Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск
Том 22, № 5 (2017)

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

18-22 47
Аннотация
Рассмотрена актуальная проблема эстетического воспитания будущих учителей технологии в профессиональной подготовке в вузе. Показано, что целью эстетического воспитания является развитие их интеллектуального, духовного, нравственного, художественного и творческого потенциалов, а также развитие эстетического вкуса и эстетического идеала при использовании широких возможностей освоения студентами разнообразных видов художественно-эстетической деятельности. Рассмотрена художественно-творческая деятельность, оказывающая большее воздействие на процесс эстетического воспитания. Отмечена важность художественно-творческой деятельности в формировании эстетической активности личности. Раскрыта динамика развития эстетического воспитания, показывающая, что приобретаемые умения и практические эстетические навыки возрастают на каждом этапе профессиональной подготовки будущих учителей технологии в условиях изучения и реализации разнообразных видов художественно-творческой деятельности. Эффективно реализуется механизм эстетического воспитания как достижение цели профессиональной подготовки будущих учителей технологии через создание специальных условий единой художественно-эстетической образовательной среды, в которой преподаватели вовлекают студентов в процесс творческой деятельности и побуждают их к выбору и принятию самостоятельных решений в творчестве. Показано, что художественно-эстетическая образовательная среда через дискуссии и тематические конференции по искусству, в частности, по декоративно-прикладному искусству, народным ремеслам, художественным промыслам, способствует эстетическому воспитанию будущих учителей технологии. Отмечена необходимость изучения дисциплин по декоративно-прикладному творчеству, теории и истории дизайна, морфологии в технологическом проектировании, а также развития художественно-творческого самовыражения в художественно-творческой деятельности, направленных на эстетическое воспитание студентов - будущих учителей технологии.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

82-87 49
Аннотация
Современный этап развития образования невозможно представить без использования информационно-коммуникационных технологий. Они позволяют вывести образовательный процесс на качественно новый уровень, обеспечивая интерактивность, визуализацию и индивидуализацию обучения. Однако использование современных информационно-коммуникационных технологий в образовании требует применения новых образовательных технологий. Одной из них является технология «перевернутый класс». Данная технология означает изучение нового учебного материала и выполнение заданий во внеаудиторное время с последующим обсуждением и решением проблемных задач в классе. Преподаватель размещает аудио- и видеолекции, ссылки на полезные ресурсы по изучаемой проблеме и задания в виртуальном образовательном пространстве с использованием различных образовательных платформ. К преимуществам технологии «перевернутый класс» можно отнести широкую доступность материала, возможность просматривать учебный материал в любое время и в любом месте, индивидуализированность обучения, увеличение взаимодействия между преподавателем и обучающимися и организацию эффективного распределения аудиторного времени. Для успешной реализации технологии «перевернутый класс» необходимо соблюдать ряд условий, а именно: разъяснить цели и ожидаемые результаты обучающимся, делать особый упор на важность внеаудиторной подготовки, отслеживать усвоение учебного материала и выполнение заданий обучающимися, использовать централизованную платформу, организовывать обсуждение учебного материала онлайн средствами блога, чата, форума. Одной из платформ для эффективного функционирования технологии «перевернутый класс» является российская образовательная платформа “YourStudy”. К преимуществам данной платформы можно отнести свободное пользование, неограниченное количество обучающихся, достаточный набор инструментов для организации обучения и тестирования.
88-94 41
Аннотация
Изучены проблемы организации самостоятельной работы студентов в связи с переходом на новые образовательные стандарты и внедрением компетентностного подхода. Рассмотрены основные определения понятия «самостоятельная работа», дана ее классификация. Введено понятие «креативно-технологический подход», представлены содержание, условия реализации и результаты внедрения креативно-технологического подхода на основе электронных образовательных ресурсов. Основной целью исследования являлась организация самостоятельной работы студентов в рамках креативно-технологического подхода таким образом, чтобы повысить ее продуктивность. Обоснованы условия результативности организации самостоятельной работы студентов в учреждении среднего профессионального образования. Разработаны алгоритм, поэтапность, содержание организации самостоятельной работы студентов в рамках креативно-технологического подхода. В ходе проведения исследования использовались такие методы, как наблюдение, тестирование, анализ продуктов самостоятельной работы студентов. Сделан основной акцент на содержание креативно-технологического подхода в среднем профессиональном образовании.
95-104 35
Аннотация
Рассмотрен вопрос применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения в высшем учебном заведении. На основе теоретического анализа научных трудов и практического применения электронных образовательных ресурсов делается вывод, что существует противоречие между высоким потенциалом ИКТ и недостаточностью разработанности данной темы в научных трудах. В связи с чем обосновывается актуальность статьи. Цель заключается в обосновании использования курса по дисциплине «Курс подготовки гида-переводчика» как эффективного электронного образовательного ресурса для интенсификации и оптимизации учебной деятельности студентов заочного отделения магистратуры Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Описана модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда Moodle, выделены проблемы, существующие при организации учебной работы студентов заочного отделения в связи с малым количеством аудиторных занятий, описаны элементы ИКТ, с помощью которых возможна организация работы студентов-заочников; приведены результаты анкетирования, которые свидетельствуют о высоком образовательном потенциале авторского электронного ресурса. Сделан вывод, что дидактически продуманное использование электронного образовательного ресурса отвечает целям и задачам учебного процесса, а также формирует ключевые общекультурные, профессиональные и общепрофессиональные компетенции гида-переводчика. В качестве результата исследования описан пример курса, разработанного для студентов заочного отделения в 2014-2017 гг. на электронной образовательной платформе Moodle.

ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

23-36 46
Аннотация
Постоянное присутствие в Интернете способствует его влиянию на процессы социализации молодежи. Прежние институты социализации отчасти разрушены или утрачивают свое значение. Новые институты исследованы фрагментарно и еще системно не осмыслены. Предпринята попытка понять механизмы влияния сети Интернет на социализацию молодежи. Уточнены психологические и социально-педагогические механизмы социализации и рассмотрены в контексте виртуальной социализации молодежи. К характерным психологическим механизмам социализации средствами сети Интернет отнесены экзистенциальный нажим, подражание, идентификация, рефлексия. Традиционный социально-педагогический механизм стал менее характерен даже для жителей небольших населенных пунктов, а превалирующими механизмами виртуальной социализации становятся стилизованный, институциональный, межличностный. Проанализирован ряд подходов, выделяющих этапы интернет-социализации. Сформулировано, что в связи с интенсивной информатизацией общества и значительным снижением возраста первого выхода в Интернет доинтернетный этап виртуальной социализации молодежи не актуален. Рассмотрены интернет-факторы социализации, позволяющие «сгладить» географические особенности, а именно: участие в социальных сетях, использование ресурсов облачных технологий, подписку на новости медийной интернет-среды (СМИ), использование досуговых сервисов (в том числе онлайн-игры), участие в онлайн-форумах, чатах, использование научных сетей, участие в электронных научных конференциях и форумах, видеоконференциях, подключение и участие в работе экспертных сетей, регистрацию и использование электронных библиотек, применение электронного правительства для решения профессиональных и социально-бытовых проблем, применение для перевода денежных средств онлайн-банкинга.
37-44 43
Аннотация
Обоснована актуальность проблемы подготовки будущих бакалавров социальной работы к реализации медиативных технологий. Проанализирован потенциал и опыт учреждений социальной сферы (учреждения социального обслуживания и образовательные учреждения) применения медиативных технологий в решении проблем неблагополучия современной семьи. Доказана актуальность применения процедуры медиации в решении проблем неблагополучия семьи на современном этапе. Представлен педагогический проект - образовательный модуль «Технология медиации в социальной работе», направленный на подготовку будущих бакалавров социальной работы к реализации медиативных технологий, в том числе в решении проблем неблагополучия современной семьи. Реализованный педагогический проект включал 3 основных этапа (подготовительный, основной и заключительный) и был реализован посредством дискуссий, лекций-презентаций, был применен метод знакомства с текстом с фильтром, были реализованы задания творческого характера (защита проекта в области медиации), ролевые и деловые игры, тренинги на формирование базовых компетенций медиатора, анализировались кейсы. Установлено, что подготовка будущих бакалавров социальной работы к реализации медиативных технологий является важным направлением образования молодежи одним из ведущих видов будущей профессиональной деятельности, которое открывает спектр возможностей и перспектив развития перед будущим профессионалом социальной сферы как проводником перемен и инноваций в современном обществе. Представлены дальнейшие перспективы развития педагогического проекта.
45-51 39
Аннотация
Обоснована необходимость изменения методов воспитательной работы с подростками в условиях внешней социокультурной и информационной среды. Выделены особенности социокультурной среды, в которой происходит формирование мировосприятия современной российской молодежи, которые создают почву для попыток активной манипуляции сознанием подростков на фоне нерешенности ряда социальных и экономических проблем. Отмечено, что, несмотря на очевидную увлеченность молодого поколения интернет-пространством, в официальных программах по проектированию воспитательной работы с подростками данному аспекту уделяется недостаточно внимания. В связи с этим часто педагоги узнают о наличии