Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников: нейропсихологический аспект

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-5-1143-1151

Аннотация

Цель исследования: обобщение имеющих междисциплинарных данных по формированию графомоторных навыков у старших дошкольников и использование их в качестве базиса для описания процесса формирования графомоторных навыков у леворуких детей. Рассмотрена сущность и структура графомоторных навыков как компонента письменной деятельности. В структуре письма графомоторные навыки представляют завершающее звено письменной деятельности и сопряжены с начертанием графических символов. С опорой на данные нейропсихологии относительно межполушарной асимметрии у детей обоснована необходимость формирования графомоторного навыка у старших дошкольников с учетом доминирующего профиля латерализации. В качестве опоры при формировании графомоторного навыка рассмотрены положения теории уровневой организации движений Н.А. Бернштейна. Отмечая уровневый характер организации письменной деятельности, акцентировано внимание на роли крупной моторики, удержании позы и прочих компонентов фоновых уровней, без которых сама реализация графического навыка оказывается затруднена. Предложена схема, отражающая показатели сформированности графомоторных навыков у старших дошкольников. Ведущее значение в ней имеют следующие компоненты: общая моторная готовность, зрительно-предметный гнозис и зрительно-моторная координация, элементарный графический навык. Описаны особенности педагогической работы при формировании графомоторных навыков у леворуких детей. Новизна исследования состоит в моделировании системы работы по формированию данного навыка письменной деятельности с опорой на теорию уровневой организации движений Н.А. Бернштейна. Предложенная системная модель может быть использована для формирования графоромоторных навыков у леворуких детей, что отражает ее практическую значимость.

Об авторах

А. А. Воробьева
ООО «Солнечный ветер»
Россия

Воробьева Анастасия Алексеевна, логопед, дефектолог Семейного клуба

392027, г. Тамбов, ул. Мичуринская, 205а



Л. Н. Макарова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Макарова Людмила Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий  кафедрой педагогики и образовательных технологий

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Список литературы

1. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. М.: Вентана Граф, 2008. 228 с.

2. Семенович А.В. Эти невероятные левши. М.: Генезис, 2009. 250 с.

3. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Изд-во и тип. Изд-ва Акад. пед. наук РСФСР, 1950. 84 с.

4. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма, чтения: нарушение и восстановление. М.: Юристъ, 1997. 256 с.

5. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / под ред. Л.С. Цветковой. М.: Изд-во Москов. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. 296 с.

6. Безруких М.М. Пишу красиво и правильно: как помочь ребенку научиться писать, закрепить навык и скорректировать трудности. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. 239 с.

7. Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. 255 с.

8. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / под ред. О.Г. Газенко. М.: Наука, 1990. 494 с.

9. Годдард Блайт С. Оценка нейромоторной готовности к обучению: диагностический уровень развития от ИНФП и школьная коррекционная программа / пер. с англ. Н.О. Давыдовой. М.: Линка-Пресс, 2017. 96 с.

10. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 128 с.


Рецензия

Для цитирования:


Воробьева А.А., Макарова Л.Н. Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников: нейропсихологический аспект. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022;27(5):1143-1151. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-5-1143-1151

For citation:


Vorobyova A.A., Makarova L.N. Development of graphomotor skills in senior preschoolers: a neuropsychological aspect. Tambov University Review. Series: Humanities. 2022;27(5):1143-1151. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-5-1143-1151

Просмотров: 91


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)