Том 23, № 176 (2018)
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
7-13 41
Аннотация
В системе подготовки современного компетентного выпускника российского вуза одним из путей ее совершенствования является включение в содержание его подготовки учебной дисциплины «Академическое письмо». При этом в контексте принципов преемственности и непрерывности необходимо углубление и расширение содержания дисциплины, увеличение количества практических занятий, результатом которых будет качественное написание обучающимися научных текстов, и в конечном итоге, научно грамотное написание ими текста выполненного исследования. На основе принципов непрерывности и преемственности представлена этапность освоения академического письма на преемственных школьном и вузовских образовательных уровнях. Показано, что обучение в рамках курса «Академическое письмо» позволит формировать академическую коммуникативную письменную и устную компетенцию, то есть формировать знания о том, как писать курсовую работу, выпускную работу и другие виды письменных текстов; знания различных приемов работы с текстовой информацией; умения написания таких работ, умения публично выступить с научным докладом; владение навыками структурирования текста и построения логических взаимосвязей. В целом выполненный анализ позволил обозначить необходимость и обязательность включения в школьные и вузовские учебные планы учебного предмета «Академическое письмо»; необходимость создания обучающих программ, преемственных учебников, учебных пособий «Академическое письмо» для общего и высшего образования; обязательность выявления или подготовки специалистов, переподготовки в системе повышения квалификации специалистов для осуществления преподавания этого учебного предмета, что позволит совершенствовать систему подготовки современных компетентных специалистов.
14-19 39
Аннотация
Представлен опыт применения рефлексивно-деятельностного подхода к подготовке будущих педагогов к работе по руководству проектной и исследовательской деятельностью младших школьников. Раскрываются теоретические основания исследования, проведенного в университетской школе Московского городского педагогического университета. Изложено описание эмпирического этапа исследования процесса приобретения студентами бакалавриата важных трудовых функций, ориентированных на развитие познавательных интересов и когнитивных способностей младших школьников. Описываемая программа включает несколько взаимосвязанных между собой блоков: теоретический блок учебного курса «исследовательская и проектная деятельность школьников», тренинг исследовательских способностей, самостоятельная исследовательская практика студентов и мониторинг исследовательской деятельности учащихся. Проведенный эксперимент показал высокий уровень готовности к руководству исследовательской и проектной деятельностью младших школьников. Кроме того, обобщены рефлексивные данные, полученные в ходе обучения студентов разных курсов. По итогам было выявлено, что обучение студентов в рамках рефлексивно-деятельностного подхода создает условия для формирования у будущих педагогов компетенций, наиболее востребованных современным рынком труда, так называемые “future skills”: общие исследовательские умения и навыки; критическое мышление; коммуникативные навыки; навыки командной работы; творческий подход к делу; навыки работы в ситуациях неопределенности и риска.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
39-45 46
Аннотация
Обоснована необходимость использования интерактивных образовательных технологий при обучении иностранному языку в вузе. Проанализировано, что использование на занятиях по иностранному языку технологий веб-квест, «перевернутый класс» и «развитие критического мышления» способствует достижению высокого уровня развития иноязычной коммуникативной и информационно-коммуникационной компетенций, лучшему запоминанию изученного материала, развитию познавательной активности и логического мышления, а также повышает уровень мотивации к изучению английского языка. Данные технологии предполагают проведение нетрадиционных лекций и практических занятий, цель которых - синтезировать разрозненные знания из разных отраслей научной мысли, выделить главную и наиболее важную информацию, уметь вести дискуссию, выражать свою точку зрения. Определены основные интерактивные методы обучения, которые предполагают обращение к логическим приемам обучения, отражающим логические операции мышления анализ, …, обобщение, что соответствует современным Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование». Сделан акцент на творческом характере рассмотренных образовательных технологий, которые способствуют созданию обучающей языковой среды, включая в ее пространство всех обучающихся, стремящихся к творческому поиску, самовыражению, саморазвитию.
