Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Особенности планирования занятий физической культурой в дошкольных учреждениях для ретардированных детей, имеющих нарушения речи

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-4-906-913

Аннотация

Актуальность. Рассмотрены особенности планирования занятий физической культурой в дошкольных учреждениях для ретардированных детей, имеющих нарушения речи. Цель исследования – анализ особенностей планирования занятий физической культурой в дошкольных учреждениях для ретардированных детей, имеющих нарушения речи. Для достижения данной цели был решен ряд задач: охарактеризованы особенности взаимосвязи речевых и двигательных нарушений детей дошкольного возраста; проведен обзор психологопедагогической литературы по проблеме исследования; разработаны методические рекомендации по планированию занятий физической культурой в дошкольных учреждениях для ретардированных детей, имеющих нарушения речи.

Методы исследования. Анализ теоретической и методические литературы по теме исследования, анализ опыта практикующих специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями, сравнительно-сопоставительный анализ, а также метод обобщений.

Результаты исследования. Речевые нарушения детей дошкольного возраста тесно связаны с двигательными нарушениями, поскольку речевая и моторная сферы неразрывно связаны между собой; планировать занятия физической культурой для ретардированных детей с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения нужно таким образом, чтобы во время этих занятий шло одновременное развитие речевой и моторной сферы. В занятия физической культурой необходимо включать элементы ритмики, танцевальных движений, аэробики и т. д.; в процессе планирования системы занятий физической культурой целесообразно также встраивать в занятия инновационные методики, а именно: 3Dфитнес, занятия на степ-платформах (при условии технической возможности) и др.

Выводы. Грамотное планирование занятий физической культурой в дошкольных учреждениях для ретардированных детей, имеющих нарушения речи, даст возможность не только обеспечить детей необходимой физической активностью, но и в той или иной мере скорректировать речевые нарушения.

Об авторе

А. Н. Ивлева
ГКОУ ВО «Российская таможенная академия»
Россия

Ивлева Алена Николаевна, старший преподаватель кафедры физической подготовки, Российская таможенная академия

140009, г. Москва, ул. Новозаводская, 11/5



Список литературы

1. Лахмоткина В.И., Ястребова Л.А. Психолого-педагогические аспекты характеристики детей с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-2. С. 226-229. https://elibrary.ru/bwzsdi

2. Носенко Н.П., Томашвили Е.А. Особенности развития двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Физическая культура, спорт – наука и практика. 2014. № 2. С. 16-18. https://elibrary.ru/sjmjht

3. Гаврилик М.В., Сачковская В.В. Особенности занятий физической культурой для развития мелкой моторики дошкольников с нарушением речи // Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта. «Спорт для всех» и внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО: материалы 14 Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Тюмень: ВекторБук, 2016. Ч. 1. С. 338-340. https://elibrary.ru/zgggbp

4. Горбунова О.В. Анализ речевого развития старших дошкольников с речевой патологией, в ходе эксперимента с использованием средств оздоровительной аэробики на мячах // Адаптивная физическая культура. 2008. № 3 (35). С. 45-48. https://elibrary.ru/jvrdbd

5. Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Специфика образовательной области «физическое развитие» для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Адаптивная физическая культура. 2017. № 4 (72). С. 21-24. https://elibrary.ru/zwdblh

6. Хах С.Р., Хазова С.А., Карягина Н.В. К проблеме использования некоторых систем физического воспитания для коррекции общего недоразвития речи у дошкольников // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. № 3 (162). С. 212-217. https://elibrary.ru/ulwlfz

7. Толкачева Е.Т., Тарасова Л.В., Куценко Ю.Е., Никитина Ю.Ю. Физическое воспитание детей 3–6 лет с нарушением речи // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 1 (131). С. 264-266. https://doi.org/10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p264-266, https://elibrary.ru/vjfvxf

8. Емельянова И.Д., Подольская О.А. Коррекция психофизического состояния у старших дошкольников с нарушениями речи посредством адаптивной физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2021. № 6. С. 70-71. https://elibrary.ru/bqcpyr

9. Бушманова Т.С., Фендель Т.В. Особенности инклюзивного физического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи // Теория и практика физической культуры. 2022. № 5. С. 79-81. https://elibrary.ru/wxipgu

10. Якимович Е.П., Белогривцев И.Ю. Коррекция нарушений речи у детей 5–6 лет средствами физической культуры в условиях дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего типа // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. № 34-1. С. 29-33. https://elibrary.ru/rhiraf


Рецензия

Для цитирования:


Ивлева А.Н. Особенности планирования занятий физической культурой в дошкольных учреждениях для ретардированных детей, имеющих нарушения речи. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(4):906-913. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-4-906-913

For citation:


Ivleva A.N. Features of planning physical education classes in preschool institutions for mentally challenged children with speech disorders. Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(4):906-913. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-4-906-913

Просмотров: 65


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)