Том 24, № 178 (2019)
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
7-12 47
Аннотация
Представлены результаты эмпирического исследования, посвященного выявлению и анализу мнений студентов и преподавателей Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина о влиянии системы их взаимоотношений на результативность совместной образовательной деятельности. Актуальность исследования обоснована необходимостью выявления значимости личностных контактов для субъектов образовательного процесса в контексте предлагаемой полной замены лекционных занятий очной формы на онлайн-курсы. Программа исследования включала в себя два блока: выявление позиций преподавателей и студентов при взаимодействии, которые отражают особенности имеющейся системы обучения в вузе; изучение и анализ влияния имеющегося взаимодействия на отношение студентов к учебно-профессиональной деятельности. Выявлены факторы, препятствующие переходу преподавателей к организации образовательного процесса на основе идей личностно-ориентированного обучения. Обоснована важность и необходимость использования в качестве диагностического инструментария мнений студентов и образных графических работ (проективные методики). Представлен сравнительный анализ основных причин неудовлетворенности студентов существующим взаимодействием с преподавателями (данные 2000 и 2018 г.). Раскрыта значимость рефлексивной деятельности преподавателя в контексте саморегуляции его стиля профессионально-педагогической деятельности.
13-19 48
Аннотация
Исследованы тенденции развития системы открытого образования. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью развития системы открытого образования в контексте совершенствования интернет-технологий, а также с позиции изменения педагогических взглядов на технологии обучения с учетом новых форм социализации молодежи в интернет-пространстве. Рассмотрены тенденции развития системы открытого образования в контексте изменения элементов педагогической парадигмы в условиях информационного общества и динамики развития самих информационных технологий. Оба контекста оказывают существенное влияние на развитие системы открытого образования и позволяют прийти к формулировке новых тенденций ее развития: персонификация учебных сред по профессионально-ориентированным потребностям; развитие способов естественного удержания обучаемых в среде образовательного контента; интеграция разных сред для целей обучения; включение в контент задач формирования новых компетенций специалистов наукоемких отраслей для инновационной экономики; ориентация на инновационную совместную проектную деятельность. Исследуемые тенденции развития системы открытого образования образовательного процесса рассмотрены как характерные тенденции появления новых возможностей в сфере получения образования на современном этапе развития общества.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
110-120 42
Аннотация
Трудность формирования пассивного словарного запаса во время чтения текстов на иностранном языке является одной из самых актуальных проблем методики обучения иностранным языкам. Вопросами создания пассивного словаря и эффективности процесса его формирования занимались многие отечественные и зарубежные исследователи-лингвисты, но только развитие компьютерных технологий в последние десятилетия позволяет создать структурированный подход к процессу селекции, хранения и методики запоминания иностранных слов во время чтения. В данной статье изучена проблематика формирования пассивного словарного запаса, изучается взаимосвязь рецептивных и репродуктивных видов владения лексикой согласно мнению зарубежных и отечественных исследователей. Сделан вывод о необходимости функциональной дифференциации рецептивного и репродуктивного языкового материала и обеспечения повторяемости лексических единиц для накопления реального пассивного запаса. Выдвинута гипотеза о перспективах применения информационных технологий при решении описываемой проблемы. Описаны технология разработки и архитектура разрабатываемого компьютерного приложения. Также описаны основные модули и классы приложения и структура его интерфейса. Представлены методика проведения эксперимента, направленного на подтверждение эффективности технологий, применяемых в исследовании, и результаты тестирования участников эксперимента. Сделан вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы. Обусловлена целесообразность дальнейших теоретических и практических исследований рассматриваемой проблемы формирования пассивного словарного запаса. Предложены возможность добавления в приложение новых языковых пар, а также поиск иных решений по формированию рецептивного словаря с применением компьютерных технологий.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
35-42 53
Аннотация
Нарушение слуха в системе анализаторов влечет за собой не только изолированное «исключение» одного органа чувств, но и дефект всего хода развития ребенка. Нарушение слуха тесно функционально взаимозависимо с речевой функцией и двигательной сферой. По этой причине из всех видов двигательных способностей наиболее нарушенными являются координационные, так как их развитие осуществляется на основе недостаточной функциональной сформированности сенсорных систем, участвующих в управлении движениями. Важно отметить, что нарушения в развитии координационных способностей у детей с патологиями слуха наиболее ярко выражены в дошкольном и младшем школьном возрасте. Описано влияние нарушения вестибулярной функции как следствие слуховой депривации на ход развития координационных способностей детей младшего школьного возраста. Приведенные двигательные тесты позволяют выявить уровни развития следующих видов координационных способностей: статического равновесия, быстроты реагирования, способности к согласованию движений, способности дифференциации мышечных усилий и пространства, способности к ориентированию в пространстве, темпо-ритмовой способности. Полученные показатели тестирования были оценены относительно показателей развития шести видов координационных способностей младших школьников без отклонений в состоянии здоровья. Проведенный сравнительный анализ позволил выявить отставание исследуемых видов координационных способностей младших школьников со слуховой депривацией.
