Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск
Том 29, № 1 (2024)
Скачать выпуск PDF

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

7-18 273
Аннотация

Актуальность. Одной из актуальных задач современного российского высшего образования является формирование гражданской идентичности студентов. При этом особую важность приобретает гражданская идентичность студентов военных учебных центров, которые наряду с гражданской получают военную специальность и должны быть готовы к профессиональной самореализации как в гражданской, так и военной сфере. Анализ научных публикаций последних лет показывает, что эмпирических исследований, посвященных изучению гражданской идентичности студентов ВУЦ, недостаточно, что и обусловило выбор темы нашего исследования.

Методы исследования. Основными инструментами эмпирического исследования выступили стандартизированные методики «Ценностные ориентации» (М. Рокич), методика СЖО «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев), авторская модификация опросника «Мой выбор» (С.С. Груншпун), а также авторский опросник «Героическое прошлое и настоящее России», отражающий специфику образовательной деятельности военного учебного центра. База исследования: Военный учебный центр при СПбГУТ Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. Выборка составила 400 студентов мужского пола в возрасте от 19 до 23 лет (200 студентов 2 курса и 200 студентов 4 курса).

Результаты исследования. Сравнительный анализ диагностики сформированности компонентов гражданской идентичности (мотивационный, когнитивный, поведенческий, эмоционально-оценочный) показал положительную динамику в изменении гедонистических мотивов на 2 курсе на осознанные на 4 курсе. Были выявлены статистически значимые корреляции между: шкалами «цели в жизни»: наличие целей, придающих жизни осмысленность и направленность и временную перспективу – связано с жизнерадостностью (р ≤ 0,05); локус контроля – жизнь и управляемость жизнью. Убежденность в том, что человеку (студенту) дано свободно принимать решения, контролировать свою жизнь, брать на себя ответственность, отрицательно связана со свободой (р ≤ 0,05), положительно – с интересной работой (р ≤ 0,05); результативность жизни или удовлетворенность самореализацией; выявлено изменение отношения к значимым для государства и российского общества событиям, осознанию важности ответственного служения своей стране; повышение уровня знаний истории Российского государства, что нашло отражение в улучшении общей академической успеваемости студентов и мотивации к дальнейшей профессиональной самореализации по выбранной специальности.

Выводы. Внедрение в образовательную деятельность военного учебного центра комплексной программы формирования гражданской идентичности студентов «Служить России» способствует формированию положительной мотивации студентов к служению российскому государству и обществу; расширению знаний и представлений о героическом прошлом и настоящем российского народа; повышению интереса к приобретению опыта решения военно-профессиональных задач по обеспечению сохранения и укрепления российской государственности; позитивной эмоциональной оценке значимых для государства событий и проявлению активной гражданской позиции в социально-значимой деятельности.

19-26 171
Аннотация

Актуальность. Определена необходимость применения в профессиональной подготовке специалистов музыкального профиля мотивационного аспекта, который способствует эффективности учебного процесса. Мотивированный студент стремится к постоянному совершенствованию своих навыков, что позволяет ему стать профессионалом в своей области. Раскрыты виды мотивации, влияющие на профессиональное становление студентоввокалистов, и различные аспекты, такие как обучение вокалу, развитие музыкальных способностей, изучение теории музыки, работа над техникой исполнения и многое другое, что способствует профессиональному становлению вокалиста.

Методы исследования. На основе теоретического анализа специальной литературы, систематизации материалов научных источников обоснована роль мотивационного аспекта в профессиональном становлении студентов-вокалистов.

Результаты исследования. Рассмотрены возможности мотивации, которые способствуют повышению качества образования и развитию личности студента-вокалиста. Дана характеристика основных методов, которые педагоги используют для мотивации студентоввокалистов. Предложены рекомендации по использованию мотивации в процессе обучения студентов-вокалистов.

Выводы. Сделаны выводы о том, что мотивация способствует повышению качества образования, развитию личности обучающегося студента-вокалиста и его успешной адаптации в современном мире.

ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

27-35 140
Аннотация

Актуальность. Цель исследования – отразить поиски наиболее продуктивных способов преподавания литературы. Для достижения цели в методику литературного чтения начальной и основной школы необходимо включить современные технологии подготовки учителя к эффективному проведению урока.

Методы исследования. Методы технологизации учебно-воспитательного процесса связаны с пониманием типовых признаков технологии, классификацией технологий в педагогике и, в частности, в дидактике, с разработкой образовательных и учебных технологий, которые доступны учителям начальной школы и преподавателям-филологам.

