Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Роль детско-взрослой общности в становлении смысла жизни подростков

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-4-1034-1048

Аннотация

Актуальность. Поиск смысла жизни является актуальной проблемой подросткового возраста. Детско-взрослая общность играет важную роль в становлении смысла жизни подростков, предоставляя им поддержку, участие в социальных событиях, ролевые модели и возможность самореализации. Взаимодействие со взрослыми участниками общности способствует развитию ценностных ориентаций среди подростков, установлению индивидуальных личностных и профессиональных целей и оказывает поддержку в поиске смысла жизни, что обусловливает актуальность проведенного исследования. Цель исследования состоит в выявлении специфики роли детско-взрослой общности в становлении смысла жизни подростков.

Материалы и методы. Использовались следующие методы исследования: анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования, проведение опроса среди подростков, проведение бесед и наблюдения, а также статистическая обработка полученных результатов.

Результаты исследования. Установлено, что в становлении смысла жизни детсковзрослые общности выполняют роль создания поддерживающей и эмоционально благоприятной среды, менторства и ролевых моделей, совместных активностей и сотрудничества, источника приобретения новых навыков и опыта, поддержки в профессиональном развитии. Однако не все перечисленные роли выполняются общностью в равной мере, в результате чего отмечаются трудности, возникающие у подростков в разных аспектах становления смысла жизни. Для повышения эффективности детско-взрослой общности в вопросах смысложизненного самоопределения подростков была разработана программа мероприятий, направленная на компенсацию недостатков работы общности.

Выводы. Понимание влияния детско-взрослой общности на формирование смысла жизни подростков поможет образовательным и социальным институтам разработать эффективные стратегии и программы педагогической поддержки подростков, что может стать объектом будущих исследований.

Об авторе

Н. С. Сорокин
ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»
Россия

Сорокин Никита Сергеевич - научный сотруд-ник лаборатории теории и практики воспитательных систем.

305000, Курск, ул. Радищева, 33



Список литературы

1. Шустова И.Ю. Воспитание школьников: ресурс детско-взрослой общности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8. № 1. С. 78-82. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-1-78-82, https://elibrary.ru/acfjws

2. Селиванова Н.Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. Тверь: ООО «ИПФ Виарт», 2010. 168 c. https://elibrary.ru/rvxlkh

3. Белова С.В., Алиева З.С. Детско-взрослая общность как цель и ценность вожатской деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-4. С. 41-44. https://elibrary.ru/ockgmh

4. Whitlock J. The role of adults, public space, and power in adolescent community connectedness // Journal of Community Psychology. 2007. Vol. 35. № 4. P. 499-518. https://doi.org/10.1002/jcop.20161

5. Foster C.E., Horwitz A., Thomas A. et al. Connectedness to family, school, peers, and community in socially vulnerable adolescents // Children and Youth Services Review. 2017. Vol. 81. P. 321-331. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2017.08.011

6. Epstein J.L., Sanders M.G., Simon B.S. et al. School, Family, and Community Partnerships: Your Handbook for Action. Thousand Oaks: Corwin Press, 2002. 395 p.

7. Сергеева С.Е. Организация педагогической студии детско-взрослого сообщества на базе объединения «Мастер» // Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей. 2018. № 1. С. 36-40. https://elibrary.ru/lbnvsp

8. Сергеева Е.А., Сырова О.В., Тухватуллина Л.Р. Проблема и опыт реализации детско-взрослого объединения «Проектная школа» // 7 Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: сб. ст. участников Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Казань: КФУ, 2022. С. 305-308. https://elibrary.ru/hvbejz

9. Шустова И.Ю. Роль педагогической поддержки в самоопределении старшеклассников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 5 (20). С. 74-88. https://elibrary.ru/synwgb

10. Hamzehgardeshi Z., Marzband Z., Shahhosseini Z., Azizi M. Components related to the meaning of life in adolescents: a review article // Clinical Excellence. 2019. Vol. 9. Issue 2. P. 28-37.

11. Wong P.T.P. Viktor Frankl’s meaning-seeking model and positive psychology // Meaning in Positive and Existential Psychology. N. Y.: Springer, 2014. P. 149-184. http://dx.doi.org/10.1007/978-1-4939-0308-5_10

12. Steger M.F., Kashdan T.B., Sullivan B.A., Lorentz D. Understanding the search for meaning in life: personality, cognitive style, and the dynamic between seeking and experiencing meaning // Journal of Personality. 2008. Vol. 76. Issue 2. P. 199-228. https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.2007.00484.x

13. Russo-Netzer P. The search for meaning in life – theoretical, experiential, and educational aspects // The International Forum for Logotherapy. 2015. Vol. 38. P. 72-78.

14. Schippers M.C., Ziegler N. Life crafting as a way to find purpose and meaning in life // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. Art. 2778. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02778

15. Абилдаева А.С. Теоретические основы технологии педагогической поддержки // Молодой ученый. 2019. № 42 (280). С. 317-319. https://elibrary.ru/mtycvd

16. Байбородова Л.В., Тамарская Н.В. Педагогические технологии для современного поколения школьников // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 3 (114). С. 8-16. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2020-3-114-8-16, https://elibrary.ru/ifyiym

17. Кобякова М.С. Сложности формирования личности в процессе поиска смысла жизни // Академия педагогических идей «Новация». 2020. № 6. С. 35-38. https://elibrary.ru/pvaqms

18. Gempp R., González-Carrasco M. Peer relatedness, school satisfaction, and life satisfaction in early adolescence: a non-recursive model // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Art. 641714. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.641714

19. Парфенова И.С. К вопросу о самоопределении личности в группе // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 5 (20). С. 98-103. https://elibrary.ru/synwgv

20. Курило С.Н. Роль детско-взрослых объединений в воспитании подрастающего поколения // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2013. № 2 (60). С. 42-46. https://elibrary.ru/yliykt

21. Шустова И.Ю. Воспитание в детско-взрослой общности. М.: Пед. о-во России, 2018. 176 с. https://elibrary.ru/vmcdkg

22. Григорьев Д.В. Детско-взрослая общность в образовании: не потерять смысл // Народное образование. 2015. № 4 (1447). С. 167-170. https://elibrary.ru/twgtrv


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Сорокин Н.С. Роль детско-взрослой общности в становлении смысла жизни подростков. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(4):1034-1048. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-4-1034-1048

For citation:


Sorokin N.S. The role of the child-adult community in the development of adolescents’ meaning of life. Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(4):1034-1048. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-4-1034-1048

Просмотров: 86


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)