Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск
Том 26, № 195 (2021)
Скачать выпуск PDF

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

7-20 63
Аннотация

Рассмотрена проблема профессионального самоопределения студентов в процессе профессиональной подготовки в вузах наукограда. Рассмотрены виды самореализации, представлена модель профессионального самоопределения будущих молодых ученых, а также методологические подходы построения модели и ее компонентов. Представлены организационно-педагогические условия профессионального самоопределения студентов на основе кластерного подхода: направленность образовательного процесса вузов наукоградов на взаимодействие с предприятиями, научно-исследовательскими институтами наукограда, бизнес-сообществом; активная организационно-образовательная позиция вузов наукоградов по содействию занятости и трудоустройству студентов на предприятиях наукоградах; сочетание разнообразных форм, методов сопровождения профессионального самоопределения студентов; сопровождение образовательного процесса цифровой экосистемой для практико-ориентированного взаимодействия студентов с работодателями и другими заинтересованными социальными партнерами. Реализация модели на практике позволит студентам включиться в профессионально-ориентированное взаимодействие, в том числе через проектную деятельность и взаимодействие посредством интернет-технологий с мировым профессионально-ориентированным научным сообществом.

21-29 42
Аннотация

Внедрение интерактивных образовательных технологий в вузовскую практику является актуальной задачей, решение которой необходимо рассматривать как необходимое и достаточное условие повышения качества подготовки в системе педагогического образования Российской Федерации. Интерес к этой проблеме обусловлен зачастую неоправданным использованием современных программно-аппаратных средств в образовательном процессе, следствием которого становится частичная или полная утрата студентами навыков речевой коммуникации, социо-коммуникативного контроля, адекватной самооценки. Целью исследования стало формирование нового подхода к формированию профессиональных компетенций будущих педагогов, в основу которого положены принципы системности, обеспечивающие качественное педагогическое образование. Использованы методы анализа проблем формирования, развития и совершенствования профессиональных компетенций студентов педагогических вузов; систематизации фактических и эмпирических данных по проблеме внедрения инноваций в педагогическую практику. Обобщение опыта применения интерактивных образовательных технологий в системе подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием подтверждает целесообразность и необходимость введения инноваций в вузовскую педагогическую практику. Разработанные рекомендации по формированию инструментов совершенствования профессиональных компетенций будущих педагогов могут быть рекомендованы для использования с целью расширения рамок управления образовательным процессом в вузе.

30-38 62
Аннотация

В исследовании отражена актуальность проблемы военно-патриотического воспитания в войсках национальной гвардии Российской Федерации, раскрыта необходимость в разработке технологии военно-патриотического воспитания военнослужащих в ходе формирования системы нравственных ценностей в подразделениях, что подтверждено созданием Координационного совета по военно-патриотическому воспитанию Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации при директоре Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации – главнокомандующем войсками национальной гвардии Российской Федерации В.В. Золотове. Предметом исследования явились педагогические условия предложенной технологии военно-патриотического воспитания военнослужащих. Исследование сущности технологий формирования патриотических качеств обусловило необходимость выявления характера их реального осуществления, определения того, что свойственно этому процессу. Подобранный метод позволил достигнуть поставленной цели. Полученные результаты возможно применять как в войсках национальной гвардии, так и в других воинских формированиях. Проанализированы основные причины и недостатки ВПВ военнослужащих войск национальной гвардии, в результате чего можно сделать вывод, что недостаточное теоретико-методологическое и методическое обоснование, отсутствие системы оптимального планирования и практики проведения специальных занятий с военными воспитателями из ведущих проблем ВПВ, отсутствие творческих заданий и творческой направленности ВПВ, недостаточно эффективная организация и проведение мероприятий ВПВ, слабая реализация воспитательных функций военно-социальной среды и жизнедеятельности личного состава еще раз подчеркнули актуальность исследования.

39-49 77
Аннотация

Современные университеты функционируют в условиях жесткой конкуренции (за абитуриентов, за преподавателей и ученых, за средства из различных источников и т. д.). В условиях глобализации конкуренция, даже для региональных вузов, выходит на глобальный уровень. Конкуренция также ведется за внимание различных сегментов целевой аудитории. В качестве дополнительных конкурентных преимуществ принято рассматривать корпоративную культуру учебного заведения, позитивный имидж и узнаваемый бренд. Университеты активно обращаются к инструментарию маркетинговых коммуникаций, а также к современным концепциям маркетинга, которые продемонстрировали свою состоятельность в коммерческом секторе. В основе новейших маркетинговых концепций лежит ориентация на клиента, обеспечение длительных и взаимовыгодных отношений клиента с брендом. В частности, концепция маркетинга впечатления акцентирует внимание на необходимость установления прочной эмоциональной связи между брендом учебного заведения и аудиторией. Другое направление, применимое к сфере высшего образования и продвижения образовательных услуг, связано с управлением клиентским опытом, складывающимся на основе различных «точек контакта» аудитории с брендом. В связи с медиатизацией деятельности вуза и усилением его присутствия в социальных сетях еще одним направлением является управление репутацией бренда учебного заведения.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

