МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение языка как средства общения, хранения и передачи человеческого опыта привело к формированию в научном познании двух разных философско-методологических стратегий: одна, основанная на теории множеств, рассматривает язык с точки зрения его формальной структуры; другая, опирающаяся на теорию систем, интерпретирует язык как носителя информации, как знаковую информационную систему. Обосновано, что эти стратегии исследования языка следует характеризовать не столько как конкурирующие, сколько как взаимно дополняющие друг друга, помогающие раскрыть специфику лингвистического феномена. Основной тезис исследования сведен к утверждению, что высказывание, прежде чем оно станет составным компонентом социального знания, должно пройти процедуру «фильтрации» по двум различным критериям отбора. Первый критерий является контекстуальным, когда из содержания предложения извлекается доступная для понимания информация. Второй – логический – предполагает «фильтрацию» истинных суждений на основе принятых в науке формальных требований. В то время как формально-логическая стратегия исследования языка довольно подробно описана в научной литературе, системный подход к его изучению нуждается в более основательной проработке и практическом освоении. Примером упомянутой двойной фильтрации предложения, осуществляемой на логико-информационной основе, может служить парадокс лжеца. Несмотря на то, что многие специалисты воспринимают высказывание лжеца «Я лгу» как логический парадокс, однако, он не влияет на наше понимание естественного языка и его использование в когнитивных целях. В результате проведенного исследования выявлена взаимосвязь процессов формализации и контекстуализации как двух ключевых философско-методологических подходов к исследованию языка.
Проведен анализ актуальных проблем, связанных с цифровизацией юридического образования. На современном этапе невозможно представить себе учебный процесс без цифрового пространства и вовлеченных в него субъектов образовательной деятельности: обучающихся, преподавателей, специалистов в области информационных технологий и т. д. Рассмотрено использование преимущественного цифрового подхода в обучении, который основан на специальных методиках передачи информации, позволяющей решать за кратчайшие промежутки времени большое количество разноплановых задач. Отмечено, что идет последовательное внедрение информационных технологий в образовательную систему нашего государства и образовательные учреждения, обучающие юриспруденции также входят в эту систему. В каждом из них есть системы с электронной образовательной средой, где выполняются задания, формирующие компетенции, предусмотренные государственным стандартом и учебным планом, компьютеры, электронные учебники, учебные и учебно-методические пособия. Затронут вопрос о повышении результативности юридических образовательных систем, так как известно, каких усилий требует внедрение цифровых технологий в процесс обучения. Сделан вывод, что для достижения цели недостаточно обеспечить учебное заведение цифровыми устройствами, подключить к сети Интернет и разработать площадки цифрового обслуживания. Осуществление данного процесса требует не только обновления всей образовательной системы, педагогической практики, но также необходим переход к новым моделям организации работы в целом, в том числе использование метода цифрового конструирования.
ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цель исследования: обобщение имеющих междисциплинарных данных по формированию графомоторных навыков у старших дошкольников и использование их в качестве базиса для описания процесса формирования графомоторных навыков у леворуких детей. Рассмотрена сущность и структура графомоторных навыков как компонента письменной деятельности. В структуре письма графомоторные навыки представляют завершающее звено письменной деятельности и сопряжены с начертанием графических символов. С опорой на данные нейропсихологии относительно межполушарной асимметрии у детей обоснована необходимость формирования графомоторного навыка у старших дошкольников с учетом доминирующего профиля латерализации. В качестве опоры при формировании графомоторного навыка рассмотрены положения теории уровневой организации движений Н.А. Бернштейна. Отмечая уровневый характер организации письменной деятельности, акцентировано внимание на роли крупной моторики, удержании позы и прочих компонентов фоновых уровней, без которых сама реализация графического навыка оказывается затруднена. Предложена схема, отражающая показатели сформированности графомоторных навыков у старших дошкольников. Ведущее значение в ней имеют следующие компоненты: общая моторная готовность, зрительно-предметный гнозис и зрительно-моторная координация, элементарный графический навык. Описаны особенности педагогической работы при формировании графомоторных навыков у леворуких детей. Новизна исследования состоит в моделировании системы работы по формированию данного навыка письменной деятельности с опорой на теорию уровневой организации движений Н.А. Бернштейна. Предложенная системная модель может быть использована для формирования графоромоторных навыков у леворуких детей, что отражает ее практическую значимость.
ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена обострением противоречий между объективной потребностью общества в культурно-продуктивной личности и недостаточностью знаний о содержании продуктивного опыта как одного из целевых ориентиров современного образования; между широкими возможностями дополнительного образования в формировании продуктивного опыта и недостаточной степенью реализации ее потенциала применительно к рассматриваемой области педагогического исследования. Целью исследования явилось проектирование модели формирования продуктивного опыта у детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании. Методы исследования: аналитический обзор научных источников, моделирование. Модель обеспечивает реализацию потенциала дополнительного образования в формировании структурных компонентов продуктивного опыта у детей младшего школьного возраста. Особое внимание уделено исследованию процессуального компонента модели, нацеленного на использование в практике традиционных и инновационных методов, приемов, средств, реализации педагогических условий, обеспечивающих эффективность изучаемого процесса.
Проведен ретроспективный анализ проблемы профилактики криминального поведения несовершеннолетних в Японии. Актуальность исследования заключается в том, что во многих странах мира и в России, в частности, криминальное поведение несовершеннолетних остается серьезной проблемой. Выбор именно Японии для исследования обусловлен, во-первых, близостью к России в части объединения внутри страны черт «восточной» и «западной» культур, а во-вторых, статусом Японии как государства с одним из самых низких в мире уровнем преступности несовершеннолетних. На этом основании опыт организации профилактики криминального поведения несовершеннолетних в Японии представляется ценным и востребованным для отечественной системы предупреждения преступности. В исследовании использованы методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, обобщение. Японское общество во все времена строилось на особом чувстве коллективизма, строгой иерархии отношений (в том числе и внутри семьи), беспрекословном подчинении «младших» «старшим», что оказывало сдерживающее профилактическое воздействие на подростков, «оберегая» их от совершения преступных деяний. По итогам проведенного ретроспективного анализа сделаны выводы о причинах и основных трендах криминального поведения несовершеннолетних в Японии на различных этапах становления этого государства, а также об особенностях развития системы предупреждения данного негативного социального явления, которые могут быть полезны для совершенствования деятельности субъектов профилактики преступности несовершеннолетних в современной России.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Рассмотрены особенности невербальной стороны коммуникации в обучении английскому языку в языковом вузе. Даны базовые постулаты лингвокогнитивной науки, обосновывающие важность внимания не только к языковым, но и экстралингвистическим средствам коммуникации на иноязычном занятии. Указаны основные препятствия, не позволяющие в должной мере фокусироваться на невербальном аспекте коммуникации на занятиях по английскому языку в университетской среде. Обоснована тесная связь жестов, мимики, движения тела с лингвокультурным пространством, в рамках которого они существуют. Приведены классификации подобных экстралингвистических средств с особым упором на разнообразные типы жестов. На основе анализа широкого спектра научных работ по проблеме исследования выделены две крупные группы функций средств невербальной коммуникации и ряд частных функций, в них входящий. Определены возможные роли экстралингвистических средств коммуникации на иноязычных занятиях и сценарии их использования. Обоснована возможность широкого использования видеоматериалов, в частности, аутентичных англоязычных художественных фильмов для обучения студентов языкового вуза невербальной стороне общения. Приведен пример одной из возможных последовательностей подобного обучения экстралингвистическим средствам коммуникации на лингвокогнитивной основе.
Обсуждены актуальные проблемы контроля в обучении иностранному языку в вузе. Подняты вопросы, связанные с определением места контроля в учебном процессе, с реализацией его функций. Особое внимание уделено специфике контроля рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности. Приведены примеры заданий, позволяющих выявить сформированность речевых умений и языковых навыков у обучающихся.
