Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск
Том 26, № 194 (2021)
Скачать выпуск PDF

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

7-13 169
Аннотация

Рассмотрены вопросы обеспечения мер личной безопасности курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего образования системы МВД России при проведении практических занятий по учебным дисциплинам кафедры тактико-специальной подготовки. Показаны значимость и важность соблюдения мер личной безопасности при подготовке курсантов и слушателей. Выделены основные меры, направленные на обеспечение личной безопасности курсантов (слушателей) при проведении практических занятий по учебным дисциплинам кафедры тактико-специальной подготовки. Программа подготовки курсантов и слушателей образовательного учреждения высшего образования системы МВД России имеет емкую систему направлений. Важную роль в этой системе играет, конечно же, тактико-специальная подготовка. Надлежащее обеспечение мер личной безопасности обучающихся может плодотворно отразиться на надлежащей подготовке курсантов и слушателей по дисциплинам кафедры тактико-специальной подготовки.

14-24 80
Аннотация

Высокие показатели проявления коррупционного поведения в профессиональной деятельности работников правоохранительных органов являются результатом недостатков в их профессиональной подготовке. В рамках проведенного эмпирического исследования нами поставлена цель: оценить состояние сформированности антикоррупционной культуры будущих бакалавров юриспруденции в учебно-воспитательном процессе юридического вуза. Для реализации поставленной цели использованы две группы методов: эмпирические – анкетирование студентов юридических вузов и интерпретационный анализ полученного фактологического материала, и теоретические – анализное изучение научной литературы по проблеме исследования. Выявлены факторы, свидетельствующие о низком уровне сформированности антикоррупционной культуры в юридическом вузе: терминологическая редукция феномена коррупции и связанная с этим стереотипизация представлений студенчества о ней; недооценка культурных дескрипторов коррупционного поведения; фетишизация и абсолютизация уголовно-правовых способов противодействия коррупции. Сделан вывод о необходимости устранения в учебно-воспитательном процессе юридического вуза дисбаланса между отраслевыми (собственно юридическими) и философско-культурологическими дисциплинами, а также обеспечения вовлеченности студентов в организуемые юридическим вузом воспитательные антикоррупционные мероприятия.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

25-34 74
Аннотация

Напряженная эпидемиологическая ситуация, вызванная чрезвычайно быстрым распространением коронавирусной инфекции, ускорила переход учебных заведений на формат удаленного обучения посредством сетевого общения, что, в свою очередь, повлекло за собой колоссальные изменения в выборе средств обучения и сделало педагогические новшества неотъемлемой частью учебного процесса. Однако важность роли сетевых сообществ в обучении была отмечена еще до перехода на дистанционный формат обучения, так как многие преподаватели использовали социальные сети как оперативный канал связи со студентами. Кроме общения, социальные платформы могут быть использованы и для достижения других целей, в том числе и решения образовательных задач. Несмотря на то, что изначально социальные платформы создавались для дружеского общения, групповой коммуникации и творчества и не были связаны с образованием, с каждым годом они становятся все более привычным средством для обмена информацией и организации образовательного процесса. Социальные платформы открывают возможности для решения самых разных педагогических задач, а также позволяют решить проблему организации продуктивного процесса обучения. Продуктивный и творческий характер обучения наряду с визуальной составляющей могут способствовать положительным изменениям в организации учебного процесса. Рассмотрены роль видеороликов в обучении иностранному языку и образовательный потенциал, которым обладают короткие видео на платформе “TikTok”, их преимущества и возможность интеграции в учебный процесс с целью повышения эффективности и качества образования; роль преподавателя в организации такой деятельности.

