Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск
Том 23, № 175 (2018)

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

37-44 32
Аннотация
Одной из основных целей преподавания иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции студентов в ее неразрывной связи с культурой страны изучаемого языка. Современная методика обучения иностранным языкам находится в постоянном поиске путей оптимизации образовательного процесса. Рассмотрено одно из таких перспективных направлений - лингвокогнитивное, позволяющее интегрировать достижения когнитивной лингвистики в структуру коммуникативно-ориентированного обучения для повышения качества образования. Приведены результаты актуальных научных исследований, на практике доказавших эффективность применения различных методов когнитивной лингвистики при обучении лексическим и грамматическим языковым феноменам. С упором на ряд проведенных лингвокогнитивных исследований в области обучения иностранным языкам доказана перспективность интеграции принципов и методов когнитивной лингвистики в структуру учебных занятий. Такая интеграция соответствует широкому спектру критериев эффективного процесса обучения: доступности, наглядности, экспликативности, мотивационности, антропоцентричности, структурированности, коммуникативной ориентированности, культурной обусловленности, рефлексивности, что в конечном итоге позволяет говорить о достижении основной цели педагогического процесса при обучении иностранным языкам, а именно усвоения языка во всей его многоаспектности в тесной связи с культурой страны изучаемого языка.
45-51 54
Аннотация
Обучение академическому дискурсу в целях обучения иностранному языку является одним из наиболее важных компонентов формирования иноязычной коммуникативной компетенции, ориентированной на формирование определенных профессиональных навыков и умений у студентов лингвистических направлений подготовки. Предложено определение термина академического дискурса, под которым понимается процесс и результат нормативно организованного профессионально-ориентированного речевого устного и письменного взаимодействия для учебных целей, обладающего как лингвистическими, так и экстралингвистическими свойствами. Номенклатура умений устного и письменного академического дискурса, развиваемых у студентов на разных этапах обучения, включает следующие умения письменной речи: написание эссе по заданной теме, реферата, изложения, автобиографии, текста выступления или доклада, оформление стендового доклада, написание курсовой работы, научной статьи и квалификационной работы. Также номенклатура включает умения устной речи, такие как обучение выступлению на семинарах, конференциях, учебных дискуссиях, презентациях, защита курсовой и квалификационной работ, участие в обсуждении лекционных вопросов. Представлены характеристики академического дискурса по компонентам, предложенным В.И. Карасиком: участники внутреннего этапа научной коммуникации с разделением на агентов и клиентов, хронотип, цель, ценность, стратегия с опциональными задачами, материалы, его жанровые особенности, прецедентные тексты и дискурсивные формулы. Также исследовано предметное содержание обучения академическому дискурсу студентов лингвистических направлений подготовки.
52-61 48
Аннотация
Обучение студентов лингвистических направлений подготовки производить письменные высказывания выступает одной из составляющих целей обучения иностранному языку в вузе. Корпусные технологии выступают одним из современных средств обучения, создающих условия для аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся. Обоснованы и выявлены психолого-педаго-гические условия обучения студентов иноязычному письменному высказыванию на основе корпусных технологий. Под психолого-педагогическими условиями понимается совокупность возможностей образовательной среды, которые под воздействием окружающего материального мира направлены на развитие личностного компонента и усовершенствование определенных качеств личности обучающихся. Выделен следующий перечень психолого-педагогических условий, которые необходимо учитывать при разработке соответствующей методики обучения: 1) мотивация студентов принимать участие в обучении письменному высказыванию на основе корпусных технологий; 2) сформированность у студентов иноязычной коммуникативной компетенции на уровне В1 и выше; 3) сформированность у студентов ИКТ-компетентности; 4) сформированность у преподавателя ИКТ-компетентности; 5) следование выделенным этапам обучения письменному высказыванию на основе корпусных технологий. Подробно описано и обосновано каждое из пяти условий.
62-68 31
Аннотация
Подробно описаны лексические особенности учебных научно-популярных текстов. Научно-популярные тексты пишутся на научные темы для читателей, не специализирующихся в данных темах. Можно встретить их в статьях, интервью ученых, рецензиях к научным трудам, различных журналах, учебниках и учебных пособиях. Задача подобных текстов заключается в информировании читателей о тех или иных научных идеях, открытиях и изобретениях. Научно-популярные тексты играют роль посредника между специалистами различных научных сфер и читателей разных социальных и возрастных групп. В учебных научно-популярных текстах сложные научные темы излагаются простым языком, а их основной задачей является в доступной и понятной учащемуся форме ознакомить его с научными знаниями на русском языке и привлечь его внимание к научной проблеме. Кроме того, научно-популярный текст помогает продуцировать собственный текст по аналогии, стимулирует к дискуссии и письменным сочинениям. Главное методическое предназначение подобного текста - быть основой для формирования, развития и совершенствования всех речевых умений. Также научно-популярный текст служит источником новой языковой информации и материалом для постановки студентами проблемных, исследовательских задач.

ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

22-29 47
Аннотация
Рассмотрены современное понимание обществом ценности семьи и основные проблемы, с которыми сталкиваются семьи в настоящее время. Проанализированы понятие и основные подходы, в опоре на которые проводится исследование. Разработан критериально-оценочный аппарат, позволяющий отслеживать успешность педагогической деятельности по формированию ценностного отношения к родительству как направление социального воспитания старшеклассников. Подробно представлена структура его формирования. Подобран диагностический инструментарий по оценке формирования ценностного отношения к родительству старшеклассников. Выявлен и обозначен ряд основных приоритетных направлений работы с ними в общеобразовательной школе с целью формирования у них ценностного отношения к родительству средствами социального воспитания. Описаны мероприятия основного блока занятий эксперимента в соответствии с тематикой исследования. Обозначены ожидаемые результаты эксперимента. Таким образом, внедрение в образовательную программу школы мероприятий по реализации формирования ценностного отношения к родительству как направления социального воспитания старшеклассников является необходимым требованием времени. Сделаны выводы, что именно в старшем школьном возрасте человеку целесообразно прививать задатки предотвращения и решения проблемных ситуаций, с которыми он может столкнуться в будущем при создании семьи.
30-36 45
Аннотация
Представлены причины, актуализирующие формирование правовой культуры подростка: постоянное обновление законодательства, приоритет прав и свобод человека как высшей ценности в правовом государстве и гражданском обществе, усиление просвещенческо-предупредитель-ной функции суда и правоохранительных органов как гарантов соблюдения прав человека, интерес к праву и правовым институтам со стороны общества, развитие превентивного характера работы с взрослеющим населением. Установлено, что правовое просвещение подростков способствует росту их правовой культуры, основной целью правового просвещения подростков является воспитание уважения к законности и праву. Результатом правового просвещения подростка является правовая культура. Представлены различные современные трактовки понятия «правовая культура». Дана собственная трактовка понятия правовая культура подростка как один из видов культуры, результат целенаправленного социального воспитания подростка, содержанием которого выступают ценности, знания, правомерное поведение, готовность руководствоваться правом в различных видах социально-полезной деятельности на практике. Обобщены взгляды исследователей на структуру правовой культуры личности. Определены основные компоненты правовой культуры подростка: ценностный (нравственно-правовые ценности, уважение к закону, решение проблем в правовом поле), когнитивный (знания нормативно-правовых актов, позволяющие функционировать и развиваться в современном обществе), деятельностный (соблюдение закона, включенность в правовые отношения, социально-полезную деятельность).

