Применение фреймовой технологии в учебных пособиях по развитию навыков чтения
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-75-86
Аннотация
Рассказано о способах репрезентации знаний (фрейм, сценарий и план) и об иерархической структуре фрейма по М. Минскому. Далее речь идет о применении категорий теории фреймов в отечественной педагогике в качестве фреймовой педагогической технологии, позволяющей увеличить объем изучаемых знаний без увеличения объема времени, как способа организации лексического материала с целью обучения понимания текстов и формирования лексико-грамматических навыков и как способа создания учебных словарей. Проанализированы структурные характеристики гиперфреймовой модели «Учебное пособие для магистрантов, обучающихся по направлению «Международные отношения». Рассмотрены стандартные композиционно-структурные и лексико-семантические особенности текстов СМИ, входящие в состав данного гиперфрейма. Акцентировано внимание на важности стандартной 3-частной структуры упражнений и заданий в учебных пособиях по развитию навыков: предтекстовых упражнениях, текстовых и послетекстовых заданиях и на использовании стереотипных заданий в каждом фрейме-юните, типа “Agree/Disagree”, “Discussion Points” с целью развития мягких навыков XXI века. Предложен электронный способ изучения новых лексических единиц на базе приложения Quizlet. Обоснована необходимость включения в пособие заданий, ориентированных на развитие навыков академического письма. Рассмотрена педагогическая технология «Перевернутый класс» в качестве методики работы с учебными пособиями.
Ключевые слова
Об авторе
Г. Н. НасыроваРоссия
Насырова Гульнара Наилевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка
119021, г. Москва, ул. Остоженка, 53/2, стр. 1
Список литературы
1. Ван Дейк Т.А. Вопросы прагматики текста // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1978. Вып. 8. С. 259-336.
2. Минский М. Структура для представления знаний // Психология машинного времени. М.: Мир, 1978. С. 309-321.
3. Wilks Y.A. Grammar, Meaning and the Machine Analysis of Language. L.: Routledge and Kegan Paul, 1972. 198 p.
4. Charniak E. Organisation and Inference in a Frame-Like System of Common Sense Knowledge. Castagnola, ISCS, 1975. 364 p.
5. Филлмор Ч. Основные проблемы лексической семантики // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 12. М., 1983. С. 74-122.
6. Колодочка Т.Н. Фреймовое обучение как педагогическая технология: автореф. дис. … канд. пед. наук. Краснодар, 2004. 24 с.
7. Латышева А.Н., Тюрина Г.А. Фреймовый словарь в преподавании русского языка // Материалы 9 Конгресса МАПРЯЛ. Доклады и сообщения российских ученых. М., 1999. С. 309-321.
8. Литвинко О.А. Структурно-смысловая схема текста как методический прием в обучении студентовиностранцев монологической речи (статья) // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика: межвуз. сб. СПб., 1998.
9. Насырова Г.Н. Социальные и гуманитарные проблемы современного общества (на материале англоязычных периодических изданий). М.: Дипломатическая академия; Квант Медиа, 2020. 178 с.
10. Насырова Г.Н. Английский в средствах массовой информации. М.: Дипломатическая академия; Квант Медиа, 2021. 218 с.
11. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). М.: Едиториал УРСС, 2005.
12. Насырова Г.Н. Формирование навыков чтения у слушателей магистратуры по направлению подготовки «Международные отношения» (на материале статей СМИ) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24. № 181. С. 26-33. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-181-26-33
13. Данилина А.Е., Коробцева Н.Р., Толубеева Е.В. Учитесь читать и обсуждать прессу на английском языке М.: Изд.-торг. корп. «Дашков и Ко», 2019. 356 с.
14. Bergmann J., Sams A. Flip Your Classroom: Reach Every Student in Every Class Every Day. Eugene; Washington; Alexandria: ISTE; ASCD, 2012. 112 p.
15. Watson R. What Makes a Good UN Secretary General? URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/5388840.stm (accessed: 04.06.2021).
16. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск: Высш. шк., 2004. 522 с.
17. Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. М., 1998. 191 с.
18. Ермаков Д.С. Персонализированная модель образования: развитие гибких навыков // Образовательная политика. 2020. № 1 (81). С. 104-112. https://doi.org/10.22394/2078-838Х-2020-1-104-112
19. Данилина А.Е., Першина И.Г., Шитарева М.В. Elementary Communication: книга для начинающих. М.: Прогресс, 2021. 320 с.
20. Коптелова И.Е., Паневкина Е.И. Issues-2015. М.: ДА МИД России, 2016. 91 с.
21. Коптелова И.Е., Паневкина Е.И. Начала международного права. М.: Квант-Медиа, 2021. 218 с.
Рецензия
Для цитирования:
Насырова Г.Н. Применение фреймовой технологии в учебных пособиях по развитию навыков чтения. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021;26(195):75-86. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-75-86
For citation:
Nasyrova G.N. Frame technology in textbooks for reading. Tambov University Review. Series: Humanities. 2021;26(195):75-86. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-75-86