43-52 40
Аннотация
Оздоровительные тренировки, основанные на выполнении аэробных упражнений, продолжают занимать лидирующие позиции в современном фитнесе. Среди них особое место занимает аэробика на степ-платформах. Доказано положительное влияние занятий степ-аэробикой на сердечно-сосудистую систему, дыхательную систему, опорно-двигательный аппарат и др. Важное значение при занятиях любыми видами аэробики имеет контроль за занимающимися. Величина частоты сердечных сокращений является одним из самых объективных показателей реакции организма на нагрузку. Проблемы управления нагрузкой в ходе занятия степ-аэробикой как инструктором, так и самими занимающимися остаются актуальными. Выявлялась пульсовая реакция студенток на отдельные шаги степ-аэробики, выполняемые на степах различной высоты и с различной амплитудой движения руками. Низкие показатели ЧСС наблюдались при выполнении шагов на низком степе без движений руками (за исключением Mambo), наибольшие показатели - на высоком степе с движениями руками большой амплитуды. Наибольший прирост ЧСС наблюдается при выполнении шагов Chasse, Cha-cha-cha, Lift side, наименьший - V-step, Mambo, Basic step. Однако выполнение всех отобранных нами шагов на низком степе с движениями руками средней амплитуды дало больший прирост пульсовой реакции, чем при выполнении этих шагов на высоком степе без движений руками. Доказано, что большему приросту ЧСС приводит добавление хореографии рук различной амплитуды, нежели увеличение высоты степа. В связи с этим можно отметить, что многие инструкторы незаслуженно мало уделяют внимания хореографии движений руками, регулируя интенсивность только с помощью изменения высоты степа. Знание пульсовой реакции занимающихся на различные шаги степ-аэробики позволит инструктору точнее планировать и корректировать нагрузку на занятиях.
53-59 36
Аннотация
Волейбол - одна из командных игр, где мышечная работа носит в основном скоростно-силовой и координационный характер. Скоростно-силовая подготовка волейболистов решается с помощью специализации и индивидуализации средств и методов подготовки, оптимизации соотношения объемов физической и технической подготовки, с учетом возрастных особенностей, состояния и подготовленности волейболистов, что обусловливает необходимость проведения дополнительных исследований. Цель исследования: разработать и проверить на практике эффективность методики развития скоростно-силовых способностей волейболистов ВК «Тамбов» в подготовительном периоде. Поставлены задачи: 1) определить тесты для оценки скоростно-силовых способностей волейболистов; 2) разработать методику развития скоростно-силовых способностей волейболистов в подготовительном периоде; 3) экспериментально проверить эффективность разработанной методики. Методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы; педагогические наблюдения; тестирование скоростно-силовых способностей (контрольные испытания); педагогический эксперимент; математико-статистические методы обработки информации. Анализ результатов эксперимента позволил установить повышение показателей скоростно-силовых способностей, отражающих высоту прыжка, - на 12 %; в показателях, отражающих скорость перемещения, - на 2 %; в показателях, отражающих взрывную силу, - на 8 %.
60-67 39
Аннотация
Раскрыта современная, малоисследованная жизненная проблема. Цель наших научных изысканий заключена в поиске путей и средств помощи бывшим спортсменкам и спортсменам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях после активных занятий спортом, и содействии им в становлении субъектами своей дальнейшей жизнедеятельности, то есть полноценной реабилитации в российском социуме. В связи с поставленными задачами нами выяснены и представлены в работе причины, в соответствии с которыми субъекты оказались в ситуации стрессового состояния. Далее рассмотрены и определены стратегии психологической защиты совладания бывшим лицам различного пола, возраста, индивидуально-психологических особенностей, ранее занимавшимся спортом в процессе их социальной реабилитации. Новизна работы состоит в том, что исследование проведено на примере бывших спортсменок и спортсменов на современном этапе развития российского общества и роли спорта в становлении личности.
