Том 23, № 174 (2018)
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
7-14 38
Аннотация
Развитие института студенческого наставничества может выступать одной из задач развития студенческого самоуправления в вузе. Обосновано развитие студенческого наставничества в научно-образовательной сфере в классическом вузе. На основе анализа литературы предложены следующие рабочие определения терминов «наставничество» и «студент-наставник». Наставничество - это особая индивидуальная или групповая форма работы более опытного и профессионально состоявшегося специалиста с молодым поколением по передаче дополнительных знаний, практического опыта, культуры труда и культуры взаимодействия в коллективе с целью повышения качественных и количественных результатов их профессиональной деятельности. Студент-наставник - это студент старшего курса (3-4-го бакалавриата или магистрант), обучающийся на «хорошо» и «отлично», занимающийся научно-исследовательской работой в одном из научных объединений университета под руководством профессора или доцента, принимающий активное участие в общественной жизни вуза, знающий и испытавший на себе многие трудности в учебной и социально-воспитательной работе, научно-исследовательской деятельности, а также способный поделиться своим опытом с менее компетентными обучающимися - студентами младших курсов. В качестве примера реализации института наставничества в научно-исследовательской сфере в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина в работе описаны два научно-просветительских проекта: «Декада профессиональной грамотности» и «Школа компетенций». Каждый из них полностью разрабатывался и реализовывался студенческим научным активом университета и был направлен на популяризацию науки среди учащихся средних общеобразовательных школ области и студентов вузов, а также на формирование ряда дополнительных профессиональных и общекультурных компетенций обучающихся.
15-21 49
Аннотация
Представлена технология наставничества, рассмотрены основные модели наставничества и роли наставника. Обоснована актуальность внедрения данной технологии в подготовку специалистов социальной сферы. Представлен проект «Наставничество для студентов, будущих бакалавров социальной работы», который направлен на развитие профессиональных компетенций студентов направления 39.03.02 Социальная работа, предложенный к реализации. В ходе реализации проекта студенты получат поддержку студента старшего курса, выпускника, преподавателя, руководителя социальной организации. Основная цель проекта - осуществление индивидуального сопровождения профессионального развития студентов направления «Социальная работа» ресурсами наставничества. Перечислены основные мероприятия проекта (встреча с наставниками (руководитель-наставник, студент старшего курса - наставник, выпускник-наставник), входное анкетирование (с наставниками и наставляемыми (протеже)), информационные беседы с наставником-руководителем социальной организации Тамбовской области (руководитель-наставник), тренинги от студентки старшего курса-наставника (победитель конкурса «Активное поколение») и выпускницы (победитель конкурса научных исследований), деловая игра «Деятельность специалиста социальной сферы» (выпускники-наставники), участие в олимпиаде, конференция по результатам участия в проекте, защита совместных с наставниками социальных проектов, издание рекомендаций). Рассмотрены модели наставничества, которые могут быть использованы при реализации проекта: модель «наставничество-напар-ничество», наставничество по принципу «равный - равному», теневое наставничество, наставник-навигатор. Обобщены выгоды, получаемые как наставляемым, так и наставником. Представлены результаты анкетирования, проведенного со студентами направления 39.03.02 Социальная работа, нацеленного на определение отношения к технологии наставничества.
22-26 59
Аннотация
Университеты в современных условиях функционируют на рынке образовательных услуг, для которого характерна плотная конкуренция. Эта конкуренция охватывает различные направления: конкуренцию за абитуриентов, высококвалифицированных сотрудников, средства из различных источников, в том числе в виде грантовой поддержки. Конкуренция вынуждает вузы вести поиск дополнительных конкурентных преимуществ, к которым можно отнести имидж, сильный бренд учебного заведения. В последние годы внимание специалистов уделяется репутации вуза, от которой во многом зависит выбор целевой аудитории. Рассмотрено понятие репутации вуза, охарактеризованы основные эффекты репутации, представлено видение особенностей управления репутацией вуза. С развитием сети Интернет как мира социальных сетей особое значение имеет характер репутационной информации в онлайн-среде, что связано с охватом и скоростью ее распространения. Управление репутацией в этой сфере связано с мониторингом, как ручным, так и машинным, борьбой с негативной информацией.