173-179 48
Аннотация

Рассмотрена методика преподавания профессиональной коммуникации в сфере медицины на уроках русского языка как иностранного. Представлены этапы работы с профессионально направленным материалом в аспекте речевой компетенции. Дано описание аудирования как продуктивной формы обучения языку с позиции восприятия и понимания профессиональной терминологии. Кроме того, приведены примеры заданий для всех видов предтекстовой, притекстовой и послетекстовой работы по аудированию. Дана обобщенная характеристика обучения диалогической и монологической речи на материале профессиональной медицинской номенклатуры. Выделены наиболее продуктивные виды заданий, обеспечивающие развитие коммуникативных компетенций будущих врачей. Сформулирован вывод, что задания по развитию речи у иностранных студентов должны способствовать эффективной умственной деятельности; активизации языковой догадки; обогащению пассивного и активного словаря; прогнозированию назывательной способности текста и текстовых единиц, ключевым понятиям слова и основного содержания; формированию умения извлекать из текста главную информацию, самостоятельно оценивать прочитанное, а также повышать лексико-грамматические компетенции студентов. Работа адресована преподавателям русского языка как иностранного, учителям русского языка как неродного в средней школе.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

50-59 53
Аннотация

Рассмотрены особенности и перспективы современной методики преподавания английского языка в ее связи с когнитивными науками. Рассмотрены ключевые аспекты обучения английскому языку в рамках коммуникативно-когнитивного подхода с использованием когнитивной лингвистики как лингвистического базиса. Аргументирована важность баланса коммуникативного и когнитивного аспекта иноязычного занятия и приведены доказательства в пользу эффективности обучения иностранному языку, носящему коммуникативно-когнитивный характер. Приведены примеры возможных трудностей на пути организации гармоничного обучения иностранному языку и предложены некоторые пути их преодоления. Очерчены перспективы развития коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку. Доказан высокий потенциал иноязычного обучения на лингвокогнитивной основе в ряде затруднительных для традиционных подходов случаев. На примере отрицания в английском языке обоснована эффективность обучения иностранному языку на лингвокогнитивной основе. Приведена классификация функциональных характеристик отрицания с позиций когнитивной лингвистики. Доказана перспективность использования ролевых игр и скетчей в структуре коммуникативно-когнитивного занятия, опирающегося на базис когнитивной лингвистики. Дан ряд примеров использования ролевых игр и скетчей для обучения отрицанию в английском языке на лингвокогнитивной основе и обоснован их высокий потенциал в обучении теоретическим и практическим аспектам английского языка.

60-74 98
Аннотация

Экспансия российского образования сегодня признается одним из новейших вызовов, стоящих перед современной системой российского высшего образования в рамках реализации стратегий «Национальная инновационная система» и «Приоритет 2030». В данном ключе интересен опыт МГИМО, который открыл в 2018 г. свой первый иностранный филиал в г. Ташкент, Республика Узбекистан. Целью данной работы выступило исследование эффективности внедрения элементов CLIL в обучении ESP в рамках распространения влияния российского образования на примере МГИМО-Ташкент. В исследовании учтены ключевые требования реализуемого ныне в отечественных вузах Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», более того, так как речь идет о международном образовательном пространстве, то мы опирались на концепцию общеевропейских компетенций, изначально принятую в 2001 г. Европейским союзом (с последующими поправками). Рассмотрены такие понятия, как CLIL, ESP, EMI, культурологический подход, и проведен краткий анализ их содержания. Был проанализирован накопленный опыт применения CLIL и культурологического подхода как наиболее прогрессивных подходов к реализации профессионального образования в рамках экспансии российского высшего образования и последующим переходом на EMI. Представлен опыт кафедры английского языка в сфере юриспруденции МГИМО по применению CLIL-подхода в обучении ESP в рамках экспансии российского образования (2 семестр 2020/2021 учебного года).

75-86 59
Аннотация

Рассказано о способах репрезентации знаний (фрейм, сценарий и план) и об иерархической структуре фрейма по М. Минскому. Далее речь идет о применении категорий теории фреймов в отечественной педагогике в качестве фреймовой педагогической технологии, позволяющей увеличить объем изучаемых знаний без увеличения объема времени, как способа организации лексического материала с целью обучения понимания текстов и формирования лексико-грамматических навыков и как способа создания учебных словарей. Проанализированы структурные характеристики гиперфреймовой модели «Учебное пособие для магистрантов, обучающихся по направлению «Международные отношения». Рассмотрены стандартные композиционно-структурные и лексико-семантические особенности текстов СМИ, входящие в состав данного гиперфрейма. Акцентировано внимание на важности стандартной 3-частной структуры упражнений и заданий в учебных пособиях по развитию навыков: предтекстовых упражнениях, текстовых и послетекстовых заданиях и на использовании стереотипных заданий в каждом фрейме-юните, типа “Agree/Disagree”, “Discussion Points” с целью развития мягких навыков XXI века. Предложен электронный способ изучения новых лексических единиц на базе приложения Quizlet. Обоснована необходимость включения в пособие заданий, ориентированных на развитие навыков академического письма. Рассмотрена педагогическая технология «Перевернутый класс» в качестве методики работы с учебными пособиями.

87-94 51
Аннотация

Обоснована необходимость использования современной образовательной технологии смешанного обучения «перевернутый класс» в вузовском образовании, внедрения новых принципов построения образовательного процесса в высшей школе, поиска новых организационных форм обучения, интерактивных методов и технологий обучения иностранному языку. Решение исследовательской задачи основано на теоретических, методологических и практических вопросах, которые рассмотрены в исследовании. Акцентировано внимание на том, что обучение иностранному языку основано на методическом потенциале компетентностного и личностно-ориентированного подходов. Отмечена роль преподавателя иностранного языка, который является фасилитатором, консультантом и обеспечивает успешную коммуникацию обучающихся в процессе выполнения междисциплинарных или метадисциплинарных исследовательских проектов, которые способствуют формированию метадисциплинарных и коммуникативных навыков. Полученные результаты педагогического эксперимента позволяют предположить, что использование технологии смешанного обучения «перевернутый класс» повысило уровень внутренней мотивации студентов к изучению иностранного языка. Эта технология позволяет индивидуализировать и активизировать учебный процесс.

