Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск
Том 27, № 4 (2022)
Скачать выпуск PDF

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

847-861 57
Аннотация

Рассмотрены педагогические аспекты становления междисциплинарной категории «дивергентное мышление». Цель исследования – конструирование дефиниции «дивергентное мышление студентов вуза» на основе сущностных и специфических характеристик названного феномена с учетом критериев необходимости и достаточности. Для достижения поставленной цели использовались: контент-анализ научной литературы, методы категориально-системной методологии: «Двухуровневая триадическая дешифровка категорий», «Формально-логический метод определения понятия». Выделены и описаны сущностные характеристики и природа дивергентного мышления, разработана двухуровневая триадическая модель данной категории. На основе названной модели сконструировано определение понятия «дивергентное мышление», которое, в сравнении с другими определениями, встречающимися в литературе, наиболее полно и целостно отражает его ключевые сущностные характеристики. В результате применения формально-логического метода разработана дефиниция «дивергентное мышление студентов вуза», позволяющая интерпретировать названное понятие и его проявления с точки зрения личностно-творческого развития студентов в условиях образовательного процесса вуза. Полученные теоретические результаты анализа становления категории «дивергентное мышление обучающихся» возможно использовать при разработке технологии формирования и развития данного вида мышления студентов в образовательном процессе вуза.

862-867 90
Аннотация

Современному обществу смогут обеспечить устойчивое экономическое и политическое развитие только энергичные, социально активные, конкурентноспособные специалисты, так как нынешняя реальность требует от общества находить наиболее успешные варианты реализации намеченных целей. Согласно мнению Е.С. Соколовой, в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подразумевается, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Согласно этому мнению, огромную значимость приобретает воспитание обществом активных профессионалов, которые найдут себя в различных социально-значимых видах деятельности. Исходя из вышесказанного, можно предположить, что самую значимую роль в преобразовании общества имеет современная молодежь. Именно она обладает всеми возможностями для значительного изменения жизни общества к лучшему. Одним из основных средств повышения социальной активности молодежи является проектная деятельность, так как она развивает в молодом человеке такие качества, как творческий подход к реализации любого вида деятельности, навыки управления, стратегия, самостоятельность и т. д. Именно к развитию проектной деятельности Правительство Российской Федерации оказывает огромное внимание, проводя различные слеты, конференции, конкурсы, форумы.

868-879 67
Аннотация

Представлен анализ эволюции социально-культурной деятельности как части истории России в контексте участия молодежи в деятельности общественных объединений. Проанализированы идеи, положения и компоненты периодизации в научных трудах, описывающих эволюцию социально-культурной деятельности. Приведены результаты анализа понятия социализации и его основных компонентов. Раскрыт потенциал общественных объединений как средства социализации молодежи. Выделены функции общественного объединения как социокультурного института. Проанализированная теория социально-культурной деятельности позволила раскрыть периодизацию развития социально-культурной деятельности. Смена социально-экономических условий определена как основной фактор периодизации истории социально-культурной деятельности. Дана характеристика каждого периода на основе социального запроса относительно развития социума и культуры, раскрыты инновационные формы социально-культурной деятельности, проанализированы научные публикации ученых. Сделан акцент на идеях, целях и формах участия молодежи в общественно-полезной деятельности на основе контекста времени. Приведен анализ современного этапа развития социально-культурной деятельности с учетом современных тенденций развития культуры и социума, на основе педагогических идей в научной литературе, соответствующей каждому периоду, и нормативно-правовых актов. Сделан акцент на социализации молодежи в рамках современных общественных объединений.