27-34 56
Аннотация
Обоснована необходимость довузовской профессиональной ориентации старшеклассников на педагогические профессии. Она рассмотрена как этап создания системы профессионального роста педагога. Раскрыты причины снижения интереса к традиционным формам допрофессиональной педагогической подготовки как со стороны обучающихся, так и со стороны педагогической общественности. Разработана вариативная модель класса педагогической направленности - сетевой педагогический класс. Обозначена его цель и основные задачи: образовательные, воспитательные и организационные. Предложены основные формы образовательной деятельности в сетевом педагогическом классе. Выявлены возможности социальных сетей и сервисов для учебной деятельности внутри сетевого педагогического класса. Раскрыта структура образовательной программы, состоящая из отдельных модулей, выбор которых согласуется с образовательными организациями, которые будут обучаться в сетевом формате. Каждый из модулей имеет определенную цель и различные организационные формы, что позволяет включать элемент новизны на занятиях, поддерживать интерес обучающихся. Подчеркнут практико-ориентированный характер обучения, включающий блок ознакомительных практик и образовательных экспедиций. Акцентировано внимание на изменении педагогической деятельности преподавателей вуза, работающих в сетевом педагогическом классе, что требует от них хорошего уровня владения информационными технологиями, понимания специфики дистанционного обучения, учета его конструктивных возможностей.
35-41 35
Аннотация
Подробно проанализированы педагогические значения терминов «мышление», «система», «системное мышление», «логика» и «логическое мышление» как составляющие интегрального понятия «системно-логическое мышление». Предложено рабочее определение термина «системно-ло-гическое мышление» как вида мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием принципов системного познания мира и законов логики и который включает в себя ряд умений: ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений; подчиняться законам логики, строить свои действия в соответствии с ними; производить логические операции, осознанно их аргументируя; определять взаимосвязь надсистемы, системы, ее подсистем и видеть их изменение во времени; строить гипотезы. Выявлены специфические особенности профильного обучения старшеклассников и его роли в развитии системно-логического мышления обучающихся.
42-47 39
Аннотация
Обоснована актуальность и образовательная целесообразность курса «Развитие творческих способностей» для магистрантов. Отмечено, что постоянно возрастает социальная потребность в активных, предприимчивых членах общества, способных видеть новые проблемные зоны, находить ответы на нестандартные вопросы, то есть в творческих личностях. Рассмотрены цель, задачи дисциплины, требования к усвоению курса. Дисциплина дает возможность углубить знания и сформировать компетенции, определяемые содержанием базовых дисциплин, а также позволяет магистрам получить навыки для успешной предстоящей профессиональной и образовательной деятельности. Подчеркнута особая значимость самостоятельной работы магистров в процессе освоения дисциплины. Предложены следующие формы самостоятельной работы: осмысление и усвоение лекционного содержания с опорой на рекомендованную педагогом учебно-методическую литературу, использование информационных образовательных ресурсов, подготовка к практическим занятиям, подготовка докладов по дисциплине, рефератов, эссе, создание творческого проекта, работа с первоисточниками, посещение библиотек, музеев, выставок, концертов с целью сбора и накопления информации и расширения кругозора. Подчеркнута роль преподавателя в организации познавательной деятельности студентов. Отмечено, что развитию активности к познавательной деятельности магистров способствует организация нетрадиционных форм и методов обучения: деловых и ролевых игр, тренингов, дискуссий, применение информационных технологий, использование педагогических методов, адекватных данной ситуации. Планирование содержания занятий по курсу «Развитие творческих способностей» возможно с учетом интегрированного подхода в обучении, полихудожественного развития магистрантов.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
56-63 41
Аннотация
Рассмотрен процесс обучения преподавателей профильных дисциплин иноязычному профессиональному дискурсу, определены соответствующие цели и задачи обучения, значимость профессионального знания касательно его способности конструировать совокупность компетенций, необходимых для формирования профессионального иноязычного дискурса, соответствующего современному уровню научного знания. Доказана необходимость концентрации особого внимания на особенностях ведения преподавательской профессиональной деятельности, их сферах научных интересов и специальности, что обусловливает необходимость включения профессионального знания в содержание обучения иноязычному профессиональному дискурсу. Подробно изучены условия, на которых строится модель обучения преподавателей профильных дисциплин иноязычному профессиональному дискурсу в контексте профессионально-ориентированного образовательного процесса, личностно-ориентированного, когнитивного и компетентностного подходов. Обозначены компоненты содержания обучения иностранным языкам, представляющие собой основу иноязычного образования с ориентацией на профессиональную деятельность. В настоящее время многие российские университеты на пути интернационализации сталкиваются с проблемой качественного обучения и подбора профессорско-преподавательского состава, владеющего английским языком на должном уровне. Данная ситуация обусловливается необходимостью лингвистического обеспечения образовательного процесса (чтение курсов на иностранном языке, обучение иностранных студентов) и научно-исследовательской работы (поиск и изучение иноязычных источников, сотрудничество с иностранными исследователями и т. д.). На преподавательских должностях, связанных с профильными дисциплинами в университетах Российской Федерации, наблюдается недостаток специалистов, владеющих английским языком на необходимом уровне (составление/чтение курса лекций, рабочих программ и фонда оценочных средств, проведение лабораторных работ). Весь спектр вышеобозначенных проблем, таким образом, формирует актуальность исследования. В качестве основного метода исследования было использовано опытное обучение преподавателей.
ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
48-55 48
Аннотация
Посвящено рассмотрению теоретических основ структурно-функциональной модели, направленной на оказание социально-педагогической поддержки семьям, воспитывающим детей с положительным ВИЧ-статусом. Проанализированы современные статистические материалы, подтверждающие актуальность выбранной проблемы, в связи с чем очевидно увеличение количества инфицированных и, как следствие, их проблем различного характера: медицинских, правовых, психологических, социальных, педагогических. Сделан вывод о том, что диагноз ВИЧ-инфекции в большей степени влияет на изменение социального статуса и имеет гендерные отличия. Важным аспектом исследования является констатация факта, что поддержка семей, воспитывающих ВИЧ-инфицирован-ного ребенка, остается одной из важных проблем современной России. Проанализированы причины имеющихся проблем названной категории семей, в качестве первостепенной назван низкий уровень знаний о заболевании, способах заражения и мерах защиты, что, как следствие, снижает уровень их социальной активности. Основное содержание концентрируется на описании структурно-функцио-нальной модели социально-педагогической поддержки семей, воспитывающих ребенка с положительным ВИЧ статусом и предполагающей такие компоненты, как целевой, концептуальный, содержательно-технологический и результативный. Представлено детальное рассмотрение каждого из компонентов. Проанализированы базовые подходы к решению проблемы, среди которых личностно-социально-деятельностный подход определяется как основной, что связано с необходимостью интеграции воспитательных воздействий среды на личность в процессе деятельности. Принципиально важной частью является определение ключевых принципов, на основе которых строится социально-педагогическая поддержка семей, воспитывающих ВИЧ-инфицированного ребенка. К ним отнесены такие принципы, как системность, комплексность, вариативность и гибкость социально-педагоги-ческого взаимодействия, индивидуальная направленность. Представлено их подробное содержание. Определено содержание непосредственной деятельности с семьей, указано, что необходимо применение различных стратегий поддержки, что дает основание для рационального использования всей глубины ресурсов социума. Уделено особое внимание уровню субъектности семьи, определены ее критерии и разделены на три группы. Подобная классификация необходима не только в научных целях, но имеет высокую практическую значимость для специалистов, волонтеров и представителей общественных организаций, осуществляющих социально-педагогическую поддержку данных категорий семей. Стратегии поддержки направлены на организацию научно-обоснованной, грамотной социально-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей с положительным ВИЧ-статусом, обеспечение возможности их активного участия в социальной жизни, реализацию их социальных и личностных потребностей, защиту прав и интересов.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
64-70 33
Аннотация
Ннотация. В развитии современного общества отмечается возрастание интереса к конфликтам и конфликтологии, что имеет под собой несколько оснований. Важной приметой современности является увеличение количества конфликтов, возникающих в разнообразных сферах социального взаимодействия. Основными признаками возникновения и проявления конфликта является отсутствие взаимопонимания между людьми, разнообразные формы проявления насилия, агрессии, террористические акты, наличие у людей неопределенности в завтрашнем дне, страха перед будущим, то есть усложняется сама проблема конфликта в реальной жизни, что приводит к актуальности и важности изучения данного явления. Представлен ретроспективный анализ работ, в которых рассматриваются этапы развития и становления конфликтологии как самостоятельной науки, и спортивной конфликтологии как одной из формирующихся отраслей конфликтологии в целом. Необходимо отметить, что результаты теоретического исследования дают возможность выявления предпосылок становления спортивной конфликтологии, которая, в свою очередь, позволяет подойти к изучению и разрешению конфликта в спорте всесторонне и полидисциплинарно, так как конфликтология считается междисциплинарной наукой, где вопрос конфликта изучается большим количеством научных дисциплин, поскольку конфликт является универсальным явлением.
71-76 36
Аннотация
В Тамбовской области под руководством Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального учебно-методического центра идет формирование новой идеологии, законодательства и практики в сфере инклюзивного профессионального образования инвалидов. Центром данной модели стала созданная в регионе базовая профессиональная образовательная организация (ТОГАПОУ «Техникум отраслевых технологий»), обеспечивающая поддержку функционирования системы инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В областных государственных профессиональных организациях обучается 169 студентов из числа инвалидов и 134 человека из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены социально-демографические характеристики лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, обучающихся в условиях Центра инклюзивного образования (структурного подразделения техникума отраслевых технологий). Изученные характеристики позволят использовать их для разработки мероприятий по развитию адаптивного физического воспитания в условиях среднего профессионального образования.