68-76 53
Аннотация
Актуальность представленного исследования обусловлена особенностями подготовки сотрудников органов внутренних дел, которые обязаны владеть боевыми приемами борьбы и иметь необходимый уровень специально-физической подготовки. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности нередко требуют применения физической силы в условиях высокой утомляемости. Это обусловливает необходимость разработки комплексной методики повышения физической выносливости. Целью исследования стало комплексное изучение проблем повышения физической выносливости в системе специальной прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел и разработка соответствующих рекомендаций методического характера. Методической основой исследования является анализ методики физической подготовки сотрудников органов внутренних дел на основании содержания приказа МВД России от 1 июля 2017 г. № 450, в котором утверждено наставление по порядку организации занятий с сотрудниками ОВД РФ в целях повышения уровня их физической подготовки, а также наблюдения за группой испытуемых до и после внедрения предлагаемых рекомендаций по совершенствованию определенного физического качества в течение трех месяцев. Обращено внимание на порядок отработки ряда силовых качеств, таких, как сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания), сгибание и разгибание рук в висе на перекладине (подтягивание), жим гири, а также методику выполнения упражнений на скорость, быстроту и ловкость, различные виды челночного бега, на разнообразные дистанции. Новизной исследования является объединение упражнений по повышению физической выносливости в единый комплекс, включающий упражнения разнонаправленного характера.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
77-84 44
Аннотация
Раскрыты основные подходы и алгоритм реализации преемственного подхода к освоению навыков эмпирического исследования при подготовке студентов по направлению «Социально-культурная деятельность». Рассмотрены особенности концентрического подхода к исследовательской подготовке бакалавров, магистрантов и аспирантов. Выявлены основные направления и способы формирования исследовательских навыков в рамках практических занятий, а также организации самостоятельной работы студентов по выполнению исследовательских проектов. В рамках изучения курса «Методология и методика научных исследований» осуществлено освоение вариативных модификаций метода наблюдения, а также опросных методов (беседы, интервьюирования, тестирования, анкетирования, экспертного опроса) и методов педагогического эксперимента. Детально изучены исследовательские процедуры, их возможности и границы применения. Специального внимания в ходе практических занятий требует овладение навыками подготовки пакета инструментария педагогической диагностики, который используется для осуществления замеров и фиксации параметров состояния объекта изучения. По результатам учебного исследования студенты составляют аналитические обзоры информации, отражающие в обобщенном виде специфические особенности реализации той или иной технологии в современной практике социально-культурной деятельности. Помимо освоения эмпирических методов студенты изучают навыки презентации и апробации результатов исследования.
85-92 54
Аннотация
Ннотация. Проанализированы особенности процесса институционализации волонтерского движения в России. Рассмотрен генезис понятия институционализация волонтерского движения как механизм общественно-государственного взаимодействия, поддержки волонтерских инициатив в целях социальной эффективности добровольческой деятельности. Охарактеризованы новые виды волонтерства (образовательное, корпоративное, семейное, волонтерство в СМИ). Процесс институционализации волонтерского движения определяется сквозь призму модели развития социального движения, включающей семь фаз (латентную, артикуляционную, формирования движения, идеологическую , количественную, организационную, институционализации). Волонтерское движение определяется как мобильное, с четкой организационной структурой (формальное и неформальное), объединяющей различные социальные группы, транслирующие идеи добровольчества как ответ на решение острых социальных проблем. Сделан акцент на процессах институционализации в сфере волонтерской деятельности, преследующих цели распространения лучших добровольческих социокультурных акций. Выделены основные элементы институционализации волонтерских движений (волонтерские программы, волонтерские акции, специализированные конгрессы, форумы, конференции, специализированные сети волонтерских организаций; волонтерские ассоциации, союзы, советы; фонды поддержки и развития волонтерства; волонтерские информационные сети; государственные и муниципальные программы поддержки волонтерских инициатив; нормативно-правовое сопровождение волонтерской деятельности). Выявлены перспективные направления институционализации волонтерского движения в России.
