Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Обучение преподавателей профильных дисциплин иноязычному профессиональному дискурсу

Аннотация

Рассмотрен процесс обучения преподавателей профильных дисциплин иноязычному профессиональному дискурсу, определены соответствующие цели и задачи обучения, значимость профессионального знания касательно его способности конструировать совокупность компетенций, необходимых для формирования профессионального иноязычного дискурса, соответствующего современному уровню научного знания. Доказана необходимость концентрации особого внимания на особенностях ведения преподавательской профессиональной деятельности, их сферах научных интересов и специальности, что обусловливает необходимость включения профессионального знания в содержание обучения иноязычному профессиональному дискурсу. Подробно изучены условия, на которых строится модель обучения преподавателей профильных дисциплин иноязычному профессиональному дискурсу в контексте профессионально-ориентированного образовательного процесса, личностно-ориентированного, когнитивного и компетентностного подходов. Обозначены компоненты содержания обучения иностранным языкам, представляющие собой основу иноязычного образования с ориентацией на профессиональную деятельность. В настоящее время многие российские университеты на пути интернационализации сталкиваются с проблемой качественного обучения и подбора профессорско-преподавательского состава, владеющего английским языком на должном уровне. Данная ситуация обусловливается необходимостью лингвистического обеспечения образовательного процесса (чтение курсов на иностранном языке, обучение иностранных студентов) и научно-исследовательской работы (поиск и изучение иноязычных источников, сотрудничество с иностранными исследователями и т. д.). На преподавательских должностях, связанных с профильными дисциплинами в университетах Российской Федерации, наблюдается недостаток специалистов, владеющих английским языком на необходимом уровне (составление/чтение курса лекций, рабочих программ и фонда оценочных средств, проведение лабораторных работ). Весь спектр вышеобозначенных проблем, таким образом, формирует актуальность исследования. В качестве основного метода исследования было использовано опытное обучение преподавателей.

Об авторах

Е. В. Тихонова
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия


Д. Н. Белов
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия


М. А. Шевченко
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Mitchell P.J., Mitchell L.A. Implementation of the Bologna Process and language education in Russia // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 154. P. 170-174.

2. Горицкая Г.В. Развитие профессиональных навыков преподавателей технического вуза средствами английского языка // Казанский педагогический журнал. 2014. № 2 (103). С. 138-143.

3. Миролюбов А.А., Бим И.Л. Вопросы обученности учащихся иностранному языку. Обнинск: Титул, 1999. 97 с.

4. Поляков О.Г. Английский язык для специальных целей: теория и практика. М.: НВИ-Тезаурус, 2003. 188 с.

5. Минакова Л.Ю. Институциональный дискурс в обучении иностранному языку студентов естественнонаучных специальностей // Лесное хозяйство и зеленое строительство в Западной Сибири: материалы 7 Междунар. науч. конф. Томск, 2015. С. 164-170.

6. Иностранный язык для неязыковых вузов и факультетов. Примерная программа / под рук. и общ. ред. С.Г. Тер-Минасовой. М., 2009. 29 с.

7. Завьялов В.В. Модели обучения иностранному языку для профессиональных целей студентов нелингвистических направлений подготовки // Державинский форум. 2018. № 6. С. 175-184.

8. Сысоев П.В., Завьялов В.В. Обучение иноязычному письменному юридическому дискурсу студентов направления подготовки «Юриспруденция» // Язык и культура. 2018. № 41. C. 308-326.

9. Соломатина А.Г. Обучение иностранному языку для профессиональных целей на основе модели интегрированного предметно-языкового обучения в аграрном вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. № 173. С. 49-57. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-173-49-57.

10. Степанова М.М. Использование метода тандемного обучения в магистратуре многопрофильного вуза // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С. 115-119.

11. Сысоев П.В., Амерханова О.О. Обучение письменному научному дискурсу аспирантов на основе тандем-метода // Язык и культура. 2016. № 4 (36). С. 149-169.

12. Сысоев П.В., Амерханова О.О. Влияние тандем-метода на овладение аспирантами иноязычным письменным научным дискурсом // Язык и культура. 2017. № 40. С. 276-288.

13. Попова Н.В., Коган М.С., Вдовина Е.К. Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) как методология актуализации междисциплинарных связей в техническом вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. № 173. С. 29-42. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-173-29-42.

14. Миньяр-Белоручев Р.К. Общая методика обучения иностранным языкам. М., 1991.

15. Дубинина Г.А. Концептуальная основа подготовки к преподаванию учебных дисциплин на иностранном языке // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2012. № 4 (8). С. 83-87.

16. Демидова О.М. Система упражнений по английскому языку для инженерных специальностей // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 3 (19). С. 156-161.

17. Гальскова Н.Д., Соловцова Э.Д. К проблеме содержания обучения иностранным языкам на современном этапе развития школы // Иностранные языки в школе. 1991. № 3. С. 31-35.

18. Norris S., Jones R.H. (eds.). Discourse in Action: Introducing Mediated Discourse Analysis. London, New York: Routledge, 2005. 226 p.

19. Швец В.М. Преподавание английского языка для научных целей носителям русского языка: некоторые проблемы и решения // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 6 (59). С. 83-85.

20. Бурцева Э.В., Чепак О.А. К вопросу преподавания иностранного языка на неспециальных факультетах в рамках контекстного подхода // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. 2009. № 15. С. 133-138.

21. Гойхман O.Я., Надеина T.M. Языковая коммуникация. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 272 с.

22. Поляков О.Г. Цели профильно-ориентированного обучения иностранным языкам в вузе: опыт формулирования // Иностранные языки в школе. 2008. № 1. С. 2-8.

23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

24. Шевченко М.А., Митчелл П.Д. Обучение военных переводчиков в гражданском вузе (опыт Национального исследовательского Томского государственного университета) // Язык и культура. 2013. № 1 (21). С. 125-131.

25. Mitchell P.J., Pardinho L.A., Yermakova-Aguiar N.N., Meshkov L.V. Language learning and intercultural communicative competence: an action research case study of learners of Portuguese // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 200. P. 307-312.

26. Кубрякова Е.С., Цурикова Л.В. Вербальная деятельность СМИ как особый вид дискурсивной деятельности // Язык средств массовой информации. М.: Академический проект. Альма Матер, 2008. С. 183-209.

27. Larsen-Freeman D. Techniques and Principles in Language Teaching. Oxford: Oxford University Press, 2004. 142 p.


Рецензия

Для цитирования:


Тихонова Е.В., Белов Д.Н., Шевченко М.А. Обучение преподавателей профильных дисциплин иноязычному профессиональному дискурсу. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(174):56-63.

For citation:


Tikhonova E.V., Belov D.N., Shevchenko M.A. TEACHING FOREIGN LANGUAGE PROFESSIONAL DISCOURSE TO NON-LANGUAGE FACULTIES’ ACADEMIC STAFF. Tambov University Review. Series: Humanities. 2018;23(174):56-63. (In Russ.)

Просмотров: 41


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)