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

69-80 45
Аннотация
Актуальность исследования состоит в необходимости эффективного развития координационных способностей как базиса, формирования фонда новых умений и навыков. В исследовании проанализированы существующие подходы и методики развития данного вида способностей, как классические представления, так современные. Обращено внимание на тот факт, что проявления координации чрезвычайно многообразны, классификационно связаны с направленностью двигательной задачи, целиком и полностью определяют качество выполнения упражнения, так как объединяют в своей сущности требования к основным биомеханическим (кинематическим и динамическим) характеристикам движения, а именно: временным (время реакции, время движения, темп), пространственным (исходное положение, поза, перемещение тела и его звеньев в пространстве, отличающихся направлением, амплитудой, траекторией), пространственно-временным (скорость, ускорение), динамическим (усилия), ритмической структуре как комплексной характеристике техники двигательного действия (соразмерность усилий во времени и пространстве). В данной публикации рассмотрена возможность совершенствования процесса развития координационных способностей при условии учета иерархичности формирования их видов. Представлена и обоснована иерархическая последовательность развития видов координационных способностей. Предложена схема поэтапной реализации развития координационных способностей. Рассмотрены и классифицированы физические упражнения как средства развития каждого вида координационных способностей.
81-87 44
Аннотация
Вопросы укрепления здоровья женщин в современных условиях развития общества приобретают особое значение, ведь современная женщина выполняет социальные, производственные, семейные, репродуктивные и многие другие функции. Поэтому им необходимо обладать высокой работоспособностью, базирующейся на крепком соматическом и психическом здоровье, а также нормальном физическом развитии. Доказано, что одним из основных факторов сохранения здоровья и повышения физической активности женщин являются регулярные занятия физическими упражнениями. В настоящее время все большую популярность в России приобретают занятия разнообразными фитнес-программами. Современному фитнесу свойственно постоянное развитие, связанное с появлением новых направлений и программ. На сегодняшний день никто точно не может сказать, сколько их существует, хотя в литературе есть данные, что одних только видов аэробики насчитывается более 200. Если рассматривать более подробно характеристики используемых в фитнесе программ и их содержание, то следует отметить, что многие из них базируется на аэробике, так как известно, что именно аэробные упражнения оказывают оздоровительное воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма. Наиболее разработанным и устоявшимся видом считается базовая (классическая) аэробика. Положительное влияние занятий базовой аэробикой на здоровье и физическую подготовленность женщин доказано в работах многих специалистов. При всем разнообразии фитнес-направлений и программ, одним из главных мотивов женщин для занятий, наряду с оздоровлением, по-прежнему остается желание похудеть и снять психологическое напряжение. Многие специалисты считают, что двигательная активность, осуществляемая в процессе оздоровительно-физкультурной тренировки, и должна давать женщине физическое и эмоциональное наслаждение. Поэтому мы решили в своем исследовании сравнить две программы, одна из которых наиболее разработана, научно-обоснована и имеет давнишнюю историю - это базовая, или классическая аэробика. Другая программа появилась не так давно, но в настоящее время очень популярна в фитнес-клубах - Zumba.