Результаты исследования. Разработаны и апробированы в практике преподавания технологии многоуровневого восприятия текста учителем, комплексного анализа произведения при подготовке к уроку, достижения выразительного чтения текста, технология сотворческого чтения, дискретного чтения, погружения в художественный текст, подготовки к пересказу, проведения словарной работы и др. Особого внимания заслуживает технология художественно-речевого сопровождения детской жизнедеятельности в течение дня, которая имеет не только обучающий, но и здоровьесберегающий, воспитывающий характер. Каждая технология не может быть подробно описана в пределах исследования, поэтому в списке литературы указаны источники, содержащие подробные теоретические обоснования технологий и множественные примеры применения.

Выводы. Выводы исследования о технологизации учебно-воспитательного процесса связаны с самообразованием учителя, которому в настоящее время для этого предоставлены разнообразные возможности.

36-45 164
Аннотация

Актуальность. Активное использование школьниками в повседневной жизни современных технологий, обеспечивающих доступ к виртуальному пространству Интернета, содержащему большое количество угроз для нормального развития несовершеннолетних, способствовало появлению у научного сообщества интереса к проблеме формирования личностной готовности подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации, а также выявлению факторов, оказывающих влияние на этот процесс. Цель исследования – изучение факторов, влияющих на формирование личностной готовности подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации.

Методы исследования. Данное исследование выполнено на основе интегративного, аксиологического, личностно-деятельностного и средового подходов. В качестве методов исследования использовались: анализ научной литературы по теме исследования, сравнение, обобщение, систематизация, структуризация информации.

Результаты исследования. Обосновано, что на формирование личностной готовности подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации оказывает влияние совокупность факторов, которые условно можно разделить на две группы: внешние (информационно-техническая среда, природные и социокультурные факторы) и внутренние (биологические и индивидуально-психологические особенности).

Выводы. Практическое применение полученных результатов возможно для разработки технологии формирования личностной готовности подростков к противодействию отрицательным влияниям интернет-социализации.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

46-56 319
Аннотация

Актуальность. Искусственный интеллект кардинально и высокими темпами трансформирует реальность, что создает трудности для нового поколения выпускников вузов, начинающих свой профессиональный путь. Студенты социально-гуманитарных направлений подготовки обеспокоены своим профессиональным будущим: они не уверены в том, какие профессиональные навыки и умения будут действительно востребованы на рынке труда. Обоснована актуальность междисциплинарного подхода, интегрирующего перспективные с точки зрения применения ИИ специальные предметные знания и иноязычные контексты профессии, осваиваемые обучающимися при получении высшего образования. В этой связи аргументируется точка зрения, в соответствии с которой в образовательных контекстах использование ИИ не может ограничиваться процессуальным аспектом обучения – технологическим инструментарием, решением управленческих задач; необходимо обеспечить формирование у обучающихся профессиональной картины мира, адекватной новым реалиям, что требует актуализации содержания обучения, пересмотра учебных планов, ориентированных на освоение новых профессий.

Методы исследования. Использованы качественные методы исследования: анализ современного рынка профессий, связанных с применением ИИ в социально-гуманитарной сфере; анализ литературы, посвященной использованию ИИ в обучении иностранным языкам; описательно-аналитический метод; методы обобщения и систематизации отобранного материала; интерпретационный анализ. Материалами исследования служат научные труды российских и зарубежных ученых, а также данные о состоянии современного рынка труда.

Результаты исследования. Анализ рынка труда позволяет определить ключевые компетенции, необходимые новому поколению специалистов в области социально-гуманитарных наук. В этой связи обоснована целесообразность актуализации содержания обучения студентов этих направлений подготовки, выявлена учебная дисциплина, обладающая соответствующим интегративным потенциалом. На примере дисциплины «Иностранный язык» раскрыта возможность применения междисциплинарного подхода, обеспечивающего освоение профессиональных иноязычных контекстов применения ИИ в социальногуманитарной сфере.

Выводы. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в подготовке нового поколения студентов социально-гуманитарного профиля, ориентированных на внедрение ИИ в их профессиональную область, дисциплина «Иностранный язык» обладает уникальным потенциалом. Наряду с традиционной целью – развитием коммуникативной компетенции личности, важной в условиях цифровой реальности, в рамках ее предметного поля вполне возможна интеграция специальных предметных знаний и их лингвистических коррелятов, необходимых для эффективной работы алгоритмов ИИ в таких областях, развития соответствующего этим условиям «лингво-когнитивного измерения» профессиональной деятельности.

57-74 125
Аннотация

Актуальность. Проблема владения умениями вести межкультурное комментирование для студентов-международников является важной и актуальной. Цель исследования – показать, как на основе изучения басен русской и французской литературы возможно сформировать умения межкультурного анализа и межкультурного комментирования социокультурных особенностей страны и народов родного и иностранного языка.