35-45 65
Аннотация

Фразеологические единицы являются значимым элементом английского языка. Будучи культурно-обусловленными, эти единицы отражают особенности концептуализации носителями языка окружающего мира. Обоснована возможность обучения фразеологическому уровню английского языка на лингвокогнитивной основе в рамках коммуникативнокогнитивного подхода. Обоснована значимость и перспективность коммуникативнокогнитивного подхода к обучению английскому языку в текущих образовательных реалиях. Приведены экспериментальные исследования, доказывающие высокий потенциал иноязычного обучения на лингвокогнитивной основе. Рассмотрены классификации фразеологических единиц в английском языке, предложенные как в области традиционной лингвистики, так и лингвистики когнитивной. Доказана связь идиоматических выражений с когнитивными механизмами, такими как концептуальная метафора. Приведены примеры функционирования концептуальной метафоры в английском языке применительно к идиоматическим выражениям. Описаны успешные экспериментальные исследования по обучению английским фразеологизмам на лингвокогнитивной основе. Обоснована важность групповой работы при изучении английских фразеологизмов и приведен пример распределения ролей в учебных группах. Продемонстрированы возможные трудности и особенности преподавания фразеологических единиц в английском и предложены пути их преодоления. Обоснована важность использования когнитивной лингвистики как лингвистического базиса при обучении английскому языку, основанному на коммуникативно-когнитивном подходе.

46-58 64
Аннотация

Обоснована целесообразность использования корпусного анализа при обучении студентов второму иностранному языку. Особое внимание уделено исследованию англицизмов во французском и итальянском языках. Предложен новый подход в обучении второму иностранному языку студентов, хорошо владеющих английским языком как первым иностранным. Подчеркнута значимость лингвистической наглядности конкорданса при усвоении лексики второго иностранного языка. Проанализированы работы, посвященные методике формирования лексических навыков речи на основе корпусных технологий. Перечислены свойства корпусных технологий, обладающие дидактическим потенциалом. Дано определение термина «заимствование» и обращено внимание к понятию «англицизмы». Определена роль английских заимствований во французском и итальянском языках, и перечислены сферы, в которых наиболее часто употребляются англицизмы. Проведено корпусное исследование моделей ассимиляции англицизмов во французском и итальянском языках на базе языка интернет-СМИ. Проанализированы наиболее популярные англицизмы, используемые во Франции и в Италии, приведены статистические данные их употребления, проанализирована их грамматическая и семантическая ассимиляция. В качестве примера проанализированы наиболее популярные заимствования из английского языка, изучено их происхождение, контекст употребления, а также их эволюция в языках-реципиентах. Предложено в дальнейшем внедрить предложенный подход в обучении лексике второго иностранного языка и использовать другие инструменты корпусного анализа.

59-68 44
Аннотация

Цифровые технологии достаточно быстро и органично вошли в жизнь современного человека. Причем информатизация общества повлияла на цифровизацию образования. За последние 10–15 лет появился солидный корпус научных методических работ, посвященных использованию современных цифровых технологий в развитии иноязычных речевых умений и формирования языковых навыков речи студентов, формирования их социокультурной, межкультурной, прагматической и других видов компетенций. Несмотря на лингводидактический потенциал и инновационность новых методик обучения языку на основе цифровых технологий, до 2019 г. объем использования в учебном процессе информационных и коммуникационных технологий был невелик. Пандемия коронавирусной инфекции 2019 г. заставила ученых и преподавателей-практиков в экстремальных условиях реально оценить все богатство выбора цифровых технологий и переосмыслить потребность в каждой конкретной технологии для решения конкретных учебных задач. Так начался процесс «отмирания» одних технологий или «поглощения» одних технологий другими. Проведен обзор методических работ по разработке методик обучения иностранному языку на основе электронной почты, веб-форума, блог-технологии, социального сервиса «Твиттер», вики-технологии, подкастов и электронного корпуса текстов. В результате сделан вывод об актуальности четырех цифровых технологий, которые интегрируются в современные вузовские образовательные платформы. К ним относятся: блог-технология, вики-технология, подкасты и электронный корпус.

69-76 51
Аннотация

Задачей современного образования является подготовка кадров высшей категории, которые успешно справлялись бы со своими профессиональными задачами, были открыты к самообразованию, обучению через всю жизнь и владели иностранными языками. Владение иностранным языком всегда было и остается ценным знанием. Предметно-языковое интегрированное обучение – это обучение, в котором иностранный язык является инструментом овладения специальностью, а не просто целью изучения языка как такового. Рассмотрен вопрос лингводидактического потенциала модели предметно-интегрированного обучения студентов иностранному языку и специальности в медицинском вузе, выделена таблица общих требований, предъявляемых студентам и преподавателям в рамках предметно-языкового интегрированного обучения, а также основное направление в обучении, акцентировано внимание на преимуществах предметно-языкового интегрированного обучения.

