Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Взаимодействие преподавателей и студентов вуза и результативность образовательной деятельности

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-178-7-12

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования, посвященного выявлению и анализу мнений студентов и преподавателей Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина о влиянии системы их взаимоотношений на результативность совместной образовательной деятельности. Актуальность исследования обоснована необходимостью выявления значимости личностных контактов для субъектов образовательного процесса в контексте предлагаемой полной замены лекционных занятий очной формы на онлайн-курсы. Программа исследования включала в себя два блока: выявление позиций преподавателей и студентов при взаимодействии, которые отражают особенности имеющейся системы обучения в вузе; изучение и анализ влияния имеющегося взаимодействия на отношение студентов к учебно-профессиональной деятельности. Выявлены факторы, препятствующие переходу преподавателей к организации образовательного процесса на основе идей личностно-ориентированного обучения. Обоснована важность и необходимость использования в качестве диагностического инструментария мнений студентов и образных графических работ (проективные методики). Представлен сравнительный анализ основных причин неудовлетворенности студентов существующим взаимодействием с преподавателями (данные 2000 и 2018 г.). Раскрыта значимость рефлексивной деятельности преподавателя в контексте саморегуляции его стиля профессионально-педагогической деятельности.

Об авторе

Л. Н. Макарова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия


Список литературы

1. Черных А., Миронова К. Лекции переносят в онлайн-аудиторию. Ярослав Кузьминов намерен обязать преподавателей читать курсы в цифровом формате // Коммерсантъ. 2018. 2 окт. № 179. С. 5.

2. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2004. 208 с.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.

4. Котова С.С., Хасанова И.И. Качество образовательного процесса в университете глазами студентов // Образование и наука. 2016. № 9 (138). С. 43-60.

5. Зотова В.А. Студенческая оценка качества образования: европейский опыт // Фундаментальные исследования. 2016. № 2-3. С. 561-564.

6. Сажина С.Д. Оценка обучающимися качества образования как условие повышения качества подготовки педагогических кадров в вузе // Мир образования - образование в мире. 2015. № 4 (60). С. 137-143.

7. Макарова Л.Н., Старцев М.В. Проблемные зоны взаимодействия преподавателей и студентов // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. № 5. С. 210-216. DOI 10.20310/1819-8813-2017-12-5-210-216.

8. Шаршов И.А., Макарова Л.Н. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в вузе как фактор повышения качества высшего образования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2013. № 1 (21). С. 92-96.

9. Полянин А.Р., Коротун С.Н. Методика использования презентации на лекции в вузе: современный дискурс // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1. № 4 (41). С. 172-184.

10. Юрова Т.В. Рефлексивное образование - педагогическая инноватика в профессиональной деятельности преподавателя вуза // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2009. № 2. С. 248-255.

11. Шустова И.Ю. Значение рефлексии в профессиональной воспитательной деятельности педагога // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 1 (28). С. 61-68.


Рецензия

Для цитирования:


Макарова Л.Н. Взаимодействие преподавателей и студентов вуза и результативность образовательной деятельности. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(178):7-12. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-178-7-12

For citation:


Makarova L.N. Interaction of lecturers and students at university and outcome of educational activity. Tambov University Review. Series: Humanities. 2019;24(178):7-12. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-178-7-12

Просмотров: 50


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)