Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Комплексные коммуникативно-когнитивные задачи в обучении иностранному языку студентов информационно-технологических направлений подготовки

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-1-109-120

Аннотация

Актуальность. Сфера информационных технологий определена президентом Российской Федерации как одно из приоритетных направлений развития экономики страны и поддержания ее статуса независимости. Высшее образование в сфере информационных технологий вносит существенный вклад в формирование кадрового состава индустрии. Целью образования в вузе становится формирование высокопрофессиональной личности ИТ-специалиста, обладающего целым рядом компетенций. Среди них особую роль играют компетенции, связанные со способностью самостоятельно добирать необходимую информацию, постоянно актуализировать профессиональные знания и опыт в развивающейся галопирующим темпом сфере технологий. Необходимость догонять более успешных игроков на поле высокотехнологичных решений (США, Китай, Южная Корея) обусловливает важную роль иностранного языка в процессе профессиональной подготовки студентов-информатиков. В центре внимания исследования находится специфический вид иноязычной учебной деятельности – комплексные коммуникативно-когнитивные задачи, призванные моделировать условия взаимосвязанной иноязычной коммуникативной и интеллектуальной деятельности обучающихся.

Методы исследования. Для проведения исследования использовались теоретические методы: изучение научной литературы, анализ, обобщение, синтез основных положений, на основе которых были реализованы практические методы – моделирование и описание речемыслительной деятельности обучающихся в ходе решения комплексных коммуникативно-когнитивных задач.

Результаты исследования. Представлены теоретическое обоснование и практическая иллюстрация алгоритма создания комплексной коммуникативно-когнитивной задачи. Выделены принципы обучения на основе комплексных коммуникативно-когнитивных задач, представлен алгоритм отбора содержания и методы обучения. Приведен конкретный пример задачи для целей высшего ИТ-образования.

Выводы. Аутентичность получаемого в процессе обучения квазипрофессионального опыта достигается за счет интеграции коммуникативной и интеллектуальной деятельности в профессиональной сфере. Дихотомия «мышление–речь» может быть реализована в практической педагогической деятельности на основе комплексных коммуникативно-когнитивных задач.

Об авторе

Д. К. Воронина
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
Россия

Воронина Дарья Константиновна, преподаватель кафедры теории и практики иностранных языков и лингводидактики

603950, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1



Список литературы

1. Маркелов А.В. Особенности рынка IT-технологий в международном бизнесе // Интеграция науки и практики: взгляд молодых ученых: сб. науч. трудов 6 науч.-практ. конф. магистрантов и аспирантов / под ред. Л.Ф. Поповой [и др.]. Саратов: Сарат. социально-эконом. ин-т (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2020. С. 103-104. https://www.elibrary.ru/fxxxse

2. Декамили Ю.Г. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции у студентов IT-специальностей в дистанционном формате обучения // Вестник педагогических наук. 2021. № 5. С. 127-131. https://www.elibrary.ru/drtexn

3. Ярмухамедова Ф.М. Интегрированное обучение иностранным языкам в техническом вузе в процессе междисциплинарной интеграции // Теория и практика современной науки. 2020. № 6 (60). С. 590-596. https://www.elibrary.ru/nkrzzp

4. Рыжкова Н.Ю., Чуркина О.В. Использование междисциплинарных связей английского языка и информатики в общеобразовательных учреждениях на примере сервиса LearningApps // Молодой ученый. 2021. № 39 (381). С. 67-70. https://www.elibrary.ru/kjivoo

5. Крылов Э.Г. Комплексные коммуникативно-когнитивные задачи в интегративном билингвальном обучении // Инновационные идеи и подходы к интегрированному обучению иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в системе высшего образования: материалы Междунар. школыконф. / под ред. Д.И. Кузнецова [и др.]. СПб.: С.-Петербург. политехн. ун-т Петра Великого, 2017. С. 141-144. https://www.elibrary.ru/zqmpkv

6. Крылов Э.Г. Интегративное билингвальное обучение иностранному языку и инженерным дисциплинам в техническом университете // Интегрированное обучение иностранным языкам и профессиональным дисциплинам. Опыт российских вузов / под ред. Л.П. Халяпиной. СПб.: Санкт-Петербург. политехн. ун-т Петра Великого, 2018. С. 125-152. https://www.elibrary.ru/vjpalz

7. Крылов Э.Г. Интегративное билингвальное обучение иностранному языку и инженерным дисциплинам в техническом вузе. Ижевск: Ижев. гос. техн. ун-т им. М.Т. Калашникова, 2023. 386 с. https://www.elibrary.ru/ectyrk

