Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск
Том 26, № 193 (2021)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

7-14 48
Аннотация

На данный момент компьютерные и видеоигры занимают большую долю рынка индустрии развлечений: по данным за 2019 г., объем рынка составил 152,1 млрд долларов (для сравнения, объем рынка на 2018 г. составлял 137,9 млрд долларов). Растущая популярность индустрии привела к включению компьютерных игр в 2005 г. в список культурного наследия ЮНЕСКО, а в 2003 г. – к учреждению Британской академией кино и телевизионных искусств премии в области видеоигр. Компьютерные игры все активнее проникают в нашу жизнь, а вместе с ними в нее проникает и язык так называемых «геймеров», оказывающий все большее влияние на нормативный язык. Компьютерные игры являются обширной темой для исследования и изучения, особенно в плане языка и его преподавания. Преподавание перевода в современном мире должно включать всестороннюю подготовку будущих специалистов к работе. В нынешней системе образования Российской Федерации не существует профессиональной подготовки переводчиков к локализации компьютерных игр, следовательно, переводчикам, которые желают работать в данной сфере, необходимо проходить дополнительную подготовку вне системы высшего образования. Вышеописанные явления поднимают вопрос о необходимости выявления особенностей процесса перевода и локализации компьютерных игр в целях повышения качества преподавания перевода. Рассмотрены особенности перевода и локализации с английского языка на русский на основе текстов компьютерной игры “The Witcher 3: Wild Hunt”.

15-28 50
Аннотация

С целью реализации индивидуализированного обучения иностранным языкам корпоративных обучающихся была определена и разработана технология разработки авторских языковых корпоративных обучающих программ, состоящая из следующих последовательных этапов: 1) определение методических принципов составления языковой корпоративной обучающей программы; 2) анализ контекста обучения и потребностей корпоративных обучающихся; 3) концептуализация содержания обучения; 4) формулирование целей и задач обучения корпоративных обучающихся; 5) отбор и организация содержания обучения для корпоративного языкового курса; 6) отбор и создание материалов обучения; 7) планирование содержания, форм и средств контроля, оценка курса и соответствующих им алгоритмов и стратегий работы на каждом этапе. Технология основана на анализе существующих технологий разработки авторских программ по иностранному языку, на результатах наблюдений за обучением корпоративных обучающихся иностранному языку и на таких подходах к обучению иностранному языку, как личностно-ориентированный, системный, компетентностный, деятельностный, когнитивный, познавательно-коммуникативный и междисциплинарный. Она обладает четкой структурой и может быть использована преподавателями для создания авторских курсов по иностранному языку как для корпоративных обучающихся, так и для других категорий обучающихся, а также для разработки технологий создания обучающих программ по иностранному языку.

29-37 51
Аннотация

Вопрос отбора предметного содержания обучения иностранному языку для студентов неязыковых специальностей является одной из актуальных тем, стоящих перед многими авторами, занимающимися вопросами преподавания иностранных языков. Для многих специальностей данный вопрос так и остается открытым. Немногие авторы приходят к общему мнению в данном вопросе, но по ряду специальностей уже готовы отдельные курсы. Однако в вопросе отбора предметного содержания обучения иностранному языку в медицинском вузе многие преподаватели-практики так и не пришли к единому мнению. Разобран вопрос обучения иностранному языку в рамках двух направлений: ESP (English for Specific Purposes) и CLIL (Content and Language Integrated Learning), рассмотрен вопрос о предметном содержании обучения и дано понимание данной темы в рамках обучения специальности студентов медицинских вузов, предложено выделение предметных сторон содержания обучения иностранному языку для профессионального общения студентов медицинских университетов специальностей «Лечебное дело» и «Стоматология».

