Анализ функционально-двигательного состояния голболистов
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-468-478
Аннотация
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью осуществления контроля за функциональным состоянием и уровнем развития координационных способностей юных голболистов в годичном макроцикле и недостаточной сформированностью комплекса диагностических тестов для оценивания данных показателей с учетом зрительной депривации исследуемого контингента. В качестве предмета исследования определен диагностический инструментарий для оценки функционального состояния и координационных способностей юных голболистов. Целью исследования явился анализ динамики функционального состояния и уровня развития координационных способностей голболистов групп начальной подготовки в годичном тренировочном макроцикле. Для достижения цели применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, анализ нормативной документации, регламентирующей тренировочный процесс в голболе, педагогическое наблюдение, конкретизация, систематизация, проведение функциональных проб и расчета индексов на основе полученных данных, тестирование координационных способностей, обобщение. Результаты исследования: определены особенности функционального состояния и проявления координационных способностей детей и подростков с нарушениями зрения, обобщены существующие модифицированные двигательные тесты для людей со зрительной депривацией; представлены функционально-двигательные тесты для спортсменов 14–16 лет со зрительными нарушениями и на их основе проведен анализ тренировочных воздействий на функционально-двигательное состояние голболитов на протяжении годичного макроцикла на этапе начальной подготовки. Результаты исследования могут быть рекомендованы для практического применения спортсменам с нарушением зрения, специализирующимся как в голболе, так и других спортивных играх, их тренерам в целях совершенствования как учебно-тренировочного процесса в целом, так и качественного и полноценного контроля в частности.
Об авторе
П. А. ХлыстовРоссия
Хлыстов Павел Андреевич, аспирант, кафедра адаптивной физической культуры и безопасности жизнедеятельности
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Бычкова Ю.Е., Щербинина Ю.Л. Голбол в системе комплексной реабилитации подростков с патологией зрения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 1 (166). С. 18-21.
2. Матвеева И.С., Харьковская А.Г., Матвеев В.С. Развитие физических качеств спортсменов-инвалидов по зрению посредством игры в голбол // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 12 (178). С. 187-192. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2019.12.187-192
3. Горская И.Ю. Определение уровня развития координационных способностей у аномальных и здоровых детей методом комплексного тестирования на первом этапе школьного образования // Социально-педагогическая реабилитация инвалидов по зрению средствами физического воспитания: материалы науч. конф. Волоколамск, 1995. С. 55-57.
4. Харченко Л.В., Андреев В.В. Комплексная коррекция физического состояния у школьников с депривацией зрения // Адаптивная физическая культура. 2011. № 3 (47). С. 27-30.
5. Ростомашвили Л.Н. Педагогические технологии в адаптивном физическом воспитании детей младшего школьного возраста со сложными нарушениями развития: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2014. 409 с.
6. Ростомашвили Л.Н. Методические рекомендации и требования к организации процесса адаптивного физического воспитания детей со сложными нарушениями развития // Адаптивная физическая культура. 2013. № 1 (53). С. 46-48.
7. Харченко Л.В. Совершенствование базовых координационных способностей у школьников 8–12 лет с нарушением зрения: дис. … канд. пед. наук. Омск, 1999. 177 с.
8. Павленкович С.С. Комплексный контроль функционального состояния спортсменов. Саратов: Изд-во Саратов. гос. ун-та, 2019. 52 с.
9. Корнев А.В., Правдов М.А. Техника и тактика игры в голбол // Теория и практика физической культуры. 2017. № 4. С. 17-22.
10. Селитреникова Т.А., Дерябина Г.И., Лернер В.Л., Терентьева О.С., Бударин М.В. Обоснование тестового контроля за уровнем развития координационных способностей спортсменов с нарушением зрения // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2016. Т. 15. № 4. С. 47-51.
11. Наумов М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке. М.: ВОС, 1982. 116 с.
Рецензия
Для цитирования:
Хлыстов П.А. Анализ функционально-двигательного состояния голболистов. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022;27(2):468-478. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-468-478
For citation:
Khlystov P.A. Analysis of the functional-motor state of goalball players. Tambov University Review. Series: Humanities. 2022;27(2):468-478. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-468-478