Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск
Том 28, № 4 (2023)
Скачать выпуск PDF

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

747-769 139
Аннотация

Актуальность. Исследованы профессионально-ценностные ориентации молодежи в условиях интернет-социализации, их место в структуре жизненных ценностей молодежи. Актуальность обусловлена необходимостью поиска технологий управления процессом профессионально-ориентированной подготовки молодежи при помощи Интернета. Уточнено понятие профессионально-ценностных ориентаций молодежи, выявлены технологии, способствующие интернет-социализации молодежи, определены интернет-технологии, способствующие формированию профессионально-ценностных ориентаций молодежи.

Методы исследования. Для достижения поставленных целей исследования применялись различные методы, включая метод анализа информационных источников, метод анкетирования посредством цифрового ресурса Google Forms.

Результаты   исследования.   Приведены   результаты   исследования   профессионально-ценностных ориентаций молодежи в условиях интернет-социализации при помощи профессионально-ориентированных социальных сетей, профессиональных сообществ, технологий и сервисов для взаимодействия в Интернете. Исследована интернет-социализация молодежи с использованием технологий фриланса, онлайн-стажировок, онлайн-образовательных платформ. Проводится исследование отношения педагогического и бизнес-сообщества к прохождению практики студентами университетов при помощи интернет-технологий.

Выводы. На основе проведенного анализа выявлено, что специфика формирования профессионально-ценностных    ориентаций    студенческой    молодежи    в     условиях    интернет-социализации проявляется в их активно-деятельностной позиции, вхождении в различные профессионально-ориентированные сообщества и их адаптации, индивидуальности и интеграции в указанном сообществе. Социализация сначала проявляется как процесс приспособления к профессионально-ориентированному интернет-сообществу, затем – демонстрация своей индивидуальности в интернет-сообществе, наконец – вхождение в интернет-сообщество и влияние на его жизнедеятельность. Исходя из указанного, проведено обсуждение результатов исследования профессионально-ценностных ориентаций молодежи в условиях интернет-социализации в профессионально-ориентированных социальных сетях, технологий фриланса, онлайн-стажировок, онлайн образовательных платформ и др.

770-782 90
Аннотация

Актуальность. Рассмотрена публикационная активность по проблеме формирования цифровой образовательной экосистемы для студентов университета. Выявлен период появления публикаций по проблеме и динамика публикационной активности научного сообщества. На основе использования Dimensions.ai, Lens.org, Scopus, Web of Science, VOSviewer построены диаграммы, библиометрические карты публикационной активности авторов по ключевым словам, активности стран. Цель исследования – показать, что цифровая образовательная экосистема является перспективным инструментом педагогического общения и содержит значительный потенциал для активизации исследовательской и инновационной деятельности студентов.

Методы исследования. Для достижения поставленных целей исследования применялись различные методы, включая анализ психолого-педагогической литературы, кластерный анализ, обобщение и систематизация данных.

Результаты исследования. Анализ карты распределения публикаций позволил выявить основные направления исследований по проблеме. Согласно данным, наиболее значимыми областями являются компьютерные науки, бизнес, социология, управление знаниями и окружающая среда. В период с 2010 по 2019 г. наблюдался активный рост публикаций на близкие темы. Предположительно, рост активности связан с попытками понять не столько суть цифровой образовательной экосистемы, сколько разобраться с понятием цифровая образовательная экосистема, которое обсуждалось в указанный период в зарубежных публикациях. Но результаты анализа на основе этих публикаций могут указывать и на сдвиг фокуса исследований в данной области. Возможно, это связано с изменением трендов, которые влияют на активность исследователей в данной тематике. Указанная тенденция к сп ду может свидетельствовать о переключении интереса исследователей на проблемы, связанные с пандемией. Исследования, связанные с “digital educational ecosystems” (цифровыми образовательными экосистемами), характеризуются фрагментарностью и разрозненностью, что представляет потребность в применении системного подхода и более глубоком исследовании этой предметной области, которые позволят анализировать и понимать сложные взаимодействия и связи между различными компонентами этих экосистем. Обосновано, что публикации по проблеме исследования именно в области педагогики носят фрагментарный характер, а публикационная активность отстает от отрасли информационных технологий – что тормозит исследования в области реализации педагогического потенциала цифровой образовательной экосистемы для студентов университета.

Выводы. Цифровая образовательная экосистема является перспективным инструментом педагогического общения и содержит значительны потенциал для активизации исследовательской и инновационной деятельности студентов. Но этот потенциал еще не реализован в силу неразработанности методологической основы. Требуется системное осмысление методологического базиса цифровой образовательной экосистемы.

783-794 64
Аннотация

Актуальность. Рассмотрен круг вопросов фортепианной педагогики, связанный с освоением классической сонатной формы в преемстве с композиторским и исполнительским опытом предклассического периода. Решается задача освоения современного музыкально-педагогического опыта в области изучения классической сонатной формы в классе фортепиано.