46-55 41
Аннотация
Иностранный язык для профессионального общения является одной из дисциплин учебного плана студентов неязыковых направлений подготовки, целью которой выступает иноязычная подготовка студентов для общения на профессиональные темы. Несмотря на то, что целый корпус научных работ посвящен рассмотрению различных аспектов обучения иностранному языку для профессиональных целей, тем не менее до настоящего времени имеется ряд дискуссионных вопросов, требующих дополнительного изучения и рассмотрения. Один из таких вопросов связан с отбором предметного содержания обучения иностранному языку в целом и иностранному языку для профессионального общения в аграрном вузе в частности. Анализ ряда учебных программ и основных профессиональных образовательных программ по неязыковым направлениям подготовки разных вузов страны свидетельствует о том, что предметное содержание дисциплины «Иностранный язык для профессионального общения» является инвариантным для студентов нескольких смежных направлений подготовки и не отражает специфики будущей профессиональной деятельности выпускников. Особую актуальность данная проблема приобретает в ситуациях, когда в рамках одного направления подготовки выделяется несколько отдельных профилей обучения. Обозначена актуальность исследования, сопоставлены три основных подхода к обучению иностранному языку для профессионального общения (иностранный язык для специальных целей, интегрированное предметно-языковое обучение, изучение ряда профессиональных дисциплин на иностранном языке), описаны особенности обучения иностранному языку студентов аграрного вуза, на примере направления подготовки «Агрохимия и агропочвоведение» разработано предметное содержание обучения иностранному языку студентов двух отдельных профилей: «Агрохимия и агропочвоведение» и «Агроэкология».
56-66 40
Аннотация
Одним из наиболее сложных для обучения студентов аспектов в области иностранного языка выступает письменное высказывание. Современные информационные и коммуникационные технологии создают дополнительные методические условия для организации проектной деятельности студентов, направленной на формирование дискурсивных умений в области письменной речи. Одной из таких технологий, способной создать условия для внеаудиторной иноязычной работы студентов, выступает лингвистический корпус. Предложена методическая модель обучения студентов письменному высказыванию на основе корпусных технологий. Основываясь на положениях системного подхода, модель представляет собой иерархически выстроенную систему компонентов, которые взаимосвязаны между собой. К таким компонентам относятся: предпосылки, подходы и методы, средства обучения, организационные формы, психолого-педагогические условия, критерии оценки и результат. В качестве методологической основы в модели выступают системный, компетентностный, личностно-деятельностный и коммуникативно-когнитивный подходы. Данные подходы реализуются на практике с помощью ряда дидактических (принцип индивидуализации и дифференциации обучения, принцип активности, принцип сознательности, принцип доступности, принцип повторности, принцип информатизации образования, принцип наглядности) и методических (принцип аппроксимации учебной деятельности, принцип ситуативно-тематической организации обучения, принцип коммуникативной направленности, принцип устного опережения) принципов. Подробно описаны все компоненты методической модели.
ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
20-28 44
Аннотация
Представлен опыт работы по формированию социальной успешности детей-сирот средствами дополнительного образования (цирковое искусство). Рассмотрено понятие социальная успешность. Отмечено, что в современном понимании социальной успешности ребенка выделяют объективный и субъективный аспекты. Отмечается, что основу образовательно-воспитательного процесса в условиях центра содействия семейному воспитанию должно составлять индивидуально-личностное развитие воспитанников. Раскрыты формы работы, применяемые в ГБУ ЦССВ им. Ю.В. Никулина, по формированию социальной успешности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представлены группы критериев для оценки социальной успешности воспитанников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: первая группа критериев связана с непосредственной социальной успешностью воспитанника и включает уровень развития коммуникативных навыков; уровень социализации; успешность в освоении предметов дополнительного образования; участие в общественной деятельности, в мероприятиях учреждения и вне стен учреждения; достижения в учебной и во внеучебной деятельности; принятие семейных ценностей; мотивацию к ведению здорового образа жизни; вторая группа критериев связана с социальной успешностью выпускников учреждения: профессиональное самоопределение; благополучие в семейной жизни; участие в общественной деятельности; ведение здорового образа жизни; правовая грамотность и др.; третья группа критериев связана с оценкой деятельности учреждения: поддержание имиджа и репутации учреждения; исключение вторичного сиротства среди выпускников; снижение количества воспитанников, склонных к девиантному поведению; семейные формы жизнеустройства воспитанников.