880-887 58
Аннотация

Рассмотрены особенности процесса формирования информационно-правовой компетенции личности. Обоснован и актуализирован социально-культурный подход, особенностью которого является развитие досуговой самоорганизации личности в контексте осознанного выбора форм досуговой деятельности, обеспечивающих развитие социально-культурной активности, проявляющейся в инициативности к освоению профессиональных компетенций. Осуществлен обзор ведущих концепций по социально-культурной деятельности, при этом акцент сделан на создание условий, обеспечивающих формирование информационно-правовой компетенции. С обоснованием инновационных подходов к самообразованию и повышению профессиональной квалификации личности сделан акцент на геймификации, которая позволяет осуществлять процесс обучения не только в аудиториях, но и в процессе внеаудиторной деятельности. Раскрыты особенности технологий диджитализации и информатизации, отмечена их роль в трансформации практик профессиональной деятельности, которые позволяют совершенствовать процесс разработки образовательных программ, соответствующих требованиям современного общества. Анализ источников по проблемам педагогического обеспечения процесса формирования личности позволил прийти к выводу, что современная система образования должна быть направлена на развитие навыков самостоятельного креативного мышления, ориентированного на достижение высокого уровня профессионализма, и такими возможностями обладает социально-культурная деятельность, имеющая в своем арсенале технологические средства, формы и методы эффективного обучения и воспитания.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

888-897 70
Аннотация

Обоснована необходимость развития профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся направления подготовки «Лингвистика» в процессе академической мобильности. Методологической основой развития профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся направления подготовки «Лингвистика» в процессе академической мобильности является взаимодействие компетентностного, социокультурного и личностно-деятельностного образовательных подходов к обучению иностранному языку. Проанализированы стратегии развития профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции при подготовке к академической мобильности, охарактеризованы принципы отбора содержательного материала и требования к освоению иностранного языка, закрепленные в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования. Определено, что развитие профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции в процессе академической мобильности предполагает последовательное и поэтапное использование эффективного комплекса упражнений и заданий, направленных на формирование умений и навыков основных видов речевой деятельности.

898-910 54
Аннотация

Рассмотрены различные аспекты проблемы дистанционного обучения иностранным языкам в высших учебных заведениях в контексте информатизации отечественного образования. Представлен критический обзор современного состояния обсуждаемой проблемы, обобщен накопленный практический опыт. Особое внимание уделено тому, как дистанционный формат влияет на изменение характера общения между обучающимися и между преподавателем и студентом, а также тому, как возрастает роль рефлексии в совершенствовании различных аспектов обучения иностранным языкам. Рассмотрены специфика понятийного аппарата и сценарии взаимодействия участников образовательного процесса при реализации технологий дистанционного обучения, выделены их сильные и слабые стороны. На основе рассуждений о том, как электронные образовательные платформы меняют современную образовательную реальность в целом и обучение иностранным языкам в частности, сделаны важные замечания, связанные с компетентностью сегодняшнего педагога, и выводы о необходимости развития системы дистанционного образования, способной сделать учебный процесс живым и аутентичным.

911-922 62
Аннотация

В современном языковом образовании преподавателям необходимо создать условия для профессиональной познавательно-коммуникативной деятельности учащихся, так как такая форма организации учебного процесса наиболее благоприятна в контексте превалирующего в высшем образовании компетентностного подхода. Для этого применяются лингво-педагогические модели проблемного обучения, у которых были выделены следующие переменные характеристики: степень автономности, вид речевой деятельности, вид мышления и тип задания. В качестве инструментов проблематизации и регулирования этих переменных было предложено использование интернет-ресурсов. Они были разделены на три группы: аутентичные материалы, лингводидактические средства и интернетплатформы. У последних выделены упорядочивающие и контролирующие инструменты. Благодаря упорядочивающим инструментам преподаватель может организовывать и проблематизировать содержание обучения, а благодаря контролирующим – регулировать автономность и проблематизировать процесс. После анализа методических свойств и функций была установлена прямая связь между используемыми на различных этапах инструментами и моделями взаимодействия с проблемными ситуациями. Привлечение определенных интернет-ресурсов позволяет акцентировать вид речевой деятельности, предвосхитить способ взаимодействия учащихся, а также предугадать используемые при выполнении задания стратегии решения проблемных ситуаций. Анализ платформы Google показал высокую применимость таких ресурсов в обучении иностранным языкам из-за широких возможностей структурирования содержания обучения, регулирования речевой деятельности и мониторинга процесса выполнения. Таким образом, использование интернет-ресурсов переносит проблемное задание в цифровую среду, что добавляет ряд новых методических инструментов для развития универсальных и общепрофессиональных навыков.