Методы исследования. На основе теоретического анализа научной литературы представлено уточненное понятие «межкультурное комментирование» как необходимого умения для профессиональной деятельности студентов-международников. В исследовании доказано, что обязательным условием для формирования межкультурной коммуникативной компетенции будущих политологов является знакомство с национальной спецификой культуры, традициями и менталитетом народа страны изучаемого языка. Сравнительно-сопоставительный анализ басен И.А. Крылова и Лафонтена, анкетирование, диагностирование позволили разработать пошаговый алгоритм обучения будущих политологов и специалистов международного права межкультурному комментированию.

Результаты исследования. Выявлено и обосновано, что через фольклор и басни можно научиться распознавать типичные характеристики и особенности русского и французского народов, что вызывает большой интерес к дидактическим возможностям ее использования в системе межкультурного обучения французскому языку.

Выводы. Применение результатов исследования может способствовать развитию новых направлений в лингводидактике и проектированию эффективной лингвообразовательной межкультурной среды.

75-87 176
Аннотация

Актуальность. Обучение иноязычному чтению в высшей школе нацелено на подготовку к взаимодействию с аутентичными материалами в контексте профессиональной коммуникации. В таких условиях появляется необходимость развития практико-ориентированных навыков, что требует внесения коррективов в общепринятую модель организации заданий на чтение. Цель исследования – адаптировать трехфазную модель работы с текстом под использование метакогнитивных стратегий чтения в рамках языкового образования в вузе.

Методы исследования. На основе анализа научной литературы были определены условия организации работы по трехфазной модели, выделены ее функциональные компоненты. Спроектирован способ прогрессивной интеграции четырех стратегий чтения в эту модель с учетом их роли в реализации функциональных компонентов.

Результаты исследования. Для этапов трехфазной модели были выделены процессуальные функции, отражающие коммуникативные цели каждой стадии: мотивационно-информационный, интерпретационный и рефлексивный. В данный континуум были интегрированы следующие стратегии чтения: предварительный просмотр (previewing), позволяющий оценить релевантность материала без прямого взаимодействия с текстом; скимминг (skimming), служащий способом определения структуры текста; сканирование (scanning), применяемое для высокоточного понимания смысловых элементов текста; таблица “K-W-L” использующаяся для ретрофлексивного анализа усвоенной из текста информации.

Выводы. Трехфазная модель чтения позволяет интегрировать в себя стратегии без кардинальных структурных изменений учебного процесса. При этом использование обозначенных стратегий позволяет расширить перечень формируемых навыков обучающихся при выполнении заданий, добавив к нему навыки взаимодействия с профессионально ориентированными текстами.

88-98 131
Аннотация

Актуальность. Обозначена научная проблема, состоящая в необходимости изучения инструментов, развивающих интегрированную предметно-языковую компетентность выпускников неязыковых направлений обучения, которая лежит в основе успешного функционирования специалистов на рынке труда, а также цель исследования – показать значение предметно-языкового интегрированного подхода (CLIL) в формировании данной компетентности.

Материалы и методы. Даны сведения об объекте изучения, которыми являются учебные материалы, используемые в преподавании английского языка журналистики, а также ответы и выступления студентов продвинутого уровня владения английским языком. Указаны методы исследования, включающие наблюдение, описание, анализ и синтез.

Результаты исследования. Приведены конкретные авторские результаты проведенного исследования, включающие описание аппарата упражнений по теме «Манипуляция и психология» в журналистике, а также ответов и выступлений обучающихся. Отмечено, что большинство заданий ориентировано на получение профессиональных знаний с помощью английского языка. Иностранный язык является здесь скорее средством, чем целью обучения. Чисто лингвистическая составляющая учебного аппарата невелика. Однако в ходе обучения, опираясь главным образом на материал предметно-тематической направленности, студенты развивают все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо) и формируют соответствующие языковые навыки.

Выводы. Доказано, что наиболее важное место в работе над темой занимает подготовка и презентация проекта. Обосновано, что предметно-языковое интегрированное обучение является действенным методом в развитии интегрированной предметно-языковой компетентности будущих журналистов.

99-108 240
Аннотация

Актуальность. Обучение студентов-лингвистов написанию эссе на иностранном языке для преподавателя является трудоемким и затратным по времени видом деятельности. Современные инструменты искусственного интеллекта способны взять на себя некоторые функции преподавателя по предоставлению студентам оценочной обратной связи. Цель исследования – разработать поэтапную методику обучения студентов написанию эссе на иностранном языке на основе практики с ИИ-инструментом.

Материалы и методы. Был проведен анализ научных статей по педагогике и методике обучения иностранным языкам из научных журналов, индексируемых в МНБ Scopus и Web of Science, а также перечня ВАК РФ (К1, К2). В качестве ИИ-инструмента использовалась система автоматизированного контроля эссе Criterion компании Educational Testing Service.

