Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Обучение студентов стратегиям чтения на иностранном языке на основе трехфазной модели

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-1-75-87

Аннотация

Актуальность. Обучение иноязычному чтению в высшей школе нацелено на подготовку к взаимодействию с аутентичными материалами в контексте профессиональной коммуникации. В таких условиях появляется необходимость развития практико-ориентированных навыков, что требует внесения коррективов в общепринятую модель организации заданий на чтение. Цель исследования – адаптировать трехфазную модель работы с текстом под использование метакогнитивных стратегий чтения в рамках языкового образования в вузе.

Методы исследования. На основе анализа научной литературы были определены условия организации работы по трехфазной модели, выделены ее функциональные компоненты. Спроектирован способ прогрессивной интеграции четырех стратегий чтения в эту модель с учетом их роли в реализации функциональных компонентов.

Результаты исследования. Для этапов трехфазной модели были выделены процессуальные функции, отражающие коммуникативные цели каждой стадии: мотивационно-информационный, интерпретационный и рефлексивный. В данный континуум были интегрированы следующие стратегии чтения: предварительный просмотр (previewing), позволяющий оценить релевантность материала без прямого взаимодействия с текстом; скимминг (skimming), служащий способом определения структуры текста; сканирование (scanning), применяемое для высокоточного понимания смысловых элементов текста; таблица “K-W-L” использующаяся для ретрофлексивного анализа усвоенной из текста информации.

Выводы. Трехфазная модель чтения позволяет интегрировать в себя стратегии без кардинальных структурных изменений учебного процесса. При этом использование обозначенных стратегий позволяет расширить перечень формируемых навыков обучающихся при выполнении заданий, добавив к нему навыки взаимодействия с профессионально ориентированными текстами.

Об авторах

М. И. Долженкова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Долженкова Марина Игоревна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культуроведения и социокультурных проектов

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Н. В. Медведев
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Медведев Николай Владимирович, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры истории и философии

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Н. В. Хаусманн-Ушкова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Хаусманн-Ушкова Надежда Васильевна, доктор филологических наук, профессор кафедры лингвистики и лингводидактики

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Список литературы

1. Ахмадалиева Г. Обучение стратегиям чтения при обучении английскому языку // Общество и инновации. 2021. Т. 2. № 5/S. С. 166-170. https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol2-iss5/S-pp166-170

2. Дроботенко Ю.Б., Назарова Н.А. Оценка универсальных компетенций студентов неязыковых специальностей // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психологопедагогические науки. 2021. Т. 18. № 3. С. 85-102. https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2021.3.6, https://elibrary.ru/zkparg

3. Спирочкина П.А. Факторы оптимизации методики иноязычного обучения на этапе среднего образования в контексте теории формирования билингвального сознания как целевой установки // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. № 4. С. 623-628. https://doi.org/10.30853/ped210079, https://elibrary.ru/yvtvoi

4. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. М.: ИКАР, 2011. 454 с. https://elibrary.ru/qwomhd

5. Карцева Е.Ю., Бабинцева Е.А. Формирование профессионально ориентированной англоязычной читательской компетентности будущих специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 4 (95). С. 135-138. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-495-135-138, https://elibrary.ru/kexhzc

6. Солуянова О.Н. Обучение студентов нелингвистических вузов работе с профессионально ориентированным иноязычным текстом // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 265-269. https://doi.org/10.26140/bgz3-2021-1001-0061, https://elibrary.ru/izgsef

7. Сысоев П.В. Развитие умений учащихся воспринимать на слух текст на средней и старшей ступенях общего среднего образования // Иностранные языки в школе. 2007. № 4. С. 9-19. https://elibrary.ru/jxaxsb

8. Сысоев П.В. Спорные вопросы коммуникативного контроля умений учащихся воспринимать речь на слух // Иностранные языки в школе. 2008. № 1. С. 8-15. https://elibrary.ru/jxazll

9. Сысоев П.В. Спорные вопросы коммуникативного контроля умений учащихся воспринимать речь на слух // Иностранные языки в школе. 2008. № 2. С. 16-21. https://elibrary.ru/jxazvb

10. Игнашина З.Н., Рыбакова И.А. Повышение мотивации учащихся при обучении иностранным языкам: практический аспект // Современное педагогическое образование. 2021. № 4. С. 146-149. https://elibrary.ru/gtfluy

11. Gustanti Y., Ayu M. The correlation between cognitive reading strategies and students’ English proficiency test score // Journal of English Language Teaching and Learning. 2021. Vol. 2. № 2. P. 95-100. http://dx.doi.org/10.33365/jeltl.v2i2.1452

12. Gardenia N., Herman T. PQ4R Strategy (preview, question, read, reflection, recite, review) for mathematical communication ability // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2019. № 253. P. 322-327. http://dx.doi.org/10.2991/aes-18.2019.75

13. Sotvoldiyev I., Rajapova M. Easy methods of reading and reading strategies // International Conference on Higher Education Teaching. 2023. Vol. 1. № 3. P. 133-139.

14. Valeri-Gold M. Previewing: a directed reading-thinking activity // Reading Horizons: A Journal of Literacy and Language Arts. 1987. Vol. 27. № 2. P. 123-126.

15. Hong N.C. Teaching of skimming at tertiary level: theoretical and pedagogical issues // International Journal of Bilingual and Multilingual Teachers of English. 2013. Vol. 1. № 1. P. 1-7. http://dx.doi.org/10.12785/IJBMTE/010101

16. Тимофеева Т.В. Роль просмотрового чтения в изучении профессионально ориентированного иностранного языка // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 10-3 (112). С. 78-80. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.112.10.081, https://elibrary.ru/vkwerb

17. Aritonang I., Lasmana S., Kurnia D. The analysis of skimming and scanning technique to improve students in teaching reading comprehension // PROJECT (Professional Journal of English Education). 2019. Vol. 1. № 2. P. 101-106. http://dx.doi.org/10.22460/project.v1i2.p101-106

18. Novitasari P. The Internet based text material: its impact to students’ reading comprehension on skimming and scanning for information to the seventh grade of SMP Wahidiyah // Journal of Scientific Research, Education, and Technology (JSRET). 2023. Vol. 2. № 2. P. 909-915. https://doi.org/10.58526/jsret.v2i2.181

19. Fengjuan Z. The integration of the Know-Want-Learn (KWL) strategy into English language teaching for non-English majors // Chinese Journal of Applied Linguistics (Bimonthly). 2010. Vol. 33. № 4. P. 77-86.


Рецензия

Для цитирования:


Долженкова М.И., Медведев Н.В., Хаусманн-Ушкова Н.В. Обучение студентов стратегиям чтения на иностранном языке на основе трехфазной модели. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(1):75-87. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-1-75-87

For citation:


Dolzhenkova M.I., Medvedev N.V., Hausmann-Ushkova N.V. Three-phase model for teaching reading strategies in higher education. Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(1):75-87. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-1-75-87

Просмотров: 208


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)