Формирование иноязычной предметной компетенции студента технического вуза в рамках реализации предметно-языкового интегрированного обучения
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-6-1522-1536
Аннотация
В теории и методике обучения иностранному языку в настоящее время в качестве ведущей цели обучения все чаще выступает развитие интеграции языковой и предметной компетенций, а также реализуется компетентностный подход в процессе подготовки выпускников высших учебных заведений. Данный подход, в первую очередь, нацелен на усиление практико-ориентированного вектора в образовании. В этой связи большую популярность в рамках высшего образования приобретает реализация технологии CLIL (предметно-языкового интегрированного обучения). В рамках исследования обоснована необходимость развития иноязычной предметной компетенции у студентов междисцилинарного направления подготовки «Индустриальный менеджмент» на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Произведен сопоставительный анализ подходов различных исследователей в рамках реализации компетентностного подхода, описаны проблемы формирования компонентного состава иноязычной предметной компетенции. В качестве субкомпетенций иноязычной предметной компетенции были определены и описаны: языковой, предметный, коммуникативный, когнитивный и межкультурный компоненты. Описаны показатели достижения заданного уровня освоения каждого компонента иноязычной предметной компетенции через описания приобретенных знаний, навыков, умений. Также были установлены и описаны способы оценки сформированности отдельных субкомпетенций иноязычной предметной компетенции. Обосновано, что развитие предметной иноязычной коммуникативной компетенции студентов технического высшего учебного заведения в рамках реализации предметно-языкового интегрированного обучения представляет собой эффективный инструмент в рамках современного образовательного пространства и может быть рассмотрено в качестве передового опыта обучения.
Об авторах
А. Ю. КолотаеваРоссия
Колотаева Анна Юрьевна, аспирант, Высшая школа лингводидактики и перевода, ассистент Высшей школы инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики
195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29
Л. П. Халяпина
Россия
Халяпина Людмила Петровна, доктор педагогических наук, профессор Высшей школы инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики, профессор Высшей школы лингводидактики и перевода
195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29
Список литературы
1. Поляков О.Г. Лингвистические аспекты проектирования курса английского языка для специальных целей // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 12-1 (30). С. 165-168. https://elibrary.ru/rkqjur
2. Серова Т.С. Информация, информированность, инновации в образовании и науке: избранное о теории профессионально-ориентированного чтения и методике обучения ему в высшей школе: сб. науч. ст. Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2015. 441 с.
3. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов. Орел: ОГУ, 2005. 114 с.
4. Алмазова Н.И., Баранова Т.А., Халяпина Л.П. Педагогические подходы и модели интегрированного обучения иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в зарубежной и российской лингводидактике // Язык и культура. 2017. № 39. С. 116-134. https://doi.org/10.17223/19996195/39/8, https://elibrary.ru/zxrjcd
5. Крылов Э.Г. Практическая реализация концепции интегративного билингвального обучения в техническом университете // Интегрированное обучение иностранным языкам и профессиональным дисциплинам. Опыт российских вузов / под ред. Л.П. Халяпиной. СПб., 2018. С. 153-180. https://doi.org/10.18720/SPBPU/2/id18-83, https://elibrary.ru/vjowht
6. Салехова Л.Л. Модель билингвального обучения математике // Высшее образование в России. 2008. № 3. С. 161-165. https://elibrary.ru/ijekrb
7. Брыксина И.Е. Модель билингвального/бикультурного языкового образования в высшей школе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Вып. 3 (83). С. 123-131. https://elibrary.ru/mbdhcj
8. Шебанова Е.И. Компетентностный подход, как один из современных подходов в достижении нового качества профессионального образования иностранных студентов в вузе искусств и культуры // Наука. Искусство. Культура. 2014. № 4 (4). С. 210-215. https://elibrary.ru/sthftv
9. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. С. 7-14.
10. Салехова Л.Л. Проектирование дидактической модели двуязычного обучения математике // Филология и культура. 2008. № 2 (13). С. 64-68. https://elibrary.ru/kxncjh
11. Жукова Н.М. Предметные компетенции: проблемы проектирования // Вестник федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина». 2008. № 6-1 (31). С. 19-23. https://elibrary.ru/juifkr
12. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика. М.: Филоматис, 2004. 416 с.
13. Бельтюкова Н.П. Формирование профессионально-ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции у экономистов-бакалавров // Язык и культура. 2012. № 2 (18). С. 102-109. https://elibrary.ru/ozlzyp
14. Аитов В.Ф. Проблемно-проектный подход к формированию иноязычной профессиональной компетентности студентов (на примере неязыковых факультетов педагогических вузов): автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена, 2007. 48 с. https://elibrary.ru/znjggf
15. Салехова Л.Л. Билингвальная предметная компетенция: модель и уровни реализации // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 46-48.
16. Зарипова Р.Р. Моделирование обучения на иностранном языке в вузе на основе интегрированного предметно-языкового подхода: дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2016. 196 с.
17. Колотаева А.Ю. Концепт билингвального обучения: российский и зарубежный опыт // Политехническая весна. Гуманитарные науки: материалы 4 Всерос. молодеж. науч.-практ. конф. СПб., 2021. С. 250-256. https://elibrary.ru/fwoozl
18. Попова Н.В., Коган М.С., Вдовина Е.К. Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) как методология актуализации междисциплинарных связей в техническом вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 173. С. 29-42. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-173-29-42, https://elibrary.ru/wcqupr
19. Coyle D., Hood P., Marsh D. Content and Language Integrated Learning. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. 173 p.
Рецензия
Для цитирования:
Колотаева А.Ю., Халяпина Л.П. Формирование иноязычной предметной компетенции студента технического вуза в рамках реализации предметно-языкового интегрированного обучения. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022;27(6):1522-1536. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-6-1522-1536
For citation:
Kolotaeva A.Y., Khalyapina L.P. Development of foreign language subject competence of a student of a technical university in the framework of the implementation of content and language integrated learning. Tambov University Review. Series: Humanities. 2022;27(6):1522-1536. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-6-1522-1536