38-46 55
Аннотация

Появление педагогических технологий и их массовое внедрение относится к 1960-м гг. Реформирование американской и европейской школы было связано с изменениями целей обучения. Однако исторические корни некоторых педагогических технологий гораздо старше, чем труды Дж. Кэролла и Д. Брунера – признанных мировых авторитетов в этой области. Одной из таких технологий является обучение в сотрудничестве. Изначально зародившаяся как ключевой компонент гуманистической педагогики Д. Дьюи, данная технология получила свое дальнейшее развитие в трудах многих отечественных и зарубежных ученых. В 1920-е гг. труды Д. Дьюи имели серьезное влияние на формирование советской системы образования, которая ставила цель обучить все население Советского Союза. Однако по некоторым причинам постепенное распространение обучения в сотрудничестве прекратилось в 1930-х гг. С конца 1990-х гг. в Российской Федерации начинает ощущаться серьезный педагогический кризис, который уже неразрешим в рамках традиционной системы образования, что побуждает многих педагогов посмотреть на уже изученные педагогические технологии с иного ракурса. Сегодня социальный заказ общества ставит новые требования, касающиеся качественного изменения личности. Формирование навыков командной работы и аналитического мышления, способности к самообразованию и саморазвитию на протяжении всей жизни требуют коренных изменений в традиционной системе образования. При этом для успешного внедрения педагогической технологии необходимо разрешить ряд вопросов, касающихся сущности понятия обучения в сотрудничестве и определения компонентного состава. Указана актуальность исследования, определены исторические корни и сущность понятия педагогической технологии обучения в сотрудничестве, приведены примеры применения на практике моделей данной педагогической технологии.

47-57 47
Аннотация

Одним из методов проблемного обучения выступает кейс-метод. Он заключается в том, что студентам предлагается для изучения конкретная проблема и предлагается обсудить и определить пути ее решения. Кейс-метод был первоначально разработан для подготовки юристов и экономистов, и относительно недавно стал использоваться в обучении иностранному языку. Кратко рассмотрена история разработки кейс-метода, проведен анализ и обобщение исследований по организации проектной работы учащихся и студентов на основе современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий, и на основе такого анализа предложены этапы и детализированные шаги по использованию кейс-метода в обучении студентов иноязычному межкультурному общению. Таких этапов предложено три: организационный, процессуальный и оценочный. Внутри каждого из этапов предложено несколько шагов: 1) погружение в проектную деятельность на основе кейс-метода; 2) обсуждение вопросов обеспечения информационной безопасности; 3) знакомство с материалами кейса; 4) обсуждение материалов кейса; 5) поиск и изучение дополнительных источников описания проблемы и путей ее решения; 6) обсуждение материалов кейса и выработка решения по нему; 7) презентация решения по кейсу; 8) самооценка студентов и оценка их работы в команде над кейсом; 9) рефлексия. Подробно описаны функции преподавателя и студентов на каждом этапе.

58-72 93
Аннотация

Актуальность владения иностранным языком выпускниками вузов обусловила проектирование и педагогическую апробацию модели развития медиации студентов. Авторская модель была имплицирована в МГИМО МИД России, Одинцовский филиал (Московская обл.) на I–IV курсах и Кузбасском институте ФСИН России (г. Новокузнецк, Кемеровская обл., на I–II курсах) в 2019–2021 гг. Уточнены компоненты модели, опирающейся на комплекс культурологического, компетентностного и коммуникативного подходов. Построение модели потребовало верификацию методов обучения языковой медиации и корректировку содержания образования. Конкретизированы рабочие понятия исследования: виды медиации (интерактивная, неинтерактивная и гибридная), подходы и методы развития языковой медиации. Обоснованы принципы отбора содержания языкового образования (разработка и освоение практико-, культуролого- и профессионально-ориентированных вариативных тем; приоритет диалоговых форм общения на языке в области изучаемого концепта с акцентом на медиацию; проведение переговоров на языке и пр.). Опытно-экспериментальная работа показала, что содержание образования и методы обучения выступили наиболее гибкими компонентами данной модели, которые достаточно легко трансформировались под любой тип обучения (стандартный, смешанный, гибридный и/или дистанционный). Анализ использованных методов обучения языку (дебаты, метод кейсов и пр.) доказал их соответствие требованиям текущего стандарта. Представленный опыт реализации разработанной модели, в том числе в период пандемии COVID-19, верифицирован данными опытно-экспериментальных контрольно-измерительных процедур, доказавших эффективность авторской модели развития языковой медиации студентов неязыковых вузов.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