Материалы и методы. В качестве основного методологического принципа использован семиотический подход к музыкальному тексту, а также историко-культурный комментарий и реконструкция аутентичной среды, в которой создавалась и развивалась классическая сонатная форма. Показана целесообразность использования в педагогической коммуникации «quasi-партитуры исполнительской концепции». Обоснование вводимого понятия содержит разнообразные примеры прочтения уртекста. Предлагаемая методика может широко применяться в последовательном процессе освоения крупной формы в инструментальном классе.

Результаты исследования. Полезным результатом предлагаемого подхода является осмысленное отношение к исполнительской технике как ресурса порождения вариантов корректной авторской интерпретации художественного произведения. Несмотря на то, что крупная форма составляет обязательную часть музыкальной педагогики, практикующие музыканты сталкиваются с проблемами формально-смыслового восприятия текста в процессе участия в диалоговой среде «учитель – ученик», «композитор – инструменталист». По аналогии с термином quasi-партитуры, используемым в искусствоведческом анализе крупной формы, вводится понятие «quasi-партитура исполнительской концепции», что позволяет обогатить педагогическую коммуникацию большим объемом историко-культурной информации, привязанной к художественному тексту произведения и технологии его исполнения. Приводятся и интерпретируются конкретные примеры взаимовлияния крупнейших представителей композиторской и исполнительской практики XVIII века.

Выводы. Аргументирована мысль о необходимости развивать умение инструменталиста понимать, слышать и воспроизводить в исполнительской практике конструкты музыкального языка, порожденного в синкретизме композиторско-исполнительской практики эпох Иоганна Кунау, семейства Бахов, Доменико Скарлатти, Георга Фридриха Генделя, Йозефа Гайдна, Муцио Клементи, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена.

ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

795-804 105
Аннотация

Актуальность. Олимпиадное движение во всем мире набирает популярность, привлекая внимание школьников как надежный инструмент саморазвития и изучения предметов на повышенном уровне. Проблемой исследования выступает анализ зарубежных практик организации интеллектуальных соревнований для школьников в контексте развития личности и творческих способностей учащихся. В фокусе нашего внимания оказывается национальная экосистема реализации интеллектуальных состязаний в США. Цель нашего исследования преломляется в выявлении особенностей реализации данных конкурсных мероприятий в американской традиции, в то время как актуальность обусловлена успехами сборных США на международных олимпиадах.

Материалы и методы. Методологически мы опираемся на принципы системного, деятельностного и культурологического подходов. Среди использованных нами теоретических методов – изучение научной литературы по теме, в том числе на английском языке; обобщение, категоризация, сравнительный анализ, а также анализ законных актов США в области образования, и веб-сайтов операторов проведения интеллектуальных состязаний.

Результаты исследования. В результате исследования установлен ряд особенностей американской системы отбора и развития талантливых школьников в школе, среди уникальных черт – децентрализация организации конкурсов и широкое внедрение командных соревнований.

Выводы. Новизна исследования преломляется в изучении особенностей конкурсного и олимпиадного движения в США на современном этапе. Теоретическая значимость заключается в приращении педагогического знания о зарубежном образовании в сфере реализации олимпиадного движения, на практическом уровне полученные данные могут адаптироваться и внедряться в отечественные практики поиска талантливой молодежи.

805-812 68
Аннотация

Актуальность. Современное общество становится все сложнее, и необходимо воспитывать своих граждан в духе высокой морали, внимательности к ближним, уважения к закону и готовности к нуждам своей страны. Уважение к передаваемым знаниям, обучение этическому и нравственному поведению, забота о здоровье, приведение в порядок личной жизни приведет к тому, что подростки будут охотнее готовиться к военной службе и легче воспринимать трудности при выполнении своих военных обязанностей. Следовательно, педагогическое обеспечение формирования готовности подростков к военной службе является актуальной и очень важной задачей в современных условиях. Педагогическое обеспечение формирования готовности подростков к военной службе может быть достигнуто путем проведения специальных занятий в школах, а также в условиях военных лагерей, на которых подростки получают навыки военно-тактической подготовки, а профессиональные военные инструкторы могут проводить специальные занятия и тренировки, которые не только укрепят физическое здоровье, но и помогут научиться жить и работать в особых условиях.

Методы исследования. На основе анализа междисциплинарной литературы и передового опыта по проблеме педагогического обеспечения формирования готовности подростков к военной службе, обобщения, сравнения, систематизации, наблюдения, анализа продуктов школьной деятельности выявлены возможности педагогического обеспечения, дополняющие современные научные представления о результативности формирования готовности подростков к военной службе в общеобразовательных организациях.

Результаты исследования. Выявлены возможности педагогического обеспечения, дополняющие современные научные представления о результативности формирования готовности подростков к военной службе в общеобразовательных организациях с позиции основных трендов современного школьного образования (патриотизм, гражданственность, ответственность за настоящее и будущее страны, родного края и свою собственную судьбу).