77-83 41
Аннотация
Современное состояние здоровья призывной молодежи вызывает обоснованную тревогу специалистов. Срочная служба предъявляет к военнослужащим повышенные физические, психологические и социальные требования, что может приводить к срывам процесса адаптации, обострению хронических заболеваний и социально-психологическому дискомфорту. Обоснована необходимость учета показателей морфологического статуса военнослужащих по призыву в процессе их физической подготовки, так как телосложение, соматический тип человека, существенно влияют на его предрасположенность к видам двигательной активности, энергообеспечение которых осуществляется соответственно разными механизмами. Учитывая актуальность этого вопроса для повышения эффективности процесса физической подготовки, задачей данного этапа исследований явилась разработка и обоснование методики физической подготовки военнослужащих по призыву на основе учета соматического типа при определении состава, содержания и нормирования нагрузки физических упражнений. Разработка методики базировалась на понимании ее специалистами как совокупности средств, методов, методических приемов и способов целесообразного выполнения какой-либо работы, содержащей точное предписание последовательности действий, приводящих к успешному решению поставленной задачи. Ее структура включает проективный, содержательный, процессуальный и контрольный модули, элементы которых в совокупности позволяют осуществлять эффективную физическую подготовку военнослужащих по призыву разных типов телосложения.
84-90 43
Аннотация
Приведены данные диагностики способностей юных кикбоксеров противостоять физической боли. Исследование проводилось с детьми 6-12 лет в спортивно-патриотической школе «Патриот» в г. Белгород. Обследовано 18 человек. В качестве методов исследования применялись анализ и обобщение данных специальной литературы, ипликатор И.И. Кузнецова, сравнительный анализ. Ощущения физической боли испытуемых оценивались после применения ипликатора с помощью вербальной шкалы оценки боли и модифицированной лицевой шкалы оценки боли. При проведении измерения способности противостоять физической боли на плечо испытуемого накладывался ипликатор, который сверху прижимался манжетой, затем грушей накачивался воздух, повышая давление, и результат в миллиметрах ртутного столба фиксировался на манометре. Полученные результаты сравнивались не только по двум шкалам, но и качественным показателем первого участия юных спортсменов в спарринге. В итоге обследования оказалось, что всех испытуемых можно разделить на три группы: на тех, кто имеет высокую чувствительность к физической боли, вторая группа - среднюю и третья группа - низкую. Выявлена закономерность: чем выше показатель чувствительности испытуемых к боли, тем хуже их результаты участия в первом спарринге, чаще проявляется боязнь к поединку, пассивность и неуверенность. Полученные в исследовании данные публикуются впервые. Они имеют актуальность, теоретическую и практическую значимость, например, при проведении первичного отбора для занятий кикбоксингом и другими ударными видами спортивных единоборств. Результаты проведенного исследования могут оказаться ценными для дальнейшего изучения проблемы преодоления физической боли в спортивных единоборствах.
91-98 53
Аннотация
Приведен анализ физиологических аспектов проведения физкультурных занятий с первоклассниками, которые имеют заболевания сердечно-сосудистой системы. Актуальность исследования обусловлена тем, что в последнее время показатели детской инвалидности в России выросли в два раза. Преобладает инвалидность, связанная с сердечно-сосудистыми заболеваниями и их проявлениями. Учитывая данные анализа заболеваемости и инвалидности детей в Воронежской области за последние пять лет, можно утверждать об увеличении количества первоклассников, относимых впоследствии к специальной медицинской группе и об их снижении в основной. Согласно данным Департамента здравоохранения Воронежской области наибольшую распространенность среди патологий сердечно-сосудистой системы у детей 7-8 лет имеют кардиомиопатии и различные миокардиты, а также нарушения регуляции сосудистого тонуса, протекающие в форме нейро-циркуляторной дистонии. В среднем у учащихся первых классов общеобразовательных учреждений наблюдаются патологии сердечно-сосудистой системы в 23,4 % случаев. Нами разработана методика физкультурных занятий коррекционной направленности для первоклассников, имеющих патологию сердечно-сосудистой системы, включающая общеразвивающие, гимнастические и дыхательные упражнения, которые подобраны с учетом индивидуализирования и дозирования тренировочной нагрузки. Разработанная программа позволяет усовершенствовать процесс физического воспитания на уроках физической культуры с первоклассниками, имеющими заболевания сердечно-сосудистой системы.
ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
99-107 47
Аннотация
Проблема развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности в детском возрасте является новым направлением научных исследований в педагогической психологии и педагогике, находящемся на стадии становления. Отсутствие единства взглядов на проблему эмоционального интеллекта в научной среде порождает множество интерпретаций данного феномена. С опорой на концепцию социальной компетентности известного отечественного ученого А.И. Савенкова, определяющего эмоциональный интеллект как составную часть (подструктуру) социальной компетентности, обоснован потенциал различных форм организации совместной деятельности детей и предложена модель развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности старших дошкольников в коллективной изобразительной деятельности. Взаимодействие детей в разных формах совместной изобразительной деятельности предоставляет педагогам и психологам богатую базу для эмпирических наблюдений за поведенческими проявлениями эмоционального интеллекта, оценка которых очень важна для более глубокого понимания этого феномена. Реализация модели позволит актуализировать все базовые параметры эмоционального интеллекта и социальной компетентности (когнитивные, эмоциональные, поведенческие), способствовать разработке содержания процедур выявления и количественной оценки каждого из базовых параметров, а также методик их диагностики и развития в процессе деятельности разной предметной направленности (художественной, исследовательской и др.).
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
149-154 43
Аннотация
Рассмотрены особенности исторического пути развития казенных предприятий и выражения их законных интересов в получении прибыли, которые приобретают актуальный аспект с учетом современных экономических реалий и рыночных условий. Развитие общественных ценностей, составляющих правовую культуру общества, идет в динамике с развитием рынка и экономики. Наличие на рынке таких публично-правовых структур, как казенные предприятия, позволяет государству одновременно получать прибыль и реализовывать специфические, порой уникальные цели и задачи, такие как осуществление отдельно дотируемых видов деятельности, химических и военных производств. По своей правовой природе казенные предприятия имеют целью деятельности получение прибыли и являются коммерческими организациями. Непосредственного закрепления в отечественном законодательстве понятие «казенное предприятие» не имело вплоть до принятия Гражданского кодекса Российской Федерации. Такие формулировки, как «казенные фабрики», «казенные заводы» были характерны для государственных предприятий в дореволюционный период. В этой связи употребление термина «казенные предприятия» было применимо для всей государственной промышленности. В советском законодательстве употреблялся термин «предприятие», не уточняя признаки, отражающие их государственную природу. Сделан вывод о том, что исторический путь становления казенных предприятий в России прошел достаточно длительный и сложный процесс с точки зрения принадлежности по праву собственности, но сущность и историческая цель создания не изменились - это поддержание обороны и промышленности государства.
155-162 43
Аннотация
Актуальность обусловлена растущим в последнее время интересом к проблеме функционирования православных мужских монастырей Тамбовской епархии в Синодальный период. В связи с этим одной из главных задач является попытка разобраться в частных аспектах внутреннего устройства монашеской жизни. Подобная цель может быть достигнута только лишь в результате подробного рассмотрения и анализа социального и количественного состава насельников монастырей. Монахи являлись главными хранителями уклада, быта, культуры и истории своих обителей. Принципы взаимоотношения различных социальных групп внутри единой общины, уровень их грамотности, а также возраст определяли зачастую направление развития и основные виды как внутренней, так и внешней деятельности монастырей. Рассмотрены основные документы, главными из которых являются «Ведомости о настоятеле и монашествующих» за различные годы. В подобных отчетах указывались разнообразные сведения о монашествующих, послушниках и монастырских работниках. Из них удалось извлечь подробную статистическую и демографическую информацию, а также проанализировать социальный состав основных православных мужских монастырей епархии в отдельные периоды. Также удалось установить средние показатели возраста вступления в монастырь, период испытания, основной род занятий насельников, который во многом зависел от их социального положения в миру и от уровня образования.
163-170 36
Аннотация
Рассмотрен процесс становления начального профессионального образования в Тамбовской губернии во второй половине XIX - начале XX века как результат одного из направлений деятельности государства и земств по поддержке кустарных промыслов в Российской империи. Изучены предпосылки развития начального профессионального образования в Тамбовской губернии в конце XIX - начале XX века. Сделан вывод о взаимной помощи Министерства народного просвещения и земств в этом вопросе. Проанализированы проблемы, возникшие с бюджетом Тамбовского ремесленного училища, преобразованного в 1885 г. в образцовую ремесленную мастерскую, на начальном этапе его существования. Изучены особенности функционирования и развития этого крупнейшего в губернии училища начального профессионального образования. Показан рост количества ремесленных классов и отделений в губернии. Приведены сведения об особенностях функционирования, затратах на их содержание и количестве обучающихся. Исследована специфика открытия низших ремесленных школ. Рассмотрены особенности женского начального образования. На основе статистических данных сделан вывод о том, что проблема поднятия квалификационного уровня крестьян-кустарей и городских ремесленников не была решена.