923-938 49
Аннотация

Рассмотрены особенности, проблемы и перспективы использования когнитивной лингвистики в обучении иностранному языку в целом и английскому языку в частности в языковом вузе. Приведены главные особенности и постулаты когнитивной лингвистики, значимые в контексте иноязычного обучения. Рассмотрены основные перспективные направления применения лингвокогнитивной науки для обучения таким аспектам английского языка, как его лексика и грамматика. Детально описаны особенности обучения некоторым языковым феноменам английского языка, в частности, английским предлогам, а также релевантным когнитивным механизмам, таким как концептуальная метафора и концептуальная метонимия. Приведены функции этих механизмов и возможные примеры их продуктивного использования в обучении иностранному языку. На основе анализа широкого спектра научных работ по проблеме исследования предложена классификация различных форматов использования когнитивной лингвистики в обучении иностранному языку. Детально описан каждый из предложенных форматов, приведены соответствующие сильные и слабые стороны. Обоснована возможность разработки концепции лингвокогнитивного подхода к обучению английскому языку в языковом вузе. Приведены основные особенности такого подхода, его сильные стороны, а также перспективные направления, по которым может вестись разработка концепции лингвокогнитивного подхода к обучению английскому языку в языковом вузе.

939-951 50
Аннотация

Рассмотрена проблема междисциплинарной интеграции при обучении в магистратуре направлений подготовки «Экономика» и «Менеджмент». Обоснована роль иностранного языка и культуры как центрального элемента модели междисциплинарной интеграции в современном вузе, доказано, что культура является основой междисциплинарной интеграции в языковой подготовке будущего магистра. Сегодня к выпускнику магистратуры предъявляются высокие требования как в плане владения иностранным языком, так и способности применять знания иностранных языков для работы с современными коммуникативными технологиями в процессе решения профессиональных задач и для реализации межкультурного взаимодействия. Современные ФГОС для магистратуры направлений подготовки «Экономика» и «Менеджмент» предъявляют высокие требования к подготовке по иностранному языку и требуют формирования у выпускника компетенции в области межкультурного взаимодействия. Предложена Модель междисциплинарной интеграции при обучении иностранному языку в магистратуре, включающая в себя целевой, содержательный, организационно-методический и результативно-оценочный компоненты. Данная модель реализует систему ведущих принципов языковой, культурологической, гуманистической, инновационной, экологической, аксиологической, валеологической, акмеологической, эстетической и другой направленности; принципов интеграции и дифференциации; непрерывности и преемственности образования. Главной целью междисциплинарной интеграции на основе иностранного языка в магистратуре является формирование духовно полноценной, культурно развитой личности, свободно владеющей иностранным языком, а также современными коммуникационными технологиями. Для практической реализации междисциплинарной интеграции на основе иностранного языка и культуры в магистратуре направлений «Экономика» и «Менеджмент» требуются согласованные действия преподавателей как иностранного языка, так и профессиональных дисциплин.

952-960 51
Аннотация

Актуальность темы исследования обусловлена пристальным вниманием научной и педагогической общественности к вопросам когнитивного обучения. В последние годы происходит активное обращение к разным способам когнитивной визуализации и ведется поиск новых форм работы для формирования познавательного интереса обучающихся и развития их рефлексивной мыслительной деятельности. Цель исследования: обосновать эффективность использования известных произведений живописи в качестве когнитивного визуального материала для активизации учебно-познавательной деятельности на занятиях по английскому языку и представить виды работы с ними. Методы исследования: в качестве методов исследования были выбраны аналитический обзор научных источников по вопросам когнитивного образования и использования средств наглядности в образовательном процессе, а также обобщение личного педагогического опыта использования предложенных заданий на занятиях по английскому языку на 1 курсе факультета лингвистики и межкультурной коммуникации Одинцовского филиала МГИМО МИД России. Результаты: представлены примеры заданий, усиливающих интерес, стимулирующих когнитивную деятельность и способствующих развитию всех составляющих коммуникативной компетенции. Сделан вывод о том, что в рамках коммуникативно-когнитивного подхода использование произведений живописи в качестве изобразительной наглядности имеет большой потенциал в области мотивации, создания положительного отношения к учебе и способствует эффективному решению целого ряда образовательных и воспитательных задач.