29-38 34
Аннотация
Описаны основные компоненты, образующие доступную образовательную среду для инвалидов. На основании анализа нормативной правовой базы образования, социальной защиты и системы реабилитации инвалидов, а также теоретических, процессуальных и медико-экспертных основ инвалидности дана характеристика взаимосвязанных элементов доступности в системе профессионального образования инвалидов. Рассмотрены основные нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также международные акты, регулирующие обеспечение доступного образования и трудоустройства для инвалидов. Выявлено, что профессиональное образование инвалидов является одновременно составной частью системы профессиональной реабилитации инвалидов. Сделан акцент на том, что независимый образ жизни инвалидов должен обеспечиваться через доступность физического, социального, экономического и культурного окружения. Обозначена важность реабилитационного компонента доступной образовательной среды для инвалидов. Данный компонент включает в себя оказание помощи инвалиду в освоении им профессиональных образовательных программ, решение сопутствующих обучению проблем, формирование профессиональной, социальной и психологической зрелости инвалида. Отмечено значение технических средств реабилитации и архитектурно-планировочного аспекта в создании доступной образовательной среды для инвалидов. Учет всех необходимых компонентов позволит создать систему доступного и качественного профессионального образования для инвалидов.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
108-115 49
Аннотация
Представлен анализ содержания компонентов Военно-морского флота Российской Федерации как вида вооруженных сил государства. Методологической основой данного анализа являлась трактовка понятия «содержание» в контексте того, что оно представляет совокупность элементов, образующих систему их взаимодействий и вызываемых ими перспективных изменений. На основе изучения специальностей военнослужащих морского флота произведена обобщенная интеграция однородных видов профессиональной деятельности военнослужащих, исходя из анализа более 300 гетерогенных наименований. Уточнено, что Военно-морской флот Российской Федерации на современном этапе эволюционного развития представляет собой совокупность пяти относительно взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц: подводные силы и надводные корабли; летно-подъемный состав морской авиации; морская пехота, боевые пловцы, разведывательные, диверсионные и другие специальные подразделения; береговые зенитно-ракетные и артиллерийские части; службы обеспечения, радиотехники, связи, тыла, инженеры и техники, в том числе морской авиации. Вышеуказанная интеграция общности структуры боевых действий специалистов по назначению является основанием разработки и наличия пяти соответствующих утилизированных программ по физической подготовке, поскольку физическая готовность военнослужащих является составной частью системы боевого совершенствования сил флота. Выходя за рамки номенклатуры специальностей, выявлена целесообразность выделения отдельной шестой программы по физической подготовке для подразделений Военно-морского флота Российской Федерации, предполагающих в случае необходимости реализовывать миротворческие функции в районах вероятных боевых действий. Вышеуказанный подход обоснования требуемого оптимального количества программ по физической подготовке в масштабе управления силами флота Российской Федерации впервые применяется в теории и методике физической подготовки военнослужащих.
116-122 46
Аннотация
Проведение занятий физической культурой и спортом в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина рассмотрено как фактор, оказывающий влияние на качество жизни и профессиональную адаптацию иностранных студентов. При этом состояние физической формы иностранцев, включающей в себя физическое развитие и физическую подготовленность, является одним из показателей успешного освоения ими образовательных программ. Однако решение задач физического воспитания иностранных студентов обусловлено рядом объективных и субъективных трудностей, связанных с различным образовательным и физкультурно-спортивным уровнем, высоким процентом заболеваемости, языковым барьером, этническими особенностями, низкой физической подготовленностью. Особенно актуальной данная проблема является при освоении базовых основ физической культуры иностранными девушками. Анализ результатов тестирования основных показателей физического развития 150 иностранных студенток 1-2 курсов медицинского института Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина позволил выявить различия по длине и массе тела, жизненной емкости легких, силе правой и левой кистей девушек. Выявленные различия носили расовый характер. Полученные данные позволили составить морфофункциональный портрет иностранных студенток, который предполагает использование индивидуализированного подхода при организации и проведении занятий физической культурой и спортом, текущем и итоговом контроле уровня их физической подготовленности.