171-180 42
Аннотация
Представлен анализ участия православного духовенства в выборном процессе и работе Государственной думы I-IV созывов (1906-1917), а также отношения Русской православной церкви к проводимым государственным реформам. Обоснованно доказано, что генеральная стратегия участия духовенства в парламентской работе была намечена на съезде тамбовского духовенства в январе 1905 г. и сводилась к следующим положениям: мирный прогресс, реформы без насилия, сохранение господствующего положения Православной церкви с одновременным освобождением ее от государственной опеки, экономическая защита бедных и трудящихся классов, развитие просвещения в духе православия. На деятельность Государственной думы I и II созывов духовенство возлагало определенные надежды, тогда как в III и IV созывах голос представителей Тамбовской епархии был уже незаметен. Два депутата от тамбовского духовенства священники П.Ф. Воздвиженский и М.Ф. Лачинов поддерживали позицию властей. Их пассивность объяснялась не только их политической инертностью, но и объективными причинами: сельский священник не мог отсутствовать на приходе в течение длительного периода. Среди депутатов были и выходцы из тамбовской духовной среды: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Богоявленский), синодальный куратор миссионерских братств Тамбовской епархии И.Г. Айвазов, редактор журнала «Голос Церкви» А.М. Спасский, бывший преподаватель Тамбовской духовной семинарии. Дана оценка сложным церковно-государст-венным отношениям, результатом которых явились смена состава Священного синода по инициативе обер-прокурора В.Н. Львова и Поместный собор 1917-1918 гг., в работе которого приняли активное участие представители Тамбовской епархии.
181-190 42
Аннотация
Проведено исследование взаимодействия власти и общества в период голода 1932-1933 гг. Рассмотрены взгляды разных уровней властей (местная, региональная, центральная) на возникшую проблему. Проанализированы причины выборной тактики каждой из этих властей. Особое внимание уделено изучению действий местной и региональной властей, так как от них зависело благополучие населения. Исследованы деятельность политотделов, их полномочия, район распространения, а также взаимоотношения нового учреждения с местной властью и обыкновенными людьми. Выявлены сильные и слабые стороны их деятельности. Рассмотрены тактика и характер действий сельских жителей во время голода. Определены причины возникновения спекуляции и торговли и их роль в разрешении кризиса. Дана оценка эффективности и законности выносимых приговоров как управленцам, так и рядовым колхозникам. Источниками исследования стали материалы, хранящиеся в фондах Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области.
191-202 51
Аннотация
Актуальность определяется динамическим характером современных социальных процессов, необходимостью разработки новых методов исследования мобильностей, трансферов, постоянных изменений стабильных прежде аспектов социальной реальности. Проанализировано, насколько существующий методологический аппарат авторитетных социальных теорий подходит для исследования культурной памяти в современных условиях. Для решения этой задачи были проанализированы некоторые методологические подходы и теории: взгляды Д. Урри, Д. Олика, А. Ассман, Ф. Артога, Г. Люббе, а также акторно-сетевая теория, деятельностный подход. Был обоснован междисциплинарный характер исследований культурной памяти, следствием которого является необходимость синтеза современных подходов различных гуманитарных и социальных наук, способных на построение динамичной картины прошлого. Показана актуальность проблемы соответствия существующего терминологического аппарата современных гуманитарных и социальных наук потребностям описания и осмысления динамичной картины мира. Доказано, что наиболее соответствующими задачам исследования динамического характера культурной памяти являются акторно-сетевой и деятельностный подходы, так как они позволяют учитывать влияние на содержание образов прошлого не только людей, но и различных материальных и нематериальных акторов, а также апробировать объяснительную модель функционирования культурной памяти в условиях различных вызовов (например, интенсификация миграционных потоков).
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
203-209 47
Аннотация
Результаты изучения новых рассекреченных документов российских архивов позволяют сделать вывод, что под влиянием «мировой политики» находились все направления внешней политики Афганистана. История советско-афганских отношений накануне Второй мировой войны убедительно доказывает тот факт, что в отношениях Афганистана с великими державами того времени не было сфер сотрудничества, которые не использовались бы иностранными государствами в борьбе за «афганский плацдарм». Ярким доказательством этого является попытка советского правительства в 1930-х гг. увязать вопрос о выпасе афганских стад на туркменских пастбищах с целым комплексом мер, направленных против усиления позиций Германии и Японии в Афганистане. Советская дипломатия неоднократно ставила перед Кабулом вопрос о пастбищной конвенции, чтобы ускорить подписание необходимых СССР договоров с Афганистаном. В 1936 г. вопрос о заключении пастбищной конвенции не раз поднимался в ходе переговоров о продлении Кабульского пакта 1931 г. (Договора о нейтралитете и взаимном ненападении 1931 г.) и заключении общего торгового соглашения с Афганистаном, с помощью которого СССР стремился экономически вытеснить немецкие и японские товары с рынка Северного Афганистана.