88-94 55
Аннотация
Ннотация. Рассмотрена тенденция снижения физической активности разных категорий населения как мировая проблема. Главное внимание уделено снижению физической активности обучающихся в общеобразовательных школах. Основные материалы для исследования были собраны в результате изучения 280 печатных и электронных источников в 2015-2018 гг. в Университете г. Багдад (Ирак) и Белгородском государственном национальном исследовательским университете (Российская Федерация, г. Белгород). Представлены данные о снижении физической активности в нескольких экономически развитых странах, что доказывает необходимость изучения и решения проблемы, независимо от уровня жизни населения. Показано, что представленные данные международных научных исследований вступают в противоречие с разработкой и реализацией стратегических документов, программных разработок, касающихся развития физической культуры и спорта в отдельных странах. Обсуждены некоторые примеры из международного опыта повышения физической активности населения, особенно учащейся молодежи. Отмечено, что они могут быть эффективными в условиях одних стран и неэффективными в других странах. Выявлены основные причины, определяющие постепенное снижение уровня физической активности населения и учащихся в общеобразовательных школах. В ответ на установленные причины снижения физической активности населения и обучающихся предложен комплекс путей и способов противодействия понижению физической активности. Представленные данные имеют новизну и могут быть применимы в развитии теории физической активности населения в разных странах и практически могут применяться при разработке стратегических, программно-нормативных документов в области физической культуры и спорта.
95-105 50
Аннотация
В настоящее время отсутствует единое мнение относительно методов и средств оздоровления женщин пожилого возраста. Также требуют уточнения характер и величина нагрузок с учетом возраста пожилых лиц и состояния их здоровья. В этой связи для разработки научно-обоснованных программ комплексной оздоровительной физической культуры женщин пожилого возраста необходимо установить их функциональные характеристики в зависимости от возраста с учетом их здоровья. С учетом состояния здоровья женщин пожилого возраста распределили при помощи кластерного анализа на четыре возрастные группы: 56-62 года, 63-68 лет, 69-72 года, 73-75 лет. Установлено, что по показателям жизненной емкости легких и форсированной жизненной емкости легких отсутствуют значимые различия только между третьей и четвертой возрастными группами женщин. По показателям пробы Штанге и Генчи не выявлены значимые различия межу первой и второй возрастными группами женщин, а также между третьей и четвертой возрастными группами женщин. Среди женщин из первой возрастной группы средний показатель становой силы и силы сжатия кисти значимо выше женщин других возрастных групп, среди женщин из четвертой возрастной группы значимо ниже по сравнению с женщинами из других возрастных групп. Значения показателя частоты сердечных сокращений покоя во всех исследуемых группах не отличается, однако, показатель разброса с возрастом уменьшается, что свидетельствует о снижении лабильности сердечно-сосудистой системы. Полученные данные возможно использовать для разработки программ по комплексной оздоровительной физической культуре исследуемой категории лиц.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

