Формирование мотива как стимула к успеху на начальном этапе обучения музыке
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-194-147-155
Аннотация
Представлен материал по проблеме интенсификации обучения музыке дошкольников с позиций анализа педагогического взаимодействия, направленного на формирование положительной мотивации. Ввиду множества разноплановых интересов ребенку в этом возрасте трудно сосредоточиться на занятиях только музыкой и сформировать положительную мотивацию. Мотив понимается как обоснование устойчивого стремления к определенной деятельности. Мотивы, как и другие качества личности дошкольника, неустойчивы и разнообразны. Ребенок подвержен множеству конструктивных и деструктивных факторов развития, которые чаще отвлекают его и гасят мотив достижения музыкальных успехов. Требуется усиление мотивации и соответствующее методическое сопровождение личностно-ориентированной технологии обучения музыке на начальном этапе. Формирование мотива является сквозным и сопровождает когнитивный и действенный этапы. Для каждого этапа представлена подборка творческих заданий – методическое сопровождение, так как репродуктивная деятельность быстро снижает интерес и мотив замещается другим. Для большинства эффективным является сочетание различных направлений творческой деятельности. Идеальными условиями для удержания мотива в ходе обучения является высококвалифицированный педагог, владеющий личностно-ориентированными технологиями, и заинтересованный дошкольник, носитель музыкальных способностей на достаточном уровне. А главное – их доброжелательное взаимодействие. Представлены ожидаемые результаты. То есть формирование мотива достижений в музыке на начальном этапе позволит педагогу удержать интерес и провести на основе мотивации будущего музыканта от мелких выступлений к успеху.
Об авторах
М. Ю. ДолгушинаРоссия
Долгушина Марионелла Юрьевна, кандидат философских наук, доцент, доцент объединенной кафедры камерного ансамбля, концертмейстерской подготовки и общего фортепиано
392000, г. Тамбов, ул. Советская, 87
А. А. Долгушина
Россия
Долгушина Анна Александровна, преподаватель колледжа им. В.К. Мержанова
392000, г. Тамбов, ул. Советская, 87
Список литературы
1. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. 576 с.
2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2005.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. 316 с.; Т. 2. 296 с.
5. Безрукова В.С. Введение в профессиональную педагогику. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 315 с.
6. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1996. № 4. С. 35-44.
7. Музыкальная педагогика в идеях и лицах: сб. ст. / ред.-сост. А.Я. Селицкий. Ростов н/Д.: Изд-во РГПИ, 2012. 205 с.
8. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Пед. общество России, 2002. 200 с.
9. Новиков А.М. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М.: Эгвес, 2004. 120 с.
10. Музыкальная педагогика и исполнительство. Афоризмы, цитаты, изречения / сост. Г.М. Цыпин. М., 2011. 404 с.
11. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпакс, 1994. 375 с.
12. Раимова Д.М. Методика обучения музыке в начальных классах // Вестник науки и образования. 2020. № 3-3 (81). С. 45-47.
13. Нурдинов К.П., Умнов Д.Г. Роль музыкального образования и воспитания во всестороннем развитии личности ребенка // Вестник науки и образования. 2019. № 22-2 (76). С. 50-53.
Рецензия
Для цитирования:
Долгушина М.Ю., Долгушина А.А. Формирование мотива как стимула к успеху на начальном этапе обучения музыке. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021;26(194):147-155. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-194-147-155
For citation:
Dolgushina M.Y., Dolgushina A.A. Development of motive as an incentive to success at the initial stage of learning music. Tambov University Review. Series: Humanities. 2021;26(194):147-155. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-194-147-155