Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Применение фреймовой технологии в учебных пособиях по развитию навыков чтения

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-75-86

Аннотация

Рассказано о способах репрезентации знаний (фрейм, сценарий и план) и об иерархической структуре фрейма по М. Минскому. Далее речь идет о применении категорий теории фреймов в отечественной педагогике в качестве фреймовой педагогической технологии, позволяющей увеличить объем изучаемых знаний без увеличения объема времени, как способа организации лексического материала с целью обучения понимания текстов и формирования лексико-грамматических навыков и как способа создания учебных словарей. Проанализированы структурные характеристики гиперфреймовой модели «Учебное пособие для магистрантов, обучающихся по направлению «Международные отношения». Рассмотрены стандартные композиционно-структурные и лексико-семантические особенности текстов СМИ, входящие в состав данного гиперфрейма. Акцентировано внимание на важности стандартной 3-частной структуры упражнений и заданий в учебных пособиях по развитию навыков: предтекстовых упражнениях, текстовых и послетекстовых заданиях и на использовании стереотипных заданий в каждом фрейме-юните, типа “Agree/Disagree”, “Discussion Points” с целью развития мягких навыков XXI века. Предложен электронный способ изучения новых лексических единиц на базе приложения Quizlet. Обоснована необходимость включения в пособие заданий, ориентированных на развитие навыков академического письма. Рассмотрена педагогическая технология «Перевернутый класс» в качестве методики работы с учебными пособиями.

Об авторе

Г. Н. Насырова
ФГБОУ ВО «Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации»
Россия

Насырова Гульнара Наилевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка

119021, г. Москва, ул. Остоженка, 53/2, стр. 1



Список литературы

1. Ван Дейк Т.А. Вопросы прагматики текста // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1978. Вып. 8. С. 259-336.

2. Минский М. Структура для представления знаний // Психология машинного времени. М.: Мир, 1978. С. 309-321.

3. Wilks Y.A. Grammar, Meaning and the Machine Analysis of Language. L.: Routledge and Kegan Paul, 1972. 198 p.

4. Charniak E. Organisation and Inference in a Frame-Like System of Common Sense Knowledge. Castagnola, ISCS, 1975. 364 p.

5. Филлмор Ч. Основные проблемы лексической семантики // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 12. М., 1983. С. 74-122.

6. Колодочка Т.Н. Фреймовое обучение как педагогическая технология: автореф. дис. … канд. пед. наук. Краснодар, 2004. 24 с.

7. Латышева А.Н., Тюрина Г.А. Фреймовый словарь в преподавании русского языка // Материалы 9 Конгресса МАПРЯЛ. Доклады и сообщения российских ученых. М., 1999. С. 309-321.

8. Литвинко О.А. Структурно-смысловая схема текста как методический прием в обучении студентовиностранцев монологической речи (статья) // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика: межвуз. сб. СПб., 1998.

9. Насырова Г.Н. Социальные и гуманитарные проблемы современного общества (на материале англоязычных периодических изданий). М.: Дипломатическая академия; Квант Медиа, 2020. 178 с.

10. Насырова Г.Н. Английский в средствах массовой информации. М.: Дипломатическая академия; Квант Медиа, 2021. 218 с.

11. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). М.: Едиториал УРСС, 2005.

12. Насырова Г.Н. Формирование навыков чтения у слушателей магистратуры по направлению подготовки «Международные отношения» (на материале статей СМИ) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24. № 181. С. 26-33. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-181-26-33

13. Данилина А.Е., Коробцева Н.Р., Толубеева Е.В. Учитесь читать и обсуждать прессу на английском языке М.: Изд.-торг. корп. «Дашков и Ко», 2019. 356 с.

14. Bergmann J., Sams A. Flip Your Classroom: Reach Every Student in Every Class Every Day. Eugene; Washington; Alexandria: ISTE; ASCD, 2012. 112 p.

15. Watson R. What Makes a Good UN Secretary General? URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/5388840.stm (accessed: 04.06.2021).

16. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск: Высш. шк., 2004. 522 с.

17. Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. М., 1998. 191 с.

18. Ермаков Д.С. Персонализированная модель образования: развитие гибких навыков // Образовательная политика. 2020. № 1 (81). С. 104-112. https://doi.org/10.22394/2078-838Х-2020-1-104-112

19. Данилина А.Е., Першина И.Г., Шитарева М.В. Elementary Communication: книга для начинающих. М.: Прогресс, 2021. 320 с.

20. Коптелова И.Е., Паневкина Е.И. Issues-2015. М.: ДА МИД России, 2016. 91 с.

21. Коптелова И.Е., Паневкина Е.И. Начала международного права. М.: Квант-Медиа, 2021. 218 с.


Рецензия

Для цитирования:


Насырова Г.Н. Применение фреймовой технологии в учебных пособиях по развитию навыков чтения. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021;26(195):75-86. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-75-86

For citation:


Nasyrova G.N. Frame technology in textbooks for reading. Tambov University Review. Series: Humanities. 2021;26(195):75-86. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-75-86

Просмотров: 59


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)