73-80 70
Аннотация

Обоснована необходимость формирования социокультурной компетенции у обучающихся старших классов на уроках иностранного языка посредством аутентичных художественных фильмов. Осуществлен анализ понятия «социокультурная компетенция», определен ее аспектный состав (аксиологический, информационный, деятельностный), уровни (критический, адаптивный и продуктивный), отражающие сформированность социокультурной компетенции у старшеклассников, и критерии (мотивации, когнитивности, функциональности и поведения), на основе которых выделяются данные уровни. Рассмотрены вопросы использования технологии смешанного обучения при обучении иностранным языкам. Основное внимание акцентировано на отборе образовательной технологии «перевернутый класс», которую относят к моделям смешанного обучения. Модель обучения на основе технологии «перевернутый класс» состоит из следующих компонентов: обновленного содержания, интерактивных методов, организационных форм, средств традиционного и дистанционного обучения и комплекса самостоятельно разработанных заданий и упражнений для трех этапов работы с художественными фильмами (допросмотровом, просмотровом, послепросмотровом). Апробирование данного комплекса осуществилось в рамках специально проведенного для этого педагогического эксперимента, в результате которого комплекс подтвердил свою эффективность Доказано, что методически грамотно организованная работа по формированию социокультурной компетенции у обучающихся старших классов на уроках иностранного языка посредством аутентичных художественных фильмов делает процесс обучения иностранному языку творческим и созидательным.

81-89 50
Аннотация

Данное исследование посвящено разработке модели обучения стилистическому аспекту иноязычного общения на уровне среднего общего образования. Результаты теоретических исследований и накопленный опыт свидетельствуют о том, что стилистический аспект иноязычного общения играет огромную роль в иноязычном образовании на старшей ступени обучения. Однако обучающиеся испытывают затруднения в применении стилистических приемов и тропов, что ведет к снижению качества коммуникации на иностранном языке. Указанный факт свидетельствует об актуальности данного исследования. Теоретическая значимость работы заключена в разработке основных теоретических подходов и принципов, обеспечивающих эффективность реализации предлагаемой модели. В качестве ведущих подходов выделены такие, как личностно-деятельностный, коммуникативный, коммуникативно-когнитивный, социокультурный и интегративный. В качестве основных принципов выступают принцип научности, принцип доступности и посильности, принцип связи теории с практикой, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности, принцип сознательного и активного участия. Предложена модель обучения стилистическому аспекту иноязычного общения на уровне среднего общего образования на основе проведения сравнительно-сопоставительного анализа стилистических средств и функций в родном и иностранном языках. Полученные результаты работы могут быть использованы в процессе составления учебных программ и пособий для обучающихся старших классов.

90-97 59
Аннотация

Рассмотрены основные принципы конструктивизма (учет и развитие познавательных интересов учащихся, поощрение взаимного обучения и активизация сверстников как источников обучения), лежащие в основе современной педагогики и лингводидактики. Проведено сравнение традиционного урока и урока, построенного на принципах конструктивизма, показано, как меняется сущность контроля и отношение к нему на современном этапе развития образования и в теории. Особое внимание уделено проблеме формирующего контроля, в частности, обсуждена его специфика на разных этапах обучения и роли, которые отводятся в нем участникам образовательного процесса – учителю, ученику и одноклассникам. Уточнено определение формирующего контроля и рассмотрены его различные аспекты: вовлечение учащихся в процесс целеполагания, само- и взаимоконтроль; качество вопросов, применяемых учителем в классе, и качество обратной связи; последующее использование результатов итогового контроля в обучающих целях. Раскрыты функции формирующего контроля. Проанализированы уровни формирующего контроля (низкий, средний и высокий), выбор которых зависит от контекста обучения. Продемонстрирована релевантность формирующего контроля образовательным результатам с акцентом на формирование предметных и метапредметных умений в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего среднего образования.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