106-113 28
Аннотация
Рассмотрены актуальные проблемы современной специальности «Социально-культурная деятельность», которая является перспективным направлением подготовки кадров для учреждений культуры и досуга и становится средой формирования личностных качеств и свойств, обеспечивающих моделирование многоуровневого процесса жизненной перспективы молодого человека. Исходя из анализа Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Социально-культурная деятельность» раскрываются трудности по выполнению их требований, среди которых - определение границ специальности и объектов профессиональной деятельности выпускников, проблема необходимости реализации концепции интенсивного и интегрированного образования на основе компетентностного подхода, проблема отставания содержательного наполнения вузовского образования от потребностей практики. Выделены объекты профессиональной деятельности с учетом профиля подготовки специалистов (различные учреждения государственного и негосударственного сектора в области культуры, искусства, досуга, общественные фонды, движения и организации в сфере социально-культурной деятельности, объекты индустрии досуга, туризма и рекреации, учреждения культуры, занимающиеся художественной и творческо-производственной деятельностью, досуговые и продюсерские центры). Особое внимание уделено проектированию как основе формирования профессиональных компетенций студентов специальности «Социально-культурная деятельность». Раскрыты цели и задачи социально-культурного проектирования, проанализированы методы и инновационные подходы, используемые в обучении студентов. Доказано, что социально-культурное проектирование является эффективным средством формирования самостоятельности и ответственности за свои идеи, действия, мысли, чувства, а также основой формирования профессиональных компетенций студентов.
114-121 42
Аннотация
На современном этапе многоуровневая система образования позволяет создавать благоприятные условия для исследовательской деятельности студентов. Магистратура направлена на подготовку научных кадров, готовых к продуктивной исследовательской деятельности в новых условиях. Обоснована роль научно-исследовательской работы магистрантов в формировании их профессиональной компетентности. Анализ опыта организации научно-исследовательской работы магистрантов института культуры и искусств Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский городской педагогический университет», основанный на практикоориентированном подходе к исследовательской деятельности, позволил сделать вывод об интегрированном характере научно-исследовательской работы магистрантов направления подготовки «Социально-культурная деятельность», создающим условия для реализации авторских проектов и всестороннего анализа полученных результатов на основе теоретических и практических наработок. Представляя широкие возможности для научных изысканий студентов в процессе обучения, вуз способствует научному поиску, активизации творческого потенциала студентов, формируя навыки самостоятельной научно-исследовательской работы. Грамотная организация научно-исследовательской работы студентов магистратуры помогает им овладевать теорией, формирует качества исследователя, приобщает к будущей профессии. Включение магистранта в исследование позволяет ему проектировать собственную профессиональную деятельность, анализировать результаты своего труда, мотивирует учебную активность. На основании анализа научной деятельности обучающихся разработаны и представлены рекомендации по совершенствованию научно-исследовательской деятельности студентов. Применение рекомендаций позволит педагогам вуза активно поддерживать научно-исследователь-скую деятельность магистрантов, развивать их профессиональные компетенции, создавать ситуацию успеха в избранной профессиональной области и прогнозировать дальнейшие научные исследования.
122-129 56
Аннотация
Исследование направлено на выявление организационных и методических подходов к организации социально-культурной деятельности, ориентированной на личностное саморазвитие обучаемого. Студенческое научное общество охарактеризовано как особого рода самодеятельная организация, открывающая широкие возможности саморазвития и самореализации обучающихся в качестве молодых профессионалов. Вся совокупность проводимых студенческими научными обществами мероприятий классифицирована на научно-исследовательские и научно-организационные. На основе анализа материалов средств массовой коммуникации выявлены приоритетные направления в работе студенческих научных обществ: научные, выставочно-презентационные, экскурсионные, дискуссионные, конкурсные, просветительные, рекреационные, художественно-массовые и комплексные мероприятия, интеллектуальные и деловые игры, а также организация работы профильных студенческих средств массовой информации. Отмечено, что важным направлением социально-культурной деятельности студенческих научных обществ является развитие межкультурного взаимодействия. Это проявляется в организации работы клубов интернациональной дружбы, объединений национальных землячеств, проведении мероприятий, направленных на знакомство с культурой, традициями и национальными особенностями народов, представители которых учатся в университете. Студенческие научные общества позиционированы как активные субъекты социально-культурной деятельности, осуществляющие разнообразную адресной и содержательной направленности работу с широким спектром форм организации.
130-136 41
Аннотация
Проблема развития социально-культурной активности студенческой молодежи является стратегическим приоритетом в сфере государственной молодежной политики. Рассмотрены педагогические особенности поведения личности во время досуга и занятий по спортивному туризму, проблемы учреждений социально-культурной сферы при разработке досуговых программ и проведении досуговых мероприятий, вопросы, связанные с потребностями, запросами студенческой молодежи при выборе досуга, приведены результаты опытно-экспериментальной работы изучения развития социально-культурной активности студенческой молодежи в г. Тамбов и Тамбовской области, а также пути решения развития социально-культурной активности индивидуума при организации досуговой деятельности и спортивного туризма. Проанализировано, что педагогические особенности являются связующим звеном, влияющим на развитие социально-культурной активности студенческой молодежи средствами спортивного туризма. Во время организации мероприятий с разнообразными формами проведения свободного времени создаются условия для раскрытия творческого потенциала и самореализации личности. Разработка и внедрение досуговых программ оказывает непосредственное влияние на развитие социально-культурной активности студенческой молодежи в процессе ее взаимодействия. Осознанное участие молодежи в общественной жизни, формирование компетентности и ответственности перед собой и другими людьми, готовности к самостоятельному жизненному выбору становятся важными процессами в развитии современного общества и инновационного развития страны.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