Результаты исследования. Была разработана методика обучения студентов-лингвистов написанию эссе на иностранном языке на основе системы Criterion, состоящая из семи последовательных этапов: 1) подготовительного; 2) написания студентами черновой версии эссе на иностранном языке; 3) получения оценочной обратной связи от системы Criterion; 4) изучения студентами оценочной обратной связи от системы Criterion и доработки эссе; 5) обсуждения в классе результатов работы с системой Criterion; 6) рефлексии студентов работы с системой Criterion; 7) проверки эссе студентов преподавателем.

Выводы. Предлагаемая поэтапная методика обучения реализуется в рамках парадигмы «обучающийся – искусственный интеллект – педагог» и направлена на создание дополнительных условий для внеаудиторной иноязычной практики студентов.

109-120 103
Аннотация

Актуальность. Сфера информационных технологий определена президентом Российской Федерации как одно из приоритетных направлений развития экономики страны и поддержания ее статуса независимости. Высшее образование в сфере информационных технологий вносит существенный вклад в формирование кадрового состава индустрии. Целью образования в вузе становится формирование высокопрофессиональной личности ИТ-специалиста, обладающего целым рядом компетенций. Среди них особую роль играют компетенции, связанные со способностью самостоятельно добирать необходимую информацию, постоянно актуализировать профессиональные знания и опыт в развивающейся галопирующим темпом сфере технологий. Необходимость догонять более успешных игроков на поле высокотехнологичных решений (США, Китай, Южная Корея) обусловливает важную роль иностранного языка в процессе профессиональной подготовки студентов-информатиков. В центре внимания исследования находится специфический вид иноязычной учебной деятельности – комплексные коммуникативно-когнитивные задачи, призванные моделировать условия взаимосвязанной иноязычной коммуникативной и интеллектуальной деятельности обучающихся.

Методы исследования. Для проведения исследования использовались теоретические методы: изучение научной литературы, анализ, обобщение, синтез основных положений, на основе которых были реализованы практические методы – моделирование и описание речемыслительной деятельности обучающихся в ходе решения комплексных коммуникативно-когнитивных задач.

Результаты исследования. Представлены теоретическое обоснование и практическая иллюстрация алгоритма создания комплексной коммуникативно-когнитивной задачи. Выделены принципы обучения на основе комплексных коммуникативно-когнитивных задач, представлен алгоритм отбора содержания и методы обучения. Приведен конкретный пример задачи для целей высшего ИТ-образования.

Выводы. Аутентичность получаемого в процессе обучения квазипрофессионального опыта достигается за счет интеграции коммуникативной и интеллектуальной деятельности в профессиональной сфере. Дихотомия «мышление–речь» может быть реализована в практической педагогической деятельности на основе комплексных коммуникативно-когнитивных задач.

121-128 174
Аннотация

Актуальность. Реалии современного мира предполагают обязательное знание иностранного языка для обеспечения успешной профессиональной деятельности компетентного специалиста. В методике преподавания иностранных языков существует множество вопросов, касающихся процесса преподавания языка, одним из которых является использование лингвострановедческой информации на занятиях, который и рассмотрен в исследовании.

Материалы и методы. Проанализированы научно-методическая литература, касающаяся аспекта лингвострановедческой информации при обучении английскому языку, мнения и разработки по данной теме известных отечественных и зарубежных ученых-методистов. В качестве методов исследования выступили систематизация полученных данных о лингвострановедческой информации, приведение определения понятия «лингвострановедческая информация» и ее характерных особенностей, рассмотрение критериев ее выбора и способов представления, а также формулирование соответствующих выводов на протяжении всего исследования.

Результаты исследования. Изучены и проанализированы наиболее актуальные проблемы, касающиеся лингвострановедческой информации, а именно: а) представлена актуальность использования лингвострановедческой информации; б) приведено определение лингвострановедческой информации; в) рассмотрена система критериев выбора данной информации; г) описаны способы представления лингвострановедческой информации.

Выводы. Методически грамотное использование лингвострановедческой информации при обучении иностранному языку позволяет эффективно развивать необходимые обучающимся коммуникативную и социокультурную компетенции, которые обеспечивают адекватную и продуктивную коммуникацию с представителями страны изучаемого языка.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

129-142 200
Аннотация

Актуальность. За последние десять лет мобильные приложения для изучения иностранного языка обрели большую популярность и заняли свою нишу среди других информационно-коммуникационных технологий. В связи с этим актуальной является задача определения дидактического потенциала мобильных приложений, предлагающих изучение русского языка как иностранного.

Материалы и методы. Материалом исследования послужил контент мобильных приложений для изучения русского языка как иностранного. При проведении исследования были использованы следующие методы: метод направленной выборки, описательно-аналитический, сравнительно-сопоставительный, метод включенного наблюдения, систематизация, классификация, моделирование.