98-106 65
Аннотация

Актуальность предпринятого исследования объясняется тем фактором, что фонетические навыки и отсутствие на этом уровне феномена ошибок важны при обучении русскому языку как иностранному италоговорящих студентов. На эту важность обращали внимание исследователи М.Н. Шутов и И.А. Орехова в своих глубоких исследованиях и другие ученые. Целью данного научного исследования явился анализ и типология феномена ошибки на фонетическом уровне италоговорящих студентов при обучении русскому языку как иностранному. Нами был сделан вывод, что на практике студент уровня В1 в монологической и диалогической речи, сталкиваясь с затруднением при постановке ударения в слове, пытается в сознании найти аналог в родном языке (пользуется чистой межъязыковой интерференцией на фонетическом уровне) или пытается поставить ударение в слове (на русском языке) с учетом знакомых правил (в зависимости от уровня владения русским языком как иностранным).

107-119 52
Аннотация

Интерактивное обучение (ИО), согласно данным обзора научно-методической литературы, является самым действенным способом оптимизации образовательного процесса на разных этапах его становления и особенно при обучении иностранным языкам и русскому языку как иностранному. Однако наравне с выделяемыми достоинствами и преимуществами ИО, имеется и ряд существенных проблем, причина которых кроется в недостаточном внимании к системной организации процесса ИО, что также создает преграду для построения эффективной системы управления эволюционированием данного феномена. Целью данного исследования явилось выявление закономерностей, условий и факторов, влияющих на формирование и развитие ИО. В результате применения методов контентанализа литературы и категориального метода «Порядок следования целей»: 1) ИО представлено в виде трех категорий (ОК, Пк, ИК), каждая из которых отражает его качественную определенность; 2) определены цели каждой категории; 3) сконструирована качественная модель объекта, где само ИО выступает системой, а выделенные категории – подсистемами; 5) выявлена типология возможных противоречий между целями каждой подсистемы и системы в целом; 6) спрогнозированы возможные варианты последствий и разрешения противоречий для развития ИО. Полученные результаты дают возможность осуществлять эффективное разрешение противоречий, возникающих в системе целей объекта и между их носителями, и создать модель управления функционированием ИО. Сделан вывод, что описание способов продуктивного разрешения выявленных противоречий позволит выстраивать качественный процесс оптимизации обучения, в том числе иностранным языкам и РКИ.

120-125 68
Аннотация

Рассмотрены особенности методики преподавания профессиональной терминологии в дистанционном формате. Обозначены основные компоненты, средства и принципы, на которых строятся занятия. Представлены и описаны наиболее популярные и функциональные онлайн образовательные платформы. Кроме того, поставлена цель представить и структурировать компоненты онлайн-урока, обязательные для успешного и продуктивного усвоения нового языкового материала. Подробно рассмотрены этапы работы с профессионально адаптированным текстом. Приведены примеры заданий для всех видов предтекстовой, притекстовой и послетекстовой работы. Дана обобщенная структура и характеристика основных компонентов онлайн-урока при работе с профессиональной номенклатурой. Сделан вывод, что каждый раздел и аспект методики обучения иностранному языку имеет свои особенности работы, связанные с этапами и средствами, используемыми на занятиях, проходящих по тем же этапам, что и аудиторная; что обучение языку специальности в условиях дистанционного образования может полноценно заменить офлайн-обучение при условии адекватного подбора материала урока, правильном поэтапном ходе занятия. Работа адресована преподавателям русского языка как иностранного, учителям русского языка как неродного в средней школе.

