Эволюция методов изучения чтения как социокультурной практики
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-244-250
Аннотация
Рассмотрена эволюция методов исследования чтения как социокультурной практики, показана траектория их развития от простейших социологических опросов до сложных комплексных семиосоциопсихологических методик. Выделены основные аспекты изучения читательских практик, связанные с изменением носителей текстов. Дана классификация методов изучения чтения. Обосновано использование мониторинга как перспективного метода изучения чтения для построения прогнозов развития читательской культуры и социальной ситуации чтения на различных уровнях: национальном, региональном, локальном.
Об авторе
Н. А. СтефановскаяРоссия
Стефановская Наталия Александровна, доктор социологических наук, доцент, директор Фундаментальной библиотеки, профессор кафедры библиотечно-информационных ресурсов
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Мелентьева Ю.П. Общая теория чтения. М.: Наука, 2015. 230 с.
2. Bonfil R., Cavallo G., Chartier R. et al. Histoire de la lecture dans le monde occidental. P.: Éd. du Seuil, 2001. 587 p.
3. Clinton V. Reading from paper compared to screens: A systematic review and meta-analysis // Journal of Research in Reading. 2019. Vol. 42. № 2. P. 288-325. https://doi.org/10.1111/1467-9817.12269
4. Ломбина Т.Н., Мансуров В.А., Юрченко О.В. Проблемы чтения в новой цифровой реальности // Социологическая наука и социальная практика. 2019. Т. 7. № 4. С. 97-107. https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.4.6803
5. Банк Б.В. Изучение читателей в России (XIX в.). М.: Книга, 1969. 261 с.
6. Рубакин Н.А. Этюды о русской читающей публике // Рубакин Н.А. Избранное: в 2 т. М.: Книга, 1975. Т. 1. С. 35-104.
7. Добрынина Н.Е. Изучение читателей – детей и подростков в России XIX–XX вв. М.: Шк. библ., 2006. 144 с.
8. Воробьева К.И. Отечественная библиологическая психология: история, состояние, перспективы. СПб., 1996. 312 с.
9. Дридзе Т.М. Проблемы чтения в свете информативно-целевого подхода к анализу текста // Проблемы социологии и психологии чтения. М.: Книга, 1975. С. 173-184.
10. Израэль Ю.А. Глобальная система наблюдений. Прогноз и оценка изменений состояния окружающей природной среды. Основы мониторинга // Метеорология и гидрология. 1974. № 7. С. 3-8.
11. Ганеева Ж.Г. Определение понятия «мониторинг» в различных сферах его применения // Вестник Челябинского государственного университета. 2005. Т. 8. № 1. С. 30-33.
12. Плотников С.Н. Чтение в России // Книжное обозрение. 1993. № 40. С. 12-13.
Рецензия
Для цитирования:
Стефановская Н.А. Эволюция методов изучения чтения как социокультурной практики. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021;26(195):244-250. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-244-250
For citation:
Stefanovskaya N.A. Evolution of methods of studying reading as a sociocultural practice. Tambov University Review. Series: Humanities. 2021;26(195):244-250. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-244-250