Проанализированы вопросы состояния проблемы способности и готовности преподавателя иностранного языка отвечать на вызовы времени в связи с быстро меняющейся реальностью, когда ему приходится задействовать различные каналы общения, чтобы мотивировать продуктивное взаимодействие в аудитории и способствовать тем самым созданию академического сообщества, профессиональному становлению студентов. Подробно рассмотрен набор компетенций педагога, необходимых для решения задач обучения, воспитания и развития будущих специалистов на занятиях по иностранному языку, а именно: компетентность в области личностных качеств, компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности, компетенция в мотивировании обучающихся на осуществление учебной деятельности, компетентность в разработке программы деятельности и принятия педагогических решений, компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности, а также компетентность в организации педагогической деятельности. Отмечена важность способности педагога к непрерывному обучению и самосовершенствованию, что неразрывно связано с развитием ИКТ компетенций в том числе. Помимо этого, преподаватель иностранного языка должен формировать те же качества и у обучающихся, поскольку в условиях быстро меняющегося мира автономность обучающегося – это одно из условий его успешности. Были выделены следующие компетенции: методическая, информационно-коммуникационная и лингводидактическая, отмечена актуальность индивидуального подхода в обучении, а также способность преподавателя мотивировать обучающихся на протяжении всего учебного времени.
Обосновано, что основополагающей целью обучения иностранному языку является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности осуществлять общение с представителями иноязычной культуры, в рамках которого необходима активизация основных видов иноязычной речевой деятельности: говорения, аудирования, чтения, письма. Доказано, что развитие иноязычной коммуникативной компетенции невозможно без обращения к особенностям чужой культуры. Опыт преподавания иностранных языков показывает, что зачастую обучающимся сложно самостоятельно сформулировать целостное, логичное и законченное высказывание из-за разницы в культурных различий на вербальном и невербальном уровнях общения. Основные трудности связаны с тем, что для осуществления иноязычной коммуникации необходимы комплексные знания иностранного языка, формирование которых приобретает особую актуальность в условиях современного образования. В связи с вышеизложенным поднимается вопрос о нахождении эффективной методики развития иноязычной коммуникативной компетенции. Предположено, что метод проектов позволяет построить процесс обучения таким образом, что обучающиеся будут поставлены в условия, максимально приближенные к условиям реального общения, что, в свою очередь, будет способствовать погружению в специфику чужой культуры. Кроме того, метод проектов позволяет решить проблему формирования учебного мотива, так как упомянутый метод реализует принципы личностно-ориентированного обучения, согласно которым обучающиеся могут выбрать ту тему занятия на иностранном языке, которая будет соответствовать сфере их интересов.
Разработана модель методической системы обучения студентов языковых специальностей иноязычному письменному речевому высказыванию на основе метода взаимной оценки. Под методической системой понимается совокупность иерархически выстроенных между собой ключевых составляющих процесса обучения языку. В структурном плане методическая система включает в себя четыре части: 1) целеполагание, в которую входит социальный заказ и потребности студентов в овладении конкретными умениями или компетенциями; 2) методологию, включающую основные педагогические и методические подходы, а также принципы, посредством которых подходы будут реализовываться в процессе обучения; 3) содержательную часть, включающую основные методы обучения, формы, условия, средства и содержание обучения; 4) результативно-оценочную часть, в которую входят результаты обучения и их оценка. В основе методической системы лежат системный, личностно-ориентированный, деятельностный и коммуникативно-когнитивный подходы. Эти подходы реализуются на практике через педагогические и методические принципы. Представлены и подробно описаны такие методические принципы обучения студентов иноязычному письменному высказыванию, как принцип функциональности, принцип речевой направленности, принцип новизны, принцип взаимосвязи всех видов речевой деятельности, принцип поэтапного обучения, принцип сочетания коммуникативных заданий и тренировочных упражнений. Обучение осуществляется на основе метода взаимной оценки и коммуникативного метода обучения. Также на процессуальных этапах обучения студенты используют тренировочные упражнения для лучшего овладения материалом. Содержание обучения письменной речи студентов языкового вуза отвечает современным требованиям к уровню владения языком и программным требованиям вуза. Используемые средства обучения включают традиционные средства (УМК по иностранному языку) и инновационные средства (закрытую группу в социальной сети «ВКонтакте», действующую по принципу блог-технологии). Детально описаны все компоненты методической системы.