137-140 41
Аннотация
Кавказская война оказывала существенное влияние как на внутреннюю, так и на внешнюю миграционную ситуацию в Дагестане. В первую очередь заметное негативное воздействие оказала война на внутренние сезонные перемещения горцев на равнину с целью обмена товаров скотоводства и ремесленных изделий, а также на сезонные перемещения довольно большой части взрослого мужского населения в поисках работы на равнины Дагестана. Одним из последствий народно-освободительного движения 1820-1850-х гг. горцев Дагестана было массовое переселение горцев, нежелавших участвовать в Кавказской войне в Закавказье. Наиболее тяжелые последствия имели жители сел, оказавшихся в районах боевых действий. Военные действия и сопровождавшие их разрушения сел заставляли жителей переселяться на другие территории, в результате вынужденной миграции изменялись границы расселения народов.
141-148 33
Аннотация
Актуальность исследований исторической памяти в религиозных движениях обусловлена современной темпоральной трансформацией и необходимостью изучения проблемы трансляции опыта предыдущих поколений в условиях перманентных социокультурных изменений. Цель работы предполагает исследование на примере отечественных работ основных проблем, связанных с механизмами исторической памяти в религиозных движениях. На основе изученных источников обосновано значение для исследований исторической памяти дискуссий об определении религии и постсекулярного/десекуляризации. Показано, что религиозный опыт испытывает на себе влияние социальных процессов, поэтому необходимо учитывать социокультурную динамику, а также политические и экономические изменения при оценке и анализе религиозных аспектов исторической памяти. Проанализировано, как указанные дискуссии повлияли на оценку изменения роли религиозных институтов, а также трансформацию содержания образов исторической памяти и религиозные практики. Обосновано, что историческая память для религиозных движений может выступать в качестве символического ресурса, однако, опыт, накопленный в религиозной сфере, также регулярно используется другими сообществами. Особенно интересным представляются взаимовлияния политической и религиозной сфер, которые были отдельно проанализированы в рамках данного исследования. Доказано, что проблематика исследований религиозных аспектов исторической памяти совпадает с основными тенденциями memory studies.
149-156 43
Аннотация
Рассматриваются социально-экономические особенности развития крупных имений Тамбовской губернии в конце XIX века. Рассмотрены: сословный состав латифундистов, особенности социального и хозяйственного развития их имений. Источником для работы стали материалы описаний крупных тамбовских поместий, «Сборники статистических сведений по Тамбовской губернии». На основе данных социально-экономического развития имений была составлена база данных «Крупные имения Тамбовской губернии в конце XIX века», позволившая обобщить данные о 489 латифундиях Тамбовской губернии. Актуальность работы определяется важностью изучения наиболее успешных форм социально-экономической дореволюционной модернизации пореформенного аграрного сектора. В пореформенное время именно предпринимательская активность латифундистов являлась источником новых форм рационализма и предприимчивости, социальных и производственных новаций. Изучение источников позволило обобщить территориальные особенности концентрации латифундий в регионе, выявить причины экономической устойчивости латифундий высшего сословия в регионе, определить особенности отраслевой структуры хозяйственных комплексов тамбовских имений, рассмотреть наиболее распространенные методики землепользования. Исследование производственной модернизации латифундий дополнено изучением качественно-количественных характеристик состава местных наемных работников. Была определена квалификация, недостатки сформировавшейся в частновладельческих хозяйствах края номенклатуры профессий. Обобщение материала по ряду хозяйств показало, что экономические успехи крупных владельцев во многом обусловливались широко практиковавшимся использованием квалифицированной администрации и привлечением сельскохозяйственного найма.
157-164 49
Аннотация
Описывается новое в концептуализации революции 1917 г. и Гражданской войны в России и методика маркировки повышенной социальной активности (агрессии) данного формирующего периода. Принцип историзма требует рассмотрения тогдашнего взлета социальной агрессии в военно-революционном исполнении как продукта и орудия глобального социоестественного синергизма регулировки традиционных и переходных популяций с его природно-демографической основой. Методика анализа включает создание и обработку различных электронных баз данных с десятками миллионов персоналий для отслеживания эволюции социальной агрессии по ее доступным маркерам на непрерывных длинных линиях социографической информации. Посвящена демонстрации некоторых результатов анализа социальной агрессии в России конца XIX - первой четверти XX века, комплексно маркированной по времени и месту рождения активистов революционной России, их социально-сословного происхождения, по национальности, полу, образованию, роду занятий, партийно-политическому «окрасу», принадлежности к социальной элите и остальной социальной мобильности (миграции, репрессии), долям офицеров, кавалерам высших военных наград, степени психосексуальной отягощенности и антропонимическим особенностям.

