Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Технологический потенциал социально-культурной деятельности в профилактике деструктивных поведенческих стратегий подростков

Аннотация

Рассмотрены социально-культурные особенности проявления деструктивного поведения среди подростков, такие как «субъектная взрослость», общение со сверстниками, аффилиация, конформное поведение, эмоциональная нестабильность. Деструктивное поведение определено как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Отмечено, что современные теории девиантности трактуют деструктивное поведение в контексте иерархической системы факторов, проявляющихся на индивидуальном и групповом уровнях. Охарактеризованы современные виды профилактики деструкций («прямая» - информационно-образовательная деятельность в вопросах изучения особенностей деструкций и их разрушительных последствий и «косвенная» - формирование базовых жизненных навыков). Выделены последовательные этапы социально-культурной профилактики девиантного поведения подростков: коррекционно-психологический (диагностика и разработка адаптивных профилактических программ по вторичной и третичной профилактике); образовательно-воспитательный (развитие социально-культурной компетентности подростков); арт-терапевтический (освоение определенных навыков коммуникации и интеракции, необходимых для адаптации к групповым нормам). Технологии социально-культурной деятельности рассмотрены как эффективный ресурс создания условий для личностной самореализации. Представлен обзор социокультурных практик, нацеленных на профилактику деструктивного поведения подростков, реализованных на основе применения комплекса технологий социально-культурной деятельности. Среди наиболее действенных форм социально-культурной профилактики выделены лектории, проектная деятельность, создание мультимедийных каталогов, интеграция в волонтерскую деятельность, творческие конкурсы, информальные образовательные курсы и др.

Об авторе

М. Н. Солнцев
ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры»
Россия


Список литературы

1. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2002. 416 с.

2. Ларионова C.O. Девиантное поведение как научно-педагогическая проблема // Фундаментальные исследования. 2013. № 1-1. С. 90-94.

3. Кирсанов А.И., Давыдов Д.Г., Завальский А.В., Скрибцова Н.А. Экстремизм в молодежной среде и его профилактика в образовательной организации (по результатам экспертного опроса) // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 6. № 1. С. 85-99.

4. Никитин А.Г. Виды и классификации экстремистского поведения: общетеоретические и правовые проблемы // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 1 (29). С. 186-194.

5. Зиннуров Ф.К. Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков в новых социально-культурных условиях ХХI века. Казань: КЮИ МВД РФ, 2012. 278 с.

6. Сингач А.Н. Профилактика молодежного экстремизма проектными технологиями социально-культурной деятельности // Мир науки, культуры и образования. 2015. № 4 (53). С. 170-174.

7. Гатальский В.Д. Методология педагогической пропедевтики девиантного поведения молодежи // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2010. № 3. С. 93-100.

8. Азарова Р.Н., Хорват Д.А. Педагогическая организация культурно-досуговой работы в вузе в контексте нового качества образования // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2011. № 1. С. 3-7.

9. Черепанова И.А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в библиотеках области, обслуживающих детей и юношество. URL: http://odb45.ru (дата обращения: 10.02.2018).

10. Григорьева Е.И. Особенности творческой самореализации студенческой молодежи в условиях досуга // Культура и образование. 2013. № 2-4. С. 111-114.


Рецензия

Для цитирования:


Солнцев М.Н. Технологический потенциал социально-культурной деятельности в профилактике деструктивных поведенческих стратегий подростков. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(174):122-127.

For citation:


Solntsev M.N. TECHNOLOGICAL POTENTIAL OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY IN DESTRUCTIVE BEHAVIORAL TEENAGERS’ STRATEGIES PREVENTION. Tambov University Review. Series: Humanities. 2018;23(174):122-127. (In Russ.)

Просмотров: 39


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)