123-131 25
Аннотация
Рассмотрены вопросы оценки уровня физического здоровья современных школьников и рекомендации исследователей по построению процесса изучения показателей физического развития и уровня физического здоровья в подростковом возрасте. Приведены критерии успешной реализации педагогического процесса по физической культуре в условиях средних образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации. Перечислены основные виды сердечно-сосудистой патологии, встречающиеся среди кадет, обучающихся в 6-х классах Тульского суворовского военного училища. Перечислены и охарактеризованы показатели, подлежащие оценке при определении уровня физического здоровья подростков вообще и с заболеваниями сердечно-сосудистой системы в частности: индекс массы тела, жизненный индекс, индекс Робинсона, силовой индекс. Приведены данные исследования различных характеристик уровня физического здоровья у подростков контрольной и экспериментальной групп в начале и в конце проводимого нами эксперимента. Теоретически обоснованы и экспериментально доказаны актуальность и необходимость разработки методики коррекционной направленности для повышения эффективности процесса физического воспитания кадет подросткового возраста, имеющих патологии сердечно-сосудистой системы различной этиологии, в довузовских образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации.
132-138 48
Аннотация
Одним из приоритетных направлений государственной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью является их профессиональная адаптация и социальная интеграция в общество. Применение средств адаптивного физического воспитания в большинстве случаев остается единственным эффективным методом их физической реабилитации и самореализации. Однако в настоящее время требуется совершенствование процесса адаптивного физического воспитания, в связи с чем сформулирована цель, которая заключается в необходимости установления организационно-педагогических условий, повышающих и снижающих двигательную активность среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, получающих образование в системе регионального инклюзивного средне-профессионального образования. В результате установлены параметры, влияющие на двигательную активность лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: категория установленных нарушений, курение, возраст, двигательная активность до поступления в техникум, место проживания, пол, питание, учебная нагрузка, наличие или отсутствие свободного времени, наличие или отсутствие условий для занятий желаемым видом физической культуры и спортом.
139-145 41
Аннотация
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью совершенствования методики первичного отбора детей для занятий боксом, что в дальнейшем позволит повысить результативность их учебно-тренировочной и соревновательной деятельности в данном виде спорта. Цель исследования - выявить мнение тренеров по боксу о необходимости совершенствования первичного отбора в данном виде спорта, новых средствах, методах и показателях, обеспечивающих качество контингента и эффективность спортивной деятельности юных боксеров. Сбор информации производился с помощью анкетного опроса и изучения специальной научной литературы, электронных источников на базе Белгородского государственного национального университета, Федерации бокса Белгородской области, Армавирского педагогического университета. В опросе участвовало 49 тренеров из разных регионов Российской Федерации в возрасте 23-67 лет. В результате опроса мнения тренеров разделились: часть из них считает совершенствование содержания первичного отбора острой необходимостью, другая часть респондентов такую необходимость отрицает, и несколько человек не смогли однозначно определить свое мнение по поводу необходимости совершенствования первичного отбора в боксе. В ходе опроса были внесены предложения для совершенствования методики отбора, учета важных критериев, показателей в ее содержание. Ведущие показатели для проведения первичного отбора для занятий боксом респонденты распределили на три основные группы: физические качества, психологические показатели, личностные качества испытуемых. Вместе с тем анализ литературы и опрос специалистов показал, что ряд факторов в рекомендациях и пожеланиях тренеров отсутствует (например, свойства высшей нервной деятельности, способность переносить физическую боль и боязнь этой боли). Полученные данные могут использоваться в теории и методике бокса, а также в практическом проведении первичного отбора будущих боксеров. Результаты проведенного исследования могут представлять определенную ценность не только для тренеров по боксу, но и для специалистов в других ударных видах единоборств (например, для кикбоксинга, каратэ, таэквондо и др.). В перспективе видится необходимость изучить общие подходы и положения в разработке методики первичного отбора юных спортсменов для занятий ударными единоборствами и обосновать критерии и способы его проведения с учетом специфики каждого единоборства.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
