Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Лингвокогнитивные основы обучения иностранному языку

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-175-37-44

Аннотация

Одной из основных целей преподавания иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции студентов в ее неразрывной связи с культурой страны изучаемого языка. Современная методика обучения иностранным языкам находится в постоянном поиске путей оптимизации образовательного процесса. Рассмотрено одно из таких перспективных направлений - лингвокогнитивное, позволяющее интегрировать достижения когнитивной лингвистики в структуру коммуникативно-ориентированного обучения для повышения качества образования. Приведены результаты актуальных научных исследований, на практике доказавших эффективность применения различных методов когнитивной лингвистики при обучении лексическим и грамматическим языковым феноменам. С упором на ряд проведенных лингвокогнитивных исследований в области обучения иностранным языкам доказана перспективность интеграции принципов и методов когнитивной лингвистики в структуру учебных занятий. Такая интеграция соответствует широкому спектру критериев эффективного процесса обучения: доступности, наглядности, экспликативности, мотивационности, антропоцентричности, структурированности, коммуникативной ориентированности, культурной обусловленности, рефлексивности, что в конечном итоге позволяет говорить о достижении основной цели педагогического процесса при обучении иностранным языкам, а именно усвоения языка во всей его многоаспектности в тесной связи с культурой страны изучаемого языка.

Об авторе

С. В. Мотов
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»; Университет Уэстерн Иллинойс
Россия


Список литературы

1. Дружинин А.С., Поляков О.Г. Когнитивная семантика в обучении грамматике английского языка (на примере согласования времен) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 10 (76). Ч. 1. C. 199-202.

2. Поляков О.Г. Когнитивные и аффективные факторы успешного обучения иностранному языку в высшей школе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 7 (18). Ч. 1. C. 162-164.

3. Шамов А.Н. Когнитивный подход в обучении лексической стороне речи. Н. Новгород, 2002.

4. Щепилова А.В. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению французскому языку как второму иностранному. М., 2003.

5. Giovanelli M. Teaching Grammar, Structure and Meaning. Exploring Theory and Practice for Post-16 English Language Teachers. N. Y., 2015.

6. Golfam A., Dehghan M., Aghagolzade F., Kambuziya A. A cognitive perspective on teaching English vocabulary for language learners in Iran // Global Journal of Human Social Science Research. 2014. Vol. 14/7-G. P. 37-40.

7. Lowie W., Verspoor M. Making sense of polysemous words // Language Learning. 2003. Vol. 53/3. P. 547-586.

8. Taylor J.R. Cognitive Grammar. Oxford, 2002.

9. Поляков О.Г. Лингвистические аспекты проектирования курса английского языка для специальных целей // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 12 (30). Ч. 1. C. 165-168.

10. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.

11. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2003. № 6. С. 9-16.

12. Evans V. A Glossary of Cognitive Linguistics. Edinburgh, 2007.

13. Sáez N. Enhancing the role of meaning in the L2 classroom: a cognitive linguistics perspective // Teachers College, Columbia University Working Papers in TESOL & Applied Linguistics. 2015. Vol. 15/2. P. 51-53.

14. Tyler A. Cognitive Linguistics and Second Language Learning: Theoretical Basics and Experimental Evidence. N. Y., 2012.

15. Hudson R. Word grammar, cognitive linguistics and second-language learning and teaching // Handbook of Cognitive Linguistics and Second Language Acquisition. N. Y., 2008. P. 89-113.

16. Littlemore J. Applying Cognitive Linguistics to Second Language Learning and Teaching. Basingstoke, 2009.

17. Falck M.J. Linguistic theory and good practice: how cognitive linguistics could influence the teaching and learning of English prepositions // Språkdidaktik: Researching Language Teaching and Learning. Umeå, 2015. P. 61-73.

18. Matsumoto N. Bridges between cognitive linguistics and second language pedagogy: the case of corpora and their potential // SKY Journal of Linguistics. 2008. Vol. 21. P. 125-153.

19. Boers F., Lindstromberg S. Cognitive Linguistic Approaches to Teaching Vocabulary and Phraseology. Berlin, 2008.

20. Veliz L. A route to the teaching of polysemous lexicon: benefits from cognitive linguistics and conceptual metaphor theory // International Journal of Applied Linguistics & English Literature. 2017. Vol. 7/1. P. 211-217.

21. Dijkstra K., Eerland A., Zijlmans J., Post L.S. Embodied cognition, abstract concepts, and the benefits of new technology for implicit body manipulation // Frontiers in Psychology. 2014. Vol. 5. P. 1-8.


Рецензия

Для цитирования:


Мотов С.В. Лингвокогнитивные основы обучения иностранному языку. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(175):37-44. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-175-37-44

For citation:


Motov S.V. LINGUOCOGNITIVE FOUNDATIONS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING. Tambov University Review. Series: Humanities. 2018;23(175):37-44. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-175-37-44

Просмотров: 58


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)