77-84 90
Аннотация

Кейс-метод – это один из методов проблемного обучения, заключающихся в решении студентами проблемной ситуации или кейса. Изучение и обсуждение кейса, а также подготовка и презентация решения проблемы происходит на иностранном языке. Особую актуальность приобретает решение студентами кейсов, содержащих культурные конфликты. В этом ракурсе использование кейсов на занятиях по иностранному языку будет способствовать развитию у студентов умений иноязычного межкультурного взаимодействия. Эффективность соответствующей методики обучения иноязычному межкультурному взаимодействию студентов на основе кейс-метода находится в прямой зависимости от выбранных общедидактических и методических подходов к обучению, которые, в свою очередь, реализуются посредством принципов. В качестве методологической основы обучения в данном исследовании выступают компетентностный, системный, личностно-деятельностный, социокультурный, межкультурный, поликультурный и коммуникативно-этнографический подходы. Данные подходы на практике реализуются посредством принципов, на основе которых осуществляется отбор предметно-тематического содержания обучения и разработка системы проблемный культуроведческих заданий. Подробно описаны следующие принципы обучения: принцип сознательности и активности, принцип доступности и посильности, принцип системности, принцип индивидуализации обучения, принцип функциональности, принцип речевой направленности обучения, принцип диалога культур, принцип дидактической культуросообразности, принцип культурной вариативности, принцип культурной рефлексии, принцип доминирования проблемных культуроведческих заданий.

85-96 62
Аннотация

Рассмотрен вопрос влияния развития умения говорения на создание ситуации успеха на уроках английского языка. Показана актуальность исследования посредством изучения теоретического материала и проведения опроса, выявившего, что большинство учеников 8–9-х классов не заинтересованы в изучении иностранного языка. Цель исследования – теоретически обосновать создание ситуации успеха на уроке английского языка посредством освоения умения говорения и доказать ее влияние на рост мотивации данного контингента школьников к изучению этого предмета. Основные методы исследования – опрос и эксперимент. Описаны результаты исследования: мотивация учащихся к изучению английского языка возросла на 45,3 %. Область применения результатов работы варьирует от преподавания английского языка в рамках дошкольного образования, далее в школе, высших учебных заведениях, вплоть до курсов повышения квалификации. Доказано, что говорение представляется одним из наиболее сложных для освоения умений, в том числе и для учеников 8–9-х классов. Создание ситуации успеха позволяет замотивировать их на изучение английского языка, что подтвердил эксперимент, а проведенный нами опрос показал рост числа заинтересованных в изучении иностранного языка учеников с 19,5 до 64,8 %.

97-103 52
Аннотация

Цель исследования заключена в обосновании дидактического потенциала обучающих компьютерных игр в формировании лексических навыков речи у школьников. Проведен анализ основных умений, которые формируются при изучении лексики. Рассмотрены основные лексические навыки и их разделение на навыки продуктивные и рецептивные. Проведен анализ основных принципов, при которых происходит процесс изучения иностранных слов. Рассмотрены основные преимущества, связанные с обучением лексике при помощи компьютерных игр. К ним можно отнести: поощрение творческого подхода, возможность создания работы в команде, легкую адаптацию для всех возрастов и всех языковых уровней. Проанализированы причины роста популярности игр в контексте обучения. Эти причины включают в себя: интерес, который возникает у учеников на занятиях при помощи игр; благоприятное влияние на образовательный процесс; появление потребности в создании такой среды обучения; появление навыков самостоятельной работы. Научная новизна состоит в обобщении опыта обучения лексике на основе компьютерных игр. Также проведен анализ основных преимуществ, связанных с обучением лексике иностранного языка школьников при помощи компьютерных игр, и рассмотрены причины роста популярности игр в контексте обучения иностранным языкам. В результате был сделан вывод о положительном влиянии компьютерных игр в обучении иностранному языку и улучшении лексических навыков школьников.