126-133 55
Аннотация

Исследование посвящено рассмотрению особенностей развития связной устной русской речи обучаемых в условиях социальной реальности. Изучению теоретикометодологических основ формирования связной русской речи посвящено множество научных трудов, поскольку правильная, нормированная речь позволяет эффективно взаимодействовать во всех сферах жизнедеятельности. Без высокого уровня речевых навыков невозможно свободно рассуждать и развиваться, речь не должна быть скованной, что, в свою очередь, позволит более тщательно подходить к содержательной стороне процесса речевой деятельности. В целях выявления уровня сформированности устной русской речи и решения поставленных задач представлен анализ педагогического исследования в форме контрольной дискуссии на заданную тему. Описаны основы методики работы на подготовительном этапе проведения дискуссии как одной из форм реализации связной устной русской речи. Представлены результаты исследования, которые показали, что без предварительной подготовки к устному высказыванию под чутким руководством педагога обучаемые допускают значительное количество ошибок и недочетов, среди которых особо можно отметить: лексические, интонационные и логические. На основании результатов проведенного исследования сделан вывод, что наиболее важными компонентами процесса устного русского речевого развития являются предварительная подготовка и слово преподавателя, которое оказывает значительный положительный эффект на развитие и формирование живой звучащей речи обучаемых. Теоретико-практическая значимость представленного исследования заключена, прежде всего, в том, что она имеет научно-познавательное значение.

ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

134-140 62
Аннотация

Рассмотрена актуальная педагогическая проблема – проблема включения студентов вуза в социальные проекты по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи. Представлен анализ концепций, междисциплинарных подходов (политологических, социологических, психологических, педагогических), правовых документов (стратегии, концепции, программы), лучших практик организации воспитательной работы в высшей школе по гражданско-патриотическому направлению. Определены группы технологий гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи: традиционные, смешанные, инновационные. Выделена ведущая технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи – включения в социальные проекты. Показаны кейсы и результаты качественной оценки деятельности студентов как реализаторов собственных проектов гражданско-патриотического воспитания. Тестирование достижений студентов, экспертная оценка работодателями показали результативность проектной деятельности студентов с учетом их интересов, взаимосвязь с их будущей профессией, эффективность применения воспитательно-образовательного потенциала социального партнерства в практике гражданско-патриотического воспитания, а также возможности интенсификации и перспективы развития процесса гражданско-патриотического воспитания студентов в контексте применения инновационных технологий и форматов.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

141-148 54
Аннотация

Рассмотрен процесс использования проектных технологий для выработки профессиональных компетенций студентов, обучающихся на творческих специальностях. Раскрыта специфика организации учебного процесса с использованием проектных технологий, что позволяет организовать деятельность студентов с ориентацией на получение конкретного творческого продукта, привлекать альтернативные ресурсы, поддерживать партнерство с различными организациями и структурами. Выделены особенности проектно-ориентиро-ванного подхода во взаимодействии традиционных и инновационных начал в творческой самореализации студентов. Эффективность рассматриваемого процесса опирается на возможность построить занятия со студентами с учетом приобретения ими определенных навыков и умений, среди которых наиболее значимые: мыследеятельностные, презентационные, коммуникативные, поисковые, информационные. Проектные технологии на современном этапе обучения студентов рассматривают как одну из личностно-ориентированных технологий, которая интегрирует в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Отмечено, что проектная деятельность позволяет решить проблему готовности молодежи к активным действиям в социальной среде, реализовать полученные знания и навыки. Поэтому формирование проектной компетентности – один из важнейших ориентиров в системе подготовки студентов творческих специальностей.

ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

149-156 53
Аннотация

Согласно ФГОС, содержание образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать общее и речевое развитие дошкольников. В связи с требованием названного документа и данными педагогической науки обоснована необходимость развития связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитания звуковой культуры устной речи и других аспектов общего и речевого развития детей в период подготовки к школе. Ссылаясь на труды классической и современной методической науки, процесс речевого развития детей дошкольного возраста исследователь соотносит с формированием мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой сферы личности. Названные направления речевого и общего развития детей дошкольного возраста способствуют подготовке их к обучению чтению в начальной школе. Поставлена актуальная проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального образования в вопросе обучения дошкольников и младших школьников первоначальному чтению. Проанализированы возможности использования различных методов обучения первоначальному чтению в зависимости от системы письма. Выводы по изучаемой проблеме связаны с развитием фонематического слуха, формированием широкой ориентировки детей в языковой действительности, с умениями звукового анализа и синтеза. Новизну исследования составляет идея о возможности специальной подготовки и обучения старших дошкольников первоначальному чтению на основе развития ценностного отношения к языку и речи в период дошкольного детства, на базе психолого-педагогической диагностики. Аргументы в пользу дошкольного обучения чтению связаны с достаточным общим и речевым развитием современных детей.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