210-216 97
Аннотация
Индия и Пакистан, возникшие на политической карте мира 70 лет назад, с окончанием двухсотлетнего колониального владычества Британии, являются первыми в Южной Азии государствами, продемонстрировавшими своеобразие алгоритмов становления суверенитета освободившихся стран Востока. В какой мере стало возможным сочетание традиционности и модернизации в государственном строительстве? Возврат к восточной деспотии, монархическим княжеским формам правления или создание республик? Насколько важную роль в государствах свободного Индостана предполагалось играть религии, религиозным институтам? Система разделения властей соответствовала традиционным представлениям многочисленных индийских и пакистанских народов о власти? Дана характеристика программных моделей государственного устройства, выработанных ведущими политическими силами колониальной Индии - Индийским национальным конгрессом и Мусульманской лигой для будущего независимого Индостана, и их соотнесение с реальными государственно-правовыми основами Индийского Союза и Пакистана, формировавшимися в 1947-1956 гг. Отмечено, что Лига имела лишь общие представления о государствообразовании и нациестроительстве Пакистана, что не могло не сказаться на специфике реализации мусульманского проекта «Двух наций - двух Индий» и впоследствии привело к сползанию Пакистана к военным диктатурам. Показана взаимосвязь развития демократического законодательства с идеями социальной справедливости, равноправия национальных и этнорелигиозных меньшинств и титульного большинства, сделан акцент на рисках и последствиях нарушения исторического мультикультурализма индийской цивилизации . Привлечены индийские, пакистанские и британские документальные издания по государственно-правовой и историко-политической проблематике, архивные материалы Национального архива Индии.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
108-115 72
Аннотация
Представлен анализ основных подходов к определению понятия «коммуникативная культура» в рамках теории педагогики, психологии, философии, лингвистики. На основе анализа теоретических источников по данной проблеме представлены подходы ученых из различных сфер к определению основных понятий: культура, коммуникация, культура личности, культура мышления, культура чувств (эмоциональная культура) и культура речи, раскрыты структурные их компоненты. Рассмотрена проблема повышения уровня коммуникативной культуры человека на основе развития культуры мышления, культуры чувств и культуры речи. Усвоение и применение общечеловеческих, гуманистических, этических ценностей и их реализация в общении способствуют личностному и духовному развитию человека, раскрытию его социального и профессионального потенциала. Формирование коммуникативной культуры личности основано на обогащении ее культурными и духовными ценностями, развитии коммуникативных знаний, умений и навыков. Отмечено влияние образования на достижение поставленной цели. Модернизация системы образования направлена на формирование гуманистической личности, которая сможет успешно выполнять профессиональную деятельность в современных условиях. Квалифицированный специалист любой области должен иметь высокий уровень коммуникативной культуры, являющейся основой общей культуры личности. В педагогической науке коммуникативная культура служит залогом конструктивного педагогического общения, высокого профессионального мастерства и компетентности.
116-121 43
Аннотация
Рассмотрен вопрос институализации волонтерского движения в России в контексте рассмотрения таких форм, как социально-культурное партнерство, корпоративное волонтерство, сотрудничество. Социально-культурное партнерство в области волонтерства характеризуется как конструктивное сотрудничество между тремя крупными секторами: государственным, частным и общественными организациями. Охарактеризованы модели взаимодействия государственного и частного сектора в сфере волонтерской деятельности (классическая, государственная, самоорганизационная и др.). Выявлены основные направления развития волонтерского движения, в которых особая роль отводится системе взаимодействия государственных структур и гражданского общества: событийное волонтерство, социальное волонтерство, культурно-просветительское волонтерство, медицинское волонтерство, экологическое волонтерство, серебряное волонтерство, инклюзивное волонтерство. Акцентировано внимание на корпоративном волонтерстве, которое только начинает развиваться на территории Российской Федерации и преследует цели распространения лучших волонтерских социокультурных акций популяризации общественно значимой волонтерской деятельности коллектива компании. Корпоративное волонтерство определяется как добровольная и безвозмездная деятельность сотрудников организации на основе инициативного участия в практику «помогающего поведения». Представлен анализ ведущих отечественных и зарубежных волонтерских практик, реализованных на основе различных моделей межсекторного общественного взаимодействия, нацеленных на развитие социальных инициатив населения.
122-127 39
Аннотация
Рассмотрены социально-культурные особенности проявления деструктивного поведения среди подростков, такие как «субъектная взрослость», общение со сверстниками, аффилиация, конформное поведение, эмоциональная нестабильность. Деструктивное поведение определено как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Отмечено, что современные теории девиантности трактуют деструктивное поведение в контексте иерархической системы факторов, проявляющихся на индивидуальном и групповом уровнях. Охарактеризованы современные виды профилактики деструкций («прямая» - информационно-образовательная деятельность в вопросах изучения особенностей деструкций и их разрушительных последствий и «косвенная» - формирование базовых жизненных навыков). Выделены последовательные этапы социально-культурной профилактики девиантного поведения подростков: коррекционно-психологический (диагностика и разработка адаптивных профилактических программ по вторичной и третичной профилактике); образовательно-воспитательный (развитие социально-культурной компетентности подростков); арт-терапевтический (освоение определенных навыков коммуникации и интеракции, необходимых для адаптации к групповым нормам). Технологии социально-культурной деятельности рассмотрены как эффективный ресурс создания условий для личностной самореализации. Представлен обзор социокультурных практик, нацеленных на профилактику деструктивного поведения подростков, реализованных на основе применения комплекса технологий социально-культурной деятельности. Среди наиболее действенных форм социально-культурной профилактики выделены лектории, проектная деятельность, создание мультимедийных каталогов, интеграция в волонтерскую деятельность, творческие конкурсы, информальные образовательные курсы и др.