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

165-176 36
Аннотация
Впервые в историографии проведено сравнительное исследование концепции деятельной жизни у трех европейских мыслителей XV-XVI веков: итальянского гуманиста Леонардо Бруни, Эразма Роттердамского и Жана Кальвина. Для исследования привлечены первоисточники, в том числе еще не доступные русскоязычному читателю, а также отечественная и зарубежная историография. Показано нарастание апологетики деятельной жизни от одного мыслителя к другому, которая в случае Ж. Кальвина превращается в настоящую проповедь. Вместе с тем выявлена непохожесть взглядов Л. Бруни, Эразма и Ж. Кальвина на деятельную жизнь, что объясняется принадлежностью этих мыслителей к разным эпохам европейской истории. Кроме того, рассмотрено отношение каждого из мыслителей к противоположности деятельной жизни, то есть к жизни созерцательной, также по-своему понимаемой каждым из них. В выявленном предпочтении каждым из мыслителей деятельной жизни созерцательной, а также в нарастании апологетики деятельной жизни от Л. Бруни через Эразма к Ж. Кальвину видится отражение перехода от «эры созерцательной жизни» к «эре деятельной жизни», который произошел в Европе в ходе Возрождения и Реформации.
177-182 42
Аннотация
Рассмотрена реакция либеральных кругов Англии на образование двуединой монархии Австро-Венгрии в 1867 г. Материалом, на котором базируется исследование, стала британская газета “The Morning Post”, которая выражала интересы среднего класса буржуазии и была так называемым «рупором» Либеральной партии Великобритании. Анализ газетного материала показал, что касательно Австро-Венгрии в британской газете наиболее часто поднимались и рассматривались следующие вопросы: 1) личность императора Франца Иосифа I; 2) реорганизация политической системы Австро-Венгрии на основе либеральных законов; 3) принятие конституции 1867 г. и последовавшие за ней внутригосударственные изменения. Исследование публицистического материала позволило сделать вывод о том, что британские либералы весьма позитивно встретили образование Австро-Венгрии, поскольку в своем первоначальном виде проводимые австрийским правительством реформы являли собой яркий образец либеральной идеологии, которую отстаивала либеральная общественность Великобритании. Тем не менее эмоционально-экспрессивный тон газетных статей показывает, что британские либералы, положительно приняв протекающие в Австро-Венгрии перемены, не всегда были способны дать объективную оценку происходящему, поэтому в газете нередко умалчивается о реально существующих проблемах австрийского общества.
183-188 48
Аннотация
Дана характеристика назревания, начала и развязки кризиса в Восточном Пакистане в 1950 г. и реакции Индии на происходившие события на ее северо-восточных границах. Центральной фигурой исследования является министр внутренних дел и одновременно министр по делам княжеств Индии Валлабхаи Патель - политический деятель Индии, ученик Махатмы Ганди и друг Джавахарлала Неру, непререкаемый авторитет в правящей партии «Индийский национальный конгресс», который при всем том очень слабо изучен в отечественной науке. Сложная личность, неформальный лидер Индии и Конгресса, он оставался на втором месте лишь по воле М. Ганди, посчитавшим своим преемником Джавахарлала Неру. Преданный служитель народа, кастовый индус, выходец из крестьянской семьи, впоследствии ставший блистательным юристом и политиком, В. Патель не раз спасал страну в переломные моменты истории. Исследование основано на индийских источниках, продолжает серию публикаций по проблеме роли и места В. Пателя в истории независимой Индии.