Результаты исследования. Представлены результаты анализа 6 мобильных приложений, предназначенных для изучения русского языка как иностранного, выявлены достоинства и недостатки каждого из приложений, определена их специализация. При оценке дидактического потенциала мобильных приложений в практике изучения РКИ авторы использовали следующие критерии: структурированность обучения, разнообразие и качество заданий, наличие элементов индивидуализации и дифференциации и ряд других.

Выводы. Каждое из рассмотренных приложений предназначено для решения определенных дидактических задач: Memrise и FunEasyLearn для увеличения лексического запаса; Duolingo для отработки грамматических конструкций; Lingualeo для работы с аутентичными текстами; Busuu для общения с носителем языка и развития навыков письма и говорения; Kalinka для детального изучения и практики грамматики русского языка.

143-150 97
Аннотация

Актуальность. Формирование положительного отношения к России и ее жителям является приоритетной задачей преподавателя русского языка как иностранного. Представляется необходимым проводить целенаправленную работу по созданию системы словесных образов России и россиян в представлении иностранных студентов. Целью исследования является изучение теоретических предпосылок изучения словесного образа и описания компонентов словесного образа России и россиян у иностранных студентов.

Материалы и методы. Анализ результатов анкетирования, проведенного среди иностранных студентов бакалавриата Института русского языка как иностранного Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, позволил выявить компоненты словесного образа России. Полученные данные учитывались при обучении русскому языку как иностранному с целью формирования положительного образа страны.

Результаты исследования. Анализ результатов первого анкетирования иностранных студентов позволил выявить отрицательные ассоциации в сознании иностранцев, которые подлежат исправлению, поскольку они снижают мотивацию к овладению русским языком. Полученные результаты второго анкетирования иностранных студентов после обучения демонстрируют наличие положительных словесных образов в их сознании, что доказывает эффективность обучения.

Выводы. Полученные в ходе исследования результаты имеют теоретическую и практическую значимость, так как они дают возможность преподавателю русского языка как иностранного прогнозировать у иностранных студентов возможные отрицательные словесные образы России, учитывать их при обучении русскому языку иностранцев и, тем самым сделать процесс эффективнее.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

151-161 131
Аннотация

Актуальность. Знаковым событием в истории России последней трети XVIII века стало развитие частных типографий, разрушавших государственную и церковную монополию на печать изданий. Работа издательств играла решающую роль в удовлетворении духовных потребностей широких масс населения, способствовала секуляризации отечественной книжной культуры. Одновременно богатство и разнообразие художественной, учебной и научной литературы, выпускаемой как на русском, так и на иностранных языках, обстоятельно влияли на появление и распространение новых сведений и фактов, повышали уровень образования всех слоев читающего населения. Несмотря на наличие обширных исследований, посвященных книгоиздательству этого периода, существует известный дисбаланс в описании деятельности знаменитых отечественных типографов и их иностранных коллег. Между тем именно зарубежные специалисты (И.М. Гартунг, И.Я. Вейтбрехт и др.) сыграли ключевую роль в открытии первых частных типографий в России. Изучение их деятельности способствует приращению знаний по истории отечественной книжной культуры, позволяет рассмотреть неизвестные страницы российского книгоиздательства и книготорговли.

Материалы исследования. Основными источниками исследования послужили материалы Российского государственного архива древних актов (Ф. 17, Ф. 248), а также законодательные акты и распоряжения того времени, влиявшие на проведение книготорговли.

Результаты исследования. Являясь характерной чертой развития информационной культуры первой половины XVIII века, цензура не могла остановить преобразующей роли книги в истории России. В результате активизации книгопечатания в стране, появления свободной книжной торговли, успешной работы новых моделей образования заметно возрос интерес к печатной продукции. Книжное дело перестало быть только столичным занятием и стало достоянием всей страны. Разрешая каждому по своей воле заводить типографии, государство приравнивало их к фабрикам, что облегчало процессы создания и развития собственного типографского бизнеса.

Выводы. Деятельность частных книгоиздателей России второй полвины XVIII века создавала возможности для формирования национального книжного рынка, наполнения его различной научной, художественной и учебной литературой. Тем самым типографы способствовали распространению самых широких знаний среди российского населения, повышали разнообразие и качество продаваемой литературы.

162-176 109
Аннотация

Актуальность. Консервативное течение в отечественной общественной мысли второй половины XIX века является одной из главных целей исследований в исторической науке. Анализ взглядов одного из виднейших российских консерваторов М.Н. Каткова на новые институты судебной системы России, судейский корпус после реформы 1864 г. отражает роль известного публициста и его влияние на общественные массы и государственную судебную политику в эпоху реформ и контрреформ. Цель исследования – выявление проблематики по заданной теме в работах М.Н. Каткова, описание основных выводов М.Н. Каткова относительно судебной системы России 1860–1880-х гг.