95-106 53
Аннотация

Кейс-метод выступает одним из методов проблемного обучения, позволяющий на основе описания проблемы построить процесс обучения с целью развития ряда универсальных умений и иноязычных речевых умений студентов. Описаны: история возникновения кейс-метода, типология кейсов, дидактический и лингводидактический потенциал кейсметода. На основе анализа научной литературы в качестве типологических признаков выделены следующие: а) сложность кейса; б) цель и задачи кейса; в) степень структурированности; г) объем кейса; д) наличие сюжета; е) временное пространство; ж) субъектность; з) доминирующий вид деятельности; и) предметно-содержательная область; к) количество участников; л) язык проекта. Подробно описаны виды кейсов по каждому из типов. Кейс-метод обладает дидактическим потенциалом, позволяя развить аналитические умения, критическое мышление, профессиональное творческое мышление, практические умения, коммуникативные умения, социальные и рефлексивные умения студентов. При обучении иностранному языку на основе иноязычных кейсов общекультурной или профессионально ориентированной направленности студенты смогут развить продуктивные (говорение и письмо) и рецептивные (аудирование и чтение) виды речевой деятельности. Приведена номенклатура речевых умений, развиваемых в процессе использования кейс-метода, по каждому из виду речевой деятельности.

107-118 57
Аннотация

Для мониторинга эффективности организации и реализации курса иностранного языка в военных вузах необходимо иметь единые критерии оценивания уровня владения иностранным языком курсантов и слушателей. На этапе высшего образования осуществляется обучение иностранному языку для специальных целей. Иноязычное обучение имеет ярко выраженную профессиональную направленность, что необходимо учитывать при оценке владения языком. Цель исследования – проанализировать современные подходы к оцениванию уровня владения иностранным языком и обосновать технологию оценивания уровня профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции в высшей военной школе. В методике обучения иностранным языкам существуют разные системы оценивания: общепринятая в России 5-балльная (в реальности 4-балльная) система оценки, 100-балльная система оценивания на ЕГЭ, общеевропейские компетенции владения иностранным языком (CEFR) со шкалой уровней от А1 до С2, уровни владения английским языком военных специалистов по международному договору стран НАТО (STANAG 6001) и др. Применен метод сопоставительно-компаративного системного анализа, найдено соответствие между значимыми для военного вуза шкалами уровней владения иностранным языком. Разработана система оценивания профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции в высшей военной школе, имеющая пять уровней: низкий, элементарный, базовый, высокий, продвинутый. Согласно современным тенденциям развития методики иноязычного обучения и тестологии в систему оценивания включены самооценивание обучающихся, технология языкового портфолио.

119-130 59
Аннотация

Известно, что главным отличием военного специалиста от гражданского является умение работать с военной информацией. Основным инструментом развития всесторонней компетентности военного лингвиста является моделирование своего рода «виртуальной реальности», отражающей задачи различных видов переводческой деятельности. Соответственно, перед преподавателями встает задача развития и совершенствования у курсантов (студентов) основных переводческих навыков и умений в области военно-профессиональной деятельности военных переводчиков. При подготовке военных переводчиков применяется компетентностный подход, который, в свою очередь, определяет главное требование к выпускникам вуза – способность выполнять поставленные задачи любой сложности на основе знаний, полученных в ходе обучения. Исходя из вышесказанного, становится очевидной необходимость разработки специализированного учебно-методического комплекса (УМК) по практическому курсу военного перевода. Мы справились с данной задачей на основе новейших исследований в области методики ведущих зарубежных языковых вузов. В рамках разработанного учебно-методического комплекса нами был реализован компетентностный подход, так как для полноценной и качественной подготовки к выполнению конкретных должностных обязанностей задания комплекса должны отвечать целям и задачам обучения, а его содержание – перечню компетенций военного лингвиста. Обозначены проблемы подготовки специалистов в области военного перевода, приведены важнейшие компетенции военных лингвистов, рассмотрены критерии и аспекты разработки учебно-методического комплекса по практическому курсу военного перевода, произведен разбор составных элементов учебно-методического комплекса, этапов разработки его содержания, направленного на решение комплексных задач, и подготовки соответствующих упражнений.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

131-138 65
Аннотация

Кратко в историческом срезе представлена история возникновения метода “case-study” как значимого метода для отечественной методической науки. С теоретических позиций обозначены основные тенденции развития метода “case-study” в отечественном школьном иноязычном образовании. Подчеркнуто, что происходит стремительное распространение метода “case-study” в школьной методике обучения иностранным языкам. Данный метод становится эффективным средством организации учебно-познавательного процесса, сосуществует с другими интерактивными методами. Метод “case-study” активно используется в обучении иностранным языкам как в общеобразовательных учреждениях, так и в высших учебных заведениях, и является уже одной из составляющей учебно-образовательного процесса. Подчеркнуто, что, работая с обучающими, тренировочными и систематизирующими кейсами в процессе изучения иностранного языка, обучающиеся получают анализ обычной ситуации и решение затронутых проблем средствами иностранного языка. Проработка кейсов дает обучающимся возможность использования готовой схемы решения коммуникативной задачи в определенной коммуникативной ситуации, формирует навыки решения более глубоких проблем. Естественно, что обучающиеся смогут применить данный опыт в аналогичных случаях в процессе осуществления будущей межкультурной деятельности.