Приведено определение письменно-речевой компетенции, и предложены критерии ее сформированности, такие как умение полностью раскрыть тему; последовательность, аргументированность и логичность изложения; разнообразие лексики и правильность ее использования, а также правильность, сложность и многообразие грамматических конструкций. Рассмотрены различные формы совместной аудиторной и внеаудиторной учебно-познавательной деятельности при подготовке задания по письменной практике, такие как обсуждение темы эссе, взаимная проверка и взаимные орфографические и пунктуационные диктанты, подготовка презентаций по новому материалу. Разработана, описана и апробирована схема организации совместной аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов при подготовке заданий по письменной практике. Согласно указанной схеме, студенты работают в малых группах в MS Teams, подготавливая презентации, объясняющие различные аспекты написания эссе, разрабатывая по ним контрольные вопросы и практические задания для других студентов, а также обсуждая возможные идеи для следующего эссе. Описан эксперимент, демонстрирующий более высокую эффективность формирования письменно-речевой компетенции студентов лингвистических направлений в условиях обучения в сотрудничестве. Студенты экспериментальной группы подготавливали задания в малых группах, ведущих обсуждение в MS Teams, тогда в как контрольной группе учащиеся работали индивидуально, выполняя те же задания, что в экспериментальной группе. Более высокие баллы за финальные эссе в экспериментальной группе объясняются более глубоким изучением материала благодаря его обсуждению с другими членами малой группы и выработке четкой аргументации за счет дискуссий по темам предстоящих эссе, а также благодаря взаимной проверке письменных произведений, позволяющей студентам критически подходить к собственным сочинениям.
Проведен анализ современных подходов и экспериментальной практики реализации образовательно-воспитательных программ летних языковых лагерей. Актуальность исследования опирается на возрастание процессов глобализации и социально-культурной интеграции, стимулирующих развитие межкультурных коммуникаций и лингвистических компетенций по всему миру. Цель исследования – обосновать организационно-педагогические и дидактические особенности реализации образовательно-воспитательных программ летнего языкового лагеря. На основе анализа литературных источников и методических материалов конкретизированы целевая направленность и формат реализуемых программ, определены необходимые дидактические и воспитательные условия. Выявлен педагогический потенциал летнего языкового лагеря, наиболее достижимые психолого-педагогические результаты педагогического воздействия. Лагерь позиционирован как эффективная внеурочная форма лингвистического образования, оказывающая мощное мотивирующее воздействие, предоставляющая активную речевую практику, обеспечивающая преодоление языковых барьеров и знакомство с культурой народов мира. Выделены основные формы внеурочной деятельности, обеспечивающие эффективное усвоение лингвистических навыков, показана роль лингвистической и педагогической поддержки в освоении языковых компетенций. Материалы исследования могут быть полезны для педагогов-практиков, организаторов программ межкультурного сотрудничества, при разработке и реализации проектов и образовательных программ летних лагерей для детей и юношества.
ИСТОРИОГРАФИЯ
Дана оценка степени отражения истории православия в Восточном Забайкалье в конце 1920-х – начале 1930-х гг. в фондах Государственного архива Российской Федерации. История православной церкви в регионе в рассматриваемое время на сегодня нашла только частичное отражение на страницах научных публикаций. Это предопределяет важность архивных источников и говорит об актуальности исследования. Фонды региональных архивов на территории Забайкалья по истории православной церкви в регионе в конце 1920- х – начале 1930-х гг. содержат незначительное количество информации. Основным хранилищем на сегодня является Государственный архив Российской Федерации. Отмечено, что обнаруженные дела позволяют говорить о фрагментарном отражении рассматриваемой проблематики. Информация дисперстно разбросана по документам. По отдельным фактам представлены объемные дела, но таких немного. Также присутствуют обобщающие дела, содержащие самую разную информацию. Отмечено, что, отдельные события могут быть восстановлены достаточно подробно. Предоставляемая с мест отчетность о состоянии религиозных процессов в Восточном Забайкалье в рассматриваемое время была краткой и в отдельных случаях спорной. Сделан вывод, что фонды Государственного архива Российской Федерации позволяют частично восстановить рассматриваемую историю. Для воссоздания полной картины требуется дальнейшая работа с источниками.
