Методическая модель обучения студентов видам иноязычной коммуникативной деятельности на основе диктоглосса
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-4-880-896
Аннотация
Актуальность. Моделирование как метод используется для создания и работы с моделями различных объектов или процессов. Модели позволяют визуализировать абстрактные и сложные научные концепции для того, чтобы лучше понимать их. В методике обучения иностранному языку моделирование используется для проведения экспериментального обучения в условиях контролируемого окружения, прогнозирования результатов, а также планирования дальнейших действий. Диктоглосс как средство обучения иностранному языку имитирует разновидность диктанта, при котором студенты воспроизводят услышанный текст, используя корректные стилистические и лексико-грамматические формы. Формат проведения диктоглосса позволяет использовать его в форме смешанного обучения с помощью современных информационно-коммуникационных технологий, делая его более доступным для студентов. Однако в научно-методической литературе отсутствуют работы, посвященные развитию иноязычных коммуникативных способностей студентов языкового факультета на основе диктоглосса. Цель исследования – построить методическую модель обучения студентов видам иноязычной коммуникативной деятельности на основе диктоглосса.
Методы исследования. Для разработки методической модели в работе использовались следующие теоретические методы: изучение и анализ научной литературы по теме исследования, обобщение изложенных в ней данных и концептуальных положений . На основе эмпирических методов исследования был изучен и проанализирован практический опыт использования диктоглосса как средства обучения иностранному языку, разработана и описана методическая модель обучения студентов видам иноязычной коммуникативной деятельности на основе диктоглосса.
Результаты исследования. Разработана и описана авторская методическая модель обучения студентов видам иноязычной коммуникативной деятельности на основе диктоглосса. Методическая модель обучения представляет собой совокупность иерархично упорядоченных компонентов: предпосылки, целевой, теоретический, технологический и оценочнорезультативный блоки. Каждый блок содержит компоненты, раскрывающие сущность исследования и определяющие его направленность.
Выводы. Разработанная методическая модель обучения студентов видам иноязычной коммуникативной деятельности на основе диктоглосса направлена на повышение интенсивности и эффективности учебного процесса. Полученные результаты могут быть использованы для разработки методических материалов по использованию технологии диктоглосса в обучении иностранному языку, а также при проведении других исследований в области методики обучения иностранному языку.
Об авторе
И. Н. АксеноваРоссия
Аксенова Инга Николаевна, старший преподаватель кафедры иноязычного образования
119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1
Список литературы
1. Абрамова М.А. Моделирование как метод исследования // Научный электронный журнал Меридиан. 2017. № 4 (7). С. 148-150. https://elibrary.ru/yziqpl
2. Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2003. 446 с. https://elibrary.ru/nmjvyz
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2 (1325). С. 58-64. https://elibrary.ru/sguktl
4. Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования / под науч. ред. А.В. Хуторского. М.: Научновнедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. С. 156-163. https://elibrary.ru/rwobap
5. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М.: Еврошкола, 2004. 233 с. https://elibrary.ru/qwlvcr
6. Savignon S.J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. N. Y.: McGraw-Hill, 1997. 288 p.
7. Canale M., Swaine M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics. 1980. Vol. 1. № 1. P. 1-47. https://doi.org/10.1093/applin/I.1.1, https://elibrary.ru/ilaqrh
8. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Рус. яз., 1989. 276 с. https://elibrary.ru/shdewv
9. Щепилова А.В. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению французскому языку как второму иностранному. М.: Школьная книга, 2003. 488 с. https://elibrary.ru/vfbber
10. Шамов А.Н. Коммуникативно-когнитивный подход в обучении лексической стороне речи на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. 2008. № 4. С. 21-28. https://elibrary.ru/jxtnmn
11. Барышников Н.В. Методика обучения второму иностранному языку в школе. М.: Просвещение, 2003. 159 с. https://elibrary.ru/qsxqal
12. Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы): в 2 кн. М., 2001. Кн. 1. С. 244-252.
13. Всеволодова А.Х. Личностно-деятельностный подход в обучении иностранным языкам // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 51-1. С. 29-31. https://doi.org/10.18411/lj-06-2019-06, https://elibrary.ru/ytirhm
14. Willis D., Willis J. Doing Task-Based Teaching. Oxford: Oxford University Press, 2007. 296 p.
15. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Директ-Медиа, 2008. 274 с.
16. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 398 с.
17. Сысоев П.В. Основные направления информатизации языкового образования // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. 2013. № 4. С. 83-95. https://elibrary.ru/rtefgn
18. Евстигнеев М.Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования дистанционных образовательных технологий на современном этапе // Иностранные языки в школе. 2020. № 9. С. 80-90. https://elibrary.ru/dkgzev
19. Титова С.В., Самойленко О.Ю. Структура информационно-коммуникационной компетенции преподавателя вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 22. № 3 (167). С. 39-48. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2017-22-3(167)-39-48, https://elibrary.ru/yprxkz
20. Прошина А.Н. Использование интерактивных технологий в высшей школе как условие интенсификации образовательного процесса // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. Т. 200. С. 287-296.
21. Короткевич Ж.А. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности на основе лингвострановедческого текста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Минск, 2002. 19 с.
22. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. 208 с.
Рецензия
Для цитирования:
Аксенова И.Н. Методическая модель обучения студентов видам иноязычной коммуникативной деятельности на основе диктоглосса. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(4):880-896. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-4-880-896
For citation:
Aksenova I.N. Methodical model of teaching types of foreign language communicative activity to students based on dictogloss. Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(4):880-896. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-4-880-896