93-99 52
Аннотация
Раскрыто значение социального воспитания в учреждениях дополнительного образования. Уточнено понятие социального воспитания, учитывающее особенности с современного этапа развития общества. Подчеркнута важность использования культурных кодов, позволяющих передать сохраненную поколениями информацию, сформировать в воспитанниках «картину мира», мировоззрение, патриотическое сознание. Формализована роль учреждений дополнительного образования в обществе при возрастающих изменениях социально-экономической системы. На примере деятельности модели социального воспитания «кружок» рассмотрено использование информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента коммуникации для педагогов и участников проектов, в том числе сетевых. Проведенный анализ статистических данных доказал все возрастающую долю использования технологий цифровой экономики в качестве инструментов образовательного и воспитательного процессов. Это определило необходимость адаптации обучающихся к деятельности в расширяющемся «информационном потоке». Раскрыты преимущества использования социальных сетей при реализации проектного метода в социальном воспитании патриотических чувств методами народного творчества. Проведен анализ рисков использования новых коммуникационных инструментов в образовательной и воспитательной деятельности. Результатом исследования являются рекомендации педагогам по использованию новых коммуникационных технологий в социальном воспитании, формировании коммуникационной культуры.
100-109 48
Аннотация
Актуальность проблемы развития художественных способностей дошкольников в процессе создания образа человека в рисовании портрета обусловлена высоким потенциалом этой деятельности. В ходе ознакомления с произведениями портретного искусства и обучения изображению человека в рисовании портрета происходит обогащение представлений ребенка о мире людей, их характерах и взаимоотношениях, о самом себе и своем месте в обществе, что способствует положительному восприятию ребенком себя, взрослых и сверстников и таким образом влияет на процесс позитивной социализации. Цель исследования заключена в выявлении структуры и содержательных характеристик основных компонентов художественных способностей создавать образ человека в рисовании портрета, определении актуального уровня их развития у детей седьмого года жизни, разработке модели поэтапного формирования художественных способностей старших дошкольников в образовательном процессе.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
121-127 44
Аннотация
Рассмотрены особенности демографического поведения и семейно-брачной жизни представителей военного сословия, к которому относились рекруты, нижние чины, отставные, бессрочноотпускные солдаты, военные инвалиды и члены их семей: солдатки, солдатские дети - кантонисты и солдатские девки. На основе привлечения широкого круга архивных и опубликованных источников и материалов удалось реконструировать семейный опыт и брачное поведение военных ветеранов в Российской империи в XIX веке. Выявлены социально-правовые, сословно-бытовые коллизии и тенденции, которые определяли брачность, состав семьи военных ветеранов. Уточнены демографические позиции и статистические погрешности при подсчете представителей военного сословия в российской провинции. Дана подробная историографическая оценка изучения повседневной и семейной жизни военных ветеранов, а также системы призрения семей отставных и бессрочноотпускных солдат, военных инвалидов. Сделаны выводы о перспективности изучения данной научной проблемы в трудах отечественных и зарубежных историков, демографов, региональных исследователей, а также уникальности семейно-брачных отношений у представителей военного сословия в эпоху модернизирующейся России.
128-139 48
Аннотация
Рождаемость, являясь важнейшим первичным демографическим процессом, играет ключевую роль в процессе воспроизводства населения, оказывает влияние на все сферы жизни общества. Рассмотрен ряд проблемных и дискуссионных вопросов, связанных с изучением отдельных аспектов рождаемости в российском провинциальном городе в конце XVIII - первой половине XIX века. Выявлены особенности и проблемы учета и регистрации рождений. Проанализированы коэффициенты рождаемости, количество рождений на один брак, число детей в семьях, половое соотношение родившихся, число и удельный вес незаконнорожденных детей в структуре новорожденных провинциального губернского города в конце XVIII - первой половине XIX века. Сравнительный анализ показал, что коэффициенты рождаемости в Тамбове в изучаемый период колебались от высоких до сверхвысоких, характерных для традиционного типа рождаемости. Вместе с тем сокращалось число детей в семьях жителей Тамбова, снижалась доля семей, имевших шесть и более детей. Удельный вес внебрачных детей у православного населения Тамбова в конце XVIII - первой половине XIX века сокращался, а в пореформенное время их доля заметно выросла. Шло снижение младенческой смертности. Сделан вывод о необходимости расширения источниковой базы исследования, использования методологического и методического арсенала междисциплинарных подходов, возможностей информационных технологий, которые позволят уточнить ряд количественных показателей, характеризующих рождаемость и демографические процессы в целом в российском провинциальном городе в конце XVIII - первой половине XIX века.
