Генезис, сущность и компонентный состав педагогической технологии «Обучение в сотрудничестве»
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-193-38-46
Аннотация
Появление педагогических технологий и их массовое внедрение относится к 1960-м гг. Реформирование американской и европейской школы было связано с изменениями целей обучения. Однако исторические корни некоторых педагогических технологий гораздо старше, чем труды Дж. Кэролла и Д. Брунера – признанных мировых авторитетов в этой области. Одной из таких технологий является обучение в сотрудничестве. Изначально зародившаяся как ключевой компонент гуманистической педагогики Д. Дьюи, данная технология получила свое дальнейшее развитие в трудах многих отечественных и зарубежных ученых. В 1920-е гг. труды Д. Дьюи имели серьезное влияние на формирование советской системы образования, которая ставила цель обучить все население Советского Союза. Однако по некоторым причинам постепенное распространение обучения в сотрудничестве прекратилось в 1930-х гг. С конца 1990-х гг. в Российской Федерации начинает ощущаться серьезный педагогический кризис, который уже неразрешим в рамках традиционной системы образования, что побуждает многих педагогов посмотреть на уже изученные педагогические технологии с иного ракурса. Сегодня социальный заказ общества ставит новые требования, касающиеся качественного изменения личности. Формирование навыков командной работы и аналитического мышления, способности к самообразованию и саморазвитию на протяжении всей жизни требуют коренных изменений в традиционной системе образования. При этом для успешного внедрения педагогической технологии необходимо разрешить ряд вопросов, касающихся сущности понятия обучения в сотрудничестве и определения компонентного состава. Указана актуальность исследования, определены исторические корни и сущность понятия педагогической технологии обучения в сотрудничестве, приведены примеры применения на практике моделей данной педагогической технологии.
Об авторе
Н. И. ХмаренкоРоссия
Хмаренко Никита Иванович, аспирант, кафедра лингвистики и гуманитарно-педагогического образования
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Боголепова С.В., Шадрова Е.В. Методология обучения иностранному языку в вузе: реализация ФГОС ВПО // Преподаватель XXI век. 2015. № 2-1. С. 189-203.
2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 576 с.
3. Dewey J. Democracy and Education: An Introduction to the Philosophy of Education. N. Y.: Macmillan, 1916. 456 p.
4. Томина Е.Ф. Педагогические идеи Джона Дьюи: история и современность // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 2 (121). С. 360-366.
5. Slavin R. Cooperative learning and academic achievement: Why does groupwork work? // Anales De Psicologia. 2014. № 30 (3). P. 785-791. https://doi.org/10.6018/analesps.30.3.201201
6. Johnson D., Johnson R. Learning together and alone: Overview and meta-analysis // Asia Pacific Journal of Education. 2002. № 22 (1). P. 95-105. https://doi.org/10.1080/0218879020220110
7. Johnson D., Johnson R. Social interdependence in the classroom: Cooperation, competition, and individualization // Journal of Research and Development in Education. 1978. P. 3-15.
8. Johnson D., Johnson R. Cooperative learning and achievement // Cooperative Learning: Theory and Research / by ed. S. Sharan. N. Y.: Praeger, 1990. P. 23-27.
9. Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Умственное развитие детей в процессе обучения. Москва; Ленинград, 1935. С. 33-52.
10. Johnson D., Johnson R. An educational psychology success story: social interdependence theory and cooperative learning // Educational Researcher. 2009. № 38 (5). P. 365-379. https://doi.org/10.3102/0013189x09339057
11. Roseth C., Johnson D., Johnson R. Promoting early adolescents‟ achievement and peer relationships: The effects of cooperative, competitive, and individualistic goal structures // Psychological Bulletin. 2008. № 134 (2). P. 223-246. https://doi.org/10.1037/0033-2909.134.2.223
12. Полат E.C. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. 2000. № 1. С. 4-11.
13. Сысоев П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура. 2012. № 1 (17). С. 120-133.
Рецензия
Для цитирования:
Хмаренко Н.И. Генезис, сущность и компонентный состав педагогической технологии «Обучение в сотрудничестве». Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021;26(193):38-46. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-193-38-46
For citation:
Khmarenko N.I. Genesis, essence and structure of pedagogical technology “Cooperative learning”. Tambov University Review. Series: Humanities. 2021;26(193):38-46. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-193-38-46