Впервые разработан вариант историографической систематизации научных работ (диссертаций) по истории Тамбовской губернии и области. За основу принято определение историографии как истории исторической науки, что снимает разночтение в толковании категории. В силу наличия различных методологических подходов отдельных исследователей к построению анализа сформировалась потребность в систематизации работ историографов, что представляется целесообразным в изучении развития собственно историографии как науки. Актуальной, в свете увеличения числа краеведческих исследований, представляется историография исторической регионалистики. Целью исследования явилось определение некоторых основ историографической систематизации научных исследований по истории тамбовского края. Объектом выступают диссертации как массовый историографический источник, наиболее значимые в детальном изучении явлений и процессов работы, подготовленные профессиональными историками. Хронологические рамки опубликованных работ – вторая половина XX – начало XXI века. Основное направление – анализ количественных историографических показателей. Использована методика контент-анализа, предполагающая выборку источников по заданным критериям. Проведенный анализ позволяет выявить круг вопросов, вызвавших наибольший интерес авторов, перспективные направления исторических исследований. Он также служит начальным этапом для продолжения систематизации историографии тамбовского края, основой анализа конкретных работ.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Целью исследования явилось выявление факторов, определяющих процесс формирования карты сельских поселений Тарского уезда в XVI–ХIХ веках и этапов освоения и заселения территории. Среди факторов выделена политика государства в области заселения Сибири в целом и Тарского уезда в частности и стремление крестьян осваивать новые территории в поисках добротных пашенных земель. Выявлены следующие этапы появления новых русских деревень на карте уезда: конец XVI века – начало XVII века, когда главной задачей была оборона границ территории; XVII – первая половина XIX века, когда рост численности сибирского населения повлек за собой увеличение потребности в хлебе и, как следствие, потребность в освоении новых земель; вторая половина XIX века, когда появление новых населенных пунктов является результатом переселенческой политики государства. Проанализированы различные точки зрения на появление на карте новых деревень, их размещение относительно старожильческих территорий. Результаты исследования будут полезны и интересны ученым, занимающимся изучением вопросов сельской истории, педагогам образовательных организаций всех уровней образования и широкому кругу читателей, увлеченных историей Отечества.
Вопросы денежного содержания пленных офицеров в войнах XVIII века еще никогда и нигде не становились предметом специального исследования. Между тем изучение названных вопросов могло бы способствовать расширению наших знаний о месте России в мире в раннее Новое время, а также установлению неизвестных ранее особенностей развития страны, детерминированных петровскими преобразованиями. Сказанное говорит об актуальности настоящей работы и предопределяет ее цель: реконструировать и сопоставить отечественную и зарубежные практики материального обеспечения офицеров противника за счет средств бюджета держащей в плену державы на всем протяжении XVIII века. Методологическую базу исследования составили, главным образом, историко-сравнительный и историко-типологический методы. Предложена периодизация процесса эволюции денежного довольствия пленников в различных странах. Выявлены и систематизированы отличительные признаки каждого периода. Установлено, что в XVIII веке на Западе содержание офицеров противника прошло путь от удовлетворения первоочередных потребностей лишь отдельных лиц, из числа особо нуждающихся, до регулярной и ничем не обусловленной выдачи абсолютно всем пленникам постоянного денежного пособия, равного минимальному жалованию военнослужащих того же ранга собственной армии. Доказано, что в исследуемых хронологических рамках российская модель материального обеспечения пленных офицеров практически ничем не уступала западной, а в некоторых аспектах на десятилетия опережала последнюю.
