Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Формирование умений ведения продуктивной межкультурной коммуникации студентов

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-4-969-977

Аннотация

Исследована проблема формирования умений ведения межкультурной коммуникации студентов. Определены факторы, негативно влияющие на процесс межкультурной коммуникации, и выведены алгоритмы построения продуктивной межкультурной коммуникации студентов. Обоснована важность формирования у студентов умений межкультурного взаимодействия путем освоения культурологического анализа ситуации общения и разработки стратегий ведения диалога культур. Рассмотрены термины «помехи» и «барьеры» межкультурной коммуникации и сделано заключение, что они близки по смыслу, но их различие находится, скорее, в сфере теоретической, чем практической, и как на практике каждый из сбоев в коммуникации может быть рассмотрен с точек зрения различных областей знания. Обращено особое внимание на значение когнитивного и аффективного компонентов для хода межкультурной коммуникации. Подчеркнуто, что важным условием обучения продуктивной межкультурной коммуникации как диалогу культур является разработка и применение различных методов и форм работы. Предлагаемые методы работы выстроены поэтапно, при этом важным фактором является практическая проработка полученных знаний благодаря активным и наглядным методам обучения, которые положительно влияют на развитие личностных характеристик студентов, необходимых для успешного построения поликультурного диалога. Данный подход к решению заявленной проблемы позволит студентам осознавать ценность собственной и других культур, благодаря проникновению в культурные отличия и овладению практическими умениями проектирования и ведения межкультурного диалога. Дифференцированы методы формирования коммуникативных умений для успешного ведения межкультурной коммуникации согласно задачам, решаемым в процессе обучения по трем направлениям: 1) дидактическом и эмпирическом; 2) культурологическом, содержащем общекультурное или культурно-специфичное знание; 3) целеполагания (постановка целей коммуникации и способов ее достижения). Предложены перспективные направления дальнейших исследований.

Об авторах

Т. Г. Бортникова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Бортникова Татьяна Геннадиевна, доктор культурологии, профессор, профессор кафедры зарубежной филологии и прикладной лингвистики

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



М. И. Долженкова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Долженкова Марина Игоревна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой культуроведения и социокультурных проектов

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Список литературы

1. Леонтович О.А. Введение в межкультурную коммуникацию. М.: Гнозис, 2007. 368 с.

2. Weaver R.L. Understanding Interpersonal Communication. 7th ed. New York: Harper Collins College Publishers, 1996. 529 p.

3. Садохин А.П. Межкультурные барьеры и пути их преодоления в процессе коммуникации // Обсерватория культуры. 2008. № 2. С. 26-32.

4. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера: Управленческая гуманитарология. М.: Финансы и статистика, 1992. 237 с.

5. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. 291 с.

6. Triandis H. Intercultural Education and Training // Understanding the USA: A Cross-Cultural Perspective / ed. by P. Funke. Tübingen: Narr. Verlag, 1989. P. 305-322.

7. Thomas A. Interkulturelles Handlungstraining als Personalentwicklungsmaßnahme // Zeitschrift für Arbeitsund Organisations psychologie. 1990. Vol. 34 (3). S. 149-154.

8. Bosse E. Qualifizierung für interkulturelle Kommunikation: Trainingskonzeption und – Evaluation. München: Iudicium, 2011. 467 S.

9. Rathje S. Training/Lerntraining // Wie lehrt man interkulturelle Kompetenz? Theorien, Methoden und Praxis in der Hochschulausbildung. Ein Handbuch. Bielefeld. 2010. S. 215-240. https://doi.org/10.14361/9783839411506

10. George A.L., Bennett A. Case studies and theory development in the social sciences. Cambridge: MIT Press, 2004. 352 с.

11. Филонова В.В. Методика развития межкультурных умений студентов на основе кейс-метода: дис. … канд. пед. наук. М., 2013. 160 с.

12. Сидельник Э.А. Особенности использования метода case-study в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Известия ЮФУ. Технические науки. 2011. Т. 123. № 10. С. 129-136.


Рецензия

Для цитирования:


Бортникова Т.Г., Долженкова М.И. Формирование умений ведения продуктивной межкультурной коммуникации студентов. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022;27(4):969-977. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-4-969-977

For citation:


Bortnikova T.G., Dolzhenkova M.I. Students skills development for conducting a productive intercultural communication. Tambov University Review. Series: Humanities. 2022;27(4):969-977. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-4-969-977

Просмотров: 60


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)