Выводы. Обоснованы стратегии педагогического обеспечения формирования готовности подростков к военной службе и соответствующие им тактики, вносящие вклад в теорию организации воспитательного процесса в современных российских общеобразовательных школах.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

813-832 74
Аннотация

Актуальность. Интеллектуальная мода играет важную роль в определении принципов организации когнитивного пространства в практике обучения молодого поколения. Проблема выбора познавательной стратегии является ключевой для осуществления личностного развития в рамках какой-либо образовательной модели. Критический анализ популярных познавательных стратегий, пользующихся повышенным вниманием научной общественности, актуален, поскольку приверженность исследователей педагогической моде отвлекает преподавателей-методистов от решения действительно значимых задач. Цель исследования – критическая оценка двух феноменов педагогической моды: «перевернутый класс» (flipped classroom) и предметно-языковое интегрированное обучение (content and language integrated learning-CLIL).

Методы исследования. На основе теоретического анализа научной литературы и систематизации существующих методологических концепций выявлены и обоснованы корректные методические условия реализации указанных педагогических стратегий в современном вузе.

Результаты исследования. Выявлено, что название популярной модели опережающей самостоятельной работы студентов (СРС) «перевернутый класс» терминологически несовместимо с официальным стилем российского научного дискурса. Критическому переосмыслению подвергается также идея о том, что эффективное использование современных цифровых ресурсов в вузовском учебном процессе необходимо связывать только с этой моделью СРС. Методика CLIL, применяемая в преподавании иностранных языков, должна обеспечивать двойной фокус в преподавании, совмещающий одновременное овладение и предметом и иностранным языком в рамках одной базовой дисциплины. Многие приверженцы CLIL считают его центральным явлением в преподавании иностранных языков, но рассматривают его поверхностно, игнорируя  различия  между  методиками CLIL и ESP (English for Specific Purposes: английский язык для специальных целей), а также CLIL и EMI (English as Medium of Instruction – английский как средство обучения).

Выводы. Познавательную стратегию «перевернутый класс» правильнее считать методикой опережающей самостоятельной работы студентов или реверсивным обучением как одной из форм смешанного обучения. Проведенный обзор посвященных CLIL российских исследований позволяет авторам статьи негативно оценить тенденцию централизации CLIL без должного учета его отличий от методик ESP и EMI.

833-844 102
Аннотация

Актуальность. В высшей школе языковое образование призвано не только способствовать развитию коммуникативной компетенции на средних и высоких уровнях, но и быть способом ознакомления с профильным иноязычным дискурсом. Одной из самых распространенных методик, способных осуществить эти две задачи, является предметно-языковое интегрированное обучение. С его помощью возможна адаптация аутентичных материалов под лингводидактические нужды. Однако вопрос процедуры создания учебно-методических материалов для интегрированного курса остается открытым – существует необходимость в определении общих свойств отбираемых и адаптируемых текстов для предметно-языкового интегрированного обучения.

Методы исследования. Исследование основано на отечественной и зарубежной научнометодической литературе, посвященной вопросам организации курса интегрированного обучения. На основе компаративного анализа были выявлены связи между предложенными различными авторами системами создания материалов.

Результаты исследования. Установлен перечень свойств учебных текстов, необходимый для эффективного обучения профессиональному иностранному языку. Рассмотрены разные модели отбора, упорядочивания и адаптации аутентичных текстов. Соотнесение разнообразия свойств и способов организации материалов привело к созданию трехмодульной системы, включающую в себя предметный, когнитивный и коммуникативный компоненты. Каждый из компонентов оперирует особыми характеристиками отбираемых и адаптируемых текстов: предметный – профессиональной релевантностью содержания; когнитивный – потенциальной новизной воспринимаемого материала; коммуникативный – языковыми и речевыми средствами для создания условий общения.

Выводы. Предложенная трехмодульная система адаптации аутентичных материалов для предметно-языкового интегрированного обучения способна охватить многообразие характеристик текстов, тем самым предоставляя возможности для эффективной организации учебного процесса.

845-857 47
Аннотация

Актуальность. Проведено изучение и ранжирование компетенций преподавателя профессионально ориентированного перевода, актуальных в быстро меняющемся мире с его динамичными требованиями к деятельности переводчика. Исследование проводилось с целью дальнейшего использования при разработке содержания профессиональной подготовки преподавателей различных видов профессионально ориентированного перевода, при составлении и актуализации образовательной программы «Преподаватель отраслевого (профессионально ориентированного) перевода», программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавательского состава вузов.

Методы исследования. В ходе исследования использовались такие методы, как анализ нормативных документов и метод анкетирования. Анкетирование проводилось онлайн при помощи интернет-инструмента «Google Формы» при возможности сохранения анонимности респондентов. Обработка результатов проводилась посредством вычисления и ранжирования средних значений.

