

13. Perkins J., Irwin A. The practice of online internships // The Routledge International Handbook of WorkIntegrated Learning. L.: Routledge, 2023. P. 271-288. https://doi.org/10.4324/9781003156420-21

14. Linkov F., Khanijahani A., Swanson-Biearman B., Akinci F. Remote internship: practical approaches to sustaining student internships amid public health epidemics // Journal of Health Administration Education. 2021. Vol. 38. № 1. P. 363-376.

15. Gill R.J. Graduate employability skills through online internships and projects during the COVID-19 pandemic: an Australian example // Journal of Teaching and Learning for Graduate Employability. 2020. Vol. 11. № 1. P. 146-158. https://doi.org/10.21153/jtlge2020vol11no1art946

16. Baker I., Fitzpatrick D. Student experiences in pre-COVID virtual internships: integration, barriers, motivation challenges, supportive supervisors, and intern growth // American Journal of Distance Education. 2022. Vol. 36. № 2. P. 90-102. https://doi.org/10.1080/08923647.2022.2034399

17. Reid K., Butler D.L., Comfort C., Potter A.D.J. Virtual internships in open and distance learning contexts: Improving access, participation, and success for underrepresented students // Distance Education. 2023. Vol. 44. № 2. P. 276-283. https://doi.org/10.1080/01587919.2023.2209029

18. Petersson J. Student perception of learning during on-site and online internships // Proceedings of the 20th European Conference on E-Learning ECEL. Berlin: University of Applied Sciences HTW, 2021. P. 364-370.

19. AlGhamdi R.A. Virtual internship during the COVID-19 pandemic: exploring IT students satisfaction // Education + Training. 2022. Vol. 64. № 3. P. 329-346. https://doi.org/10.1108/ET-12-2020-0363

20. Briant S., Crowther P. Reimagining internships through online experiences: multi-disciplinary engagement for creative industries students // International Journal of Work-Integrated Learning. 2020. Vol. 21. № 5. P. 617-628.

21. Koopman K., Emmett R.S., Sanderlin N.P. Work in progress: examining the literature on virtual internships for insights applicable to engineers // ASEE Virtual Annual Conference Content Access. Washington DC, 2021. P. 1-11.

22. Bird N.J., Chu C.M., Oguz F. Internship in LIS education: an international perspective on experiential learning // IFLA Journal. 2015. Vol. 41. № 4. P. 298-307. http://doi.org/10.1177/0340035215596352

23. Bawadi H., Shami R., El-Awaisi A., Al-Moslih A., Rahim H.A., Du X., Moawad J., Al-Jayyousi G.F. Exploring the challenges of virtual internships during the COVID-19 pandemic and their potential influence on the professional identity of health professions students: a view from Qatar University // Frontiers in Medicine. 2023. Vol. 10. P. 1-9. https://doi.org/10.3389/fmed.2023.1107693

24. Харченко В.С. Потенциал взаимодействия работодателей и вузов (пример Уральского региона) // Регион: экономика и социология. 2021. № 1 (109). С. 97-126. https://doi.org/10.15372/REG20210104 , https://elibrary.ru/zxgfzb

25. Akhmetshin E.M., Kovalenko K.E., Goloshchapova L.V., Polyakova A.G., Erzinkyan E.A., Murzagalina G.M. Approaches to social entrepreneurship in Russia and foreign countries // Journal of Entrepreneurship Education. 2018. Vol. 21. № S2. P. 1-10. https://elibrary.ru/ysmedb

26. Gupta V., Fernandez-Crehuet J.M., Hanne T. Freelancers in the software development process: a systematic mapping study // Processes. 2020. Vol. 8. № 10. P. 1-25. https://doi.org/10.3390/pr8101215

27. He J., Peng J., Zeng G. The spatiality of the creative digital economy: local amenities to the spatial agglomeration of creative e-freelancers in China // Journal of the Knowledge Economy. 2022. P. 1-22. https://doi.org/10.1007/s13132-022-01088-6

28. Базылюк И.А., Килимова Л.В. Популярные виды интернет-практик среди пользователей сети Интернет // Актуальные проблемы региональной социологии: сб. науч. ст. преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов / отв. ред. Л.В. Килимова. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2016. С. 141- 147. https://elibrary.ru/xrtikr

29. Jeske D., Axtell C.M. Going global in small steps: E-internships in SMEs // Organizational Dynamics. 2016. Vol. 45. № 1. P. 55-63. https://doi.org/10.1016/j.orgdyn.2015.12.007

30. Park M., Jones T. Going virtual: The impact of COVID-19 on internships in tourism, events, and hospitality education // Journal of Hospitality & Tourism Education. 2021. Vol. 33. № 3. P. 176-193. https://doi.org/10.1080/10963758.2021.1907198


Рецензия

Для цитирования:


Чванова М.С., Киселева И.А., Анурьева М.С. Исследование профессионально-ценностных ориентаций молодежи в условиях интернет-социализации. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(4):747-769. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-4-747-769

For citation:


Chvanova M.S., Kiseleva I.A., Anureva M.S. Research of professional and value orientatio s of youth in the conditions of nternet socialization. Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(4):747-769. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-4-747-769

Просмотров: 142


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)