Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Импровизация как взаимодействие исполнителя и слушателя

https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2016-21-1(153)-27-32

Аннотация

Рассмотрены творческий процесс импровизации как разновидности коммуникативной ситуации и свойство личности импровизатора - музыкальность, включающее в себя чувство музыкального ритма, возможность произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлениями, способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Раскрыто понятие психомоторики как наиболее общей формы психического отражения, обеспечивающей чувственное познание и связь человека с окружающим миром посредством движений. Большое внимание уделено психомоторике в музыкально-творческой деятельности, ее структуре и содержанию, обоснованных Б.Г. Ананьевым, П.К. Анохиным, Н.А. Бернштейном, А.В. Запорожцем, Б.Ф. Ломовым, а также теории многоуровнего и иерархического построения движений, предложенной Н.А. Бернштейном. Определены социально-психологические функции музыкального самообразования как части многоаспектного, многолинейного развития личности исполнителя и основные музыкальные функции взаимодействия исполнителя-импровизатора со слушателями. Раскрыт смысл импровизации через внешние и внутренние функциональные связи ее структуры, которые в определенном контексте создают широчайшие ассоциативные поля и превращают восприятие музыки в акт осмысления и одухотворения. Предложен набор многоцелевых элементов - исполнительских идиом для музыкального саморазвития исполнителя, которые служат для профессионального роста и различных исполнительских программ, характерных для различных джазовых стилей и направлений.

Об авторе

Юрий Дмитриевич Сергин
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Россия


Список литературы

1. Сергин Ю.Д. Социальная адаптация детей-сирот средствами музыки. Тамбов, 2010.

2. Сергин Ю.Д. Педагогические условия социальной адаптации детей-сирот средствами музыкального искусства: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2003.

3. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1947.

4. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.

5. Барбан Е.С. Черная музыка, белая свобода. СПб., 2007.

6. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997.

7. Джазовая мозаика / сост. Ю. Чугунов. М., 1997.

8. Тюрина Л.А. Импровизация как форма первичной музыкально-творческой деятельности // Джаз в контексте современной культуры: сборник научных трудов по материалам 7 Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2012.

9. Тюрина Л.А. Специфика работы концертмейстера на эстрадном отделении вуза // Джаз в контексте современной культуры: сборник научных трудов по материалам 5 Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2010.


Рецензия

Для цитирования:


Сергин Ю.Д. Импровизация как взаимодействие исполнителя и слушателя. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(1):27-32. https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2016-21-1(153)-27-32

For citation:


Sergin Yu.D. IMPROVISATION AS AN INTERACTION OF PERFORMER AND LISTENER. Tambov University Review. Series: Humanities. 2016;21(1):27-32. (In Russ.) https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2016-21-1(153)-27-32

Просмотров: 44


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)