РЕЦЕНЗИЯ

198-200 40
Аннотация
Ннотация . Представлена рецензия на монографию О.Л. Протасовой «Деятели демократического социализма в контексте политической культуры российского общества первой четверти XX века», выпущенной в 2017 г. Данный научный труд посвящен проблемам формирования межпартийного идейно-политического движения - демократического социализма в России в начале ХХ века.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА

7-13 35
Аннотация
Филологическая подготовка учителя начальных классов и учителя русского языка и литературы предполагает интеграцию знаний из нескольких дисциплин: литературоведения, лингвистики, методики преподавания, курсов по культуре речи, практикума по выразительному чтению и других. Задача обучения будущих учителей в вузе - соединить названные предметы в процессе формирования компетенции комплексного анализа текста. Этой проблеме и посвящено данное исследование. Рассмотрены школьные и вузовские виды анализа литературного текста, показана роль интегративного подхода к тексту при подготовке педагога к урокам литературного чтения в школе. Комплексный анализ художественного произведения, воспринимаемого в качестве учебного материала, требует от учителя литературоведческой характеристики компонентов содержания и формы во взаимосвязи, лингвистической экспертизы текста на доступность языка произведения современным школьникам, исполнительского анализа для установления норм выразительного чтения произведения, методического разбора, выбора видов, методов и приемов работы с текстом с учетом его литературной специфики, наконец, заканчивается комплексный разбор предполагаемой читательской интерпретацией текста, которую могут предложить учащиеся определенного класса и уровня подготовки на уроке. В связи с таким набором аналитических, интеллектуальных умений педагога комплексный анализ является важной формой профессионального развития будущего и начинающего учителя.
14-21 49
Аннотация
Обоснована необходимость обучения основам межкультурной коммуникативной компетенции студентов-бакалавров в рамках дисциплины «Иностранный язык». Разведены термины коммуникативная компетенция и межкультурная коммуникативная компетенция, а также связана успешность осуществления последней с такими базовыми условиями ее успеха, как психологическая мотивация, культурологические знания и эмпатия. Рассмотрена сфера применения коммуникативной компетенции на практике и сделан вывод о том, что одной из важных позиций в ходе обучения коммуникативным умениям является формирование эмпатии. Дан краткий обзор этапов формирования межкультурной коммуникативной компетенции. Подчеркнута важность этапа перехода от монокультурной личности к личности, открытой к восприятию и пониманию и других культурных систем. Сделан вывод о необходимости обеспечения студентов особыми знаниями и сложными умениями, формирующими у них специфические навыки общения в реальных ситуациях межкультурного взаимодействия с представителями разных культур: допущения наличия «другого» как равноправной категории мироздания; осознания собственных культурных и индивидуальных ценностей; умения рассматривать одну и ту же ситуацию с разных позиций одновременно; владения направленным воображением и эмпатией.

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО И ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

189-197 33
Аннотация
Рассмотрены вопросы исторического становления международной организации Франкофония (МОФ) как институциональной системы (1950-1980-е гг.). Характеристика и анализ начальных этапов институционализации МОФ позволяет лучше понять ее исторические и современные идеологические принципы. Отмечено, что мировая система франкофонии начинает складываться с середины ХХ в. Проанализированы различные проекты создания МОФ, повлиявших на юридическое оформление организации, ее традиции, а также взаимоотношения с франкоязычными государствами и другими лингвистическими объединениями (Международная ассоциация франкоязычных журналистов и прессы, Союз французской культуры, Конференция министров национального образования франкоязычных государств и др.). Показано значение как западноевропейских, так и африканских стран и их политических лидеров в становлении самого проекта Франкофонии как международной организации, а также ведущая роль Франции. Отмечено, что плацдармом действий союза стало все франкофонное пространство, а целью - защита и распространение французского языка и франкофонной культуры в мире. Сделан вывод, что процесс институционализации МОФ сыграл огромную роль в поддержании статуса французского языка и роли Франции в глобальном пространстве.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)