104-112 51
Аннотация

Рассмотрен процесс подготовки специалистов по лингвистическому обеспечению к Армейским международным играм (АрМИ) и его проблемные вопросы. Приведены основные сведения об АрМИ (история, направления, география, организационная структура и т. д.) в их корреляции с задачами лингвистического обеспечения. В связи с ежегодно возрастающим интересом к данному типу соревнований (17 стран-участниц в 2015 г. и 32 страны-участницы в 2020 г.) и, соответственно, возрастающими потребностями в переводчиках обоснована актуальность настоящего исследования. Приведены конкретные ситуации АрМИ, в которых осуществляется перевод. Обозначена научная новизна исследования, заключающаяся в невысокой степени научной освещенности данной темы и отсутствии централизованного алгоритма подготовки переводчиков к данному международному мероприятию. С учетом характера выполняемых лингвистических задач в период подготовки и проведения АрМИ, компетентности военного переводчика и методических уровней их подготовки формируются основные требования к направляемым специалистам. Приведен и проанализирован опыт участия в качестве переводчика на АрМИ, указаны проблемные вопросы с точки зрения лингвистической подготовки и фоновых знаний. Приведено сравнение двух способов подготовки переводчиков, задействованных в АрМИ, основные преимущества и недостатки каждого из двух способов. В результате вышеобозначенного анализа сформирован список необходимых рекомендаций по подготовке специалистов по лингвистическому обеспечению АрМИ с учетом специфики ситуаций, в которых выполняется перевод. Сделан вывод о дальнейшем развитии данного направления и путях решения обозначенных проблем.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

113-124 74
Аннотация

Современные технические достижения в области цифровой педагогики на сегодняшний день предлагают качественно новые возможности организации и предъявления учебного материала в условиях дистанционного обучения. Цель исследования – методическое обоснование одного из новых способов организации цифрового образовательного интернет-ресурса по русскому языку как иностранному «Русский язык. Начало» в виде учебного лонгрида. Изложены особенности учебного лонгрида, определены основные медийные элементы, специфика, содержание и средства создания, на основании чего сформулировано определение учебного лонгрида. Учебный лонгрид рассмотрен через призму процесса обучения русскому языку как иностранному (РКИ) на начальном этапе с использованием возможностей цифровых технологий, способов оформления учебных материалов, креолизации текстов, методической роли в учебном процессе, структуры и взаимодействия со сторонними лингводидактическими ресурсами. На примере цифрового образовательного интернетресурса «Русский язык. Начало» в работе представлены способы решения лингводидактических задач вводно-фонетического курса посредством учебного лонгрида. Сделан вывод, что учебный лонгрид как способ организации учебных материалов в цифровой образовательной среде (ЦОС) в силу своих свойств является одним из потенциально эффективных лингводидактических средств при дистанционном обучении.

125-133 80
Аннотация

Предметом исследования является анализ изучения иностранными учащимися текстов об эстетике русского языка на занятиях по развитию устной и письменной речи. Цель использования подобных текстов – формирование культуры речи иностранных учащихся, развитие их эстетического речевого идеала, коммуникативных способностей, интересов, чувств, эмоций. В процессе подобной работы иностранные студенты знакомятся с русской языковой картиной мира, у них появляется желание серьезнее и глубже изучать русский язык, познавая его богатство, красоту и изящество. Описаны методические принципы работы с данными видами текстов, приведен подробный анализ предтекстового, притекстового и послетекстового анализа текста К.Г. Паустовского на занятиях с иностранными учащимися с уровнем владения русским языком В1-В2. Обоснована актуальность работы с текстами об эстетике русского языка и речи на занятиях по РКИ, так как она способствует развитию языковых знаний, умений и способностей студентов, формирует их культурологическую компетенцию, художественное мышление, стремление говорить по-русски, опираясь на эстетические образцы из изучаемых текстов. Результаты исследования можно использовать на практических занятиях с иностранными учащимися в процессе преподавания следующих учебных курсов: «Развитие устной и письменной речи», «Русская литература», «Практика речевого общения», «Корректировочный курс лексики», «Речевой этикет», «Русская культура» и т. д.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