социальных девиаций у подростка «постфактум», когда он уже находится в поле зрения правоохранительных органов. Следовательно, и воспитательная работа с этим подростком проходит уже при наличии свершившегося факта социальной девиации. Доказана важность учета данных мониторинга социальных страниц конкретного подростка при выборе активных методов воспитательной работы, связанной с профилактикой социальных девиаций учащихся. Проводимый анализ страниц-документов дает специалисту возможность увидеть важные стороны социальной жизни учащегося, помогает установить нормы и ценности, свойственные ему в определенный возрастной период, проследить динамику взаимодействия между различными социальными группами и отдельными людьми. Приведены результаты конкретного исследования, связанного с мониторингом социальных страниц старшеклассников, которые положены в основу разработанного паспорта социального здоровья подростка, склонного к девиантному поведению.
52-58 44
Аннотация
Рассмотрены социальные проблемы молодежи на современном этапе развития общества и основные направления государственной молодежной политики. Проанализированы понятие, функции и роль молодежи и студенчества в формировании основного трудового потенциала страны для будущего обеспечения социально незащищенных групп населения и старшего поколения Российской Федерации. Подробно раскрыта проблема адаптации молодых людей на рынке труда, а также проанализированы проблемы и их причины на этапе поиска работы и первого трудового опыта молодежи, которые отражаются в правовой безграмотности и отсутствии практических навыков работы. Выявлены основные направления социально-правовой работы с молодыми людьми в условиях общественной организации. Рассмотрены цели и задачи общественных организаций на примере Тамбовской областной общественной организации «Молодежные инициативы». Определена роль общественной организации, которая направлена на поддержание нравственного, духовного и физического развития молодежи, реализацию инициатив в создании проектов и программ, защиту прав и законных интересов молодых людей. Таким образом, молодежные организации занимают определяющее место в системе комплекса мер по реализации молодежной политики государства. Сделан вывод, что именно на базе молодежных общественных организаций можно устранить проблему социально-правовой информированности молодежи на государственном уровне.
59-67 43
Аннотация
Рассмотрен образовательный потенциал рисования как ведущего вида изобразительной деятельности в контексте познавательного и художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста; раскрыта роль и значение изображения людей детьми для обогащения их эмоциональной сферы и представлений об окружающем мире. Освящены научные взгляды на детский рисунок с изображением человека как индикатора широкого спектра показателей развития ребенка: от наличия художественных способностей и одаренности до патологических процессов. Обоснована необходимость обучения дошкольников навыкам изображения человека с целью преодоления процесса «нормативной стереотипизации» изобразительной деятельности (В.С. Мухина), проявляющегося в усвоении детьми схем изображения отдельных предметов (шаблонов) и постоянного их использования в художественной деятельности. В процессе создания образа человека расширяются представления ребенка о различных эмоциональных состояниях людей и их внешних проявлениях, культурных ценностях, исторических эпохах, способах передачи образа различными художественными средствами и т. д. Особенно эта связь проявляется и осознается ребенком в процессе ознакомления детей с произведениями портретного искусства и изображения человека в портретном рисунке. Авторами проведено исследование, в ходе которого выявлялись: знания детей о портретном жанре; мотивация детей изображать людей в рисовании; сформированность навыков изображения человека; самооценка как умение объективно оценить свою работу. На основе анализа полученных результатов авторы предлагают основные направления образовательной работы с целью формирования у дошкольников умения изображать человека в рисовании.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