961-968 36
Аннотация

Обосновано, что проблема формирования основ межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся СПО с использованием проектно-исследовательской деятельности находится в центре внимания. С одной стороны, данная технология способствует повышению толерантности, мотивации обучающихся к изучению иностранного языка и является эффективным средством формирования образованной личности, способной к иноязычному общению, саморазвитию и самореализации. С другой стороны, проблема формирования основ межкультурной коммуникативной компетентности обучающихся актуальна, потому что в наше время факты определения условий и факторов эффективности использования проектно-исследовательской деятельности во время обучения иностранному языку недостаточно исследованы. Сделан акцент, что значительное количество исследований посвящено применению проектно-исследовательской деятельности в обучении иностранным языкам. На основе проведенного анализа доказано, что проведение современного урока иностранного языка с применением проектно-исследовательской деятельности означает создание таких комфортных условий обучения, при которых каждый обучающийся СПО почувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, а также научится общаться с другими людьми, критически мыслить и быть демократичным. Сделан вывод, что проектно-исследовательская деятельность в русле межкультурного аспекта обучения дает возможность обучающимся СПО пополнить свои знания как в рамках родной культуры, так и зарубежной, расширить базу социокультурных знаний и расширить кругозор.

969-977 56
Аннотация

Исследована проблема формирования умений ведения межкультурной коммуникации студентов. Определены факторы, негативно влияющие на процесс межкультурной коммуникации, и выведены алгоритмы построения продуктивной межкультурной коммуникации студентов. Обоснована важность формирования у студентов умений межкультурного взаимодействия путем освоения культурологического анализа ситуации общения и разработки стратегий ведения диалога культур. Рассмотрены термины «помехи» и «барьеры» межкультурной коммуникации и сделано заключение, что они близки по смыслу, но их различие находится, скорее, в сфере теоретической, чем практической, и как на практике каждый из сбоев в коммуникации может быть рассмотрен с точек зрения различных областей знания. Обращено особое внимание на значение когнитивного и аффективного компонентов для хода межкультурной коммуникации. Подчеркнуто, что важным условием обучения продуктивной межкультурной коммуникации как диалогу культур является разработка и применение различных методов и форм работы. Предлагаемые методы работы выстроены поэтапно, при этом важным фактором является практическая проработка полученных знаний благодаря активным и наглядным методам обучения, которые положительно влияют на развитие личностных характеристик студентов, необходимых для успешного построения поликультурного диалога. Данный подход к решению заявленной проблемы позволит студентам осознавать ценность собственной и других культур, благодаря проникновению в культурные отличия и овладению практическими умениями проектирования и ведения межкультурного диалога. Дифференцированы методы формирования коммуникативных умений для успешного ведения межкультурной коммуникации согласно задачам, решаемым в процессе обучения по трем направлениям: 1) дидактическом и эмпирическом; 2) культурологическом, содержащем общекультурное или культурно-специфичное знание; 3) целеполагания (постановка целей коммуникации и способов ее достижения). Предложены перспективные направления дальнейших исследований.

978-987 43
Аннотация

Важнейшей особенностью образования в информационном обществе, по законам которого сегодня живет человечество, является обучение в течение всей жизни, в связи с чем умение учиться становится одной из ключевых компетенций. Сегодня особую значимость приобретают умения получать знания самостоятельно, без помощи преподавателя, что порождает необходимость формирования у обучающихся познавательного интереса и навыков самообразования. Этому содействует коучинговый подход к обучению, который является новым шагом в методике преподавания иностранных языков и предполагает партнерство преподавателя и студента в процессе образования, осознание обучающимся личной потребности в освоении знаний и необходимости брать ответственность за результат на себя. Целью исследования явилось описание инструментов коучингового подхода к обучению общему английскому языку. Исследование показало, что созданию отношений доверия и партнерства в учебном процессе способствуют: удовлетворение потребности студента в осмысленности обучения, понимание и признание ценностей обучающегося, активное слушание, развивающая обратная связь, а также эффективные вопросы. Применение данных технологий призвано в дальнейшем обеспечить студентам выход в самообразование. Исследование содержит вывод о том, что использование инструментов коучингового подхода в преподавании общего английского языка способствует максимальному раскрытию внутренних ресурсов и возможностей студентов.

