Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Особенности отбора предметного содержания обучения иностранному языку в аграрном вузе

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-176-46-55

Аннотация

Иностранный язык для профессионального общения является одной из дисциплин учебного плана студентов неязыковых направлений подготовки, целью которой выступает иноязычная подготовка студентов для общения на профессиональные темы. Несмотря на то, что целый корпус научных работ посвящен рассмотрению различных аспектов обучения иностранному языку для профессиональных целей, тем не менее до настоящего времени имеется ряд дискуссионных вопросов, требующих дополнительного изучения и рассмотрения. Один из таких вопросов связан с отбором предметного содержания обучения иностранному языку в целом и иностранному языку для профессионального общения в аграрном вузе в частности. Анализ ряда учебных программ и основных профессиональных образовательных программ по неязыковым направлениям подготовки разных вузов страны свидетельствует о том, что предметное содержание дисциплины «Иностранный язык для профессионального общения» является инвариантным для студентов нескольких смежных направлений подготовки и не отражает специфики будущей профессиональной деятельности выпускников. Особую актуальность данная проблема приобретает в ситуациях, когда в рамках одного направления подготовки выделяется несколько отдельных профилей обучения. Обозначена актуальность исследования, сопоставлены три основных подхода к обучению иностранному языку для профессионального общения (иностранный язык для специальных целей, интегрированное предметно-языковое обучение, изучение ряда профессиональных дисциплин на иностранном языке), описаны особенности обучения иностранному языку студентов аграрного вуза, на примере направления подготовки «Агрохимия и агропочвоведение» разработано предметное содержание обучения иностранному языку студентов двух отдельных профилей: «Агрохимия и агропочвоведение» и «Агроэкология».

Об авторе

К. В. Капранчикова
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I»
Россия


Список литературы

1. Завьялов В.В. Модели обучения иностранному языку для профессиональных целей студентов нелингвистических направлений подготовки // Державинский форум. 2018. № 6. С. 175-184.

2. Huntinson T., Waters A. English for Specific Purposes. Cambridge: Cambridge University Press, 1987.

3. Поляков О.Г. Английский язык для специальных целей: теория и практика. М.: Тезаурус, 2003.

4. Marsh D. Content and Language Integrated Learning: The European Dimension - Actions, Trends and Foresight Potential. Cambridge: Cambridge University Press, 2002.

5. Marsh D., Mehisto P., Wolff D., Frigols M.J. The European Framework for CLIL Teacher Education. Graz: European Centre for Modern Languages, 2010.

6. Сысоев П.В., Завьялов В.В. Обучение иноязычному письменному юридическому дискурсу студентов направления подготовки «Юриспруденция» // Язык и культура. 2018. № 41. С. 308-326.

7. Халяпина Л.П. Современные тенденции в обучении иностранным языкам на основе идей CLIL // Вопросы методики преподавания в вузе. 2017. Т. 6. № 20. С. 46-52.

8. Попова Н.В., Коган М.С., Вдовина Е.К. Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) как методология актуализации междисциплинарных связей в техническом вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23. № 173. С. 29-42. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-173-29-42.

9. Алмазова Н.И., Баранова Т.А., Халяпина Л.П. Педагогические подходы и модели интегрированного обучения иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в зарубежной и российской лингводидактике // Язык и культура. 2017. № 39. С. 116-134.

10. Попова Н.В., Иовлева В.И. Предметно-языковое интегрированное обучение в вузовском учебном процессе // Инновационные идеи и подходы к интегрированному обучению иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в системе высшего образования: материалы Междунар. школы-конф. СПб.: Изд-во политехн. ун-та, 2017. С. 163-166.

11. Сысоев П.В., Амерханова О.О. Обучение письменному научному дискурсу аспирантов на основе тандем-метода // Язык и культура. 2016. № 4 (36). С. 149-169.

12. Сысоев П.В., Амерханова О.О. Влияние тандем-метода на овладение аспирантами иноязычным письменным научным дискурсом // Язык и культура. 2017. № 40. С. 276-288.

13. Сафонова В.В., Сысоев П.В. Элективный курс по культуроведению США в системе профильного обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 2005. № 2. С. 7-16.

14. Сысоев П.В., Завьялов В.В. Элективный языковой курс “Introduction to Law” в системе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в старших классах // Иностранные языки в школе. 2018. № 7. С. 10-18.

15. Крылов Э.Г. Билингвальное обучение инженерным дисциплинам и иностранному языку в вузе. Москва; Ижевск: Ин-т комп. исслед., 2015. 148 с.

16. Крылов Э.Г. Формирование профессионального двуязычного лексикона в процессе интегративных занятий по иностранному языку и инженерным дисциплинам // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2015. № 1 (11). С. 82-92.

17. Соломатина А.Г. Обучение иностранному языку для профессиональных целей на основе модели интегрированного предметно-языкового обучения в аграрном вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23. № 173. С. 49-57. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-173-49-57.


Рецензия

Для цитирования:


Капранчикова К.В. Особенности отбора предметного содержания обучения иностранному языку в аграрном вузе. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(176):46-55. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-176-46-55

For citation:


Kapranchikova K.V. FEATURES OF THE SELECTION OF THE SUBJECT CONTENT OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN THE AGRARIAN UNIVERSITY. Tambov University Review. Series: Humanities. 2018;23(176):46-55. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-176-46-55

Просмотров: 44


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)