Проведен анализ эволюции крестьянского менталитета в исторический период «революционного перелома». Актуальность исследования состоит в создании теоретической базы для более детальной разработки проблемы крестьянского традиционализма и проблемы роли поколения «революционного перелома» в кризисе традиционной крестьянской ментальности в первой трети XX века. В ходе исследования использованы аналитический и историко-сравнительный методы. Показано, что радикализация настроений крестьян в годы Первой российской революции была обусловлена обострившейся в начале XX века проблемы малоземелья и распространявшихся неонароднических идей. Фактор войны создал предпосылки для нового взгляда крестьян на проблему взаимоотношения монархической власти и народа, в котором содержались основания для глубинного разрыва вековых традиционных связей. События революции 1917 г. и Гражданской войны привели к ломке традиционного общинного архетипа в крестьянском менталитете, повлияв на возникновение межпоколенческих конфликтов и углубив конфронтацию между деревенской беднотой и зажиточным крестьянством.
Рассмотрены проблемы, которые возникли в результате деятельности молодого советского государства в первые годы своего становления после ликвидации специализированных правоохранительных органов, действовавших на объектах железнодорожного транспорта в царской России – жандармской железнодорожной полиции. Показано, что слом старой правоохранительной системы спровоцировал необратимые процессы, оказавшие разрушительное воздействие на состояние общественного порядка и общественной безопасности на объектах железнодорожного транспорта страны. Гражданская война усугубила состояние общественного порядка и общественной безопасности на линиях железных дорог. Железнодорожный транспорт оказался на грани краха. Разрозненный и лишенный единого центра управления, транспорт не в состоянии был обеспечить необходимый уровень пропускной способности. Вопросы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, в этой связи, отходили на второстепенный план. Первоочередная задача советской власти состояла в том, чтобы удержать контроль за железнодорожным транспортом, обеспечить его провозную способность. Проведен анализ общественных отношений, складывавшихся в первые годы советской власти на линиях железных дорог в условиях образовавшегося вакуума специализированных подразделений и организаций, непосредственно задействованных в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности на линиях железнодорожного транспорта. Проанализирована обстановка, в которой оказался железнодорожный транспорт России после октября 1917 г. и обстоятельства, повлекшие создание советских правоохранительных органов на железнодорожном транспорте.
Проанализированы различные аспекты внутрипартийного кризиса в РКП(б), проявившиеся особенно резко на рубеже 1920–1921 гг. Подчеркнуто, что внутрипартийный кризис сказался самым серьезным образом на системе государственного управления, поскольку РКП(б) в качестве правящей партии составляла организационную и кадровую основу всей системы управления. Выделены конкретные проявления кризисных явлений, их влияние на функциональные возможности органов власти. Исследовано состояние органов власти местного и регионального уровня. Раскрыты изменения личностного и психологического характера, произошедшие в кадровом составе советских управленцев. Сделан вывод, что модель управления, созданная в период Гражданской войны и опиравшаяся исключительно на насилие, в мирных условиях перестала работать, и возникла острая необходимость в ее усовершенствовании и смене кадрового состава в соответствии с новыми общественными потребностями.
Изучение отдельных аспектов социальной адаптации и поддержки, пенсионного обеспечения и трудоустройства инвалидов Великой Отечественной войны позволяет уточнить особенности развития послевоенного социума, траектории развития социализации военного поколения в 40–50 гг. ХХ века. В этот период были особенно значимыми усилия советских и партийных органов по организации помощи инвалидам войны, значительная часть которых имела психические травмы и заболевания. Военная повседневность и травматизация участников боевых действий приводили к росту заболеваемости, что требовало серьезной трансформации не только общественного здравоохранения, но и системы социальной защиты и пенсионного законодательства. Наиболее интенсивно изучение данной проблемы проводилось в военные годы и первые послевоенные десятилетия, также в 20-е гг. ХХI века. Методологические особенности исследования заявленной проблематики опираются на авторскую концепцию привлечения работ современников, прежде всего специалистов в области психиатрии, врачей-практиков Тамбовской области, а также собственно историй болезней и анамнеза психической заболеваемости. Были использованы материалы государственных и партийных архивов Тамбовской области, многие из которых впервые вводятся в научный оборот. Результаты исследования позволяют сделать вполне очевидный вывод, что центральные и местные советские а партийные органы предпринимали определенные усилия по организации социальной поддержки и трудоустройства военных инвалидов. Весьма успешно данные мероприятия по медико-социальной работе проводились и в Тамбовской области. Однако в целом недостаток материальных ресурсов и тяготы послевоенного времени не позволяли обеспечить достойное пенсионное обеспечение и социальную адаптацию военных инвалидов.