Результаты исследования. В ходе анализа нормативных документов и научно-методических публикаций была выявлена двадцать одна позиция переводческих и дидактических знаний и умений, и этот список был предложен действующим преподавателям перевода для оценки востребованности каждого компонента в их педагогической деятельности. По результатам анкетирования был составлен ранжированный список десяти самых востребованных знаний и умений преподавателя профессионально ориентированного перевода. Наиболее приоритетными являются умения редактировать письменный перевод, переводить письменно, оценивать и обосновывать оценку различных видов перевода, а также владение практической методикой обучения переводу. Именно эти компетенции можно назвать ключевыми компетенциями преподавателя профессионально ориентированного перевода.

Выводы. Проведенное исследование показало, что профессиональная компетентность преподавателя перевода может рассматриваться как интегративная совокупность компетенций переводчика, общих компетенций преподавателя высшей школы и специфических компетенций преподавателя собственно перевода, а входящие в ее состав знания и умения включают в себя как переводческие, так и дидактические.

858-868 135
Аннотация

Актуальность. Непрерывность и интенсивность процесса развития общества определяется потребностью человека в социализации. На современном этапе своего существования социальные институты напрямую связаны не только с процессом коммуникации, но и с определенными областями научного знания. Однако детальные описания новых типов дискурса, возникших вследствие взаимной интеграции, встречаются нечасто. Следовательно, подобные прецеденты нуждаются в подробном изучении и определении характерных особенностей. Цель исследования – дать характеристику научно-образовательному типу дискурса в процессе обучения иностранному языку и обосновать его методический потенциал.

Материалы и методы. При помощи теоретического анализа научно-методической литературы, систематизации концептуальных подходов к определению термина «дискурс» и сопоставительном анализе имеющихся интерпретаций разработана характеристика научно-образовательного дискурса и теоретически обосновывается его методический потенциал.

Результаты исследования. Предложено авторское определение термина «дискурс», под которым понимается процесс речевой коммуникации в заданном институциональностью контексте между коммуникантами с набором статусно-ролевых моделей. Также предложено авторское определение термина «научно-образовательный дискурс» в качестве сложной, комплексной и многослойной системы актов научной коммуникации, способствующей формированию необходимых для социализации навыков и умений, структурно соотносящихся с определенным социальным институтом. Описана и разработана авторская характеристика научно-образовательного дискурса.

Выводы. Синергия научного и образовательного типов дискурса в процессе обучения иностранному языку способствует успешной социализации студента, овладению иноязычной коммуникативной компетенцией и также может существовать в структурной формации любого социального института, оказывая воздействие на коммуникатов, находящихся в заданных статусно-ролевых моделях.

869-879 64
Аннотация

Актуальность. Курсы академического письма, традиционно основывающиеся на концепции English for Academic Purposes, все чаще подвергаются критике со стороны исследователей и преподавателей одноименной дисциплины. Обучение студентов созданию соответствующих всем правилам поверхностных структур научной статьи представляется на практике не совсем достаточным, необходимо также разработать дидактические инструменты по созданию адекватных глубинных структур текста, которые лежат в области лингвокультурных смыслов и связаны с интеллектуальным стилем представителей определенной национальной культуры и снабдить ими обучающихся. Целью исследования является: а) обоснование идеи о «культуроемкости» академического текста; б) выделение параметров текста, в области которых выражены национально-культурные смыслы; в) анализ лингвокультурных особенностей научных статей, написанных русскоязычными авторами на русском языке, на основе данных параметров; г) определение специфики интеллектуального стиля русскоязычных исследователей.

Материалы и методы. Был проведен дискурс-анализ 139 научных статей из области лингвистики и теории и методики обучения, написанных русскоязычными авторами на русском языке.

Результаты исследования. Был составлен усредненный портрет русскоязычного исследователя и описаны черты его интеллектуального стиля.

Выводы. Выявлено, что: а) лингвокультурным потенциалом обладают не только художественные тексты, но и тексты других функциональных стилей, в том числе научные статьи; б) культура и текст научной статьи имеют общие черты; в) интеллектуальный стиль русскоязычных исследователей тяготеет к тевтонскому, а способ мышления – к «холистическому, диалектическому».

880-896 49
Аннотация

Актуальность. Моделирование как метод используется для создания и работы с моделями различных объектов или процессов. Модели позволяют визуализировать абстрактные и сложные научные концепции для того, чтобы лучше понимать их. В методике обучения иностранному языку моделирование используется для проведения экспериментального обучения в условиях контролируемого окружения, прогнозирования результатов, а также планирования дальнейших действий. Диктоглосс как средство обучения иностранному языку имитирует разновидность диктанта, при котором студенты воспроизводят услышанный текст, используя корректные стилистические и лексико-грамматические формы. Формат проведения диктоглосса позволяет использовать его в форме смешанного обучения с помощью современных информационно-коммуникационных технологий, делая его более доступным для студентов. Однако в научно-методической литературе отсутствуют работы, посвященные развитию иноязычных коммуникативных способностей студентов языкового факультета на основе диктоглосса. Цель исследования – построить методическую модель обучения студентов видам иноязычной коммуникативной деятельности на основе диктоглосса.