157-168 61
Аннотация

Проанализированы обстоятельства создания Русской Палестины – уникального явления отечественной истории и культуры. Показана роль в этих событиях одного из главных идеологов российского присутствия на Святой Земле Б.П. Мансурова. Актуальность работы определена комплексным изучением деятельности государственных структур в деле организации русского богомолья на Православном Востоке, воссоздании этапов работы над Иерусалимских проектом. Малоизученность первого этапа развития Русской Палестины, недостаточное внимание к вопросу придают работе историографическую новизну. Показано, что концепция присутствия в регионе появилась в Морском министерстве под руководством великого князя Константина Николаевича. Обращено внимание на вклад Б.П. Мансурова в обоснование и развитие программы обустройства русской инфраструктуры в Иерусалиме, дело закупок земель и возведение Русского подворья. Обосновано, что предложенный Б.П. Мансуровым проект сыграл роль важной внешнеполитической программы России на Православном Востоке после завершения Крымской войны. Выявлено, что создание русской паломнической и церковной инфраструктуры на Святой Земле открывало новый этап развития русского присутствия в регионе, усиливало существующие культурные и дипломатические связи России и Палестины.

169-179 53
Аннотация

Работа посвящена изучению обобщенного социографического облика когорты евреев-революционеров. Участие евреев в революции рассмотрено как неотъемлемая составная часть общероссийского революционного процесса. В ходе исследования уточнена и конкретизирована роль и место евреев в российском революционном движении в конце XIX – начале XX века. Благодаря анализу персонифицированной электронной базы данных о евреях-революционерах, созданной на основе материалов Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев, проанализирована структура социального происхождения, уровня образования и рода деятельности левого крыла политически активного еврейства. Показаны особенности политической социализации евреев, стесненных ограничительными статьями еврейского законодательства. Сделан вывод о том, что столь значительный процент евреев в революционном движении объясняется как многолетним развитием революционно-освободительного движения в черте оседлости, так и существованием многочисленных ограничений для представителей еврейской национальности.

180-188 56
Аннотация

Проанализирована система животноводства тамбовских землевладельцев на начало XX века. Показан переход от «навозного» к «продуктивному» (разведению с целью получения мяса и молока в качестве основных, а не побочных продуктов) выращиванию крупного рогатого скота, чему способствовал устойчивый рост цены на продукты животноводства. Рассмотрен характер развития рыночного животноводства, направленного на сбыт продукции за пределы своего поместья, уезда, губернии, а также – в отдельных случаях – экспорта в европейские страны. К началу XX века владельцы расширяли практику улучшения продуктивности скота за счет лучших российских и европейских пород скота, из-за ограниченности ресурсов прибегая, как правило, к его метизации. Установлено, что подобная практика вела к выводу оптимальных для региона по соотношению стоимости и приспособленности к природным условиям и кормовой базе пород коров, лошадей и овец. Кроме того, метизация позволяла увеличить стоимость животных, обеспечивая прибыль не только за счет продукции животноводства, но и продажи животных. Охарактеризовано применение новых форм ухода за животными, обеспечивавшими снижение смертности молодняка, борьбу с распространением поражавших скот болезней и улучшение прироста скота.

