Обучение студентов стратегиям чтения на иностранном языке на основе трехфазной модели
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-1-75-87
Аннотация
Актуальность. Обучение иноязычному чтению в высшей школе нацелено на подготовку к взаимодействию с аутентичными материалами в контексте профессиональной коммуникации. В таких условиях появляется необходимость развития практико-ориентированных навыков, что требует внесения коррективов в общепринятую модель организации заданий на чтение. Цель исследования – адаптировать трехфазную модель работы с текстом под использование метакогнитивных стратегий чтения в рамках языкового образования в вузе.
Методы исследования. На основе анализа научной литературы были определены условия организации работы по трехфазной модели, выделены ее функциональные компоненты. Спроектирован способ прогрессивной интеграции четырех стратегий чтения в эту модель с учетом их роли в реализации функциональных компонентов.
Результаты исследования. Для этапов трехфазной модели были выделены процессуальные функции, отражающие коммуникативные цели каждой стадии: мотивационно-информационный, интерпретационный и рефлексивный. В данный континуум были интегрированы следующие стратегии чтения: предварительный просмотр (previewing), позволяющий оценить релевантность материала без прямого взаимодействия с текстом; скимминг (skimming), служащий способом определения структуры текста; сканирование (scanning), применяемое для высокоточного понимания смысловых элементов текста; таблица “K-W-L” использующаяся для ретрофлексивного анализа усвоенной из текста информации.
Выводы. Трехфазная модель чтения позволяет интегрировать в себя стратегии без кардинальных структурных изменений учебного процесса. При этом использование обозначенных стратегий позволяет расширить перечень формируемых навыков обучающихся при выполнении заданий, добавив к нему навыки взаимодействия с профессионально ориентированными текстами.
Об авторах
М. И. ДолженковаРоссия
Долженкова Марина Игоревна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культуроведения и социокультурных проектов
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Н. В. Медведев
Россия
Медведев Николай Владимирович, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры истории и философии
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Н. В. Хаусманн-Ушкова
Россия
Хаусманн-Ушкова Надежда Васильевна, доктор филологических наук, профессор кафедры лингвистики и лингводидактики
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Ахмадалиева Г. Обучение стратегиям чтения при обучении английскому языку // Общество и инновации. 2021. Т. 2. № 5/S. С. 166-170. https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol2-iss5/S-pp166-170
2. Дроботенко Ю.Б., Назарова Н.А. Оценка универсальных компетенций студентов неязыковых специальностей // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психологопедагогические науки. 2021. Т. 18. № 3. С. 85-102. https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2021.3.6, https://elibrary.ru/zkparg
3. Спирочкина П.А. Факторы оптимизации методики иноязычного обучения на этапе среднего образования в контексте теории формирования билингвального сознания как целевой установки // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. № 4. С. 623-628. https://doi.org/10.30853/ped210079, https://elibrary.ru/yvtvoi
4. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. М.: ИКАР, 2011. 454 с. https://elibrary.ru/qwomhd
5. Карцева Е.Ю., Бабинцева Е.А. Формирование профессионально ориентированной англоязычной читательской компетентности будущих специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 4 (95). С. 135-138. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-495-135-138, https://elibrary.ru/kexhzc
6. Солуянова О.Н. Обучение студентов нелингвистических вузов работе с профессионально ориентированным иноязычным текстом // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 265-269. https://doi.org/10.26140/bgz3-2021-1001-0061, https://elibrary.ru/izgsef
7. Сысоев П.В. Развитие умений учащихся воспринимать на слух текст на средней и старшей ступенях общего среднего образования // Иностранные языки в школе. 2007. № 4. С. 9-19. https://elibrary.ru/jxaxsb
8. Сысоев П.В. Спорные вопросы коммуникативного контроля умений учащихся воспринимать речь на слух // Иностранные языки в школе. 2008. № 1. С. 8-15. https://elibrary.ru/jxazll
9. Сысоев П.В. Спорные вопросы коммуникативного контроля умений учащихся воспринимать речь на слух // Иностранные языки в школе. 2008. № 2. С. 16-21. https://elibrary.ru/jxazvb
10. Игнашина З.Н., Рыбакова И.А. Повышение мотивации учащихся при обучении иностранным языкам: практический аспект // Современное педагогическое образование. 2021. № 4. С. 146-149. https://elibrary.ru/gtfluy
11. Gustanti Y., Ayu M. The correlation between cognitive reading strategies and students’ English proficiency test score // Journal of English Language Teaching and Learning. 2021. Vol. 2. № 2. P. 95-100. http://dx.doi.org/10.33365/jeltl.v2i2.1452
12. Gardenia N., Herman T. PQ4R Strategy (preview, question, read, reflection, recite, review) for mathematical communication ability // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2019. № 253. P. 322-327. http://dx.doi.org/10.2991/aes-18.2019.75
13. Sotvoldiyev I., Rajapova M. Easy methods of reading and reading strategies // International Conference on Higher Education Teaching. 2023. Vol. 1. № 3. P. 133-139.
14. Valeri-Gold M. Previewing: a directed reading-thinking activity // Reading Horizons: A Journal of Literacy and Language Arts. 1987. Vol. 27. № 2. P. 123-126.
15. Hong N.C. Teaching of skimming at tertiary level: theoretical and pedagogical issues // International Journal of Bilingual and Multilingual Teachers of English. 2013. Vol. 1. № 1. P. 1-7. http://dx.doi.org/10.12785/IJBMTE/010101
16. Тимофеева Т.В. Роль просмотрового чтения в изучении профессионально ориентированного иностранного языка // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 10-3 (112). С. 78-80. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.112.10.081, https://elibrary.ru/vkwerb
17. Aritonang I., Lasmana S., Kurnia D. The analysis of skimming and scanning technique to improve students in teaching reading comprehension // PROJECT (Professional Journal of English Education). 2019. Vol. 1. № 2. P. 101-106. http://dx.doi.org/10.22460/project.v1i2.p101-106
18. Novitasari P. The Internet based text material: its impact to students’ reading comprehension on skimming and scanning for information to the seventh grade of SMP Wahidiyah // Journal of Scientific Research, Education, and Technology (JSRET). 2023. Vol. 2. № 2. P. 909-915. https://doi.org/10.58526/jsret.v2i2.181
19. Fengjuan Z. The integration of the Know-Want-Learn (KWL) strategy into English language teaching for non-English majors // Chinese Journal of Applied Linguistics (Bimonthly). 2010. Vol. 33. № 4. P. 77-86.
Рецензия
Для цитирования:
Долженкова М.И., Медведев Н.В., Хаусманн-Ушкова Н.В. Обучение студентов стратегиям чтения на иностранном языке на основе трехфазной модели. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(1):75-87. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-1-75-87
For citation:
Dolzhenkova M.I., Medvedev N.V., Hausmann-Ushkova N.V. Three-phase model for teaching reading strategies in higher education. Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(1):75-87. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-1-75-87