139-152 68
Аннотация

Популярность программ погружения, как одного из самых эффективных способов изучения иностранного языка и культуры, постоянно растет. Все больше и больше детей участвуют в таких программах в школах, языковых центрах и летних лагерях. За последние пятьдесят лет русскими и зарубежными учеными были предприняты попытки разработать теоретические основы формирования коммуникативной и межкультурной компетенции, которые бы позволили получить наилучшие результаты при таком способе обучения. Рассмотрены различные подходы к созданию программ погружения и анализ их ключевых положений. Так как мы имеем большой опыт организации работы летних языковых лагерей с программами погружения, нами уделено большое внимание описанию результатов применения принципов погружения на практике. Подведен итог более чем десяти лет работы и обмена опытом двух летних лагерей: “Forest Camp” в России и «Лесное Озеро» в США. Описаны основные трудности, возникающие в процессе работы, и предложены способы их устранения.

153-163 54
Аннотация

Формирование профессионального самоопределения учащихся выступает одной из основных целей их обучения на старшей ступени основного общего образования. Достижение этой цели во многом поможет школьникам сделать выбор направления подготовки или специальности в вузе для получения высшего образования и по его завершении профессиональной деятельности. Особую роль при этом в условиях профильного обучения в школе могут играть языковые элективные курсы, направленные на погружение в мир будущих профессий средствами изучаемого языка. Предметно-языковое интегрированное обучение является одним из инновационных для отечественной системы образования подходов, заключающийся в одновременном изучении обучающимися иностранного языка и овладении профильной дисциплиной или специальностью. Элективные языковые CLIL-курсы, построенные на модели интегрированного обучения, способны создавать дидактические условия для одновременного достижения трех целей обучения: а) овладения учащимися иностранным языком; б) овладения учащимися профильной дисциплиной; в) создания условий для профессионального самоопределения школьников и их профориентации. Рассмотрен: а) лингводидактический потенциал языковых элективных курсов; б) описаны лингводидактические возможности интегрированного предметно-языкового обучения; в) определены и обоснованы ключевые характеристики элективного языкового CLIL-курса. К таким характеристикам относятся: 1) трехаспектная цель обучения; 2) CLIL-курс должен включать в себя тематические модули, раскрывающий особенности одной или разных профессий; 3) в качестве методической доминанты CLIL-курса должна выступать система проблемных заданий и кейсов профессиональной направленности; 4) использование кластерного подхода к организации и проведению CLIL-курса; 5) преподавательский тандем в преподавании CLIL-курса. Подробно описана каждая из ключевых характеристик.

164-172 62
Аннотация

Современная тенденция изменения образования затронула все этапы обучения. Новшества затронули и старшие классы (10–11 классы) обычной российской школы. Теперь мы имеем дело с моделью профильного обучения, которая заключается в разделении обучающихся на классы согласно профильным предметам. Следует отметить, что современное положение 10–11 классов характеризуется возрастающим интересом именно к гуманитарному профилю обучения, что побуждает методистов к поиску новых и оптимальных методик обучения иностранным языкам. В последнее время особенно популярным является предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL), которое заключается в изучении учебного предмета посредством иностранного языка. Рассмотрены основные психолого-педагогические условия применения предметно-языкового интегрированного обучения с целью профессиональной ориентации учащихся гуманитарного класса старшей школы. Анализ уже имеющийся методической литературы позволил выявить определенные психолого-педагогические условия, которые позволяют обучить старшеклассников иностранному языку на основе данного метода. К таковым можно отнести: применение заданий, отображающих специфику подготовки соответствующего профиля обучения высшей школы, что позволяет учащимся гуманитарного профиля старшей школы познакомиться с будущими видами деятельности на иностранном языке посредством выполнения проблемных заданий; профориентационная направленность обучения; требуемый уровень владения иностранным языком старшеклассника при выпуске из школы на уровне B2; распределение обучающихся по уровню владения иностранным языком; внутрипрофильное многообразие, учитывающее освоение различных отраслей гуманитарных наук; компетентность преподавателя иностранного языка; мотивация старшеклассников к изучению иностранного языка посредством предметно-языкового интегрированного обучения. Особый акцент сделан на компетентности преподавателя иностранного языка, который проводит свой курс на основе предметно-языкового интегрированного обучения.

ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

180-191 63
Аннотация

Представлены статистические данные по проблеме подростковой преступности, которые показывают, что по городу Тамбову в 2020 г. подростковая преступность выросла более чем на 5 %. Рассмотрено проблемное поле несовершеннолетних правонарушителей, которое достаточно обширно и охватывает круг эмоционально-психологических, материальных, интеллектуальных и других областей проблем данной категории населения. Выделено ключевое направление в системе предупреждения правонарушений как комплексная разработка программы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних, при помощи которой выявляются и ликвидируются обстоятельства и условия, порождающие противозаконное поведение подростков. Рассмотрены программы социальной профилактики подростковых правонарушений, реализуемые в общеобразовательных учреждениях. Проанализировано содержание деятельности специалиста по реализации программ социальной профилактики в общеобразовательном учреждении, который осуществляет ее через изучение психологических и возрастных особенностей подростков-правонарушителей, организует разнообразные виды социально-полезной деятельности, помогает реализовать правовую защиту и социальную поддержку подростку-правонарушителю и его семье, направляет действия педагогов на предупреждение правонарушений среди учащихся. Спроектирована модель организации программ социальной профилактики подростковых правонарушений в условиях общеобразовательного учреждения, включающая следующие блоки: целевой; концептуальный; содержательно-методологический; процессуальный; критериально-результативный, позволяющая на ранних стадиях препятствовать возникновению противозаконного поведения несовершеннолетних.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

192-202 97
Аннотация

Особое место в оценке физической подготовленности студентов вуза отводится состоянию отдельных мышечных групп, среди которых уровень силы и силовой выносливости мышц брюшного пресса. Существенную роль развитые мышцы брюшного пресса играют в поддержании высокого уровня физической работоспособности студенток на занятиях оздоровительной аэробикой, пользующейся особой популярностью у девушек. В настоящее время недостаточная величина силовой нагрузки на занятиях физическим воспитанием и низкий уровень самостоятельной двигательной активности студенческой молодежи приводят к снижению силовых показателей мышц брюшного пресса. Необходимость оценки силовой выносливости мышц туловища студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой, а также выбор средств и методов для ее развития определили цель настоящего исследования, направленного на определение исходного уровня развития силовой выносливости мышц брюшного пресса студенток 1–4 курсов. Анализ значений, полученных в результате выполнения студентками 1–4 курсов тестового задания «Поднимание туловища из положения лежа на спине» за одну минуту, показал существенное расхождение показателей в развитии силовой выносливости мышц брюшного пресса (Ρ < 0,05). Наивысшие значения в сгибании туловища регистрируются у студенток 2 курса обучения, после чего данные показатели возвращаются к исходному уровню, показанному на первом курсе. В соответствии с полученными результатами разработана шкала оценки уровня развития силовой выносливости мышц брюшного пресса студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой, а также разобраны теоретические и практические аспекты, связанные с развитием силы и силовой выносливости мышц брюшного пресса у студенток вуза.

203-209 52
Аннотация

Анализ научной и специальной литературы выявил недостаточную изученность вопроса технической подготовленности пловцов, специализирующихся в плавании баттерфляй с позиции анализа кинетических характеристик. С применением инструментальной методики гидроакустической спидографии были рассмотрены особенности колебаний внутрицикловой скорости (ВЦС) пловцов-дельфинистов высокой квалификации (КМСМС) как мужского, так и женского пола. Проанализировано более 100 циклов гребков, выполненных 6 пловцами (3 мужчинами и 3 женщинами) в рамках круглогодичного цикла подготовки. В результате качественного и количественного анализа мгновенной скорости показаны характерные гендерные различия техники исполнения гребковых движений. Обоснована эффективность определения усредненной вариабельности ВЦС по трем циклам гребков, отобранных по показателю наибольшей средней скорости. Выявлено, что в моменты начала и конца подводной части гребка, которые требуют от пловцов умения оптимально согласовывать движения рук и ног, наблюдаются наибольшие величины разброса значений ВЦС. На основе обобщения результатов исследования даны как частные, так и обобщенные рекомендации по анализу и интерпретации графиков мгновенной скорости. Сделаны выводы относительно практического использования представленной методики в тренерской практике.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

210-222 61
Аннотация

Представлен обзор активизировавшихся в последние десятилетия исследований цифрового досуга. При исследовании данной проблематики возникают многообразные междисциплинарные интеграции и коллаборации, что позволило выявить позитивные и негативные тенденции, а также перспективные направления развития указанного сегмента досуговой деятельности. В частности, зарубежными исследованиями установлены векторы развития цифрового досуга, связанные с преодолением дихотомии рабочего пространства и сферы рекреации, геймификацией трудовых процессов, синхронным выполнением нескольких видов деятельности, в том числе досуговой. «Цифровой поворот» приводит к детерриториализации пространства и времени досуга, преодолению неравенства ресурсов и возможностей, способствует персонализации, приватизации, упрощению и маркетизации публичной сферы, стимулирует рекреативно-развлекательную модель поведения. Цифровые технологии, с одной стороны, приводят к отчуждению членов семьи, с другой – соединяют физически разделенных друзей и родственников. Вместе с тем онлайн-активность снижает время общения с другими людьми, спортивных занятий и любительского творчества. На этой основе возникают разнообразные интернет-зависимости и аддиктивное поведение. По результатам исследований установлено, что цифровой досуг существенно влияет на показатели благополучия пожилых людей: оптимизируется их физическое и когнитивное функционирование, улучшаются межпоколенческие взаимодействия, снижается социальная изоляция.