189-201 53
Аннотация

Рассмотрен один из труднейших для русской армии периодов Первой мировой войны – «Великое отступление» 1915 г. Было изучено поведение офицерского корпуса и личного состава четырех полков 7-й пехотной дивизии императорской армии в условиях масштабного отступления в июне–сентябре 1915 г. В ходе исследования удалось установить, что события тех дней освещались в полковых журналах весьма субъективно. Их составители вносили данные с разной степенью полноты и точности, а иногда оставляли серьезные пробелы в хронологии событий. Тем не менее полученные факты позволили сделать неоднозначные выводы об этом событии нашей истории. Здесь нашлось место проявлению всех человеческих качеств, которые могут раскрыться на войне. Солдаты и офицеры, оказываясь в разных ситуациях, могли проявить мужество и отвагу, трусость и слабость, решительность и неуверенность. Однако общее описание происходящего убеждает нас в том, что оказавшиеся в этих условиях люди остались верны присяге и выполнили поставленные перед ними задачи. Великое отступление «не похоронило» русскую императорскую армию, которая продолжила борьбу, и только обстоятельства, произошедшие внутри государства через два года, поставили точку в истории ее существования.

202-220 57
Аннотация

В первой части данного исследования рассмотрены эволюция и современное состояние концептуализации и историографии «антоновщины», названы факторы новейшего методологического и познавательного кризиса в изучении Гражданской войны в России в целом и отдельных ее ключевых, знаковых явлений. Во второй части статьи, исходя из принципа историзма, нами предложена собственная концептуализация Гражданской войны и тамбовских крестьянских восстаний как ее «зеленых» составляющих, исходящая из понимания социальной истории как движения социоестественной иерархической системы, регулировавшей жизнь популяций любых уровней. Гражданская война представлена как ритмическая часть фазы подавления перенаселенной популяции комплексом эндогенных и экзогенных факторов длительных (28-летний, 112-летний) природно-демографических циклов. Даны определения специфических явлений («женские атаки», «демографический мешок», «казус Котовска» и т. п.), вскрытых с помощью электронных баз данных (ЭБД) в длительных непрерывных линиях социографической информации. Предложена методика маркировки циклического движения разных форм и каналов социальной агрессии (активности). Механизм и проявления работы регулирующих социоприродных циклов показаны в таблицах и рисунках.

221-226 83
Аннотация

На основе разнообразного материала описан процесс погрома помещичьих имений в Тамбовской губернии в первые месяцы 1918 г., роль солдат-фронтовиков в этом процессе. Развал армии, выход России из Первой мировой войны, ослабление и развал старого государства, нерешенность аграрного вопроса подталкивали крестьян к решению проблемы малоземелья силовыми методами. Аграрные беспорядки 1917 г., зачинщиками которых зачастую становились дезертиры, были очень серьезной проблемой для Временного правительства. К тому же само явление революции, отчасти спровоцированное малоземельем, войной и плохими условиями содержания военнослужащих, вынуждало их прибегать к насильственным действиям. События в тамбовской деревне в первые месяцы 1918 г. являлись продолжением очередного этапа аграрной революции, начавшегося в 1917 г. Всплеск погромного движения был связан с массовым возвращением с фронта солдат, призванных из рядов крестьян. «Демократические органы» губернии, остававшиеся у руководства регионом до марта 1918 г., пытались противодействовать погромам, но не имели для этого сил. Пришедшие к власти большевики в начале 1918 г. не могли решительно подавлять погромы, ибо вынуждены были опираться на бывших солдат как союзников в борьбе за советскую власть в деревне.

227-237 65
Аннотация

На основе документальных источников, основная часть которых впервые вводится в научный оборот, проанализирована проблема совершения должностных преступлений сотрудниками органов НКВД Дальнего Востока в период 1941–1945 гг. Актуальность и практическая значимость исследования обусловлены тем ценным историческим опытом, который был получен правоохранительной системой государства в чрезвычайных условиях военного времени, в том числе в сфере обеспечения дисциплины и законности. Обоснован вывод о том, что среди причин и условий должностной преступности в органах НКВД в годы войны решающее значение имели дефицит качественных кадров и нарастающее ухудшение материального положения личного состава, в совокупности с недостатками в системах профессиональной подготовки, воспитательной работы и обеспечения собственной безопасности. В числе криминологических особенностей должностной преступности данного периода отмечены: рост числа преступлений, связанных с незаконным освобождением граждан от военной службы и иных, налагаемых законом ограничений и обязательств; специфика предмета преступных посягательств; высокая латентность.