105-110 36
Аннотация
Рассмотрены вопросы, касающиеся адаптации к процессу обучения и физического воспитания курсантов первого курса военно-медицинской академии. Доказана актуальность исследования адаптационных механизмов деятельности организма курсантов-первокурсников во время начала их обучения в военном вузе. Доказана необходимость увеличения объема физической активности для более успешной адаптации курсантов-первокурсников к обучению в военном вузе. Приведены результаты исследования адаптационного потенциала курсантов-первокурсников, оцененного следующими методами: определение адаптационного потенциала по методу Р.М. Баевского, оценка индекса Робинсона или «двойного произведения» (с целью количественной характеристики систолической работы сердца), определение адаптационного энергетического потенциала. Оценка данных показателей строится на исследовании функциональных возможностей организма курсантов-первокурсников, а именно сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также на учете роста, веса и возраста испытуемых. Приведены также результаты исследования функциональных возможностей организма курсантов, а именно: частоты сердечных сокращений до и после физической нагрузки, систолического и диастолического артериального давления в покое и на пике тренировочной нагрузки. Адаптационные возможности организма курсантов-первокурсников рассмотрены с помощью многоаспектного тестирования.
111-119 33
Аннотация
Разнообразие двигательных действий и возможность широкой регламентации воздействий на организм занимающихся по-прежнему делает занятия оздоровительной аэробикой одним из эффективных средств физического воспитания в вузе. Значительный потенциал оздоровительной аэробики проявляется в возможности повышения гибкости тела занимающихся, уровень развития которой в значительной мере определяет эффективность обучения технике элементов на занятиях этим видом двигательной активности. Изучая современные взгляды на проблему развития гибкости (подвижности в суставах) у студентов, были обобщены факторы, оказывающие существенное влияние на данное физическое качество, и проанализированы тесты для ее измерения. Представлены данные о подвижности в плечевых и тазобедренных суставах, подвижности позвоночника в разных возрастных группах студенток ТГУ им. Г.Р. Державина. Среднегрупповые значения, полученные по каждому из тестов, послужили основой для разработки шкалы оценки уровня гибкости занимающихся оздоровительной аэробикой. Данные, характеризующие уровень развития гибкости могут быть использованы в работе специалистов по физической культуре, что дополнит сведения об уровне физической подготовленности студенток, позволят дифференцировать физические нагрузки, осуществлять подбор как отдельных упражнений, так и целых комплексов в занятии по развитию гибкости.
120-125 46
Аннотация
Во всех странах мира физическое воспитание в начальных и средних образовательных учреждениях (школе) является обязательным предметом. Рассмотрено, каким образом физическая культура в качестве системы внедряется в общественную жизнь. Выяснены особенности содержания программ физического воспитания в школах Европы и России. Изучено становление процесса физического воспитания школьников в разных странах и проведен его сравнительный анализ. Особое внимание уделено анализу физического воспитания начальных и старших классов. Представлены качественные и количественные цели, стоящие перед физическим воспитанием в начальных и средних образовательных учреждениях, перечислены наиболее распространенные обязательные и факультативные виды физической деятельности (легкая атлетика, игровые виды спорта, гимнастика, здоровье и фитнес, плавание, зимние игровые виды спорта и др.) в начальных и средних образовательных учреждениях разных странах Европы. В заключение проведено обобщение российского и европейского опыта в решении проблем современного школьного физического воспитания.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

138-148 40
Аннотация
Рассмотрена проблема использования риторики патриотизма в «Трудах» Вольного экономического общества (далее - ВЭО) во второй половине XVIII века. Получившее широкое распространение в мире Просвещения понятие «патриотизм» предполагало множественность трактовок и значений, которые по-разному использовались в зависимости от политических и социальных реалий общества. Предпринята попытка более подробно раскрыть содержание этого понятия в работах авторов первого в России экономического общества и его связь с идеями экономического развития страны. Исследование основано на результатах анализа группы текстов, опубликованных в периодическом издании ВЭО - «Трудах» в период с 1765 по 1796 гг. Хронологические границы исследования отмечают значимые даты в истории ВЭО: от года его основания до смерти Екатерины II. Тематически работы авторов ВЭО посвящены целому ряду проблем от вопросов организации управления поместьем до решения практических задач ведения хозяйства. Сделан вывод, что при помощи риторики патриотизма члены ВЭО обосновывали программу экономического развития России, заключавшуюся в исправлении нравов, пропаганде научных практик, описании и рационализации имперского пространства.
149-154 38
Аннотация
Воссоздана биография и особенности бизнес-этики крупного российского купца, промышленника, общественного деятеля, мецената Михаила Васильевича Асеева. Актуальность темы определятся историческим значением региональной бизнес-элиты Тамбовской губернии, которая в конце XIX - начале ХХ века закладывала основы развития новых форм рационализации в сельском хозяйстве и промышленности. Разноплановая деятельность рода Асеевых представлена в общем контексте развития капиталистических отношений в отечественной индустрии. Рассмотрена история предпринимательской династии М.В. Асеева, изучены особенности налаживания его промышленного хозяйства в Тамбовской губернии, вопросы меценатства и филантропии заводовладельца. На основе работы с опубликованными и архивными документами было установлено, что основой успешной предпринимательской детальности купца стало наличие серьезной сырьевой базы, планомерная технико-технологическая модернизация хозяйства, широкий рынок сбыта продукции, тесное сотрудничество с банковским капиталом. Бизнес М.В. Асеева имел существенный социокультурный эффект, который выражался в развитии новых форм трудовых отношений, строительстве социально-ориентированной инфраструктуры, формировании системы материального обеспечения населения заводских районов. Благотворительная деятельность владельца вызывала широкий общественный резонанс, служила основой для повышения социального статуса купца.

