Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УМЕНИЙ ИЗОБРАЖАТЬ ЧЕЛОВЕКА В РИСОВАНИИ

https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-59-67

Аннотация

Рассмотрен образовательный потенциал рисования как ведущего вида изобразительной деятельности в контексте познавательного и художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста; раскрыта роль и значение изображения людей детьми для обогащения их эмоциональной сферы и представлений об окружающем мире. Освящены научные взгляды на детский рисунок с изображением человека как индикатора широкого спектра показателей развития ребенка: от наличия художественных способностей и одаренности до патологических процессов. Обоснована необходимость обучения дошкольников навыкам изображения человека с целью преодоления процесса «нормативной стереотипизации» изобразительной деятельности (В.С. Мухина), проявляющегося в усвоении детьми схем изображения отдельных предметов (шаблонов) и постоянного их использования в художественной деятельности. В процессе создания образа человека расширяются представления ребенка о различных эмоциональных состояниях людей и их внешних проявлениях, культурных ценностях, исторических эпохах, способах передачи образа различными художественными средствами и т. д. Особенно эта связь проявляется и осознается ребенком в процессе ознакомления детей с произведениями портретного искусства и изображения человека в портретном рисунке. Авторами проведено исследование, в ходе которого выявлялись: знания детей о портретном жанре; мотивация детей изображать людей в рисовании; сформированность навыков изображения человека; самооценка как умение объективно оценить свою работу. На основе анализа полученных результатов авторы предлагают основные направления образовательной работы с целью формирования у дошкольников умения изображать человека в рисовании.

Об авторах

А. П. Аникина
Московский педагогический государственный университет
Россия


С. И. Карпова
Московский городской педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Некрасова-Каратеева O.Л. Детское рисование как предмет исследования: искусствоведческий аспект // Детское творчество и музей. СПб., 2005.

2. Аникина В.П. Модель формирования эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке у детей предшкольного возраста // Аспекты и тенденции педагогической науки. СПб., 2017. С. 20-25.

3. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М., 2007.

4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы. М., 2014.

5. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1965.

6. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.: Просвещение, 1961.

7. Мухина В.С. Детская психология. М., 1985.

8. Семаго Н.Я. Детский рисунок. Этапы развития и качественная оценка // Школьный психолог. 2003. № 35. С. 8-9.

9. Шванцара Л., Шванцара Й. Развитие детских графических представлений. Диагностика психического развития. Прага, 1978.


Рецензия

Для цитирования:


Аникина А.П., Карпова С.И. ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УМЕНИЙ ИЗОБРАЖАТЬ ЧЕЛОВЕКА В РИСОВАНИИ. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017;22(5):59-67. https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-59-67

For citation:


Anikina A.P., Karpova S.I. THE FORMATION OF SKILLS TO PICTURE A HUMAN IN DRAWING AMONG OVER-FIVES. Tambov University Review. Series: Humanities. 2017;22(5):59-67. (In Russ.) https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-59-67

Просмотров: 44


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)