Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Сущность и структура правовой культуры подростка как результат социального воспитания и правового просвещения

https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2018-23-175-30-36

Аннотация

Представлены причины, актуализирующие формирование правовой культуры подростка: постоянное обновление законодательства, приоритет прав и свобод человека как высшей ценности в правовом государстве и гражданском обществе, усиление просвещенческо-предупредитель-ной функции суда и правоохранительных органов как гарантов соблюдения прав человека, интерес к праву и правовым институтам со стороны общества, развитие превентивного характера работы с взрослеющим населением. Установлено, что правовое просвещение подростков способствует росту их правовой культуры, основной целью правового просвещения подростков является воспитание уважения к законности и праву. Результатом правового просвещения подростка является правовая культура. Представлены различные современные трактовки понятия «правовая культура». Дана собственная трактовка понятия правовая культура подростка как один из видов культуры, результат целенаправленного социального воспитания подростка, содержанием которого выступают ценности, знания, правомерное поведение, готовность руководствоваться правом в различных видах социально-полезной деятельности на практике. Обобщены взгляды исследователей на структуру правовой культуры личности. Определены основные компоненты правовой культуры подростка: ценностный (нравственно-правовые ценности, уважение к закону, решение проблем в правовом поле), когнитивный (знания нормативно-правовых актов, позволяющие функционировать и развиваться в современном обществе), деятельностный (соблюдение закона, включенность в правовые отношения, социально-полезную деятельность).

Об авторе

М. В. Харников
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия


Список литературы

1. Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе. М.: Социум, 2000. 176 с.

2. Ильинский И.М., Бабочкин П.И. Концепция воспитания жизнеспособных поколений российской молодежи. М.: Социум, 1999. 16 с.

3. Атагимова Э.И., Федоров И.Н. Нравственно-правовое воспитание и правовое просвещение в современной школе: проблемы и пути решения // Мониторинг правоприменения. 2016. № 3 (20). С. 70-76.

4. Замятина О.Н. Правовая культура как вид социальной культуры в системе высшего образования // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 134. С. 125-133.

5. Нижних И.К. Использование игры в формировании правовой культуры старших подростков группы риска в условиях системы дополнительного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2014. Вып. 4 (132). С. 70-74.

6. Фабриков М.С. Педагогические условия воспитания правовой культуры старшеклассников. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017.

7. Муртазалиев М.М. Профессиональная правовая культура сотрудников прокуратуры: основные характеристики и деформационные тенденции // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. № 2 (158). С. 188-194.

8. Головченко Г.А. Роль правового воспитания в стратегии формирования правовой культуры личности // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2016. № 1 (69). С. 22-27.

9. Павленко Е.М. Влияние деформаций правового сознания на формирование правовой культуры и культуры прав человека // Российское государствоведение. 2016. № 2. С. 15-27.

10. Балакшин А.С. Правовая культура как социальный феномен // Актуальные проблемы государства, права и гуманитарных наук: сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф. аспирантов, магистрантов, студентов. Н. Новгород, 2016. С. 143-149.

11. Исакова Т.И. Модель формирования правовой культуры несовершеннолетних правонарушителей в специальных профессиональных училищах закрытого типа средствами социально-культурной деятельности // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8. № 2 (32). С. 49-56.

12. Аксенова Г.И., Цыганова Т.И. Формирование правовой культуры в системе профессиональной подготовки студентов // Интеграция образования. 2006. № 2. С. 135-139.

13. Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Инновационные технологии обеспечения социального здоровья // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Вып. 10 (162). С. 72-81. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-72-81.

14. Блясова И.Ю. Правовая культура подрастающего поколения: проблемы и пути решения // Педагогическое образование в России. 2014. № 10. С. 134-138.


Рецензия

Для цитирования:


Харников М.В. Сущность и структура правовой культуры подростка как результат социального воспитания и правового просвещения. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(175):30-36. https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2018-23-175-30-36

For citation:


Kharnikov M.V. THE ESSENCE AND STRUCTURE OF THE TEENAGER’S LEGAL CULTURE AS A RESULT OF SOCIAL EDUCATION AND LEGAL EDUCATION. Tambov University Review. Series: Humanities. 2018;23(175):30-36. (In Russ.) https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2018-23-175-30-36

Просмотров: 48


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)