Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Дискуссия как механизм развития связной устной русской речи обучаемых: теория и методика

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-193-126-133

Аннотация

Исследование посвящено рассмотрению особенностей развития связной устной русской речи обучаемых в условиях социальной реальности. Изучению теоретикометодологических основ формирования связной русской речи посвящено множество научных трудов, поскольку правильная, нормированная речь позволяет эффективно взаимодействовать во всех сферах жизнедеятельности. Без высокого уровня речевых навыков невозможно свободно рассуждать и развиваться, речь не должна быть скованной, что, в свою очередь, позволит более тщательно подходить к содержательной стороне процесса речевой деятельности. В целях выявления уровня сформированности устной русской речи и решения поставленных задач представлен анализ педагогического исследования в форме контрольной дискуссии на заданную тему. Описаны основы методики работы на подготовительном этапе проведения дискуссии как одной из форм реализации связной устной русской речи. Представлены результаты исследования, которые показали, что без предварительной подготовки к устному высказыванию под чутким руководством педагога обучаемые допускают значительное количество ошибок и недочетов, среди которых особо можно отметить: лексические, интонационные и логические. На основании результатов проведенного исследования сделан вывод, что наиболее важными компонентами процесса устного русского речевого развития являются предварительная подготовка и слово преподавателя, которое оказывает значительный положительный эффект на развитие и формирование живой звучащей речи обучаемых. Теоретико-практическая значимость представленного исследования заключена, прежде всего, в том, что она имеет научно-познавательное значение.

Об авторе

О. О. Айвазян
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»
Россия

Айвазян Оксана Оганесовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, культуроведения и социальных коммуникаций, доцент кафедры иностранных языков

350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161



Список литературы

1. Зарубина Н.Д. Методика обучения связной речи. М.: Рус. яз., 1977. 48 с.

2. Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. М.: Просвещение, 1986.

3. Львов М.Р. Основы теории речи. М.: Академия, 2000. 248 с.

4. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935–1940.

5. Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс. М., 1990. 144 с.

6. Что значит знать язык и владеть им / под ред. Н.М. Шанского. М.: Просвещение, 1989. 191 с.

7. Шхапацева М.Х. Развитие связной русской речи учащихся: пособие для учителей V–XI классов общеобразовательных школ. Майкоп, 1995. 134 с.

8. Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. 415 с.

9. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. 250 с.

10. Gardiner A. The Theory of Speech and Language. Oxford: British Academy, 1969. 348 p.

11. Green M. Speech Acts // Stanford Encyclopedia of Philosophy. 2010. URL: https://philpapers.org/rec/GRESA (accessed: 20.02.2020).

12. Сопер П.Л. Основы искусства речи. М.: Яхтсмен, 1995. 448 с.

13. Amiraghyan M. The Methodical Principles of Child’s Speech Development Curriculum // Wisdom. 2016. № 2 (7). P. 168-173.

14. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982. 315 с.

15. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Рус. яз., 1989. 277 с.

16. Шхапацева М.Х. Современный русский язык. Майкоп: АГУ, 2013. 475 с.

17. Айвазян О.О. Развитие письменной русской речи на начальном этапе обучения в процессе работы над изложением. Краснодар: КГУФКСТ, ЭКОИНВЕСТ, 2018. 210 с. ISBN 978-5-94123-015-0

18. Shkhapatseva M.K., Ayvazyan O.O. Features of Formation and Functioning Communicatively-Speech Skills of Future Lawyers in Modern Multicultural Space // East European Scientific Journal. 2016. № 10-1. P. 93-97.

19. Dziewanowska D. Discussion as One of the Methods of Problem Teaching for Russian as a Foreign Language // Studia Rossica Posnaniensia. 2016. Vol. XLI. P. 461-471.

20. Айвазян О.О. Основы работы по развитию русской связной устной речи младших школьников в современной системе образования // Наука и образование: новое время. 2015. № 1 (6). С. 510-512.


Рецензия

Для цитирования:


Айвазян О.О. Дискуссия как механизм развития связной устной русской речи обучаемых: теория и методика. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021;26(193):126-133. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-193-126-133

For citation:


Ayvazyan O.O. Discussion as a mechanism for the development of students’ coherent oral Russian speech: theory and method. Tambov University Review. Series: Humanities. 2021;26(193):126-133. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-193-126-133

Просмотров: 55


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)