223-233 54
Аннотация

Обоснована необходимость разработки целостного, преемственного и профильно-ориентированного подхода к процессу формирования информационных компетенций в дизайн-проектировании в высшей школе. Поднята проблема формирования навыков работы в команде со специалистами-производственниками и заказчиками, а также навыков создания инновационных проектов. Решены задачи повышения эффективности обучения дизайнеров в условиях модернизации и интеграции содержания обучения в вузе, а именно: сформулированы и выделены компоненты структуры информационных компетенций в дизайн-проектировании студентов – будущих дизайнеров (мотивационно-ценностный, содержательно-процессуальный); выделены и обоснованы этапы формирования информационных компетенций студентов в ходе изучения учебных дисциплин, связанных с дизайн-проектированием; разработаны показатели оценки сформированности основных информационных компетенций в дизайн-проектировании студента-дизайнера в соответствии с установленными ФГОС уровнями: эталонный, стандартный, пороговый; разработана методика формирования основных информационных компетенций в учебной проектной деятельности дизайнеров. Теоретические выводы и научно-методический комплекс учебной дисциплины «Проектирование в графическом дизайне», разработанный на их основе, могут стать составляющей научно-методического обеспечения обучения дизайнеров в вузе в контексте компетентностного подхода к обучению и практико-ориентированной проектной работы при подготовке будущих дизайнеров в вузе, а также при разработке программ курсов повышения квалификации педагогических работников творческих специальностей.

234-243 57
Аннотация

Рассмотрены проблемы развития художественного сознания у студентов высших учебных заведений, музыкально-педагогических факультетов, обучающихся игре на фортепиано. Даны методические рекомендации по развитию музыкального слуха, музыкального ритма и музыкальной памяти с учетом специфики преподавания класса фортепиано. В основе работы лежит концепция «игры», изложенная в книге Й. Хейзинги «Homo Ludens. Опыт преодоления игрового элемента культуры». Создано описание принадлежности музыки к понятию «игра» в культуре, а также показаны взаимосвязи между игрой на музыкальном инструменте и игровыми формами культуры. Впервые применена аналогия между философским понятием «игра» и непосредственно игрой на фортепиано. Игра как явление культуры, музицирование на музыкальном инструменте, концертная деятельность, приносящая удовольствие слушателям, – основные параметры, позволяющие исследователям соединить не только философские понятия, но и затронуть педагогические проблемы, стоящие перед педагогом фортепиано в вузе. На основании концепции «Таксономия педагогических целей» создана классификация областей педагогической деятельности для формирования художественного сознания при обучении студентов вузов игре на фортепиано. При анализе педагогических задач использован опыт ведущих исполнителей – Ф. Бузони, Г. Нейгауза, С. Савшинского, Й. Гофмана.

244-250 109
Аннотация

Рассмотрена эволюция методов исследования чтения как социокультурной практики, показана траектория их развития от простейших социологических опросов до сложных комплексных семиосоциопсихологических методик. Выделены основные аспекты изучения читательских практик, связанные с изменением носителей текстов. Дана классификация методов изучения чтения. Обосновано использование мониторинга как перспективного метода изучения чтения для построения прогнозов развития читательской культуры и социальной ситуации чтения на различных уровнях: национальном, региональном, локальном.

ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

251-259 53
Аннотация

Представлено научное исследование эмоционального развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительной деятельности в инклюзивном образовании. Ежегодно увеличивается количество детей со статусом «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» в дошкольных учреждениях. Рассмотрены дети, «включенные в инклюзивную практику», как дети, которым необходимо не только создание специальных образовательных условий, но и условий, обеспечивающих им эмоциональное благополучие, эмоциональную отзывчивость, адекватное проявление собственных чувств. Представлены результаты опытно-экспериментального исследования, проведенного на базе детских садов г. Тамбов. В экспериментальной работе приняли участие 40 дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Исследование эмоциональной сферы проводилось с помощью диагностических методик: «Тест тревожности» (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки); «Паровозик» (С.В. Велиева); «Несуществующее животное» (М.З. Друкаревич); «Кактус» (М.А. Панфилова); «Методика изучения способности к распознаванию эмоциональных состояний» (Л.Ф. Фатихова, А.А. Харисова). Результаты исследования показали низкий уровень эмоционального развития у дошкольников с ОВЗ. Проведенное исследование позволило разработать программу «Радуга красок», направленную на эмоциональное развитие и преодоление негативных эмоциональных состояний у дошкольников с ОВЗ средствами изобразительной деятельности в условиях инклюзивного образования. Педагогическая программа включает работу с детьми, родителями и педагогами. В формирующей части эксперимента использовались формы и методы работы, обеспечивающие навыки эмоционального самовыражения детей в изобразительной деятельности, влияющие на осознание ими своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний. Представлен сравнительный анализ эмоционального развития у дошкольников с ОВЗ нетрадиционными средствами изобразительной деятельности на контрольном этапе. Полученные экспериментальные данные подтверждают эффективность апробированной программы и могут быть использованы в системе инклюзивного образования.

260-266 58
Аннотация

Исследована проблема формирования языковой компетентности детей старшего дошкольного возраста. Отмечено, что формирование языковой компетентности является одним из условий развития личности дошкольника, основой подготовки к обучению в школе. Овладение детьми различными типами связного высказывания предполагает не просто знание особенностей построения текстов различных по структурно-языковым характеристикам, но умение применять эти знания в различных ситуациях коммуникативного взаимодействия. Определены особенности представлений дошкольников о правилах создания описания и умения самостоятельно его составлять. В ходе проведенного исследования выяснилось, что у большинства детей старшего дошкольного возраста отсутствуют представления о специфике описания. Дети не дифференцируют тексты, не могут четко объяснить разницу между рассказом и описанием, не понимают значения качественного описания для решения коммуникативных задач. Это сказывается и на собственных описаниях детей. Описания детей короткие, слабо структурированные, малоинформативные, изобилующие ошибками как в последовательности передачи мысли, так и в оформлении мысли средствами языка. Раскрыта технология формирования языковой компетентности. Она представлена в соответствии с этапами речевой деятельности: раскрыто содержание мотивационного этапа, этапа планирования (замысла) описательного высказывания, реализации замысла и контроля за качеством произведенного высказывания.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