988-998 55
Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования и развития умения говорения у студентов на факультете иностранных языков при смешанной форме обучения и недостаточной разработанностью теоретических и технологических инструментов для эффективной реализации данного процесса. Смешанное обучение рассмотрено как особый вид образовательной деятельности, при котором происходит чередование традиционных и дистанционных образовательных технологий. Считаем, что смешанное обучение обладает значительным потенциалом для организации процесса иноязычного образования в целом и обучения говорению студентов факультета иностранных языков в частности. Освещена специфика и преимущества смешанной формы обучения для иноязычного образования, а также приведены конкретные методы, приемы и задания, которые могут быть успешно имплементированы в процесс обучения говорению при смешанном формате образования. Целью исследования является представление технологических аспектов обучения говорению студентов факультета иностранных языков при смешанном формате обучения и разработка учебно-методического обеспечения, направленного на реализацию данного процесса. Новизна исследования заключена в том, что в нем проанализированы цифровые ресурсы, которые могут быть эффективно использованы в процессе обучения говорению при смешанном образовательном формате, а также представлены примеры специально разработанных упражнений на развитие умения говорения, которые могут применяться в процессе подготовки будущих специалистов иноязычного образования при сочетании традиционной и онлайн-форм обучения.

999-1008 43
Аннотация

Метод взаимной оценки выступает одним из методов проблемного обучения иностранному языку. Он заключается во взаимном изучении студентами письменных работ друг друга с целью их комментирования и оценки для последующей доработки. Реализация этого метода в условиях смешанного обучения, когда часть этапов проектной деятельности осуществляется студентами в аудитории, а часть – индивидуально или коллективно внеаудиторно на платформе одного из интернет-сервисов, представляется достаточно перспективной с позиции лингводидактики. Вместе с тем успешная реализация этого метода на практике требует учета ряда психологических и педагогических условий. К их числу относятся следующие: а) мотивация студентов участвовать во взаимном оценивании письменных работ на основе реализации смешанного формата обучения посредством ИКТ; б) использование технологии обучения в сотрудничестве; в) обучение студентов формату написания отзывов на письменные работы одногруппников; г) наличие поэтапной технологии обучения, в которой будет определена четкая последовательность этапов обучения и прописаны функции студента – автора письменной работы, студентов-одногруппников – рецензентов и преподавателя; д) мониторинг проектной работы студентов преподавателем с постоянной обратной связью. Каждое из условий подробно описано и обосновано.

1009-1019 48
Аннотация

В современных условиях глобализации происходит всеобщая информатизация во всех сферах жизнедеятельности общества. Информатизация процесса обучения стала доминирующим направлением в модернизации отечественной системы высшего образования. Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс приводит к возникновению совершенно новых видов информационных угроз и рисков, игнорирование которых ведет к дестабилизации процесса обучения и нарушению психического и физического здоровья обучающихся. В этой связи обеспечение информационной безопасности является одним из основных условий эффективного образовательного процесса. Обеспечение информационной безопасности основывается на определении реальных и потенциальных угроз в информационном пространстве. Дана классификация основных видов информационных угроз. Выявленные угрозы, в совокупности с положениями нормативных документов Российской Федерации, предусматривают формирование компетенции преподавателя в области обеспечения информационной безопасности. Выявлены содержательные аспекты компетенции, которые отражают особенности актуальных на каждом этапе обучения информационных угроз и рисков. На основе содержательных аспектов компетенции сформулированы рекомендации для преподавателей̆ и обучающихся по обе спечению информационной̆ безопасности в рамках процесса обучения иностранному языку .