Материалы и методы. Основными источниками исследования послужили многочисленные публикации М.Н. Каткова, отражающие его взгляды на судебную систему России в 1860–1880-е гг. и, в частности, на новые для российского государства, права и общества институты: мировая юстиция, кассационные департаменты Правительствующего сената, суд присяжных. Дополнительными источниками исследования выступили работы отечественных ученых второй половины XIX века по заданной теме. Методологической основой исследования послужили как общие, так и частные методы научного познания: метод структурного анализа, который позволил оценить изменения в российском обществе второй половины XIX века; историко-сравнительный метод, с помощью которого в исследовании путем сравнения различных точек зрения по вопросам судебной системы России сделаны общие и частные выводы; историко-системный метод, который позволил в комплексе проанализировать взгляды российских исследователей в 1860–1880-е гг. на пореформенную судебную систему России, в частности, на мировую юстицию, кассационные департаменты Правительствующего сената, суд присяжных; логический метод, который позволил выявить причины в изменении взглядов М.Н. Каткова на судебную систему России в 1860–1880-е гг.; также использовались иные методы научного познания.

Результаты исследования. Были рассмотрены взгляды М.Н. Каткова на судебную систему России в целом, и в частности, на три института, введенных по итогам судебной реформы 1864 г.: мировая юстиция, кассационные департаменты Правительствующего сената, суд присяжных. Проведен анализ публикаций известного журналиста на проблемные вопросы в деятельности указанных институтов. Отмечено влияние публицистики М.Н. Каткова на государственную жизнь Российской империи в 1860–1880-е гг., дан анализ причин в изменении взглядов М.Н. Каткова на судебную систему России пореформенного времени.

Выводы. Изучение взглядов М.Н. Каткова позволяет представить сложный процесс борьбы двух основных течений общественной мысли России второй половины XIX века (либералы, консерваторы) по вопросам судебной системы России, а также отметить наиболее проблемные и спорные моменты в реализации положений Судебных уставов 20 ноября 1864 г., понять причины споров. Сделан вывод о конфликте основных положений Судебных уставов 20 ноября 1864 г. с самодержавной философией М.Н. Каткова, что послужило причиной изменения отношения известного публициста к проводимой в Российской империи судебной реформе, а также определило апологетику М.Н. Каткова в эпоху так называемых контрреформ.

177-191 114
Аннотация

Актуальность. Научный интерес к изучению переломных моментов истории способствует выработке наиболее эффективных механизмов организации деятельности государственных органов правопорядка в современных условиях. Проведение специальной военной операции, современная геополитическая обстановка требуют от государства принятия особых мер по обеспечению правопорядка на ключевых элементах управления государством, в том числе и объектах транспорта. После Февральской, а затем и Октябрьской революций 1917 г. преемственность обеспечения правопорядка на объектах железнодорожного транспорта была утрачена. На железных дорогах стихийно создавались вооруженные формирования различного толка для совершения преступлений, захвата и удержания власти. Опыт выработки мер по обеспечению правопорядка в условиях вооруженного вмешательства в деятельность железных дорог, принимавшихся мер по стабилизации обстановки представляет научную и практическую значимость. Цель исследования – определить последовательность формирования государственных органов обеспечения безопасности железных дорог в период становления советской власти, их правомочность и компетентность.

Методы исследования. Принцип историзма наряду с применением историко-генетического метода позволил проанализировать последовательность формирования государственных органов обеспечения безопасности железных дорог в период с октября 1917 г. до июля 1918 г. и на основе единичных фактов выявить особенное. Сравнительный метод показал общие и особенные черты рассмотренных явлений в рамках становления всей правоохранительной системы советского государства. Опираясь на аналитический метод, удалось сопоставить деятельность органов, созданных советским государством по обеспечению правопорядка на объектах железнодорожного транспорта с действовавшими до Февральской революции 1917 г. жандармскими полицейскими подразделениями железных дорог.

Результаты исследования. На основе проведенного исследования уточнены причины, по которым советской властью создавались централизованные органы охраны правопорядка на объектах железнодорожного транспорта. Дана характеристика событий, на фоне которых эти организации и службы создавались. Предприняты шаги для объяснения противоречий между интересами местной и центральной власти в рассматриваемый период времени, а также предпосылок, по которым советская власть прошла путь от полного отрицания опыта предшествовавших органов до необходимости его использования.

Выводы. Сделан вывод о том, что создание советской властью подразделений и служб по охране правопорядка и обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры проходило ситуативно, первоначально без какого-либо плана, через отрицание наследия царской России, централизацию и возобновление линейного принципа работы органов с учетом военно-политической, экономической ситуации в стране и специфики объекта правоохраны. Рабочая милиция с задачами по обеспечению прав и свобод человека и гражданина на объектах железнодорожного транспорта на первом этапе своего становления не справлялась.