134-146 66
Аннотация

Рассмотрены некоторые проблемы процесса формирования профессиональной культуры педагога-музыканта у иностранных студентов из Китайской Народной Республики в соответствии с современными тенденциями российской педагогики музыкального образования; раскрыто понятие «культуры фортепианного исполнения-интонирования» как необходимой составляющей профессиональной культуры педагога-музыканта. Цель − обоснование необходимости изучения особенностей формирования профессиональной культуры у китайских студентов, будущих учителей музыки, в процессе музыкально-инструментальной подготовки в российском педагогическом вузе. В процессе исследования уточнено понятие «профессиональная культура педагога-музыканта»; исследованы особенности формирования профессиональной культуры педагога-музыканта и, в частности, культуры фортепианного исполнения-интонирования у китайских студентов как отдельной ее составляющей; определены условия воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования у иностранных студентов в процессе музыкально-инструментальной подготовки в российском педагогическом вузе. Методология исследования базируется на систематизации научно-педагогических знаний в области музыковедения, педагогики и психологии музыкального образования, а также результатах опытно-экспериментальной работы, осуществляемой в течение последних трех лет на базе кафедры «Специального фортепиано» Тамбовского музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова и кафедры «Музыка и методика преподавания музыки» Пензенского государственного университета.

147-155 54
Аннотация

Представлен материал по проблеме интенсификации обучения музыке дошкольников с позиций анализа педагогического взаимодействия, направленного на формирование положительной мотивации. Ввиду множества разноплановых интересов ребенку в этом возрасте трудно сосредоточиться на занятиях только музыкой и сформировать положительную мотивацию. Мотив понимается как обоснование устойчивого стремления к определенной деятельности. Мотивы, как и другие качества личности дошкольника, неустойчивы и разнообразны. Ребенок подвержен множеству конструктивных и деструктивных факторов развития, которые чаще отвлекают его и гасят мотив достижения музыкальных успехов. Требуется усиление мотивации и соответствующее методическое сопровождение личностно-ориентированной технологии обучения музыке на начальном этапе. Формирование мотива является сквозным и сопровождает когнитивный и действенный этапы. Для каждого этапа представлена подборка творческих заданий – методическое сопровождение, так как репродуктивная деятельность быстро снижает интерес и мотив замещается другим. Для большинства эффективным является сочетание различных направлений творческой деятельности. Идеальными условиями для удержания мотива в ходе обучения является высококвалифицированный педагог, владеющий личностно-ориентированными технологиями, и заинтересованный дошкольник, носитель музыкальных способностей на достаточном уровне. А главное – их доброжелательное взаимодействие. Представлены ожидаемые результаты. То есть формирование мотива достижений в музыке на начальном этапе позволит педагогу удержать интерес и провести на основе мотивации будущего музыканта от мелких выступлений к успеху.

ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

156-169 58
Аннотация

Актуальность и целесообразность: проанализирован один из аспектов актуальной и сложной проблемы современного дошкольного образования – формирование экологической направленности личности ребенка-дошкольника. Цель исследования: представить обоснование проблемы формирования экологической направленности личности детей дошкольного возраста, предлагаемую методику решения данной проблемы через художественно-эстетическую детскую деятельность и результаты проверки эффективности предлагаемой методики. Ведущий метод к исследованию проблемы: предлагаемые эколого-художественные проекты являются, с одной стороны, частью теоретической основы рассматриваемой проблемы, а с другой стороны, практическим примером ее решения на основе организации процесса формирования понимания мира природы в процессе художественно-эстетической деятельности дошкольников на примере ознакомления с животными Красной книги Среднего Поволжья. Результаты: выявлены, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия организации процесса формирования понимания мира природы в процессе художественно-эстетической деятельности дошкольников на примере ознакомления с животными Красной книги Среднего Поволжья. Разработаны эколого-художественные проекты соответствующего содержания. Практическая и теоретическая значимость полученных результатов: результаты нашей работы являются важным дополнением федеральных и региональных программ нравственного и эстетического развития детей дошкольного возраста, реализуемых в дошкольных образовательных организациях. Использование интегрированных форм педагогического процесса (проектов) по ознакомлению и формированию ценностного отношения к редким животным родного края (на примере животных, включенных в Красную книгу Ульяновской области) позволит оптимально реализовывать задачи всестороннего воспитания детей.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