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1020-1027 78
Аннотация

Рассмотрена проблема развития и совершенствования физических качеств, повышения уровня физической подготовленности, достижения высокой работоспособности студентов. Актуальность исследования очевидна, так как повышение уровня физической подготовленности студенческой молодежи и укрепление здоровья относятся к приоритетным направлениям государственной политики. Согласно анализу литературных источников, приведены данные о низком уровне физической подготовленности современной студенческой молодежи. Одним из факторов недостаточного уровня развития физических качеств девушек и юношей является дефицит двигательной активности, вызванный, в том числе, сформированной у студентов зависимостью от сети Интернет. Дана оценка исходного уровня развития физической подготовленности студентов первого курса и рассмотрен характер развития отдельных физических качеств занимающихся. Выявлено, что девушки отличаются более низким уровнем физической подготовленности, чем юноши. Высокие значения у девушек отмечены при выполнении теста на гибкость позвоночного столба. Худшие результаты показаны девушками при оценке выносливости, силовых и скоростно-силовых способностей. Студенты-юноши продемонстрировали высокие результаты в тестах, отражающих силу мышц брюшного пресса, силу мышц рук и верхнего плечевого пояса. Низкие показатели тестов отмечены при выполнении юношами бега на выносливость, прыжка в длину с места.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

1028-1036 58
Аннотация

Рассмотрены документы отечественной правоохранительной системы со времен Киевской Руси до 1917 г. на предмет обращения к Богу – источнику неизменяемых нравственных ценностей с позиции православной религиозной традиции. Изучение данной темы имеет особое значение для понимания российской истории с учетом того фактора, какое место занимало православие в жизни государства и отдельной личности. Отмечено, что истоки правоохранительной сферы России совпадают с зарождением христианства и государственности на Руси. На основе хрестоматии, вышедшей в свет к 300-летию российской полиции, и через изучение документов с X по XIX век исследуется характер таких обращений, проведен их сравнительный анализ. Выделены три периода: первый – от первого договора Руси с греками до введения должности Санкт-Петербургского генерал-полицмейстера; второй – от введения должности Санкт-Петербургского генерал-полицмейстера до учреждения Министерства внутренних дел; третий – от учреждения Министерства внутренних дел до расформирования Корпуса жандармов в 1917 г. В документах каждого из периодов проанализированы формы и контекст обращений к Богу, что позволило выявить тенденцию происходивших в обществе изменений по отношению к высшей для православного вероисповедания ценности – Триединому Богу. Сделан вывод о периоде сохранения традиционных для православного вероисповедания понятий о Боге в документах правоохранительной системы России, а также времени начала утраты таких понятий. Выдвинута гипотеза о возможности возрождения высших традиционных религиозных ценностей в России на современном этапе.

1037-1047 53
Аннотация

На основе письменного документа начала XIX века осуществлена реконструкция межевой линии дачи с. Рассказово. Целью данного исследования была расшифровка Межевой книги 1811 г., представление ее текста в электронном виде, и реконструкция межевой линии дачи с. Рассказово с деревнями на современной карте на основе данных, полученных при расшифровке. В процессе расшифровки документа применение электронных таблиц Excel позволило сократить необходимость ручного ввода текста с клавиатуры и тем самым многократно ускорить и облегчить процесс обработки документа. Первоначальный опыт нанесения межевой линии на современную карту позволил прийти к выводу, что магнитное склонение при межевании и составлении Межевой книги не учитывалось. В дальнейшем в рамках данного исследования был разработан макрос VBA Excel, позволяющий автоматически строить межевую линию по данным Межевой книги, организованным соответствующим образом в электронной таблице, на фоне карты, вставленной в рабочий лист книги Excel. Вывод об отсутствии поправок на магнитное склонение при межевании и составлении Межевой книги, а также макрос VBA Excel, разработанный в рамках данной работы, могут быть применены при аналогичных исследованиях других подобных документов.