267-274 60
Аннотация

Проведен комплексный анализ духовно-нравственных качеств святого благоверного великого князя Александра Невского, который по праву является одной из самых выдающихся личностей в истории Государства Российского и Русской православной церкви. С опорой на биографические данные князя подчеркнуто уникальное сочетание мудрости государственного деятеля с личной праведностью. Князь Александр ответил отказом на оба послания Римского папы, предлагавшего организовать массовое обращение русских в католичество. Его бескомпромиссную позицию по защите Православия следует поставить в один ряд с военными победами на Неве и Чудском озере. В отношениях с Золотой Ордой князь избрал тактику переговоров, что стало судьбоносным для будущей истории Руси. Тем самым для Александра Невского начался новый этап служения Отечеству, уже не на поле битвы, а на дипломатическом поприще. Надо сказать, что Орда представляла собой организованную военную силу, но заботилась главным образом о том, чтобы собиралась дань с русских. Избранная князем тактика была вполне оправданной, поскольку ордынские ханы не имели религиозных целей и не ставили наместников в захваченных землях. Славными военными победами на Западе и продуманным поведением на Востоке святой благоверный великий князь Александр Невский заложил основу будущего развития государства, сохранявшего православную веру в качестве духовно-нравственной опоры народа, набиравшего постепенно духовную и военную мощь, прираставшего просторами Поволжья, Урала, Сибири и ставшего самой большой и могущественной державой в мире.

275-286 53
Аннотация

Рассмотрено развитие городской полиции Уральского региона, начиная с реформы полиции во второй половине XIX века. Актуальность исследования для отечественной науки состоит в том, что, несмотря на серьезное изучение городской полиции Урала, каких-либо обобщающих работ о ней до настоящего времени не существует. Целью исследования явилось, таким образом, изучение развития органов полиции в городах Урала в тесной взаимосвязи с процессами имперской модернизации, значительно ускорившимися после отмены крепостного права. В качестве методологии среднего уровня выбрана теория модернизации России, предложенная Б.Н. Мироновым. В качестве методов исследования избраны «классические» методы исторической науки, сформулированные И.Д. Ковальченко: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный. Результатом исследования явилось всестороннее изучение института полиции в указанных выше географических и хронологических рамках. Полученные результаты могут быть использованы в преподавании курсов: «История Урала», «История правоохранительных органов России» и др. Сделан вывод о том, что Реформа 1862 г. не смогла создать на Урале органов полиции, адекватных бурным модернизационным процессам, которые начались в этот период. Дальнейшее усиление полиции сильно тормозила ограниченность средств местных бюджетов и нежелание городских властей увеличивать расходы на полицию.

287-295 76
Аннотация

Проанализированы особенности лесного хозяйства землевладельцев Тамбовской губернии на рубеже XIX и ХХ веков. Показаны ключевые факторы природного (лесистость местности), экономического (прежде всего, строительство железных дорог, изменения спроса на лесоматериалы) и социального (необходимость охраны насаждений от окрестного крестьянского населения) характера, влиявшие на лесное хозяйство. Указаны основные пути развития, обусловленные как экономическими возможностями, так и желанием (или нежеланием) помещиков обустраивать свои лесные угодья. Проанализированы способы лесоводства в северных, центральных и южных уездах Тамбовской губернии, разная степень лесистости которых отражалась на ценности лесных материалов для местных жителей. Описаны способы сочетания лесоводства с иными типами хозяйствования, в частности, выпасом скота, практиковавшиеся преимущественно в северных уездах Тамбовской губернии, где наблюдался избыток лесных ресурсов. Указаны причины сплошной вырубки лесов, практиковавшейся рядом владельцев, которая вела к серьезным экологическим изменениям. Дана характеристика различных типов рационального природопользования в лесном хозяйстве на материалах отдельных имений, к которым обращалось все больше землевладельцев, описаны причины развития бережливого отношения к лесным ресурсам.

296-306 86
Аннотация

Исследована деятельность видного государственного и общественного деятеля Тамбовской губернии Юрия Васильевича Давыдова. Рассмотрена его деятельность на посту председателя Тамбовской губернской земской управы в 1909–1917 гг. Сделана попытка дать объективную оценку председателю управы Ю.В. Давыдову. Источниками для написания работы стали делопроизводственная документация земских учреждений, периодические издания, а также материалы, хранящиеся в Государственном архиве Тамбовской области. Была проанализирована деятельность председателя губернской управы, связанная с развитием экономики губернии, путей и средств сообщения, здравоохранения, ветеринарии, народного образования и др. Отдельного рассмотрения удостоились предпринятые Юрием Васильевичем меры по снабжению армии и населения губернии продовольствием в годы Первой мировой войны. Особое внимание уделено борьбе председателя Тамбовской губернской земской управы за объединение земств в масштабах страны и расширение прав земских учреждений, их демократизацию. На примере деятельности Ю.В. Давыдова показано, что видные земские деятели смогли внести существенный вклад в политику, социально-экономическое развитие и культуру не только своего региона, но и страны в целом.