Методы исследования. Для разработки методической модели в работе использовались следующие теоретические методы: изучение и анализ научной литературы по теме исследования, обобщение изложенных в ней данных и концептуальных положений . На основе эмпирических методов исследования был изучен и проанализирован практический опыт использования диктоглосса как средства обучения иностранному языку, разработана и описана методическая модель обучения студентов видам иноязычной коммуникативной деятельности на основе диктоглосса.

Результаты исследования. Разработана и описана авторская методическая модель обучения студентов видам иноязычной коммуникативной деятельности на основе диктоглосса. Методическая модель обучения представляет собой совокупность иерархично упорядоченных компонентов: предпосылки, целевой, теоретический, технологический и оценочнорезультативный блоки. Каждый блок содержит компоненты, раскрывающие сущность исследования и определяющие его направленность.

Выводы. Разработанная методическая модель обучения студентов видам иноязычной коммуникативной деятельности на основе диктоглосса направлена на повышение интенсивности и эффективности учебного процесса. Полученные результаты могут быть использованы для разработки методических материалов по использованию технологии диктоглосса в обучении иностранному языку, а также при проведении других исследований в области методики обучения иностранному языку.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

897-905 83
Аннотация

Актуальность. В настоящее время отмечено ухудшение здоровья подрастающего поколения, в том числе и студенческой молодежи. Проведение занятий со студентами специальной медицинской группы Б требует осуществления постоянного контроля показателей резервов функциональных систем организма. Цель исследования – определить уровень нагрузки для выбора эффективных средств профилактики различных заболеваний, улучшения здоровья студентов посредством физической культуры.

Методы исследования. На основе теоретического анализа научно-методической литературы и систематизации широкого спектра индексов Скибинской, Руфье и Робинсона выявлены уровни резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем студентов специальной медицинской группы «Б», имеющих различные заболевания.

Результаты исследования. Выявлены и обоснованы уровни резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем студентов, имеющих различные заболевания, которые необходимо учитывать при организации занятий по физической культуре с этой категорией студентов.

Выводы. Занятия по физической культуре студентов специальной медицинской группы «Б» должны быть организованы с учетом уровня резервов кардиореспираторной системы и направлены в первую очередь на их повышение, независимо от заболевания.

906-913 65
Аннотация

Актуальность. Рассмотрены особенности планирования занятий физической культурой в дошкольных учреждениях для ретардированных детей, имеющих нарушения речи. Цель исследования – анализ особенностей планирования занятий физической культурой в дошкольных учреждениях для ретардированных детей, имеющих нарушения речи. Для достижения данной цели был решен ряд задач: охарактеризованы особенности взаимосвязи речевых и двигательных нарушений детей дошкольного возраста; проведен обзор психологопедагогической литературы по проблеме исследования; разработаны методические рекомендации по планированию занятий физической культурой в дошкольных учреждениях для ретардированных детей, имеющих нарушения речи.

Методы исследования. Анализ теоретической и методические литературы по теме исследования, анализ опыта практикующих специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями, сравнительно-сопоставительный анализ, а также метод обобщений.

Результаты исследования. Речевые нарушения детей дошкольного возраста тесно связаны с двигательными нарушениями, поскольку речевая и моторная сферы неразрывно связаны между собой; планировать занятия физической культурой для ретардированных детей с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения нужно таким образом, чтобы во время этих занятий шло одновременное развитие речевой и моторной сферы. В занятия физической культурой необходимо включать элементы ритмики, танцевальных движений, аэробики и т. д.; в процессе планирования системы занятий физической культурой целесообразно также встраивать в занятия инновационные методики, а именно: 3Dфитнес, занятия на степ-платформах (при условии технической возможности) и др.

Выводы. Грамотное планирование занятий физической культурой в дошкольных учреждениях для ретардированных детей, имеющих нарушения речи, даст возможность не только обеспечить детей необходимой физической активностью, но и в той или иной мере скорректировать речевые нарушения.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

914-922 74
Аннотация

Актуальность. Несмотря на тот факт, что в наше время значительно усилился интерес отечественных ученых к истории Древней Руси, некоторые ее страницы остаются почти неисследованными. Так, например, Алеша Попович, неоднократно упоминаемый в древнерусских летописях и былинах, остается для многих современных исследователей лишь фольклорным персонажем. Между тем детальный анализ ключевых моментов биографии исторического прототипа былинного богатыря позволит современным ученым более глубоко исследовать исторические процессы, происходившие в древнерусском обществе домонгольской эпохи.

Материалы и методы. В процессе исследования применялись специальные методы познания (историко-аналитический и проблемно-хронологический). Материалы, которые составляют основу исследования, изучены и подвергнуты анализу с учетом хронологии событий, необходимости получения исторической информации из прорабатываемых научных источников. При сопоставлении различных теоретических взглядов по анализируемым проблемам использован метод сравнительного и ретроспективного анализа. Основой источниковедческой базы исследования стали летописи и хронографы XV–XVII веков, а также древнерусские былины, главным героем которых был Алеша Попович.

