Обучение английскому языку на лингвокогнитивной основе: экстралингвистический аспект
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-5-1172-1183
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
Рассмотрены особенности невербальной стороны коммуникации в обучении английскому языку в языковом вузе. Даны базовые постулаты лингвокогнитивной науки, обосновывающие важность внимания не только к языковым, но и экстралингвистическим средствам коммуникации на иноязычном занятии. Указаны основные препятствия, не позволяющие в должной мере фокусироваться на невербальном аспекте коммуникации на занятиях по английскому языку в университетской среде. Обоснована тесная связь жестов, мимики, движения тела с лингвокультурным пространством, в рамках которого они существуют. Приведены классификации подобных экстралингвистических средств с особым упором на разнообразные типы жестов. На основе анализа широкого спектра научных работ по проблеме исследования выделены две крупные группы функций средств невербальной коммуникации и ряд частных функций, в них входящий. Определены возможные роли экстралингвистических средств коммуникации на иноязычных занятиях и сценарии их использования. Обоснована возможность широкого использования видеоматериалов, в частности, аутентичных англоязычных художественных фильмов для обучения студентов языкового вуза невербальной стороне общения. Приведен пример одной из возможных последовательностей подобного обучения экстралингвистическим средствам коммуникации на лингвокогнитивной основе.
Ключевые слова
Об авторах
О. Е. ШульцРоссия
Шульц Ольга Евгеньевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры лингвистики и лингводидактики, научный сотрудник Центра публикационной активности
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Г. М. Первова
Россия
Первова Галина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
С. В. Мотов
Соединённые Штаты Америки
Мотов Сергей Владимирович, научный сотрудник кафедры славянских языков и литератур
61801, Иллинойс, Урбана, 707 Юг Мэтьюс Стрит
Список литературы
1. Скребцова Т.Г. Когнитивная лингвистика тридцать лет спустя // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2018. Т. 15. № 3. С. 465-480. https://doi.org/10.21638/spbu09.2018.311
2. McNeill D. Hand and Mind: What Gestures Reveal About Thought. Chicago: University of Chicago Press, 1992. 416 p.
3. McNeill D. Gesture and Thought. Chicago: University of Chicago Press, 2005. 318 p.
4. Goldin-Meadow S. Hearing Gesture. How Our Hands Help Us Think. Cambridge: Belknap Press of Harvard University Press, 2003. 304 p.
5. Кравченко А.В., Паюнена М.В. Практика в плену теории: почему так трудно научиться иностранному языку в школе // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018. № 56. С. 65-91. https://doi.org/10.17223/19986645/56/5
6. Littlemore J. Applying Cognitive Linguistics to Second Language Learning and Teaching. L.: Palgrave Macmillan, 2009. 224 p.
7. Kachru B. Standards, codification and sociolinguistic realism: English language in the outer circle // English in the world: Teaching and learning the language and literatures / eds. by R. Quirk, H. Widowson. Cambridge: Cambridge University Press, 1985. P. 11-36.
8. Мотов С.В. Обучение отрицанию в английском языке на лингвокогнитивной основе: прагматический аспект // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 180. С. 44-52. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-180-44-52
9. Sedivy J. Language in Mind. An Introduction to Psycholinguistics. Second Edition. N. Y.: Oxford University Press, 2019. 672 p.
10. Goldin-Meadow S. What language creation in the manual modality tells us about the foundations of language // The Linguistic Review. 2005. Vol. 22. Issue 2-4. P. 199-225.
11. Glenberg A.M., Robertson D.A. Indexical understanding of instructions // Discourse Processes. 1999. Vol. 28. Issue 1. P. 1-26. https://doi.org/10.1080/01638539909545067
12. Riseborough M.G. Physiographic gestures as decoding facilitators: three experiments exploring a neglected facet of communication // Journal of Nonverbal Behaviour. 1981. Vol. 5. Issue 3. P. 172-183. https://doi.org/10.1007/BF00986134
13. Lapaire J. La Grammaire Anglaise en Mouvement. P.: Hachette Education, 2006. 224 p.
14. Giovanelli M. Teaching Grammar, Structure and Meaning. Exploring Theory and Practice for Post-16 English Language Teachers. L.: Routledge, 2014. 148 p.
15. Sharwood Smith M. Input enhancement in structured SLA: theoretical bases // Studies in Second Language Acquisition. 1993. Vol. 15. Issue 2. P. 165-179. https://doi.org/10.1017/S0272263100011943
16. Talmy L. Force dynamics in language and cognition // Cognitive Science. 1988. Vol. 2. Issue 1. P. 49-100. https://doi.org/10.1207/s15516709cog1201_2
17. Gullberg M. Gestures and SLA // Handbook of Cognitive Linguistics and Second Language Acquisition / eds. by P. Robinson, N. Ellis. L.: Routledge, 2008. P. 276-305.
18. Терехов И.В. Изучение студентами-лингвистами речевого поведения носителей языка на материале художественного кино Британии: проблема и пути решения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Вып. 3 (95). С. 97-101.
19. Beebe S.A., Masterson J.T. Communicating in Small Groups. Principles and Practices. N. Y.: Harper-Collins Publishers, 1989. 336 p.
20. Мотов С.В. Особенности обучения иностранному языку на лингвокогнитивной основе в современных образовательных реалиях (на примере отрицания в английском языке) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 195. С. 50-59. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-50-59
Рецензия
Для цитирования:
Шульц О.Е., Первова Г.М., Мотов С.В. Обучение английскому языку на лингвокогнитивной основе: экстралингвистический аспект. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022;27(5):1172-1183. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-5-1172-1183
For citation:
Shults O.E., Pervova G.M., Motov S.V. Teaching English on a linguocognitive basis: an extralinguistic aspect. Tambov University Review. Series: Humanities. 2022;27(5):1172-1183. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-5-1172-1183
ISSN 2782-5825 (Online)