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

155-159 45
Аннотация
Рассмотрена деятельность галицийского поэта Ивана Николаевича Гушалевича как депутата с русофильскими убеждениями в австрийском парламенте начального периода дуалистической монархии. Рассмотрены его интерпелляции, петиции, выступления в период с 1867 по 1870 гг., дана характеристика роли И.Н. Гушалевича в принятии решений по различным аспектам русинского вопроса - в частности, по расширению школьного образования на русинском языке и о дотациях греко-католическому духовенству, к которому принадлежал и сам депутат. С целью исследования особенностей русинского вопроса в начальный период существования Австро-Венгрии были проанализированы протоколы заседаний австрийского парламента второго созыва за период с 20 мая 1867 г. по 21 мая 1870 г. Особая роль уделена польско-русинскому противостоянию, выраженному в парламентских дебатах на протяжении указанного периода. Кроме того, в рамках данного периода были проанализированы петиции и интерпелляции польских депутатов, касавшиеся автономизации Галиции (предоставления ей особого статуса в составе Австро-Венгрии) без учета интересов русинско-украинского населения. На основании изученного материала сделан вывод об отсутствии поддержки инициатив И.Н. Гушалевича со стороны других галицийских делегатов рейхсрата.
160-169 37
Аннотация
Актуальность темы исследования определяется востребованностью осмысления исторического опыта механизмов воздействия на массовое сознание средствами пропаганды. Данная проблема решается на примере изучения мероприятий для подданных Британской короны - гостей Колониальной и Индийской выставки 1886 г. - в контексте задач и проблем имперской интеграции. Анализ пропагандистской составляющей выставки 1886 г. ранее в таком контексте не предпринимался. Основана на обширной документальной базе, в которой особое значение уделено материалам отчета Королевской комиссии по проведению выставки и публикациям британских и колониальных периодических изданий. Осуществленный анализ позволил установить, что создание благоприятной коммуникативной среды для гостей из колоний воспринималось организаторами выставки как вопрос исключительной значимости. Специально разработанный план официальных и неофициальных мероприятий развлекательного, образовательного и коммерческого характера для узкого круга избранных лиц и массовой аудитории был успешно реализован. Их устроителями выступали члены королевской семьи, высшая аристократия, городские корпорации, духовенство, провинциальное дворянство, частные компании и общественные организации. Количество, содержание и масштаб мероприятий, широко освещавшихся британской и колониальной прессой, позволяют заключить, что они несли весомую пропагандистскую нагрузку, внедряя в сознании подданных чувство общности имперской судьбы и прочности уз, связующих Британию и ее колонии.

РЕЦЕНЗИЯ

170-172 44
Аннотация
Рецензия на монографии В.А. Перцева « Материальное положение населения РСФСР (вторая половина 1950-х -1980-е годы): на материалах областей Центрального Черноземья» (2013) и «Социальное обеспечение и обслуживание населения РСФСР (вторая половина 1950-х -1980-е годы): на материалах областей Центрального Черноземья» (2014), вышедшие в Издательстве Воронежского государственного университета.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