140-148 53
Аннотация
Системно изучена практика социальной защиты детей-инвалидов по слуху и зрению, а также других категорий «физически-дефективных» детей и подростков в Тамбовской губернии в первой трети ХХ века. На основе широкого комплекса первичных материалов, прежде всего, периодической печати, архивных источников, воспоминаний, статистических данных репрезентативно исследованы различные малоизвестные аспекты заявленной научной проблемы. Обобщен отечественный и зарубежный опыт изучения системы социального обеспечения «особых» детей в провинциальной России. Уточнены варианты социального попечения в отношении детей-инвалидов, в том числе в контексте благотворительной деятельности. Специально рассмотрены правовые аспекты регламентации физической и социальной дефективности в годы советской власти. Выявлены основные этапы благотворительной и общественной инициативы по поддержке детей-инвалидов. Обращено внимание на воздействие Первой мировой войны 1914-1918 гг., революционных катаклизмов, Гражданской войны на региональную специфику и конкретно-исторических проявлений попечения о таких «особых» детях на уровне конкретного региона - Тамбовской губернии. Уточнено влияние региональных тенденций на воспитание и обучение, а также последующую социализацию детей-инвалидов по слуху и по зрению. Доказано, что новая экономическая политика оказала мощнейшее негативное воздействие на всю систему социального обеспечения детей-сирот, воспитанников детских домов, по сути, ликвидировав все позитивные наработки и опыт, который сложился в Тамбовской губернии.
149-174 27
Аннотация
Описаны новое в концептуализации революции 1917 г. и Гражданской войны в России и методика маркировки повышенной социальной активности (агрессии) данного формирующего периода. Принцип историзма требует рассмотрения тогдашнего взлета социальной агрессии в военно-революционном исполнении как продукта и орудия глобального социоестественного синергизма регулировки традиционных и переходных популяций с его природно-демографической основой. Методика анализа включает создание и обработку различных электронных баз данных с десятками миллионов персоналий для отслеживания эволюции социальной агрессии по ее доступным маркерам на непрерывных длинных линиях социографической информации. Продемонстрированы некоторые результаты анализа социальной агрессии в России конца XIX - первой четверти XX века, комплексно маркированной по времени и месту рождения активистов революционной России, их социально-сословного происхождения, по национальности, полу, образованию, роду занятий, партийно-политическому «окрасу», принадлежности к социальной элите и остальной социальной мобильности (миграции, репрессии), по долям офицеров, кавалерам высших военных наград, по степени психосексуальной отягощенности и антропонимическим особенностям.
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
175-181 51
Аннотация
В последние годы в исторических исследованиях значительную актуальность приобрело изучение проблем культуры стран социалистического содружества. Вместе с тем изучение культуры Германской Демократической Республики содержит значительные лакуны, особенно это касается периода с 1945 по 1949 г. В определенной степени их может восполнить обращение к источникам советского периода. Тем не менее, этого недостаточно. Необходим современный взгляд на культуру Восточной Германии после Второй мировой войны. Предметом исследования является политика Социалистической единой партии Германии в период становления социалистической культуры. Цель настоящего исследования - изучение влияния Советского Союза и идей Октябрьской революции на послевоенное культурное развитие Восточной Германии (1945-1949 гг.). Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования материалов советских и немецких книг, газет и журналов. Основным методом, используемым в работе, является социопрагматический, который позволяет объективно исследовать процессы, происходившие в советской зоне оккупации Германии. Исследованы общественные процессы, происходившие с 1945 по 1949 г. в Восточной Германии, определена степень влияния Советского Союза и идей Октябрьской революции на культурную политику Социалистической единой партии Германии. Изучение советского влияния на культурную политику Социалистической единой партии Германии в немецком социуме позволило определить его как достаточно высокое. Проведенное исследование подтверждает выводы о том, что партийные деятели Социалистической единой партии Германии стремились вести культурную политику в Восточной Германии по советскому образцу.
ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Из истории филологического образования дошкольников: на материале знаменитой книги «От двух до пяти»
20-26 56
Аннотация
Посвящена юбилею бестселлера ХХ века - книге К.И. Чуковского «От двух до пяти», которая выдержала несколько десятков изданий. Это многолетнее исследование писателем особенностей детского мышления и речи, литературоведческие эссе, раскрывающие возможности детского творчества, советы опытного писателя тем, кто сочиняет произведения для детей. Материал по детской речи для книги К.И. Чуковский собирал от ученых и литераторов, от педагогов и врачей, от специалистов и рядовых граждан страны из разных географических мест и от разных социальных групп. Писатель сделал выводы о лингвистической одаренности малышей. Названы методы, которыми пользуются дошкольники при освоении родного языка: подражание, поиски закономерностей, установление причин и следствий, классификация речевых единиц, анализ чужой речи, сравнение, обобщение и др. Приведено большое количество примеров детской речи из книги К.И. Чуковского, дано научно-методическое обоснование детскому словотворчеству, народной этимологии, критике языка детей дошкольного возраста. Отмечены достоинства всех шести глав филологического исследования. Приведены высказывания ученых о филологических возможностях детей, названы задачи воспитателей по развитию речи дошкольников.
27-34 50
Аннотация
Рассмотрены проблемы формирования аудитивных умений школьников, связанные с «неназванностью» в методике обучения русскому (родному) языку этих умений; неразработанностью систематизированного и унифицированного подхода к психофизиологическим механизмам аудирования, аудитивным умениям и стратегиям аудирования; недостаточной изученностью трудностей при восприятии на слух слов, фраз, текстов; отсутствием аудиотекстотеки; упрощенным пониманием диалога, отраженным в методической литературе, невыявленностью различий между восприятием монолога и восприятием диалога, отсутствием интереса к роли слушателя в диалоге у методистов-ру-систов. Кроме того, приведены результаты эксперимента, проведенного в 5 классе, по восприятию на слух имен собственных; проанализировано отраженное в методических словарях понимание диалога и роли слушателя в нем; установлен «удельный вес» диалогических текстов в сборниках диктантов, изложений для 6 класса общеобразовательной школы, в аудиоприложении к учебно-методическим комплексам под редакцией А.Д. Шмелева. Проиллюстрированы также некоторые ошибки подачи диалогических текстов, допущенные в одном из учебно-методических пособий, и показано, какого рода коммуникативные неудачи могут быть следствием подобных ошибок; сформулировано требование уровневости к описанию трудностей восприятия речи на слух.
К 240-ЛЕТИЮ ТАМБОВСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ
182-192 69
Аннотация
Повествуется о годах служения святителя Луки (Войно-Ясенецкого), который с февраля 1944 по май 1946 г. был архиепископом Тамбовским и Мичуринским и управлял Тамбовской епархией. Приведен ряд воспоминаний очевидцев, которые общались с архиепископом Лукой, присутствовали на его богослужениях, помогали в восстановлении Покровского прихода, были его пациентами или трудились вместе с Владыкой в эвакуационных госпиталях Тамбова, где он являлся главным хирургом-консультантом и проводил свои знаменитые операции. Отражены зафиксированные автором воспоминания старшего клирика Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбов митрофорного протоиерея Бориса Жабина, который в семилетнем возрасте впервые увидел архиепископа Луку, Любови Петровны Абрамовой, являющейся свидетельницей возрождения Покровского собора города Тамбов во время служения святителя, участника Великой Отечественной войны капитана 1-го ранга Николая Стефановича Чаплыгина, а также выпускниц Тамбовского медицинского училища и медицинских сестер тамбовских эвакогоспиталей Веры Ивановны Левашовой, Нины Николаевны Зайко и Клавдии Тимофеевны Чаплыгиной. Каждый из очевидцев являет свою историю встречи и общения с Владыкой Лукой, который оставил неизгладимый след в их душе. По этим воспоминаниям и свидетельствам можно почувствовать атмосферу, в которой проходили годы служения святителя, реконструируются быт и обстановка того военного времени. Живой самобытный язык каждого очевидца добавляет свое уникальное звучание и в то же время раскрывает разные грани личности святителя Луки. Собрание воспоминаний очевидцев создает своеобразный народный портрет личности великого ученого-иерарха и теперь уже прославленного святого - святителя-исповедника Луки (в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого).
ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)
ISSN 2782-5825 (Online)