192-202 111
Аннотация

Актуальность. Рассмотрена проблема восстановления торговли в сельской провинции после ее запрета в годы «военного коммунизма». Без товаропроизводящей, хорошо организованной торговой сети было невозможно развитие промышленности, сельского хозяйства и минимальное удовлетворение потребностей населения. Изучение процесса возрождения торговли в начале 1920-х гг. показывает не только практический опыт восстановления обменных операций в аграрном регионе страны, но и состояние хозяйства Тамбовской губернии в целом.

Методы исследования. Использованы опубликованные и неопубликованные источники. Историко-сравнительный метод позволяет раскрывать сущность исследуемых явлений на основе имеющихся фактов в узких временных границах новой экономической политики.

Результаты исследования. Показаны проблемы восстановления торговли в Тамбовской губернии с преобладающим сельским населением. Рассмотрены условия возрождения торговли, выявлены особенности организации государственной кооперативной и частной торговли, показана специализация торговых предприятий. Трудности перехода к элементам рыночной экономики представлены на фоне хозяйственной жизни аграрного региона. Определена динамика развития торговли в начале 1920-х гг.

Выводы. Восстановление торговли в Тамбовской губернии осложнялось хозяйственным кризисом, разрухой, падением производительности крестьянских хозяйств, низкой покупательной способностью населения. С объявлением нового курса экономической политики начинает возрождаться мелочная базарная торговля. Государственно-кооперативные организации с трудом конкурировали на рынке с частной торговлей и центральными трестами. Наиболее крупные розничные универсальные магазины в городе Тамбове и уездных городах принадлежали государственным и кооперативным торговым организациям. В городах крупная торговля в закрытых помещениях росла более планомерно, в сельской местности торговый аппарат возрождался гораздо медленнее. В сельской местности преобладала мелкая универсальная торговля. С 1923 г. большевистское государство стремилось установить контроль за движением товаров от производителя к потребителю.

203-212 158
Аннотация

Актуальность. Исследована тема Сталинградской битвы, актуальность которой не вызывает сомнений, так как любое исследование в нашей стране, посвященное Великой Отечественной войне, было и остается важным как для сохранения исторической памяти, так и для воспитания подрастающего поколения. Актуальность исследования усиливается тем, что заявленная научная проблема – особенности тактики советских войск в осенне-зимний период 1942 г. – практически не раскрыта в научной литературе. Цель исследования – показать, как в вермахте характеризовали изменения, произошедшие в тактике Красной армии в ходе Сталинградской битвы.

Материалы и методы. Материалами исследования, его источниковой базой стали трофейные документы из фондов Центрального архива Министерства обороны (ЦАМО). Методы исследования: атрибуция трофейных документов из фондов ЦАМО, сравнение, контентанализ, микроисторический анализ. Объект исследования – тактика наступательных и оборонительных боев Красной армии осенью–зимой 1942 г.

Результаты исследования. Конкретные авторские результаты проведенного исследования заключены в том, что показано, как в Генеральном штабе сухопутных войск Германии характеризовали приказ Сталина № 306 о совершенствовании тактики наступательного боя и боевых порядков; приведены данные об основных изменениях в тактике оборонительного боя Красной армии; показано, какое значение в наступательных и оборонительных боях отводилось артиллерии, какие изменения произошли в танковых войсках.

Выводы. Изменения в тактике наступательного и оборонительного боев Красной армии в ходе Сталинградской битвы были своевременны, она постоянно совершенствовалась и адаптировалась к конкретным боевым условиям, что со временем обеспечило окончательный переход инициативы к советским войскам на фронте.

213-223 111
Аннотация

Актуальность. Изучение отдельных аспектов культурно-массовой работы в среди инвалидов Великой Отечественной войны, находящихся на лечении в психиатрических больницах, позволяет не только уточнить особенности лечебного процесса в медицинских организациях, но и провести системную детализацию социализации и реабилитации военных ветеранов в 40–50 гг. XX века.

Материалы и методы. Методологические особенности исследования заявленной проблематики опираются на авторскую концепцию привлечения работ современников, прежде всего, специалистов в области психиатрии, врачей-практиков Тамбовской области, а также собственно историй болезней и анамнеза психической заболеваемости. Были использованы материалы государственных и партийных архивов Тамбовской области, воспоминаний современников, многие из которых впервые вводятся в научный оборот.