68-75 55
Аннотация
Изучена рекреационно-оздоровительная деятельность европейских и североамериканских стран по организации летнего отдыха подростков в профильных лагерях, программы которых ориентированы на спортивное совершенствование воспитанников, формирование у них лидерских качеств, активный отдых, творческую самореализацию. Оздоровительные программы лагерей предполагают тщательный мониторинг состояния здоровья, медицинское просвещение, обеспечение безопасности (круглосуточное дежурство инструкторов и спасателей) в сочетании с духовно-нравственным совершенствованием, спортивными играми и соревнованиями, освоением сценических и декоративно-прикладного искусств и художественных ремесел, дополняемыми технологиями иппотерапии и арт-терапии. Организаторы летнего отдыха ориентированы на оказание всесторонней педагогической поддержки отдыхающим, поэтому тесно взаимодействуют с родителями, выявляя индивидуальные особенности и потребности подростков. Рассмотрен опыт организации досуга наиболее популярных международных лагерей Европы и Северной Америки. Сравнительный анализ методических подходов к организации летнего оздоровительного отдыха подростков крайне важен для развития теории и технологии социально-культурной деятельности, поскольку зарубежный опыт рекреационно-оздоровительной деятельности с подростками способствует разработке соответствующих проектов и программ организации досуга.
76-81 51
Аннотация
Актуализирован процесс формирования правового сознания военнослужащих по призыву в условиях социально-культурной деятельности. Рассмотрены структурные компоненты правовой культуры военнослужащих, которые представляют собой совокупность правовых знаний, профессиональных установок, ориентирующих на соблюдение и применение правовых норм, соответствующих правовым предписаниям и принципам законности в процессе исполнения своих служебных обязанностей. Доказано, что социально-культурная деятельность обладает достаточным арсеналом технологий, позволяющих оптимизировать данный процесс, который рассмотрен как отрасль педагогической науки, которая ориентирована на процессы социально-правовой интеграции личности. Дан обзор современных научных исследований по правовой культуре, формированию правового сознания военнослужащих, выявлены и обоснованы задачи, принципы, а также функциональная специфика социально-культурной деятельности в военной части. Основополагающими являются вопросы целевого предназначения досуга военнослужащих, направленного на формирование их правового сознания и основанного на проектировании правовых действий, инициативном участии в реализации проектов воинской части, основанных на системе правовых взаимоотношений, актуализации приобретенного жизненного опыта для получения информации о своих правах и обязанностях. Выявлены и охарактеризованы технологии социально-культурной деятельности, влияющие на процесс формирования правового сознания военнослужащих: информационно-просветительные, проектные, культуротворческие.

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

7-17 44
Аннотация
Развитие студенческой науки является одним из приоритетных направлений деятельности Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина на современном этапе. Способность выпускников реализовывать на практике результаты своей научно-исследовательской или инновационной деятельности находится в прямой зависимости от организации научно-исследовательской работы студентов в вузе. Выделено семь основных векторов организации студенческой науки в университете: 1) выявление талантливой молодежи и ее привлечение к научно-исследовательской деятельности; 2) повышение грантовой активности студентов; 3) повышение публикационной активности студентов; 4) подготовка студентов к инновационной деятельности; 5) расширение контактов и развитие профессиональных коммуникаций между студентами (одного вуза, разных вузов города, области, страны, мира); 6) развитие студенческого самоуправления, добровольчества и лидерства в области научно-исследовательской деятельности; 7) создание общеуниверситетского научного пространства. В работе описаны мероприятия, проводимые в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина, направленные на организацию и развитие студенческой науки по каждому из выделенных семи векторов.

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

126-137 35
Аннотация
Рассмотрены исторические аспекты развития балетного образования. Отмечена роль Петра I - реформатора культурной жизни России, привнесшего в быт русского общества музыку и танец. Его революционный указ об ассамблеях вынудил все государственные учреждения преподавать бальные танцы в обязательном порядке. Эти реформы сделали должность танцмейстера недосягаемо высокой. В дворцовых залах стали проходить выступления балетных трупп, музыкантов и оперных артистов, приглашенных из-за рубежа, была организована первая школа балетного искусства. История русского балета с благодарностью хранит имена Ш. Дидло, М. Петипа, А. Сен-Леона, С. Дягилева, М. Фомина и многих других мастеров танцевального искусства, которые внесли колоссальный вклад в формирование русской хореографии. Выявлены особенности развития программно-методического обеспечения балетного образования в различные исторические периоды. Проанализированы архивные материалы Петербургской театральной школы и Московского императорского театрального училища, регламентирующие систему балетного профессионального образования: критерии и порядок приема, принципы и содержание учебной работы и т. п. Обоснована идея ступенчатой (аддитивной) подготовки артистов балета как организационной формы обучения, интегрирующей общетеоретическую и специальную (исполнительскую, педагогическую, балетмейстерскую) подготовку. Проанализированы федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования в сфере хореографического искусства. Выявлены организационно-структурные преобразования в системе подготовки артистов балета.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)