146-153 43
Аннотация
Рассмотрены особенности хозяйственной деятельности помещиков в конце XIX - начале ХХ века. Проанализированы истоки консервативных подходов к развитию частных поместий, выявлены причины, заставившие часть помещиков рационализировать хозяйство своих имений. Актуальность работы определяется важностью изучения наиболее оптимальных форм социально-экономической модернизации пореформенного аграрного сектора. Анализ опубликованных источников показывает, что большинство владельцев обратилось к традиционным для помещиков способам ведения дел. Распространенным способом получения дохода с поместий считались сокращение собственной запашки и раздача освободившихся площадей в арендное содержание. В условиях аграрной депрессии такой вариант получения дохода расценивался рядом помещиков как наиболее перспективный. Ряд владельцев шел гораздо дальше. Оценив преимущества городской жизни, они полностью порвали связи с сельской жизнью и переезжали в города. Только небольшая, экономически активная прослойка помещиков в новых условиях смогла создать самодостаточные капиталистические хозяйства. Они модернизировали принадлежавшие им поместья, внедрили в практику администрирования прогрессивные методики управления, рационально используя имеющиеся экономические ресурсы. Анализируя истоки рационализации образцовых имений, мы обратились к воспоминаниям А.А. Фета, А.Н. Энгельгардта, С.Ф. Шарапова. Успех модернизации поместий, по их мнению, был связан с вниманием к конкретным сторонам экономики хозяйств, внедрением новых технологий производства, рационализацией административной деятельности.
154-164 45
Аннотация
Комплексно и системно изучена практика социальной защиты детей-сирот в Тамбовской губернии XIX - начала ХХ века сквозь призму православной благотворительности и монастырского призрения. На основе широкого комплекса первичных материалов, прежде всего, периодической печати, были репрезентативно исследованы различные малоизвестные аспекты заявленной научной проблемы. Обобщен отечественный опыт изучения системы благотворительных инициатив православного духовенства в провинциальной России, которая имела существенные отличия от столичных реалий. Выявлена особенность организации призрения детей-сирот духовного сословия на региональном и уездном уровнях, что позволяет оценить реалии социальной защиты в Тамбовской епархии рассматриваемого хронологического периода. Уточнены возможности монастырского призрения и его значение в контексте благотворительной деятельности. Специально рассмотрены правила призрения детей-сирот при монастырях в мирные годы и в период Русско-японской войны 1904-1905 гг. и Первой мировой войны 1914-1918 гг. Выявлены основные мотивы и побудительные меры благотворительной деятельности крупных региональных монастырей, что отражало общие тенденции в развитии провинциального социума в Российской империи рассматриваемого периода. Сделаны выводы о результатах и опыте, традициях и особенностях деятельности приходских попечительств по поддержке детей-сирот на уровне губернии и уезда, что позволило успешно реконструировать данную часть системы социальной защиты дореволюционной России. Обращено внимание на важность учета региональной специфики и конкретно-исторических проявлений благотворительной поддержки православного духовенства, а также оценки социокультурных и этноконфессиональных позиций регионального социума. Уточнено влияние практики призрения девочек-сирот в монастырских приютах в период воспитания и обучения, а также последующей социализации. Доказано, что православное духовенство очень редко проявляло собственную инициативу по призрению детей-сирот в регионе, но распоряжения епархиального начальства определяли идеологию и практику провинциальной благотворительности сквозь призму духовных скреп и ценностей милосердия.