Результаты исследования. На основе анализа древнерусских летописей и хронографов, а также текста народной былины «Алеша Попович и Тугарин змей» авторы смогли опровергнуть доминирующую в последнее время в отечественной науке гипотезу о том, что Алеша Попович представляет собой собирательный образ древнерусских защитников родной земли. Представлена также историческая реконструкция биографии наиболее вероятного исторического прототипа былинного богатыря.

Выводы. Главным историческим прототипом былинного богатыря Алеши Поповича был ростовский воин Александр Попович. Он служил в дружинах древнерусских князей Всеволода Юрьевича и Константина Всеволодовича и под их началом участвовал в военных походах и междоусобных войнах.

923-932 60
Аннотация

Актуальность. Рассмотрено становление института полицейских урядников на Урале в последней четверти XIX века. Актуальность исследования заключена в том, что, несмотря на доскональное изучение личного состава полицейских урядников Российской империи, серьезных исследований уряднических участков практически не проводилось. Целью исследования явился анализ уряднических участков на Урале с помощью математико-статистического инструментария.

Материалы и методы. В качестве методологии среднего уровня выбрана теория модернизации России. Ключевым методом исследования избран многомерный анализ данных об уряднических участках.

Результаты исследования. Рассмотрено построение многофакторной типологии уряднических участков на Урале в 1878 г. Полученные результаты могут быть использованы в преподавании курса «История правоохранительных органов России».

Выводы. Реформа 1878 г. не смогла создать на Урале органов полиции, адекватных бурному росту населения и обширности территорий. Хотя большинство уездов Южного Урала можно считать намного более легкими для патрулирования, чем в Вятской и Пермской губерниях. В 20 % уездов Урала патрулирование участков одним всадником на практике оказалось неосуществимым.

933-941 55
Аннотация

Актуальность. Во второй половине XIX – начале XX века в России наблюдалась нестабильная внутриполитическая обстановка. Активизации оппозиционных политических сил способствовали нерешенные злободневные для общества вопросы (например, крестьянский и рабочий вопрос). «Пробуждению» населения же способствовала организованная левыми политическими партиями (в первую очередь, такими как Российская социал-демократическая рабочая партия и эсеры) агитационно-пропагандистская работа. При этом распространение антиправительственной литературы по стране происходило, как правило, с помощью железнодорожного сообщения. Исследование опыта агитационно-пропагандистской деятельности (на примере типичной российской провинции) поможет не только обогатить историческую сферу научного знания, но и оценить эффективность реализуемых механизмов распространения революционной литературы в конкретных исторических условиях, это и составляет цель данного исследования.

Материалы и методы. Использовались следующие методы научного познания: анализ, синтез, обобщение, хронологический и сравнительно-исторический методы.

Результаты исследования. Определено, что оппозиционно настроенными политическими партиями железнодорожные пути сообщения использовались как эффективное «средство» доставки в провинциальные регионы революционной литературы.

Выводы. Подобная пропагандистская и агитационная деятельность не всегда приводила к нужному результату, и местное население с опаской относилось к обнаруженным «находкам» в виде революционных листовок, воззваний, прокламаций, брошюр и т. п.

942-954 57
Аннотация

Актуальность. Разработка любой научной проблемы должна опираться на анализ предшествующей истории ее развития. Исследование опыта и закономерностей исполнения наказаний для несовершеннолетних преступников не является исключением. Цель исследования в широком смысле состоит в необходимости выявить и проанализировать исторический опыт становления и развития пенитенциарных учреждений по содержанию осужденных подростков на рубеже XIX и ХХ веков. В узком смысле основной задачей является определение роли и места Тамбовского приюта в деле перевоспитания и превентивного воздействия на уже осужденных и потенциальных преступников, не достигших совершеннолетия.

Материалы и методы исследования. Объект исследования здесь определяется совокупностью общественных отношений, имевших место при реализации деятельности Тамбовского земского ремесленно-воспитательного приюта для несовершеннолетних правонарушителей. Базовыми источниками явились материалы фондов Государственного архива Тамбовской области, публикации и соответствующие нормативно-правовые акты. Для реализации поставленных задач использованы традиционные и новые методы исследования. В качестве первых назовем историко-хронологический метод, вторых – элементы нарративных и аксиологических подходов.

Результаты исследования. Обозначены причины создания ремесленно-воспитательного приюта, его структура; условия содержания, учебы и работы воспитанников. Дана сравнительная характеристика некоторых из подобных учреждений, действовавших в других губерниях. Определены основные административно-воспитательные средства, применявшиеся для достижения поставленных целей. Даны оценки эффективности проводимой работы.