1048-1061 68
Аннотация

На примере Тамбовской губернии прослежено негативное влияние сырьевой проблемы на развитие кустарной промышленности в позднеимперский период, а также годы военного коммунизма и нэпа. Доступность сырьевой базы имела огромное значение для кустарной деятельности, поскольку в условиях отсутствия необходимых материалов мастера даже не смогли бы приступить к своей работе. Кустари могли добывать требовавшееся для работы сырье либо самостоятельно в личных или общинных землях, либо на местных рынках. В первом случае возрастала зависимость от природно-климатических условий. Во втором – от скупщиков, которые, понимая свою востребованность, стремились извлечь от торговли максимальную прибыль, а потому ставили кустарей в невыгодные условия. Государственные органы власти как позднеимперской, так и советской России пытались посвоему разрешить сырьевую проблему. В Тамбовской губернии позднеимперского периода в помощь мастерам был организован кустарный склад, а также выделялись крупные кредиты. Советское руководство сделало ставку на массовое кооперирование кустарей. Наглядно продемонстрировано, что трудности, с которыми сталкивались кустари, несмотря на действия властей, никуда не исчезли. После индустриализации кустарная промышленность уступила место фабричным товарам.

1062-1069 70
Аннотация

Изучены представления неонароднической интеллигенции об общественнополитических настроениях и психологии российского крестьянства и построении на основе этих представлений и базовых положений классического народничества аграрной утопии. Актуальность исследования заключена в создании теоретической базы для изучения в области поколенческой (поколение «революционного перелома») и интеллектуальной (феномен аграризма в отечественной мысли) истории. Цель исследования – анализ проблемы исторической роли крестьянства и судьбы русской деревни в идеологии неонародничества. В ходе исследования использованы аналитический и историко-сравнительный методы. В результате анализа исторических источников сделан вывод, что неонароднические представления о российском крестьянстве, несмотря на резко меняющиеся социокультурные и революционные политические обстоятельства, оставались преимущественно в русле идей классического народничества. Адепты народознания обратились к проблеме роста протестных настроений в крестьянской среде и выяснили, что он был обусловлен обострившейся в период революционного перелома проблемы малоземелья. Неонародник В.Г. Богораз отмечает консерватизм значительной части сельских жителей, относившихся с недоверием к революционным идеям. Утопический проект А.В. Чаянова выходил за границы сугубо народнической мысли, вступал в союз с научным аграризмом и учитывал политические обстоятельства, сложившиеся после установления большевистской власти и господства марксистской идеологии.

1070-1080 79
Аннотация

Изучение истории советской милиции дает поучительный материал для выводов и обобщений, актуальных для современной действительности. На основе документальных источников, как опубликованных, так и архивных, сделана попытка в проблемнохронологическом ракурсе осмыслить процессы революционных преобразований государственного аппарата на примере органов милиции. Целью исследования явилось выявление новых граней в становления и деятельности советской милиции на региональном уровне, которые определят новые направления исследований в советском государственном строительстве. Доказано, что деятельность милиции, как и подбор кадров, невозможно в короткий промежуток времени осуществить на принципиально новых основах, вне связи с прошлым историческим опытом, а его полное игнорирование приводит только к негативным последствиям. Показана взаимосвязь условий жизни рядовых граждан и составов преступлений. Обоснован вывод, что полный разрыв с досоветским опытом деятельности правоохранительных органов привел страну к хаосу и произволу в обществе. Выявлены элементы использования опыта Временного правительства на рубеже 1920 г. как в конкретных методах работы милиции, так и в кадровой работе. Установлено, что до середины 1920-х гг. в подборе кадров большее внимание уделялось трудолюбию и профессионализму, но в последующие годы – партийности, социально-классовому положению, безоговорочной исполнительности в выполнении партийно-коммунистических директив.