Результаты исследования. Фактически пациенты психиатрических больниц в той или иной степени были охвачены культурно-массовыми мероприятиями, идеологически выверенной политико-культурной деятельностью, что отражало менталитет не только партийной элиты и номенклатуры, но и вполне уживалось в восприятии и понимании подавляющей части населения Советского Союза. Результаты изучения проблемы позволили дать оценку данным процессам, рассматриваемым сквозь призму развития регионального здравоохранения, выявить не только векторы и тенденции становления советской психиатрии в первое послевоенное десятилетие, но и уточнить особенности взаимоотношений власти и общества, личности и государства, индивидуального сознания и коллективного советского («коммунистического») мировоззрения.

Выводы. Результаты исследования позволяют сделать вполне очевидный вывод, что культработа, как и в целом политическое воспитание, являлась не только неотъемлемой частью идеологического концепта эпохи социализма, принизывающей всю структуру советского общества, но и важной составляющей лечебно-профилактической работы медицинских учреждений различного профиля. Весьма успешно данные мероприятия по медикосоциальной работе проводились и в Тамбовской области. Однако, в целом, следует отметить, что недостаток обученных кадров и ресурсов, в том числе материально-технического обеспечения, музыкальных инструментов и т. п., способствовали нередко формированию поверхностного подхода в организации культмассовой работы в психиатрических клиниках. Важно заметить, что эти недостатки вполне сохранились и в современной системе здравоохранения в Российской Федерации. Фактически традиции бюджетного остаточного финансирования медицинских учреждений являются устойчивыми в миропонимании чиновников разных исторических эпох. Но все же стоит заметить, что общие посылы идеологического воспитания охватывали последовательно все население страны, в том числе и пациентов психиатрических больниц. Для этих ветеранов войны вполне привычными были политинформации, читки газет, просмотр кинофильмов, что неизбежно помогало их скорой социализации, включению в привычное общение, обеспечивало устойчивые ремиссии в течении психических расстройств.

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

224-232 108
Аннотация

Актуальность. В 60–70-е гг. XIX века во владения Британской империи были осуществлены визиты представителей королевской семьи Великобритании. Вопрос финансирования был одним из основополагающих в их реализации. Будучи тесно связанным со сферой управления политической репутацией, он выходил за границы практики исключительно организационного характера. Цель исследования – изучить особенности механизма финансирования визитов членов британской правящей фамилии во владения империи в 60–70-х гг. XIX века и определить значение, которое он стал обретать в процессе выстраивания взаимоотношений Великобритании с этими территориями.

Материалы и методы. Историко-генетический и проблемно-хронологический методы сделали возможным проанализировать процесс денежного обеспечения визитов британских принцев во владения империи и определить его роль в контексте имперского строительства Великобритании.

Результаты исследования. На основании источников – материалов британской и колониальной прессы, публицистических изданий, парламентских документов – проанализированы особенности механизма финансирования официальных королевских визитов и служебных поездок британских принцев во владения империи разного типа. Были выявлены установки, которыми руководствовались организаторы королевских поездок и церемониальных приемов при выполнении задачи их обеспечения.

Выводы. В контексте осуществления королевских визитов вопрос их финансирования приобретал концептуальное значение. Посредством спонсирования колониальными властями и общественностью, а также имперским правительством поездок британских принцев транслировались идеи, имевшие значение для развития взаимодействия метрополии и ее владений.

233-245 142
Аннотация

Актуальность. Проанализированы причины восстановления в начале XX века межгосударственных контактов между Мексикой и Австро-Венгрией и прослежена их эволюция во время «порфириата», Мексиканской революции 1910–1917 гг. и Первой мировой войны.

Материалы и методы. На основе критического анализа отечественной и зарубежной исследовательской литературы с применением историко-генетического и историко-сравнительного методов прослежены ход разрешения застарелого межгосударственного конфликта и эволюция военно-политических и торговых отношений между Мексикой и Австро-Венгрией в последней трети XIX века – 1918 гг. Результаты исследования. Развитие военно-политических и экономических контактов между Мехико и Веной, прерванных после казни в 1867 г. Максимилиана Габсбурга, происходило после их возобновления в 1901 г. несмотря на первоначально высказанное венгерской парламентской оппозицией недовольство ущемлением национальных экономических интересов на взаимовыгодной основе. Причинами тому были как внутренние потребности Мексики, остро нуждавшейся в людских ресурсах, так и стремление деловых кругов Австро-Венгрии включиться в борьбу за сферы приложения капитала и рынки сбыта за океаном.

Выводы. В период революции 1910–1917 гг. особое внимание уделялось наращиванию Австро-Венгрией экспорта вооружений в Мексику, в контексте которого Вена рассматривала возможность признания того или иного политического режима. Руководство Габсбургской монархии проявляло также интерес к Мексике как возможной базе своего военного флота за океаном. Дипломатия Австро-Венгрии в Мехико в период Первой мировой войны действовала в русле усилий Германии, направленных на вовлечение Мексики в военный конфликт с США, чтобы предотвратить их присоединение к Антанте.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)