238-245 70
Аннотация

Изучена государственная политика России в сфере повышения уровня благосостояния населения, ее изменения в разные периоды истории. Рассмотрены различные трактовки понятия «благосостояние», их трансформация в ходе истории. Сделан вывод о том, что государственная политика по обеспечению и повышению благосостояния населения постоянно подлежала трансформированию и переориентированию в зависимости от уровня развития общества, характера общественных отношений, политической системы, государственного строя, приоритетности внешних и внутренних проблем. Отмечено, что в системе благосостояния населения особое место занимает категория доходов, как один из показателей, характеризующих количественную сторону благосостояния населения. Характер государственной политики в различные периоды оказывал прямое воздействие на ситуацию в сфере благосостояния населения. Особое внимание обращено на то, что резкая смена политики государства в сфере благосостояния населения от командно-административных методов советского периода к практически полному «уходу» государства из социальной сферы в 1990-е гг. стала причиной заметного снижения благосостояния, особенно доходов большей части населения России. Негативные последствия коренных политических перемен сказываются на благосостоянии населения и в начале XXI века.

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

246-253 57
Аннотация

Рассмотрен продовольственный кризис в Вене в 1916–1918 гг., столице Австро-Венгрии в последние годы Первой мировой войны. Именно на заключительном этапе Первой мировой войны произошло формирование одной из острейших проблем, возникшей в каждой воюющей стране – продовольственной. Не замечать дефицита, что пытались делать как имперские, так и городские власти в первые два года Великой войны, стало невозможно. О нехватке самых необходимых продуктов питания говорили такие факты, как бесконечные очереди на городских рынках, рост преступности и детского воровства. К 1917 г. продовольственный кризис в Вене вошел в острую фазу. Основными причинами кризиса были: нарушение транспортного сообщения, сужение посевных площадей по причине недостатка мужчин-рабочих, заготовки продовольствия для фронта, неблагоприятная рыночная конъюнктура для поставщиков сельхозпродукции. Процессы, вызванные военным положением, привели к непомерному росту дороговизны, дефициту, спекуляциям на черном рынке. Правительство в свою очередь не имело конкретного плана борьбы с острой нехваткой материальных средств, дефицитом, ростом цен, но при этом значительно ограничивало права и полномочия граждан. В этих условиях произошло ослабление физических сил и морального духа городского населения, что привело к массовым забастовкам и демонстрациям.

254-261 78
Аннотация

Исследованы проблемы, которые во внешней политике Австрии в середине 1950-х гг. ХХ века занимали главное место и характеризовали в указанный период ее роль в международных отношениях. Роль Австрии на международной арене повысило вступление страны на путь нейтралитета, оно также открыло ей широкие возможности для активного участия в деятельности различных международных организаций. При помощи метода источникового анализа рассмотрено активное участие Австрии в работе ООН, ее авторитет и выступление с поддержкой эффективной работы данной организации, что позволило ей на три года быть избранным членом главного органа ООН – членом Экономического и Социального Совета в 1963 и 1976 гг., а в 1973 и 1974 гг. – членом безопасности ООН, а в 1972 г. стать постоянным членом Совета Безопасности ООН. Согласно первому заявлению Австрии в Совете Безопасности, страна планировала в самой широкой степени оказать максимум своих беспристрастных услуг главному политическому органу ООН, используя широкие возможности, данные ей независимостью и нейтралитетом. На основе анализа основных направлений и аспектов внешней австрийской политики во второй половине ХХ века сделан вывод, что принятый в 1955 г. оправданный курс во внешней политике был основан на постоянном нейтралитете, который в дальнейшем стал гарантией и базисом независимости Второй Австрийской республики.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)