1081-1097 57
Аннотация

Рассмотрена роль религии и религиозных лидеров в советской внешней политике в отношении Греции. Причины конфликта между Русской православной церковью и Греческой церковью коренились не в религии, культурный разлом между двумя автокефальными церквями переводился в сферу политического регулирования. Рассмотрены советско-греческие церковные взаимоотношения с 1946 по 1953 г. по вопросу русских монастырей на Афоне. Описываемые события происходили в ходе Гражданской войны в Греции – 1944–1949 гг. и первые годы после нее. На основании документов Государственного архива Российской Федерации и писем патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ, которые хранятся в нем, проанализирован характер действий советских представителей по вопросу русских монастырей на Афоне и дана оценка действий церковных представителей СССР по линии внешних церковных связей. На основе анализа источникового документального материала сделан вывод о том, что СССР проецировал идеологические догмы на свой внешнеполитический курс и в Православном мире. Гражданская война в Греции 1944–1949 гг. показала зависимость конфессионального сектора греческого общества от политической составляющей. Политическое противостояние между СССР и США оказалось решающим в принятии прозападного государственного курса Греции, в том числе в религиозном обществе. Показано, что особенностями Русской и Греческой православных церквей, как участников международных отношений, является тесная согласованность их международной деятельности с работой соответствующих государственных политических институтов. Показана роль церковной дипломатии для налаживания коммуникаций между двумя государствами по поводу плачевного положения русских монастырей на горе Афон и сделан вывод о миротворческом потенциале РПЦ. Подчеркнуто, что исходя из многовекового опыта сотрудничества политики и религии можно говорить о существовании схожих позиций в поле регулирования социальной деятельности.

1098-1107 83
Аннотация

Документы личного характера являются бесценным источником исторических исследований, в связи с чем одной из главных задач государственных архивов становится выявление значимых личных архивов и включение их в состав Архивного фонда Российской Федерации в виде фондов личного происхождения или в составе архивных коллекций. Сравнительный анализ технологий работы с фондами личного происхождения и фондами, образованными юридическими лицами, позволил выявить специфику на каждом этапе работы с документами личного происхождения. Наиболее сложными являются этапы комплектования и экспертизы ценности документов, определяющие, какие документы и фонды имеют наибольшую значимость в историческом плане и должны поступить на постоянное хранение. Было выяснено, что общие правила систематизации документов также могут быть применены к фондам личного происхождения лишь частично. Многообразие видов документов и носителей, на которых они могут быть представлены, предъявляют особые требования и к описанию, и к обеспечению сохранности документов. Было также установлено, что использование документов личного происхождения имеет законодательные ограничения. Сделан вывод о необходимости учета действующих правовых актов, привлечении мнения экспертов и опыта государственных архивов в работе с данными фондами.

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

1108-1120 51
Аннотация

Рассмотрена история относительно малоизученной подотрасли авиастроения – разработка и производство самолетов общего назначения. Данные о 2690 моделях самолетов и их выпуске собраны автором. Показано, что доля США в выпуске таких самолетов в XX веке превышает 80 %. В то же время, в 1930–1945 гг., лидерами в этом были европейские страны. Сделаны предположения о причинах смены лидеров. Дано и определение понятия «самолеты общего назначения» со ссылками на нормативные документы США, Евросоюза и России. Показано, что наиболее популярный класс таких самолетов – четырехместные, их доля в общем выпуске самолетов с числом мест от 3 до 11 превышает 50 %. Впервые публикуется динамика разработки и производства самолетов общего назначения в XX веке в мире с разбивкой по годам, странам, ведущим компаниям. Описаны сильные спады производства во время Великой депрессии и в первой половине 1980-х гг. Показано, что спрос на самолеты общего назначения сильно снижался во время обострения политической обстановки, что коррелирует с уверенностью потенциальных покупателей в своем будущем. Вероятно, такая зависимость должна наблюдаться и для других потребительских товаров длительного спроса. Изучена динамика разработки новых моделей самолетов общего назначения. Показано, что пик ее интенсивности приходится на 1929 г., а послевоенный спад числа разработок начался еще в период роста производства – в середине 1960-х гг. Обнаружена очень сильная географическая концентрация: почти половина всех самолетов общего назначения в мире построена в одном городе (г. Вичита, штат Канзас), где разместили свои предприятия более дюжины авиастроительных компаний.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)