Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Профессиональная подготовка будущих педагогов к руководству исследовательской и проектной деятельностью младших школьников

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-176-14-19

Аннотация

Представлен опыт применения рефлексивно-деятельностного подхода к подготовке будущих педагогов к работе по руководству проектной и исследовательской деятельностью младших школьников. Раскрываются теоретические основания исследования, проведенного в университетской школе Московского городского педагогического университета. Изложено описание эмпирического этапа исследования процесса приобретения студентами бакалавриата важных трудовых функций, ориентированных на развитие познавательных интересов и когнитивных способностей младших школьников. Описываемая программа включает несколько взаимосвязанных между собой блоков: теоретический блок учебного курса «исследовательская и проектная деятельность школьников», тренинг исследовательских способностей, самостоятельная исследовательская практика студентов и мониторинг исследовательской деятельности учащихся. Проведенный эксперимент показал высокий уровень готовности к руководству исследовательской и проектной деятельностью младших школьников. Кроме того, обобщены рефлексивные данные, полученные в ходе обучения студентов разных курсов. По итогам было выявлено, что обучение студентов в рамках рефлексивно-деятельностного подхода создает условия для формирования у будущих педагогов компетенций, наиболее востребованных современным рынком труда, так называемые “future skills”: общие исследовательские умения и навыки; критическое мышление; коммуникативные навыки; навыки командной работы; творческий подход к делу; навыки работы в ситуациях неопределенности и риска.

Об авторах

П. В. Смирнова
ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»
Россия


Ю. А. Серебренникова
ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»
Россия


Список литературы

1. Смирнова П.В. Психологические характеристики становления профессиональной идентичности на примере профессии «психолог»: дис. … канд. психол. наук. М., 2006.

2. Савенков А.И., Серебренникова Ю.А. Формы и методы обучения будущих педагогов начальных школ руководству исследовательской и проектной деятельностью младших школьников. Воронеж, 2016. С. 87-89.

3. Осипенко Л.Е. Формирование у детей системы знаний о методах научного исследования. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publ., 2011. 204 с.

4. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. М., 2005.

5. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников. М.: Генезис, 2005.

6. Савенков А.И., Афанасьева Ж.В., Богданова А.В., Кривова В.А., Серебренникова Ю.А. Тьюторское сопровождение школьников в исследовательской деятельности // Начальная школа. 2016. № 9. С. 70-75.

7. Славина Л.С. Трудные дети. Москва; Воронеж: Ин-т практ. психологии; МОДЭК, 1998. 447 с.

8. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. 656 с.


Рецензия

Для цитирования:


Смирнова П.В., Серебренникова Ю.А. Профессиональная подготовка будущих педагогов к руководству исследовательской и проектной деятельностью младших школьников. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(176):14-19. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-176-14-19

For citation:


Smirnova P.V., Serebrennikova Y.A. PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE SCHOOL TEACHERS FOR MANAGING YOUNGER SCHOOLCHILDREN’S RESEARCH AND PROJECT ACTIVITY. Tambov University Review. Series: Humanities. 2018;23(176):14-19. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-176-14-19

Просмотров: 40


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)