Выводы. Материалы исследования свидетельствуют о позитивных последствиях замены тюремного заключения для малолетних преступников направлением их в исправительные приюты и колонии. Практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения и выводы могут быть использованы как в краеведческой работе, так и при формировании современных критериев деятельности ювенальной юстиции.

955-962 75
Аннотация

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена научным исследованием эффективности проводимой пенитенциарной политики в начале XX века царской России и России периода Гражданской войны.

Методы исследования. Историко-системный подход позволил рассмотреть пенитенциарную политику «двух Россий» в начале XX века и проследить эффективность в борьбе с побегами из мест заключения. Статистический метод показал число побегов из мест заключения в царской России и в исправительно-трудовых лагерях периода Гражданской войны. Применение сравнительно-исторического метода показало уровень организации мест заключения разных исторических эпох.

Результаты исследования. Исследована статистика и масштаб побегов из мест заключения Тамбовской губернии в начале XX века. Изучен уровень организации мест заключения с учетом фактора революционных событий, Гражданской войны и крестьянского восстания в Тамбовской губернии. Проведен сравнительный анализ числа побегов арестантов из мест заключения царской России и мест заключения советской России на примере Тамбовской губернии.

Выводы. Практическая значимость исследования выражается в краеведческом исследовании пенитенциарных систем двух эпох России с целью дальнейшего составления обобщенного труда по заданной тематике.

963-974 67
Аннотация

Актуальность. В центре внимания стоит крестьянская кооперация, что определяется местом мелкого крестьянского производства в сельском хозяйстве изучаемого региона. Рассмотрение кооперации как наиболее уникального российского феномена и эффективной модели хозяйствования определяется актуальностью современного общественного производства и потребления.

Материалы и методы. В исследовании использованы опубликованные и неопубликованные источники. Наряду с общенаучными методами, в данном исследовании широко использовался количественный метод для анализа количественных показателей и построения численных характеристик явлений и процессов.

Результаты исследования. Показано положение тамбовской крестьянской кооперации при переходе к новой экономической политике. Определены основные виды и тенденции ее развития, особенности организации и направления деятельности. Выявлены механизмы вмешательства партийных органов в хозяйственную деятельность кооперации.

Выводы. В Тамбовской губернии сельскохозяйственная кооперация являлась той хозяйственной организацией, которая оказывала серьезную помощь крестьянству. В начале 1920-х гг. происходил медленный и трудный процесс восстановления основных видов крестьянской кооперации Тамбовской губернии. Вместе с совершенствованием работы кооперации происходило усиление вмешательства партийных органов в ее работу, в ее перспективное планирование и оперативную деятельность.

975-986 69
Аннотация

Актуальность. Немало написано о взаимоотношениях советского человека с властью и пространством большой политики, его жизни и быте. Однако мы уверены, что целесообразно продолжить изучение проблем советской повседневности. В наше время актуальность приобретает интерес к теме истории повседневности и микроистории, а также попытки переосмыслить опыт советского периода. Рассмотрена повседневная жизнь воспитанников государственной системы трудовых резервов после окончания Великой Отечественной войны на примере учебных заведений Крыма.

Материалы и методы. Использовались принципы историзма, системности, объективности, методология исследования – системный подход, а также комплекс взаимодополняющих общенаучных методов.

Результаты исследования. Профессионально-техническое образование в качестве объекта исследования выбрано не случайно. Вот уже более 80 лет оно является институтом воспроизводства квалифицированной рабочей силы и одновременно выполняет экономическую функцию. А также открывает молодым людям путь в мастерство, создает основы творческого роста. В рамках исследования в научный оборот введены новые архивные данные по данной теме.

Выводы. Значимость обращения к истории профессионально-технического образования дает возможность уклониться от былых ошибок, уравнять существующие противоречия, а также выбрать наиболее продуктивный путь развития профессионально-технического образования в наши дни. Сегодня предъявляются новые подходы к системе обучения и подготовки рабочих кадров. Знания и умения, накопленные в профессионально-техническом образовании, дают безграничный потенциал для совершенствования содержания, форм и способов обучения. Поэтому следует изучать деятельность существовавших раньше школ, училищ и техникумов.

 

 

 

 

987-999 108
Аннотация

Актуальность. Интерес к исследованию обусловлен протекающими на постсоветском пространстве политическими событиями и процессами. Россия отвечает на вызовы военно-технологического и морально-идеологического характера. При этом развернутая Западом информационная война против России аксиологически, семантически имеет множество аналогий с содержанием немецкой пропаганды на оккупированной советской территории в годы Великой Отечественной войны. Цель исследования – определить порядок организации, формы, методы и содержание, принципы и эффективность деятельности органов пропаганды.

Материалы и методы. Рассмотрены материалы Генерального округа Беларусь, хронологические рамки исследования – 1941–1944 гг. Использованы исторические документы фондов Национального архива Республики Беларусь (НАРБ). Последние представляют собой нормативные акты немецкой гражданской администрации Генерального округа Беларусь, а также материалы нацистской пропаганды.

