Повседневные практики воспитанников системы профессионально-технического образования Крыма в 1940-е – 1950-е годы
https://doi.org//10.20310/1810-0201-2023-28-4-975-986
Аннотация
Актуальность. Немало написано о взаимоотношениях советского человека с властью и пространством большой политики, его жизни и быте. Однако мы уверены, что целесообразно продолжить изучение проблем советской повседневности. В наше время актуальность приобретает интерес к теме истории повседневности и микроистории, а также попытки переосмыслить опыт советского периода. Рассмотрена повседневная жизнь воспитанников государственной системы трудовых резервов после окончания Великой Отечественной войны на примере учебных заведений Крыма.
Материалы и методы. Использовались принципы историзма, системности, объективности, методология исследования – системный подход, а также комплекс взаимодополняющих общенаучных методов.
Результаты исследования. Профессионально-техническое образование в качестве объекта исследования выбрано не случайно. Вот уже более 80 лет оно является институтом воспроизводства квалифицированной рабочей силы и одновременно выполняет экономическую функцию. А также открывает молодым людям путь в мастерство, создает основы творческого роста. В рамках исследования в научный оборот введены новые архивные данные по данной теме.
Выводы. Значимость обращения к истории профессионально-технического образования дает возможность уклониться от былых ошибок, уравнять существующие противоречия, а также выбрать наиболее продуктивный путь развития профессионально-технического образования в наши дни. Сегодня предъявляются новые подходы к системе обучения и подготовки рабочих кадров. Знания и умения, накопленные в профессионально-техническом образовании, дают безграничный потенциал для совершенствования содержания, форм и способов обучения. Поэтому следует изучать деятельность существовавших раньше школ, училищ и техникумов.
Об авторе
В. А. ДозморовРоссия
Дозморов Валерий Александрович, научный сотрудник кафедры истории России
295007, Республика Крым, г. Симферополь, просп. Академика Вернадского, 4
Список литературы
1. Козлова Н.Н. Советские люди. Сцены из истории. М.: Европа, 2005. 526 с. https://elibrary.ru/qpbqyh
2. Кринко Е.Ф., Тажидинова И.Г., Хлынина Т.П. Повседневный мир советского человека 1920–1940-х гг.: жизнь в условиях социальных трансформаций. Ростов н/Д.: Изд-во ЮНЦ РАН, 2011. 360 с. https://elibrary.ru/sxnuwx
3. Советская социальная политика: сцены и действующие лица, 1940–1985 / под ред. Е.Р. ЯрскойСмирновой, П.В. Романова. М.: Вариант, 2008. 373 с. https://elibrary.ru/qoielv
4. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность, 1945–1953. М.: РОССПЭН, 1999. 229 с. https://elibrary.ru/pxpcjp
5. Кукулин И., Майофис М., Сафронов П. и др. Острова утопии: Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940–1980-е). М.: Новое лит. обозрение, 2015. 720 с. https://elibrary.ru/txweal
6. Орлов И.Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления. М.: Национ. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2010. 320 с. https://elib-rary.ru/ygdnip
7. Kalenda J., Schwartzhoff S. Cultural sociology: a new approach to the study of the history of education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 174. P. 3055-3062. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.1098
8. Silova I., Palandjian G. Soviet empire, Childhood, and Education // Revista Española de Educación Comparada. 2018. № 31. Р. 147-171. http://dx.doi.org/10.5944/reec.31.2018.21592
9. McCulloch G. New directions in the history of education // Journal of International and Comparative Education. 2016. Vol. 5. № 1. P. 47-56. http://dx.doi.org/10.14425/jice.2016.5.1.47
10. Beattie L. “We’re all mad here…” Soviet leadership and its impact on education through the looking glass of Raymond Williams’s cultural materialism // International Journal of Educational Development. 2018. Vol. 62. P. 1-8. http://dx.doi.org/10.1016/j.ijedudev.2018.02.002
11. Cox A.M. Policy and Practice: Russian and Soviet Education during Times of Social and Political Change. Boston, 2011. 73 p.
12. Захаровский Л.В., Резников С.Л. Воспитательная деятельность в учебных заведениях системы Государственных трудовых резервов СССР в 1940–1950-е годы // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 2 (45). С. 79-88. https://doi.org/10.52944/PORT.2021.45.2.006, https://elibrary.ru/sazgpe
13. Скоробогатов А.В., Иуков Е.А. История становления и развития профессионального образования в России (XVIII–XX вв.) // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 2 (26). С. 181-185. https://elibrary.ru/zcmzfz
14. Усманова С.А. К истории деятельности Тотайкойского педтехникума. 1922–1931 гг. // Крымское историческое обозрение. 2017. № 1. С. 76-85. https://elibrary.ru/zmnckr
15. Kosogova A., Araslanova A. The Role of the “Human Factor” in the context of strengthening interaction between higher education and Industry in the USSR (the second half of the 20th Century) // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 214. Р. 168-173. http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.612, https://elibrary.ru/vvyhbq
16. Fedotova O. Russian education in the system of global interactions: trends and theoretical projection // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 214. Р. 414-421. http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.695, https://elibrary.ru/aosptp
17. Дозморов В.А. Анализ организационно-распорядительной документации учебных заведений региональной системы государственных трудовых резервов Крыма (на примере ремесленного училища № 1 города Керчь) // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2021. № 4. С. 92-101. https://elibrary.ru/jqfcws
18. Дозморов В.А. Эго-документы по истории системы профессионально-технического образования в советский период (региональный аспект) // Клио. 2022. № 3 (183). С. 17-23. https://doi.org/10.51676/2070-9773_2022_03_17, https://elibrary.ru/xxswsl
Рецензия
Для цитирования:
Дозморов В.А. Повседневные практики воспитанников системы профессионально-технического образования Крыма в 1940-е – 1950-е годы. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(4):975-986. https://doi.org//10.20310/1810-0201-2023-28-4-975-986
For citation:
Dozmorov V.A. Everyday practices of pupils of the vocational and technical education system of Crimea in the 1940s – 1950s. Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(4):975-986. (In Russ.) https://doi.org//10.20310/1810-0201-2023-28-4-975-986