128-134 63
Аннотация
Рассмотрен процесс формирования навыков событийного мышления у студентов, обучающихся по профилю «Руководство любительским театром». Событийное мышление представляется одной из наиболее важных качественных характеристик в режиссерской профессии. В связи с этим на основе анализа отношения к событийному мышлению известных теоретиков и практиков театрального искусства дано как общее определение данного понятия, так и входящих в него терминов, таких как «мышление» и «событие». Процесс обучения будущих режиссеров любительских театров представлен в контексте поэтапного постижения основ событийного мышления: начиная от элементарных учебных упражнений и этюдов и заканчивая самостоятельными режиссерскими отрывками. При этом акцентируется внимание на отдельных педагогических приемах, определенных критериях оценки учебной деятельности студента, направленных на эффективность формирования навыков данного вида мышления через освоение событийного ряда и построение событийной структуры драматургического произведения. Даны примеры, описаны потенциальные результаты внутриличностных изменений студента при соответствующей педагогической акцентуации на процессе формирования навыков событийного мышления у студентов - будущих режиссеров любительских театров.
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
135-142 46
Аннотация
Рассмотрена деятельность общества «Динамо» в историческом и современном аспектах в направлении решения проблемы патриотического воспитания молодежи, как одной из основополагающих задач современного Российского государства. Показано, что на протяжении всей истории деятельности общественная организация «Динамо» посредством активного приобщения детей к здоровому образу жизни формирует у подрастающего поколения активную жизненную позицию, стремление к физическому развитию, спортивным достижениям во славу России. Раскрыта сущность деятельности организации общества «Динамо», призванного наряду с другими задачами укреплять физическое и духовное здоровье граждан России различных возрастных групп, используя множество разнообразных организационных форм и здоровьесберегающих технологий. Рассмотрен аспект тренерской работы с подрастающим поколением, в которой особое внимание уделяется воспитанию патриотизма молодых людей и подростков, стремящихся к спортивным достижениям. В рамках современной структуры общества «Динамо» анализируется система и качество спортивной подготовки в его подразделениях. Традиционно проверка результатов осуществляется в процессе многочисленных соревнований. Показана значимость спартакиад и соревнований общества «Динамо» в патриотическом воспитании молодежи, которые побуждают в спортсменах стремление к здоровью, силе, красоте, готовность защищать спортивную честь России.
143-148 46
Аннотация
Дана характеристика молодежного экстремизма в контексте деструктивного способа разрешения общественных проблем с позиций экстремистской идеологии. Систематизированы и охарактеризованы основные государственные направления профилактики молодежного экстремизма: превентивные меры по борьбе с терроризмом, антиэкстремистская информационно-просветительская работа, интеграционные образовательные курсы по кросс-культурной грамотности, организация мероприятий по развитию социально-культурной активности личности и формированию активной гражданской позиции. Выявлены основные векторы профилактики молодежного экстремизма, в которых особая роль отводится социальному партнерству - системе взаимодействия государственных структур и гражданского общества, консолидирующих усилия в решении данной проблемы. При этом охарактеризованы эффективные формы социально-культурной деятельности, направленные на решение рассматриваемой проблемы: мониторинг, патриотические воспитательные мероприятия, организация творческих этноориентированных вечеров, проведение международных культурно-творческих фестивалей. Доказано, что социальное партнерство обладает достаточным потенциалом, позволяющим процесс профилактики экстремизма сделать наиболее эффективным на основе комплексного взаимодействия государственных и общественных структур, участвующих в реализации антиэкстремистской политики, учете конфессиональных интересов, а также дифференциации адресной направленности проводимых превентивных мероприятий. Выделены основные принципы социального партнерства, без которых невозможно выстраивать эффективное сотрудничество: интеграция и взаимодополнение, конфессиональная паритетность, адресная направленность. Представлен анализ общественных практик, реализованных на основе социального партнерства, нацеленных на межкультурный диалог, межнациональное сотрудничество, развитие патриотизма и гражданской активности молодежи.
ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)
ISSN 2782-5825 (Online)