165-176 44
Аннотация
Рассмотрен механизм контроля над аппаратом финансовых органов, который осуществлялся в рамках кампании по взысканию недоимок с частных предпринимателей и чистке налогового аппарата. Источниками являлись методические материалы Центрального штаба рабочей бригады по шефству над Народным комиссариатом финансов СССР и руководства Свердловского областного финансового управления, направленные в адрес Свердловского окружного финансового отдела. В рамках кампании наряду с чисто фискальными преследовались и политические цели - продемонстрировать решительность властей в борьбе с частным сектором хозяйства и провести чистку аппарата финансовых органов от представителей классово-чуждых социальных групп. Гарантией эффективности кампании, по мнению ее организаторов, являлось привлечение «рабочих от станка», способных последовательно осуществить поставленные цели. Активное участие в кампании граждан, которые не обладали необходимой профессиональной квалификацией, создавало предпосылки для злоупотреблений и нарушений действующего законодательства. Однако это обстоятельство, учитывая политический характер кампании, не являлось недостатком в глазах ее организаторов. В инструкции финансовые работники рассматривались как потенциальные нарушители, а их деятельность оценивалась как недостаточно эффективная и идущая вразрез с идеологическими установками. Такой подход противоречил презумпции невиновности, дискредитировал как отдельных сотрудников, так и в целом финансовые организации. Даная кампания свидетельствовала о решительном наступлении на нэп не только на фронтах борьбы с многоукладной экономикой, но и о свертывании институтов, обеспечивающих функционирование рыночного механизма в советской России. Финансово-кредитные организации либо исчезали, либо их деятельность существенно трансформировалась в рамках мобилизационной модели советской экономики.
177-184 45
Аннотация
Академическая медицина продолжительное время оставалась недоступной для населения Крайнего Северо-Востока страны. Начальным этапом в установлении регулярной медицинской помощи кочевому и оседлому коренному населению стала организация передвижных врачебных отрядов. Обобщена информация о деятельности передвижных врачебных отрядов, действовавших в 1920-1930-е гг. на Крайнем Северо-Востоке СССР. По мере расширения сведений о состоянии здоровья, характере заболеваемости обследуемого аборигенного населения, а также особенностях организации медицинской помощи на исследуемой территории менялись направления деятельности отрядов. Работа отрядов велась в нескольких направлениях: медико-санитарном, этнографическом, географическом, общественном. Прослежена государственная политика в обеспечении коренных народов медицинской помощью, обозначены трудности в организации эффективной работы отрядов, дана общая оценка ее результатов. Внося изменения в бытовую повседневность кочевого и оседлого населения, медицинские работники способствовали приобщению их к академической медицинской культуре. Деятельность передвижных врачебных отрядов помогла изучить характер и особенности болезней аборигенов, выявить очаги эпидемических заболеваний и разработать методы борьбы с ними, первично обследовать жителей тундры и выработать необходимые рекомендации органам здравоохранения.
185-194 33
Аннотация
Проанализировано отношение населения Тамбовского региона к проводимым мероприятиям Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) во второй половине 1930-х гг. Рассмотрены основные действия местных властей в исследуемый период. Особое внимание уделено изучению масштабов проводимых мероприятий и их влияния на местное население. Выявлены причины невыполнения региональной властью многих плановых показателей правительства. Рассмотрены применяемые местными чиновниками методы, направленные на достижение поставленных задач. На основе писем и дневников, написанных во второй половине 1930-х гг., было определено отношение жителей региона к проводимым мероприятиям. Оценка формировалась под влиянием множества факторов, среди которых возраст, место проживания, социальное положение, политическое притеснение или его отсутствие, а также религиозность мемуаристов. Во время проведения мероприятий население переселялось в город, а также нередко совершало преступления в виде кражи или спекуляции дефицитных товаров. Для борьбы с халатностью, медлительностью и злоупотреблениями местной власти стали чаще обращаться с жалобами или разнообразными разъяснениями в вышестоящие органы, но перестали организовывать восстания и митинги. Рассмотрена позиция авторов писем и дневников на внешнюю политику, проведенную советской властью.
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
195-200 39
Аннотация
Раскрыт жизненный путь и общественно-политическая деятельность Джозефа Галловэя - одного из выдающихся представителей лоялистского движения в период Войны за независимость США в Северной Америке. История лоялистского движения продолжает оставаться дискуссионной страницей в исторической науке. На протяжении десятилетий крупнейшие ученые-американисты так и не сумели прийти к окончательному выводу о численности, социальном составе и мотивации лоялистов. В ряду «антигероев» американской революции личность Джозефа Галловэя традиционно привлекает внимание значительного числа историков и либерального, и консервативного направлений. Прослежены истоки мировоззрения лидера пенсильванских лоялистов, рассмотрены взгляды Дж. Галловэя на политические реформы в собственнической колонии, а также выявлена сущность «союзного плана», представленного им на Первом Континентальном конгрессе в сентябре 1774 г. Сделан вывод о том, что патриотический проект Дж. Галловэя, еще актуальный в период борьбы против закона о гербовом сборе, к началу Войны за независимость США устарел. Из-за влияния «новой колониальной политики» Дж. Гренвилла и Ч. Тауншенда, отсутствия необходимых политических реформ и жестокостей, творимых английскими солдатами, депутаты конгресса просто перестали верить в возможность англо-американского союза.
