Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Анализ публикационной активности исследователей мира по проблеме формирования цифровой образовательной экосистемы для студентов университета

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-4-770-782

Аннотация

Актуальность. Рассмотрена публикационная активность по проблеме формирования цифровой образовательной экосистемы для студентов университета. Выявлен период появления публикаций по проблеме и динамика публикационной активности научного сообщества. На основе использования Dimensions.ai, Lens.org, Scopus, Web of Science, VOSviewer построены диаграммы, библиометрические карты публикационной активности авторов по ключевым словам, активности стран. Цель исследования – показать, что цифровая образовательная экосистема является перспективным инструментом педагогического общения и содержит значительный потенциал для активизации исследовательской и инновационной деятельности студентов.

Методы исследования. Для достижения поставленных целей исследования применялись различные методы, включая анализ психолого-педагогической литературы, кластерный анализ, обобщение и систематизация данных.

Результаты исследования. Анализ карты распределения публикаций позволил выявить основные направления исследований по проблеме. Согласно данным, наиболее значимыми областями являются компьютерные науки, бизнес, социология, управление знаниями и окружающая среда. В период с 2010 по 2019 г. наблюдался активный рост публикаций на близкие темы. Предположительно, рост активности связан с попытками понять не столько суть цифровой образовательной экосистемы, сколько разобраться с понятием цифровая образовательная экосистема, которое обсуждалось в указанный период в зарубежных публикациях. Но результаты анализа на основе этих публикаций могут указывать и на сдвиг фокуса исследований в данной области. Возможно, это связано с изменением трендов, которые влияют на активность исследователей в данной тематике. Указанная тенденция к сп ду может свидетельствовать о переключении интереса исследователей на проблемы, связанные с пандемией. Исследования, связанные с “digital educational ecosystems” (цифровыми образовательными экосистемами), характеризуются фрагментарностью и разрозненностью, что представляет потребность в применении системного подхода и более глубоком исследовании этой предметной области, которые позволят анализировать и понимать сложные взаимодействия и связи между различными компонентами этих экосистем. Обосновано, что публикации по проблеме исследования именно в области педагогики носят фрагментарный характер, а публикационная активность отстает от отрасли информационных технологий – что тормозит исследования в области реализации педагогического потенциала цифровой образовательной экосистемы для студентов университета.

Выводы. Цифровая образовательная экосистема является перспективным инструментом педагогического общения и содержит значительны потенциал для активизации исследовательской и инновационной деятельности студентов. Но этот потенциал еще не реализован в силу неразработанности методологической основы. Требуется системное осмысление методологического базиса цифровой образовательной экосистемы.

Об авторах

А. А. Скворцов
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Скворцов Александр Александрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического моделирования и информационных технологий

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



А. А. Молчанов
ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»
Россия

Молчанов Анатолий Анатольевич, научный сотрудник

125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, 4



Список литературы

1. Каранатова Л.Г., Кулев А.Ю. Современные подходы к формированию инновационных экосистем в условиях становления экономики знаний // Управленческое консультирование. 2015. № 12 (84). С. 39-46. https://elibrary.ru/vehvsn

2. Кондаков А.М., Костылева А.А. Цифровое образование: от школы для всех к школе для каждого // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019. Т. 16. № 4. С. 295-307. https://doi.org/10.22363/2312-8631-2019-16-4-295-307, https://elibrary.ru/kyasak

3. Nguyen L.T., Tuamsuk K. Digital learning ecosystem at educational institutions: A content analysis of scholarly discourse // Cogent Education. 2022. Т. 9. № 1. С. 1-17. https://doi.org/10.1080/2331186X.2022.2111033

4. Belessova D., Ibashova A., Bosova L., Shaimerdenova G. Digital learning ecosystem: current state, prospects, and hurdles // Open Education Studies. 2023. Vol. 5. № 1. P. 1-8. https://doi.org/10.1515/edu-2022-0179

5. Fournier H., Kop R., Molyneaux H. New personal learning ecosystems: a decade of research in review // Emerging Technologies in Virtual Learning Environments. 2019. С. 1-19. http://dx.doi.org/10.4018/978-1-5225-7987-8.ch001

6. Krogstie J. Modeling of digital ecosystems: Challenges and opportunities // Working Conference on Virtual Enterprises. Berlin, Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg, 2012. P. 137-145. http://dx.doi.org/10.1007/978-3-642-32775-9_14

7. Delgado-Kloos C., Alario-Hoyos C., Pasqualin L.F. Keys to the University of the Future // Innovative Teaching in Higher Education / eds. J. Silva-Quiroz, J.P. Becerra. Santiago: InnovaT, 2022. P. 11-34.

8. Chvanova M.S., Mitrofanova I.P., Molchanov A.A., Nikolaeva S.V., Shlenov Y.V., Podlesny D.V. Terminological maps of publications on the transformation of students' professional orientations in the context of their internet socialization // Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies (IT and QM and IS): Proceedings of the 2021 IEEE International Conference. Yaroslavl, 2021. P. 605-611. https://doi.org/10.1109/ITQMIS53292.2021.9642758

9. Chvanova M.S., Vasilyev F.V., Isaev V.V., Baranov V.Y. Modeling publication terminology maps on quality assessment problems of printed circuit boards // Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies (IT and QM and IS): Proceedings of the 2021 IEEE International Conference. Yaroslavl, 2021. P. 267-273. https://doi.org/10.1109/ITQMIS53292.2021.9642844


Рецензия

Для цитирования:


Скворцов А.А., Молчанов А.А. Анализ публикационной активности исследователей мира по проблеме формирования цифровой образовательной экосистемы для студентов университета. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(4):770-782. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-4-770-782

For citation:


Skvortsov A.A., Molchanov A.A. Analysis of the publication activity of world researchers on the problem of forming a digital educational ecosystem for university students. Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(4):770-782. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-4-770-782

Просмотров: 90


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)