Особенности планирования занятий физической культурой в дошкольных учреждениях для ретардированных детей, имеющих нарушения речи
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-4-906-913
Аннотация
Актуальность. Рассмотрены особенности планирования занятий физической культурой в дошкольных учреждениях для ретардированных детей, имеющих нарушения речи. Цель исследования – анализ особенностей планирования занятий физической культурой в дошкольных учреждениях для ретардированных детей, имеющих нарушения речи. Для достижения данной цели был решен ряд задач: охарактеризованы особенности взаимосвязи речевых и двигательных нарушений детей дошкольного возраста; проведен обзор психологопедагогической литературы по проблеме исследования; разработаны методические рекомендации по планированию занятий физической культурой в дошкольных учреждениях для ретардированных детей, имеющих нарушения речи.
Методы исследования. Анализ теоретической и методические литературы по теме исследования, анализ опыта практикующих специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями, сравнительно-сопоставительный анализ, а также метод обобщений.
Результаты исследования. Речевые нарушения детей дошкольного возраста тесно связаны с двигательными нарушениями, поскольку речевая и моторная сферы неразрывно связаны между собой; планировать занятия физической культурой для ретардированных детей с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения нужно таким образом, чтобы во время этих занятий шло одновременное развитие речевой и моторной сферы. В занятия физической культурой необходимо включать элементы ритмики, танцевальных движений, аэробики и т. д.; в процессе планирования системы занятий физической культурой целесообразно также встраивать в занятия инновационные методики, а именно: 3Dфитнес, занятия на степ-платформах (при условии технической возможности) и др.
Выводы. Грамотное планирование занятий физической культурой в дошкольных учреждениях для ретардированных детей, имеющих нарушения речи, даст возможность не только обеспечить детей необходимой физической активностью, но и в той или иной мере скорректировать речевые нарушения.
Об авторе
А. Н. ИвлеваРоссия
Ивлева Алена Николаевна, старший преподаватель кафедры физической подготовки, Российская таможенная академия
140009, г. Москва, ул. Новозаводская, 11/5
Список литературы
1. Лахмоткина В.И., Ястребова Л.А. Психолого-педагогические аспекты характеристики детей с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-2. С. 226-229. https://elibrary.ru/bwzsdi
2. Носенко Н.П., Томашвили Е.А. Особенности развития двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Физическая культура, спорт – наука и практика. 2014. № 2. С. 16-18. https://elibrary.ru/sjmjht
3. Гаврилик М.В., Сачковская В.В. Особенности занятий физической культурой для развития мелкой моторики дошкольников с нарушением речи // Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта. «Спорт для всех» и внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО: материалы 14 Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Тюмень: ВекторБук, 2016. Ч. 1. С. 338-340. https://elibrary.ru/zgggbp
4. Горбунова О.В. Анализ речевого развития старших дошкольников с речевой патологией, в ходе эксперимента с использованием средств оздоровительной аэробики на мячах // Адаптивная физическая культура. 2008. № 3 (35). С. 45-48. https://elibrary.ru/jvrdbd
5. Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Специфика образовательной области «физическое развитие» для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Адаптивная физическая культура. 2017. № 4 (72). С. 21-24. https://elibrary.ru/zwdblh
6. Хах С.Р., Хазова С.А., Карягина Н.В. К проблеме использования некоторых систем физического воспитания для коррекции общего недоразвития речи у дошкольников // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. № 3 (162). С. 212-217. https://elibrary.ru/ulwlfz
7. Толкачева Е.Т., Тарасова Л.В., Куценко Ю.Е., Никитина Ю.Ю. Физическое воспитание детей 3–6 лет с нарушением речи // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 1 (131). С. 264-266. https://doi.org/10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p264-266, https://elibrary.ru/vjfvxf
8. Емельянова И.Д., Подольская О.А. Коррекция психофизического состояния у старших дошкольников с нарушениями речи посредством адаптивной физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2021. № 6. С. 70-71. https://elibrary.ru/bqcpyr
9. Бушманова Т.С., Фендель Т.В. Особенности инклюзивного физического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи // Теория и практика физической культуры. 2022. № 5. С. 79-81. https://elibrary.ru/wxipgu
10. Якимович Е.П., Белогривцев И.Ю. Коррекция нарушений речи у детей 5–6 лет средствами физической культуры в условиях дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего типа // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. № 34-1. С. 29-33. https://elibrary.ru/rhiraf
Рецензия
Для цитирования:
Ивлева А.Н. Особенности планирования занятий физической культурой в дошкольных учреждениях для ретардированных детей, имеющих нарушения речи. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(4):906-913. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-4-906-913
For citation:
Ivleva A.N. Features of planning physical education classes in preschool institutions for mentally challenged children with speech disorders. Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(4):906-913. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-4-906-913