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
На основе архивных документов исследована антицерковная кампания в Казахстане в 1920-е гг. по изъятию церковных ценностей под предлогом помощи голодающему населению Поволжья. Целью исследования явился анализ региональных особенностей данного процесса, повлиявшего на дальнейшую политику большевиков в отношении церквей и их имущества. Предметом исследования явилась деятельность уездных комиссий по изъятию церковных ценностей. Исторические события рассмотрены в динамике, выявлены их причинно-следственные связи в период проведения кампании. Показаны основные цели антирелигиозной политики государства. Актуальность исследования обусловлена необходимостью введения в научный оборот ранее не использовавшихся архивных документов, позволяющих объективно осветить особенности конфессиональной политики советского государства в 1920-е гг. в Казахстане. Изучение государственно-конфессиональных отношений на региональном уровне дает более полную картину социально-политической истории обозначенного периода. Исследование данной проблемы представляется актуальным и в нынешнее время, когда роль религии в общественной жизни страны заметно активизировалась. Использовались методы научного познания, задействованы принципы научной объективности и историзма в контексте проблемы взаимоотношения государства с национальными окраинами. Применялись статистические методы исследования и метод исторического сравнения для выявления региональных особенностей в государственно-конфессиональных отношениях. Ретроспективный метод позволил выявить причины трансформации религиозной политики государства, отношение власти к верующим в 1920-е гг. в Казахстане.
Рассмотрена политика США в отношении Израиля в 1954 г. на примере внешнеполитических решений, принятых американской стороной во время израильско-иорданских вооруженных столкновений. В рамках неразрешенного арабо-израильского конфликта американская администрация рассматривала вектор налаживания партнерства с арабскими странами как один из способов противодействия расширению влияния СССР в регионе. При решении вопроса израильско-иорданских пограничных конфликтов США прибегали к политике лавирования, стараясь поддерживать сбалансированное взаимодействие с каждой из сторон. Между тем это не улучшило отношений с арабскими странами, которые делали акцент на продолжающуюся американскую финансовую и политическую помощь Израилю. Также наблюдалось охлаждение отношений с еврейским государством, правительство которого было обеспокоено сложившимися положительными тенденциями в отношениях арабских стран и США. Сделан вывод о том, что к 1954 г. политика США в отношении Израиля все еще находилась на стадии своего формирования, что нашло свое отражение в противоречивости мнений внутри самой администрации США при решении вопросов, касающихся внешнеполитической стратегии относительно еврейского государства, и проявилось в процессе безуспешного разрешения израильско-иорданского конфликта.
Рассмотрено восприятие современной западной и отечественной наукой ориенталистического концепта, сформулированного Э. Саидом. Проанализированы ключевые работы, увидевшие свет за последние 10–15 лет, поскольку тридцать лет, прошедших с момента выхода монографии Э. Саида, является достаточным сроком для переосмысления как основных постулатов его книги, так и критических замечаний в ее адрес. Сделан вывод о том, что дебаты в западной научной среде, вызванные публикацией «Ориентализма», даже спустя десятилетия в основном сосредоточены на личности самого автора, а подчас на оппозиции по отношению к его современнику – американскому историку-востоковеду Бернарду Льюису. Подчеркнуто, что ревизионистски настроенная часть американской и британской востоковедческой школы получила после смерти Э. Саида новый повод обрушиться с критикой не только в адрес «Ориентализма», но и самого автора с целью предать забвению труд, ставший отправной точкой для пересмотра многими западными ориенталистами отношения к объекту исследования. Что касается отечественного востоковедения, то исследования ориентализма в гуманитарных науках в России, несмотря на время, прошедшее с момента публикации русского перевода книги Э. Саида, продолжается, а понимание образа «другого» укладывается в общемировую логику дискурса ориентализма, хотя и с некоторыми специфическими особенностями, связанными с историческим прошлым России.
ISSN 2782-5825 (Online)