201-208 81
Аннотация
Рассмотрена одна из ключевых проблем новейшей истории - распад дуалистической Австро-Венгерской империи. Двуединая монархия, или Монархия, просуществовала чуть более полувека, с 1867 по 1918 г., и распалась в результате резкого обострения межнациональных противоречий и военно-политического поражения Центральных держав. В богатой австро-хунгаристике особое место занимает книга современника исторической драмы, венгерского публициста, леволиберального политика О. Яси. Автор данного исследования был научным редактором перевода книги О. Яси на русский язык. Отмечены две идеи новаторского, во многом пионерского историко-социологического труда О. Яси: а) о противоречивом влиянии экономической силы (фактора) на тесную интеграцию разноуровневых регионов Дунайской монархии; б) как показано нами с опорой на исследование О. Яси, психологической причиной развала полиэтничного государства была культурно-ментальная несовместимость венгров и австрийских немцев, равно как и других народов Монархии. Экономическое отставание Венгрии и своеобразие венгерской национальной самоидентификации, разная политическая культура явились глубинными дезинтегративными факторами исчезновения с политической карты мира одной из крупнейших континентальных империй.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
82-88 47
Аннотация
Актуализирован процесс формирования карьерных стратегий студенческой молодежи в условиях самоуправления. Студенческое самоуправление рассмотрено с позиций социально-культурной деятельности и определяется как особая форма инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленная на решение важных жизненных вопросов, развитие их социальной активности, ориентированная на взаимодействие с администрацией и общественными организациями с целью оптимизации деятельности образовательного учреждения и совершенствования процесса профессионализации. Формирование карьерных стратегий - процесс планирования карьерного пути, включает оценку исходного уровня карьерной готовности (карьерная компетентность); проектирование образа будущей карьеры (карьерные цели) на основе сопоставления реальных карьерных возможностей студентов с требованиями работодателей; а также конструирование персонального бренда и построение алгоритма достижения намеченных целей с учетом выявленных ресурсов. Карьерные стратегии молодежи можно охарактеризовать как перспективные карьерные ориентации, спроектированные согласно личностному карьерному потенциалу, уровню компетентности, с учетом особенностей карьерной реализации в условиях социальной неопределенности. Обосновано, что социально-культурная деятельность обладает достаточным арсеналом технологий, позволяющих оптимизировать данный процесс. Социально-культурная деятельность рассмотрена как отрасль педагогической науки, которая направлена на социально-культурную интеграцию личности.
89-97 56
Аннотация
Раскрыты методологические основы построения модели формирования патриотических чувств у подростков посредством народного творчества. Проведен анализ возможности применения в педагогические практики модельного подхода при разработке модели формирования патриотических чувств у подростков. На основе предлагаемого автором алгоритма предложены теоретические основы моделирования процесса формирования социального воспитания патриотических чувств у подростков средствами народного творчества в условиях учреждений дополнительного образования. Дана подробная характеристика компонентов предлагаемой модели: субъективного, методологического, содержательно-организационного и оценочного компонентов. На основе систематизации данных выделены когнитивные особенности подростков, учитывающие психологические особенности подросткового возраста, которые в дальнейшем будут приниматься в качестве основы в описании подростка как субъективного компонента модели социального воспитания. Особое внимание уделено необходимости использования методологического компонента построения модели, включающего в себя учет особенностей внешних влияний на воспитательный процесс и инновационность характера формирования патриотических чувств у подростков. В качестве основного способа воспитания патриотических чувств у подростков автором предложено использование проектного подхода путем создания среды проектной деятельности. Подробно описаны такие неотъемлемые составляющие модели, как когнитивная, мотивационно-ценностная, эмоциональная, конативная составляющие, а также формы и методы социального воспитания патриотических чувств у подростков средствами народного творчества. В завершение подчеркнута важность проведения оценки уровня сформированности патриотического сознания. Результатом внедрения модели автор видит решение ряда сформировавшихся в обществе проблем формирования патриотических чувств у подростков посредством народного творчества.