170-176 57
Аннотация

Дана характеристика изобразительных источников по истории церкви Захарии и Елизаветы, описано и атрибутировано собрание графических материалов по истории церкви Кавалергардского полка в Санкт-Петербурге из архива Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС). Цель исследования – выявление и изучение комплекса изобразительных источников по истории кавалергардской церкви из собрания архива ВИМАИВиВС. Иконография церкви лейб-гвардии Кавалергардского полка насчитывает 40 наименований, 36 из которых – графические материалы, а остальное – отрывочная фотофиксация. Графические материалы по истории церкви Захарии и Елизаветы лейб-гвардии Кавалергардского полка в количестве 32 единиц хранятся в фондах архива ВИМАИВиВС. Методологическая основа исследования базируется на принципах объективности, историзма, системности научного анализа с опорой на научный метод познания, включает в себя общеисторические методы исследования, применен иконографический метод. Исследование посвящено описанию материалов коллекции архива ВИМАИВиВС. Часть коллекции чертежей и планов – карандашные планы без обозначений авторства и датировки, а некоторые – перекопированные и дополненные, относятся к более ранней постройке. Атрибуция подобных графических материалов довольно затруднена и возможна только при привлечении всего комплекса изобразительных и письменных источников. Собрание графических материалов по истории церкви Кавалергардского полка из архива ВИМАИВиВС уникально. Благодаря так называемой «коллекции Л. Бенуа», которая содержит чертежи полкового храма за 1897–1898 гг., мы можем детально реконструировать особенности внутреннего и внешнего интерьера.

177-184 65
Аннотация

Акцентировано внимание на вопросах, связанных с исследованием пореформенной эволюции государственного крестьянства. Проанализированы взгляды историков разных периодов на характер социально-экономического развития бывших государственных крестьян в конце XIX – начале XX века. Утверждено, что заявленная проблематика сравнительно мало изучена по причине недостаточной представленности в источниках. Как следствие, хронологические рамки практически всех поразрядных исследований ограничены 60–70-ми гг. XIX века. Отмечено, что для ранних работ была характерна преимущественно экономическая повестка с последующим смещением к социально-политической проблематике. В целом советские историки сходились к мнению об изначальном экономическом преимуществе государственной деревни и более динамичном характере социальных процессов в среде государственных крестьян. Однако указанные преимущества не могли быть реализованы в сложившихся тогда социально-экономических отношениях и с учетом характера государственной аграрной политики. Современный этап отмечен ростом интереса к государственной деревне, на фоне расширения концептуально-методологического научного арсенала. Заметно возросло число работ, выполненных на региональных материалах. Анализ данных работ позволяет сделать вывод, что основное внимание исследователей сосредоточено на экономических аспектах; социальные аспекты исследуются меньше и носят преимущественно общий характер.

185-193 66
Аннотация

Рассмотрена история создания и деятельности на территории Российской империи ученических трудовых дружин. Они должны были заменить в крестьянских хозяйствах мужчин, мобилизованных в ряды действующей армии. К началу ХХ века для аграрной Российской империи был характерен избыток рабочих рук в деревне, поскольку в сельской местности проживала значительная часть населения страны. В правящих кругах и России, и европейских держав были уверены в «неисчерпаемости» людских ресурсов российского государства. Однако уже летом–осенью 1914 г. стала ощущаться нехватка рабочих рук в сельской местности. С последующими мобилизациями ситуация стала только ухудшаться. Реагируя на возникшую проблему, царское правительство просило местные власти помочь семьям мобилизованных нижних чинов в уборке и посеве полей. Были использованы материалы периодической печати и первичные материалы, отложившиеся в архивохранилищах городов Центрально-Черноземного региона об ученических трудовых дружинах Воронежской, Курской и Орловской губерниях. Также использованы сведения по другим регионам Российской империи. Предположено, что трудовые дружины возникли по частной инициативе как одна из форм мобилизации трудовых ресурсов в условиях, вызванных нехваткой рабочих рук. Позднее инициатива учебных заведений Минской губернии получила государственную поддержку.