307-315 66
Аннотация

Осуществлен анализ научной литературы, посвященной непосредственной истории первого всенародно избранного органа власти – Всероссийского Учредительного собрания. В исследовании был выбран хронологический принцип классификации. Таким образом, представлены пять периодов отечественной послереволюционной историографии, выделяемые на основе постепенного увеличения источниковой базы, а также расширения круга исследуемых в контексте изучения истории Учредительного собрания вопросов. Общим выводом историографического анализа явилось повышенное внимание исследователей именно к результатам выборов, а также недостаточная освещенность хода самой избирательной кампании. Кроме того, стоит отметить очевидное влияние идеологии на смещение акцента и цели исследований на протяжении всего советского периода, что проявилось в явном преобладании изучения деятельности партии большевиков, в то время как вопросы избирательных кампаний всего спектра политических сил представлены недостаточно.

316-328 66
Аннотация

Проведен анализ отечественной историографии проблем становления и развития местного самоуправления в России с конца 1980-х до начала 2000-х гг. Актуальность исследования заключена в возрастающей роли местного самоуправления в решении ключевых вопросов социально-экономического развития страны и ее регионов на современном этапе. Отмечено положение местного самоуправления на стыке многих областей научного знания, определено, что исследования проблем местного самоуправления часто носят междисциплинарный характер. Выявлено определяющее значение изменений, происходивших в политической системе России, задавших методологические и идеологические основания для научных исследований с конца 1980-х до начала 2000-х гг. В результате применения историко-сравнительного и ретроспективного методов исследования удалось установить основные этапы развития историографии местного самоуправления в исследуемый период, определить ключевые проблемы, решаемые на каждом из этих этапов, выявить и интерпретировать мнение ученых различных областей науки относительно исследуемой проблемы. Как показал анализ историографии местного самоуправления, несмотря на неполноту источниковой базы в конце 1980-х – начале 2000-х гг., именно в данный период создавались фундаментальные труды по местному самоуправлению, заложившие основу для последующих научных изысканий. В заключение сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения историографии с расширением круга источников, что позволит выделить наиболее перспективные направления развития местного самоуправления и, возможно, будет представлять практический интерес для современных органов публичной власти.

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

329-340 58
Аннотация

Представлен анализ различных трактовок концепта «североатлантический треугольник» в контексте становления канадской внешней политики в конце XIX – первой половине XX века. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения взаимодействия атлантических держав в исторической динамике, с акцентом на истоки формирования «североатлантического треугольника». С опорой на классические труды канадских историков и работы современных исследователей проанализирован концепт «североатлантический треугольник» через три основные идеи: «загадка бухгалтера», идея «противовеса» и идея «моста» или «опоры». Сделан вывод о том, что становление канадских национальных интересов началось задолго до того, как канадцы осознали себя нацией и обрели возможность проводить самостоятельную внешнюю политику. Этот процесс во многом определялся особыми отношениями с двумя центрами притяжения: Великобританией и США. Канада являлась самой слабой стороной этого конструкта, поэтому, из соображений безопасности и сохранения собственных интересов, она выработала определенные сценарии взаимоотношений с атлантическими партнерами. В зависимости от исторических обстоятельств акценты в этих сценариях менялись. Именно поэтому трактовки понятия «североатлантический треугольник» зачастую разнятся в зависимости от предметного наполнения и хронологических границ конкретного исследования. Однако доказано, что неизменной оставалась основная целевая установка канадских внешнеполитических приоритетов – обеспечивать собственную безопасность и извлекать максимальную выгоду из отношений внутри «североатлантического треугольника», умело сглаживая противоречия и лавируя между Великобританией и США.

341-352 41
Аннотация

Предметом данного исследования явилась критика популистской партией, вошедшей в историю в качестве одной из самых радикальных фермерских организаций в Северной Америке, текста Конституции США, считающейся на протяжении многих поколений американцев «священной книгой» свободы, эталоном построения демократического государства. Рассмотрены взгляды ряда партийных идеологов на процесс принятия и на сущность Основного Закона американского государства. Данное исследование является первым в отечественной литературе, в котором на основе архивных и опубликованных источников показаны причины негативного восприятия популистами основ федеративного устройства, служащего, по их мнению, исключительно интересам корпоративного капитала, из чего сделан вывод о том, что Конституция США призвана не защищать права человека, а свести их к минимуму посредством ряда сконструированных «отцами-основателями» средств (создании сильного федерального правительства, непрямых выборов сенаторов и президента страны, несменяемостью судей Верховного суда, а также правом судебного пересмотра законов на соответствие Конституции и пр.). В заключении подробно описаны способы, предложенные популистскими идеологами по исправлению недостатков и демократизации конституционного строя США.

353-360 44
Аннотация

Рассмотрена роль американского историка Джеймса Шотуэлла в организации и деятельности Национального управления исторической службы. Управление входило в систему чрезвычайных агентств США, созданных для того, чтобы обеспечивать участие страны в Первой мировой войне. Его учредителями стали «новые историки», которые рассматривали историю как науку, объяснявшую в том числе и современные социально-экономические процессы. В условиях глобального конфликта управление, которое возглавил Дж. Шотуэлл, занималось сбором материалов о войне и подготовкой экспертных заключений по актуальным политическим проблемам и вопросам преподавания истории. На основе публикаций, подготовленных под эгидой управления в 1917–1918 гг., дана оценка как академической, так и пропагандистской составляющей его деятельности. Обоснован вывод о том, что политическая ангажированность историков в ряде случаев становилась причиной их отхода от исторической объективности. В качестве примера данной тенденции рассматривается проведенная сотрудниками управления экспертиза «документов Сиссона».



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)