8. Сысоев П.В., Завьялов В.В. Методические принципы предметно-языкового интегрированного обучения // Иностранные языки в школе. 2021. № 5. С. 30-39. https://www.elibrary.ru/cfuofx

9. Вербицкий А.А., Григоренко О.А. Контекстное обучение иностранному языку специальности. М.: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова, 2015. 205 с. https://www.elibrary.ru/uhyzot

10. Интегрированное обучение иностранным языкам и профессиональным дисциплинам. Опыт российских вузов / под ред. Л.П. Халяпиной. СПб.: С.-Петербург. политехн. ун-т Петра Великого, 2018. 380 с. https://doi.org/10.18720/SPBPU/2/id18-83, https://www.elibrary.ru/vjowht

11. Алмазова Н.И., Баранова Т.А., Халяпина Л.П. Педагогические подходы и модели интегрированного обучения иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в зарубежной и российской лингводидактике // Язык и культура. 2017. № 39. С. 116-134. https://doi.org/10.17223/19996195/39/8, https://www.elibrary.ru/zxrjcd

12. Халяпина Л.П. Современные тенденции в обучении иностранным языкам на основе идей CLIL // Вопросы методики преподавания в вузе. 2017. Т. 6. № 20. С. 46-52. https://doi.org/10.18720/HUM/ISSN2227-8591.20.5, https://www.elibrary.ru/zrsykz

13. Coyle D. Meaning-making, Language Learning and Language Using: An integrated approach. Inclusive Pedagogy across the Curriculum // International Perspectives on Inclusive Education / eds by J.M. Deppeler, T. Loreman, R. Smith, L. Florian. 2015. Vol. 7. P. 235-258. https://doi.org/10.1108/S1479-363620150000007021

14. Сысоев П.В. Этапы разработки учебных материалов для предметно-языкового интегрированного обучения // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 3. С. 169-178. https://www.elibrary.ru/kvbrcl

15. Chilton M.A., Hardgrave B.C., Armstrong D.J. Person-job cognitive style fit for software developers: the effect on strain and performance // Journal of management information systems. 2005. Vol. 22. № 2. P. 193-226. https://doi.org/10.1080/07421222.2005.11045849

16. Susilowati D., Degeng I., Setyosari P., Ulfa S. The Role of Cognitive Styles in Computer Programming Learning // Proceedings of the 2nd International Conference on Learning Innovation (ICLI 2018). Malang: Universitas Negeri Malang Publ., 2018. Vol. 1. Р. 216-220. https://doi.org/10.5220/0008410102160220

17. Мирошникова Е.А. Адаптация текстового учебного материала при дифференцированном обучении иностранному языку // Вестник Брянского государственного университета. 2016. № 3 (29). С. 229-234. https://www.elibrary.ru/wroqmn

18. Степанюк Ю.В. Классификация способов адаптации нехудожественных аутентичных текстов в целях обучения иностранному языку // Профессиональное лингвообразование: материалы 15 Междунар. науч.-практ. конф. Н. Новгород: Нижегород. ин-т управления – филиал РАНХиГС, 2021. С. 320-330. https://www.elibrary.ru/itremg

19. Соколов В.М., Алешугина Е.А. Способы отбора лексического содержания профессионально-ориентированной иноязычной подготовки студентов в неязыковом вузе. Н. Новгород: Нижегород. гос. архитектурно-строительный ун-т, 2011. 153 с. https://www.elibrary.ru/ymsxch

20. Артамонова М.В. CAT-системы в подготовке специалистов-переводчиков // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2022. Т. 13. № 2. С. 50-53. https://www.elibrary.ru/wivhuz

21. Кузнецова Ю.М., Смирнов И.В., Станкевич М.А., Чудова Н.В. Создание инструмента автоматического анализа текста в интересах социо-гуманитарных исследований. Ч. 2. Машина РСА и опыт ее использования // Искусственный интеллект и принятие решений. 2019. № 3. С. 40-51. https://doi.org/10.14357/20718594190305, https://www.elibrary.ru/egmtdr


Рецензия

Для цитирования:


Воронина Д.К. Комплексные коммуникативно-когнитивные задачи в обучении иностранному языку студентов информационно-технологических направлений подготовки. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(1):109-120. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-1-109-120

For citation:


Voronina D.K. Complex communicative and cognitive tasks in teaching a foreign language to students of information technology training areas. Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(1):109-120. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-1-109-120

Просмотров: 114


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)