194-205 51
Аннотация

Исследованы проблемы изменения положения служащих МВД после событий февраля–марта 1917 г. в Тамбовской губернии. Изучена государственная политика, отношение местных органов власти и общественности к представителям данной социально-профессиональной группы, отдельные особенности адаптации ее представителей к новым социально-политическим условиям. Актуальность исследования обусловлена как существенными пробелами в историографии вопроса, особенно на региональном уровне исследования проблемы, так и неким созвучием современных проблем российских правоохранительных органов в условиях преобразований. Сделан вывод, что представители широких народных слоев и солдатских масс относились к бывшим служащим органов МВД крайне негативно, что особенно ярко проявилось в период, который последовал за революционными событиями февраля 1917 г. Однако руководство как губернии в целом, так и в отдельных уездах проводило двойственную политику в отношении представителей данной социально-профессиональной группы. С одной стороны, ставились задачи по максимальному отстранению бывших сотрудников силовых ведомств от участия в общественной и политической жизни, а с другой – их профессиональные навыки были востребованы во вновь созданных органах милиции.

206-235 53
Аннотация

На непрерывных длительных линиях демографической и социографической информации рассмотрен комплекс непосредственных и отдаленных последствий для Тамбовского региона Гражданской войны в целом и крестьянского восстания 1920–1921 гг. в особенности. В части демографического наследия показаны как прямые безвозвратные потери тамбовской популяции (гибель от комплекса подавляющих причин, добровольная и принудительная эмиграция из региона, падение рождаемости, деформация половозрастного баланса, крушение населенности СНП и т. д.), так и опосредованные пролонгированные процессы подавления и деградации субрегиональных агрессивных сельских популяций, попавших под «антоновщину» и ее подавление (социальное поражение мятежных субрегионов с последовавшим снижением их социокультурного уровня и бо́льшими потерями во Второй мировой войне, меньшая ожидаемая продолжительность жизни, бо́льшая заболеваемость). Особое внимание уделено сравнительной эволюции антропометрических показателей мужских частей популяций всех российских регионов и тамбовских субрегионов в зависимости от степени их конкретного поражения Гражданской войной. Показано отрицательное воздействие «антоновщины» и ее подавления на общекультурную советскую активность («производительность») мятежных субрегионов. Методика и результаты исследования общероссийского и тамбовского регионального материала обильно представлены графически.

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

236-244 43
Аннотация

Рассмотрен процесс дезорганизации вооруженных сил Австро-Венгрии в 1918 г. через призму национального вопроса и перспективы дальнейшего сохранения Габсбургской монархии. Сделан вывод, что одержанные в начале 1918 г. Австро-Венгрией военные и дипломатические победы были иллюзорными и лишь отстрачивали неминуемое поражение ее армии. Расследование первых случаев массового выхода из повиновения воинских частей весной–летом 1918 г. показало, что они являлись переплетением социальных, национально-политических и собственно военных причин. В то же время выявлено серьезное расхождение между словенскими и итальянскими исследователями в интерпретации причин восстания в расквартированном в словенском Радкерсбурге (Радгоне) 97-м пехотном полку. Если для первых было характерно, следуя марксистской традиции, подчеркивание социальных противоречий, которые привели к революционизации армии по «российскому образцу», то вторые воспевали участников восстания с итальянской стороны как подлинных национальных патриотов. Показано, что «ударной силой» всех вспыхнувших весной–летом 1918 г. в австро-венгерской армии солдатских восстаний стали военнослужащие, вернувшиеся весной 1918 г. из русского плена, где часть из них прониклась революционными идеями. Сделан вывод о крайней суровости военного правосудия, обрекшего на смертную казнь многих восставших, что стало причиной депутатских запросов.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)