Переосмысление «Ориентализма» Э. Саида в современном западном и отечественном научном дискурсе
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-5-1352-1364
Аннотация
Рассмотрено восприятие современной западной и отечественной наукой ориенталистического концепта, сформулированного Э. Саидом. Проанализированы ключевые работы, увидевшие свет за последние 10–15 лет, поскольку тридцать лет, прошедших с момента выхода монографии Э. Саида, является достаточным сроком для переосмысления как основных постулатов его книги, так и критических замечаний в ее адрес. Сделан вывод о том, что дебаты в западной научной среде, вызванные публикацией «Ориентализма», даже спустя десятилетия в основном сосредоточены на личности самого автора, а подчас на оппозиции по отношению к его современнику – американскому историку-востоковеду Бернарду Льюису. Подчеркнуто, что ревизионистски настроенная часть американской и британской востоковедческой школы получила после смерти Э. Саида новый повод обрушиться с критикой не только в адрес «Ориентализма», но и самого автора с целью предать забвению труд, ставший отправной точкой для пересмотра многими западными ориенталистами отношения к объекту исследования. Что касается отечественного востоковедения, то исследования ориентализма в гуманитарных науках в России, несмотря на время, прошедшее с момента публикации русского перевода книги Э. Саида, продолжается, а понимание образа «другого» укладывается в общемировую логику дискурса ориентализма, хотя и с некоторыми специфическими особенностями, связанными с историческим прошлым России.
Об авторе
М. С. ЧисталевРоссия
Чисталев Марк Сергеевич, кандидат исторических наук, научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории кафедры истории древнего мира и средних веков
603950, г. Нижний Новгород, просп. Гагарина, 23
Список литературы
1. Huntington S.P. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. N. Y.: Simon and Schuster, 2011. 368 p.
2. Rockmore T. Before and After 9/11. A Philosophical Examination of Globalization, Terror, and History. N. Y.: Continuum, 2011. 194 p.
3. Kramer M.S. The War on Error: Israel, Islam, and the Middle East. L.: Routledge, 2017. 342 p.
4. Lewis B. Islam and the West. Oxford: Oxford University Press, 1993. 217 p.
5. Lewis B. From Babel to Dragomans: Interpreting the Middle East. Oxford: Oxford University Press, 2004. 456 p.
6. Huggan G. (Not) reading Orientalism // Research in African Literatures. 2005. Vol. 36. № 3. P. 124-136.
7. Spanos W.V. The Legacy of Edward W. Said. Urbana: University of Illinois Press, 2009. 288 p.
8. Irwine R. For Lust for Knowing: The Orientalists and their Enemies. L.: Allen Lane, 2006. 409 p.
9. Ibn Warraq. Defending the West: a Critique of Edward Said's Orientalism. Amherst: Prometheus Books, 2009. 556 p.
10. Саид Э.В. Культура и империализм. СПб.: Изд-во «Владимир Даль», 2012. 733 с.
11. Рунг Э.В. Представление персов как варваров в греческой литературной традиции V в. до н. э. // МНЕМОН: исследования и публикации по истории античного мира. 2005. № 4. С. 125-166.
12. Behdad A. Orientalism matters // Modern Fiction Studies. 2010. Vol. 56. № 4. P. 709-728.
13. Varisco D.M. Reading Orientalism: Said and the Unsaid. Seattle: University of Washington Press, 2007. 518 p.
14. Varisco D.M. Orientalism’s wake: the ongoing politics of a polemic // The Middle East Institute Viewpoints. 2009. № 12. P. 1-36.
15. Gilley B. The case for colonialism // Third World Quarterly. 2017. P. 1-17. https://doi.org/10.1080/01436597.2017.1369037
16. Алимджанов Б.А. Ориентализм ориентализму рознь // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2019. Т. 64. Вып. 4. С. 1488-1497. https://doi.org/10.21638/11701/spbu02.2019.420.
17. Алаев Л.Б. Ориенталистика и ориентализм. Почему книга Эдварда Саида не имела успеха в России? // Ориентализм vs. Ориенталистика / отв. ред. и сост. В.О. Бобровников, С.Дж. Мири. М.: ООО «Садра», 2016. С. 8-13.
18. Алаев Л.Б. Востоковедение, европоцентризм, ориентализм и цивилизационные ценности // Вестник ИВ РАН. 2018. № 1. С. 30-37.
19. Фурсов А.И. Мир-системный анализ и его критики. Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1996. 43 с.
20. Ионов И.Н. Новая глобальная история и постколониальный дискурс // История и современность. 2009. № 2 (10). С. 33-60.
21. Панарин С.А. Эдвард Саид: книга софизмов // Историческая экспертиза. 2015. № 2. С. 78-105.
22. Штейнер Е.С. Восток, Запад и ориентализм: место востоковедения в глобализирующемся мире // Ориентализм/оксидентализм: языки культур и языки их описания / ред.-сост. Е.С. Штейнер. М.: Совпадение, 2012. С. 15-24.
23. Serebriany S. “Orientalism”: a good word defamed // Ориентализм/оксидентализм: языки культур и языки их описания / ред.-сост. Е.С. Штейнер. М.: Совпадение, 2012. С. 25-33.
24. Ориентализм vs. ориенталистика / отв. ред. и сост. В.О. Бобровников, С.Дж. Мири. М.: ООО «Садра», 2016. С. 7-15.
25. Бобровников В.О. Ориентализм – не догма, а руководство к действию? О переводах и понимании книги Э.В. Саида в России // Ориентализм vs. ориенталистика / отв. ред. и сост. В.О. Бобровников, С.Дж. Мири. М.: ООО «Садра», 2016. С. 53-77.
26. Schmitz M. Kulturkritik ohne Zentrum. Edward W. Said und die Kontrapunkte kritischer Dekolonisation. Berlin: Verlag, 2015. 434 s.
27. Brennan T. Places of Mind: A Life of Edward Said. N. Y.: Farrar, Straus and Giroux, 2021. 437 s.
Рецензия
Для цитирования:
Чисталев М.С. Переосмысление «Ориентализма» Э. Саида в современном западном и отечественном научном дискурсе. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022;27(5):1352-1364. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-5-1352-1364
For citation:
Chistalev M.S. Rethinking E. Said’s “Orientalism” in modern Western and Russian scientific discourse. Tambov University Review. Series: Humanities. 2022;27(5):1352-1364. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-5-1352-1364