Проблематика организации цифрового досуга в зарубежной исследовательской практике
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-210-222
Аннотация
Представлен обзор активизировавшихся в последние десятилетия исследований цифрового досуга. При исследовании данной проблематики возникают многообразные междисциплинарные интеграции и коллаборации, что позволило выявить позитивные и негативные тенденции, а также перспективные направления развития указанного сегмента досуговой деятельности. В частности, зарубежными исследованиями установлены векторы развития цифрового досуга, связанные с преодолением дихотомии рабочего пространства и сферы рекреации, геймификацией трудовых процессов, синхронным выполнением нескольких видов деятельности, в том числе досуговой. «Цифровой поворот» приводит к детерриториализации пространства и времени досуга, преодолению неравенства ресурсов и возможностей, способствует персонализации, приватизации, упрощению и маркетизации публичной сферы, стимулирует рекреативно-развлекательную модель поведения. Цифровые технологии, с одной стороны, приводят к отчуждению членов семьи, с другой – соединяют физически разделенных друзей и родственников. Вместе с тем онлайн-активность снижает время общения с другими людьми, спортивных занятий и любительского творчества. На этой основе возникают разнообразные интернет-зависимости и аддиктивное поведение. По результатам исследований установлено, что цифровой досуг существенно влияет на показатели благополучия пожилых людей: оптимизируется их физическое и когнитивное функционирование, улучшаются межпоколенческие взаимодействия, снижается социальная изоляция.
Об авторах
М. И. ДолженковаРоссия
Долженкова Марина Игоревна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культуроведения и социокультурных проектов
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Т. Г. Бортникова
Россия
Бортникова Татьяна Геннадиевна, доктор культурологии, профессор, профессор кафедры зарубежной филологии и прикладной лингвистики
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Паяль А. Фабрика досуга: производство в цифровой век // ЛОГОС. 2015. Т. 25. № 3 (105). С. 88-115.
2. Lupton D. Foreword: lively devices, lively data and lively leisure studies // Leisure Studies. 2016. № 35 (6). Р. 709-711.
3. Mollick E.R., Rothbard N.P. Mandatory fun: consent, gamification and the impact of games at work // The Wharton School Research Paper Series. 2014. Vol. 21 (1). P. 3-54. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2277103
4. McGrath L.C. Adoption of social media by corporations: a new era // Business and Economic Review. 2010. № 13. P. 14-19.
5. McGrath L.С. Social media and employment: is there a limit? // Interdisciplinary Journal of Contemporary Research in Business. 2012. Vol. 4. № 1. P. 17-24.
6. Digital Labor: the Internet as Playground and Factory / ed. by T. Scholz. N. Y.: Routledge, 2013. 274 р.
7. Spracklen K. Digital Leisure, the Internet and Popular Culture. Communities and Identities in a Digital Age. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2015. 228 р. https://doi.org/10.1057/9781137405876
8. Alowayyed S., Hoekstra A.G., Piontek T. et al. Patterns for high performance multiscale computing // Future Generation Computer Systems. 2019. № 91 (6). Р. 335-346. https://doi.org/10.1016/j.future.2018.08.045
9. Putnam R.D. Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community. N. Y.: Simon and Schuster, 2000. 544 р.
10. López-Sintas J., Rojas-DeFrancisco L., García-Álvarez E. Home-based digital leisure: doing the same leisure activities, but digital // Cogent Social Sciences. 2017. Vol. 3 (1). https://doi.org/10.1080/23311886.2017.1309741
11. Turkle S. Alone Together: Why We Expect More from Technology and Less from Each Other. N. Y.: Basic books, 2011. 384 р.
12. Churchill S.L., Clark V.L.P., Prochaska-Cue K. et al. How rural low-income families have fun: a grounded theory study // Journal of Leisure Research. 2007. Vol. 39. № 2. P. 271-294.
13. Ioannidis K., Treder M.S., Chamberlain S.R. et al. Problematic internet use as an age-related multifaceted problem: Evidence from a two-site survey // Addictive Behaviors. 2018. № 81. P. 157-166. https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2018.02.017
14. Beutel M.E., Brahler E., Glaesmer H. et al. Regular and problematic leisure-time Internet use in the community: results from a German population-based survey // Cyberpsychology, Behavior and Social Networking. 2011. Vol. 14. № 5. P. 291-296. https://doi.org/10.1089/cyber.2010.0199
15. Gallistl V., Nimrod G. Media-based leisure and wellbeing: a study of older Internet users // Leisure Studies. 2019. Vol. 39. № 2. P. 251-265. https://doi.org/10.1080/02614367.2019.1694568
16. Zach S., Lissitsa S. Internet use and leisure time physical activity of adults: a nationwide survey // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 60. P. 483-491. https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.02.077
17. Rojas H., Puig-i-Abril E. Mobilizers mobilized: Information, expression, mobilization and participation in the digital age // Journal of Computer-Mediated Communication. 2009. Vol. 14 (4). P. 902-927. https://doi.org/10.1111/j.1083-6101.2009.01475.x
18. Banjanin N., Banjanin N., Dimitrijevic I., Pantic I. Relationship between internet use and depression: focus on physiological mood oscillations, social networking and online addictive behavior // Computers in Human Behavior. 2015. № 43. P. 308-312. https://doi.org/10.1016/j.chb.2014.11.013
Рецензия
Для цитирования:
Долженкова М.И., Бортникова Т.Г. Проблематика организации цифрового досуга в зарубежной исследовательской практике. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021;26(195):210-222. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-210-222
For citation:
Dolzhenkova M.I., Bortnikova T.G. Problems of organizing digital leisure in foreign research practice. Tambov University Review. Series: Humanities. 2021;26(195):210-222. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-210-222