Результаты исследования имеют практическое значение: они могут использоваться в образовательном и воспитательном процессе в учреждениях высшего профессионального образования.

Выводы. Пропагандистская деятельность немецких властей на белорусской земле имела ряд отличительных черт. Идеологическое воздействие на местное население имело характер четко организованной работы, которая была построена по аналогии с пропагандистской системой нацистской Германии. Пропаганда велась с учетом психологических и культурно-исторических особенностей местного населения. В целом пропаганде отводилась роль превентивного инструмента в обеспечении спокойного тыла и в выполнении экономических и политических задач германского рейха на оккупированных территориях.

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

1000-1009 60
Аннотация

Актуальность. В работе анализируется идеологема «нового похода» Коммунистической партии Китая (КПК). В последнее время это словосочетание часто звучит в речах руководителей Китайской Народной Республики (КНР) и активно продвигается партийными органами пропаганды. Цель исследования – проследить процесс развития выражения «новый поход» в идеологическом поле КНР и определить ключевые смыслы, которые вкладываются в концепцию.

Материалы и методы. Для достижения обозначенной цели проанализированы речи руководителей КНР 1996, 2006 и 2016 гг. по случаю круглой годовщины окончания Великого похода китайских коммунистов 1934–1936 гг., с которым связана идеологема «нового похода». С помощью качественного и количественного контент-анализа выделяются общие и особенные для трех текстов моменты. Показано, каким содержанием наполнялась концепция «нового Великого похода». Также прослежено возникновение в официальных источниках термина «новый поход» и выделены идеи, которые партийные теоретики связывают с этим выражением.

Результаты исследования. Установлено, что идеологема смещает акцент с достижений предшествующего периода развития страны на грядущие успехи социалистического строительства в «новую эпоху», провозглашенную нынешним генеральным секретарем ЦК КПК Си Цзиньпином.

Выводы. Возникновение концепции «нового похода» свидетельствует об отдельных изменениях в том, как КПК позиционирует себя в истории Китая. Дальнейшему исследованию подлежит влияние этой трансформации на идеологию КНР в целом.

1010-1023 57
Аннотация

Актуальность. В отличие от национальной субъектности, европейская внешняя политика вполне исторична, то есть не мифологизируется и имеет хронологически различимое начало. Как тогда достигается свойственная субъектности непрерывность, если наднациональную внешнюю политику можно представить как ряд дискретных решений? Опираясь на то, что любая внешняя политика является локусом культурных отношений, были рассмотрены историко-культурные условия европейской субъектности на примере европейского кино.

Материалы и методы. Был сформулирован культурный метод исторического исследования; были выбраны материалы, которые беспроблемно относятся к европейской традиции кинематографа.

Результаты исследования. Были выделены некоторые условия наднациональной субъектности – прежде всего это трансформативный опыт, связанный с войной.

Выводы. Кино показывает, из чего сделана европейская внешняя политика помимо дискретных решений – этого не могут показать идеи и традиции, тогда как современные ей культурные формы позволяют открыть расположенность наднациональной субъектности в историко-культурной динамике XX века.

1024-1036 74
Аннотация

Актуальность. Рассмотрено развитие курса национальной безопасности Государства Израиль в период 2021–2023 гг. Особый интерес данный вопрос приобретает в связи с наличием двух тенденций сектора безопасности: его трансформации, с одной стороны, и преемственности – с другой.

Методы исследования. Исследование основано на принципах историзма, объективности, системного подхода. Наряду с общенаучными методами, такими как анализ и сравнение, использованы историко-сравнительный, ретроспективный, синхронный методы, а также метод критической геополитики.

Результаты исследования. Отмечено, что в период каденций премьер-министров Н. Беннета и Я. Лапида произошло дальнейшее развитие системы противоракетной обороны «Железный купол» и разработка лазерного оружия для укрепления данной системы. Проведено несколько операций, целью которых стало предотвращение технического и наступательного развития противников Государства Израиль в Секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан. В военных операциях упор сделан на дистанционное уничтожение военных объектов в глубине территории Палестины и предотвращение доступа боевиков на территорию Израиля по подземным тоннелям, что в действительности является новым трендом. С возвращением Б. Нетаньяху на пост премьер-министра страны в конце 2022 г. наблюдается приверженность данной военной стратегии, о чем свидетельствует продолжение операции «Волнорез». При этом Б. Нетаньяху проводит политику усиления стратегического преимущества Государства Израиль на направлении Сектора Газа, где у Израиля постепенно нивелируются преимущества.

Выводы. Отмечено, что в период 2021–2022 гг. военная стратегия государства развивалась во многом в русле и на основе задела, который был создан Б. Нетаньяху во время его предыдущей каденции на посту премьер-министра. При этом старая доктрина безопасности претерпела изменения с целью недопущения технологического развития противника и поддержания стратегического преимущества Государства Израиль. Сделан общий вывод об эффективности принятой стратегии и о ее многолетней природе.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)