98-107 46
Аннотация
Рассмотрена организация индивидуально-ориентированного обучения детей дошкольного возраста в области хореографического искусства. Непрерывно развивающаяся концепция образования, в том числе концепция обучения детей дошкольного возраста, активное внедрение инновационных технологий, повышение требований, которые предъявляются к современному педагогу, позволяют сделать раздел дошкольной педагогики регулярно модернизирующейся наукой, ключевая цель которой заключается во внедрении инновационных методик, адаптивно подходящих к психо-физилогическому уровню развития современного ребенка. Показано, что в рамках образовательного процесса детей дошкольного возраста в области хореографии в качестве основополагающей цели избирается индивидуально-ориентированное обучение и воспитание в области хореографического искусства. Целью индивидуально-ориентированного обучения и воспитания в области хореографического искусства является развитие ребенка как единичной личности, носителя неповторимых характерных черт, которые будут отличать его от сверстников. Охарактеризованы принципы развивающего индивидуально-ориентированного обучения и воспитания в области хореографического искусства (принцип природосообразности; принцип свободы выбора; принцип открытости дидактического процесса), раскрыты формы организации индивидуально-ориентированного обучения и воспитания дошкольников в сфере хореографического искусства. Представлено исследование динамики развития дошкольников средствами хореографического искусства. Рассмотрены основные педагогические технологии индивидуально-ориентированного обучения детей дошкольного возраста в области хореографического искусства (здоровьесберегающие образовательные технологии; педагогические технологии, которые способствуют системному и гармоничному развитию личности ребенка; технологии проектной деятельности; технология «портфолио дошкольника»; информационно-коммуникативные технологии).
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
67-74 46
Аннотация
Проанализированы факторы воздействия Интернета на социум, их место и роль в модернизации открытого образования. Факторы воздействия Интернета на социум рассмотрены через изменение и удовлетворение следующих потребностей интернет-пользователей: использование новых образовательных технологий и их генерация в интернет-пространстве; формирование проектных компетенций в процессе общения и потенциал новых форм интернет-социализации в их реализации; взаимодействие с внешними партнерами и развитие средств общения в Интернете; взаимодействие в процессе обучения с использованием новых форм интернет-социализации. Рассмотрены новые формы интернет-социализации, такие как: социальные сети; ресурсы облачных технологий; онлайн-форумы; чаты; электронные научные видеоконференции; видеоконференции; электронные библиотеки; электронное правительство; онлайн-банкинг; досуговые сервисы. В рамках исследования проанализированы педагогические аспекты воздействия интернет-факторов на социализацию молодежи.
75-81 45
Аннотация
Дано сравнение традиционных и новых методов поиска информации в компьютерных сетях. В результате обоснована необходимость учета категории качества информации в процессе информационного поиска учащимися всех форм обучения. Даны определения «информационного мусора» и качества информации. Учет качества информации необходим для интеллектуализации информационного поиска и, в конечном счете, повышения эффективности процесса поиска. Одними из главных источников качественной информации в Интернете являются легальные электронные библиотеки. Рассмотрены признаки сетевых источников, содержащих качественную информацию, позволяющие студентам научиться отличать легальные электронные библиотеки от «пиратских». Рассмотрены некоторые электронные библиотеки. В качестве рекомендаций для преподавателей предложены задания для студентов по методике интеллектуального поиска информации в электронных образовательных ресурсах с целью формирования компетенций, заложенных в современных образовательных стандартах. Сделан вывод, что теме поиска качественной информации в Интернете должно уделяться значительно больше внимания, чем сейчас.
ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)
ISSN 2782-5825 (Online)