Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Формирование понимания мира природы в процессе художественно-эстетической деятельности дошкольников

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-194-156-169

Аннотация

Актуальность и целесообразность: проанализирован один из аспектов актуальной и сложной проблемы современного дошкольного образования – формирование экологической направленности личности ребенка-дошкольника. Цель исследования: представить обоснование проблемы формирования экологической направленности личности детей дошкольного возраста, предлагаемую методику решения данной проблемы через художественно-эстетическую детскую деятельность и результаты проверки эффективности предлагаемой методики. Ведущий метод к исследованию проблемы: предлагаемые эколого-художественные проекты являются, с одной стороны, частью теоретической основы рассматриваемой проблемы, а с другой стороны, практическим примером ее решения на основе организации процесса формирования понимания мира природы в процессе художественно-эстетической деятельности дошкольников на примере ознакомления с животными Красной книги Среднего Поволжья. Результаты: выявлены, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия организации процесса формирования понимания мира природы в процессе художественно-эстетической деятельности дошкольников на примере ознакомления с животными Красной книги Среднего Поволжья. Разработаны эколого-художественные проекты соответствующего содержания. Практическая и теоретическая значимость полученных результатов: результаты нашей работы являются важным дополнением федеральных и региональных программ нравственного и эстетического развития детей дошкольного возраста, реализуемых в дошкольных образовательных организациях. Использование интегрированных форм педагогического процесса (проектов) по ознакомлению и формированию ценностного отношения к редким животным родного края (на примере животных, включенных в Красную книгу Ульяновской области) позволит оптимально реализовывать задачи всестороннего воспитания детей.

Об авторах

Т. А. Котлякова
ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»
Россия

Котлякова Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования

432071, г. Ульяновск, пл. Ленина, 4/5



О. В. Карева
ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»
Россия

Карева Олеся Вячеславовна, старший преподаватель кафедры технологий профессионального обучения

432071, г. Ульяновск, пл. Ленина, 4/5



Список литературы

1. Николаева С.Н. Приобщение дошкольников к красоте природы // Дошкольное воспитание. 2019. № 2. С. 4-9.

2. Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания / под ред. Н.В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2013. 128 с.

3. Апполонова Н.И., Баранникова Э.Э., Петрова Н.М. Прикоснись к природе сердцем: воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста (6–7 лет). Ульяновск: Качалин Александр Васильевич, 2015. 148 с.

4. Зебзеева В.А. Экологическое образование детей дошкольного возраста в современном обществе: приоритеты и перспективы // Вопросы науки. 2014. № 1. С. 37-43.

5. Ärlemalm-Hagsér E., Sandberg A. Sustainable development in early childhood education: in service students' comprehension of the concept // Environmental Education Research. 2011. Vol. 17 (2). P. 187-200. https://doi.org/10.1080/13504622.2010.522704

6. Davis J. Revealing the research ‘hole’ of early childhood education for sustainability: a preliminary survey of the literature // Environmental Education Research. 2009. Vol. 15 (2). P. 227-241. https://doi.org/10.1080/13504620802710607

7. Hedefalk M. et al. Education for sustainable development in early childhood education: a review of the research literature // Environmental Education Research. 2015. Vol. 21 (7). P. 975-990. https://doi.org/10.1080/13504622.2014.971716

8. Есть такие места заповедные...: Детям об особо охраняемых природных территориях родного края / авт.-сост. Э.Э. Баранникова и др. Ульяновск: Изд-во «Корпорация технологий продвижения», 2015. 148 с.

9. Куликовская И.Э., Чумичева Р.М. Технологии формирования у дошкольников целостной картины мира. М.: Пед. общ-во России, 2004. 160 с.

10. Животные Красной книги Ульяновской области – глазами дошкольников / под ред. Т.А. Котляковой. Ульяновск: Качалин Александр Васильевич, 2017. 200 с.

11. Котлякова Т.А., Каспарова О.В., Красильникова Е.М. Образ природы в детском творчестве. Тольятти, 2011. 41 с.

12. Солнцева О., Езопова С. Практики воспитания дошкольников в изменяющейся социокультурной ситуации // Дошкольное воспитание. 2019. № 10. С. 74-80.

13. Абанкина И.В., Филатова Л.М. Доступность дошкольного образования // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 216-246.

14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 93 с.

15. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М.: Академия, 1999. 344 с.

16. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. М.: Карапуз-Дидактика, 2006. 192 с.

17. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов: для работы с детьми 2–7 лет. М.: Мозаика; Синтез, 2008. 160 с.

18. Котлякова Т.А., Мирная Ю.А., Кобзарь Н.В. Способы изображения представителей животного мира детьми среднего дошкольного возраста: метод. пособие по реализации образоват. области «Художественное творчество» / под ред. Т.А. Котляковой. Ульяновск; Тольятти: Качалин Александр Васильевич, 2018. 64 с.


Рецензия

Для цитирования:


Котлякова Т.А., Карева О.В. Формирование понимания мира природы в процессе художественно-эстетической деятельности дошкольников. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021;26(194):156-169. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-194-156-169

For citation:


Kotlyakova T.A., Kareva O.V. Development of understanding of the nature world in the process of artistic and aesthetic activity of preschool students. Tambov University Review. Series: Humanities. 2021;26(194):156-169. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-194-156-169

Просмотров: 58


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)