Том 21, № 1 (2016)
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
5-10 37
Аннотация
Ни для кого не секрет, что сейчас большинство российских школьников ориентированы на получение только высшего образования и никакого другого. В последнее десятилетие двадцатого столетия отечественная система высшего образования стала принимать четкие очертания, ориентированные на требования постиндустриального общества: высокий уровень профессионализма, академическая и социальная мобильность, готовность к самообразованию и самосовершенствованию обеспечивают востребованность выпускника высшей школы на рынке труда. И поскольку именно знания являются неизменным стратегическим ресурсом общества, постольку формирование ключевых компетенций специалиста, последовательно интегрирующихся и определяющих профессиональную компетентность, должно начинаться с первых дней обучения в вузе. При этом в малых городах зачастую нет вузов. Программы прикладного бакалавриата - выход для всех. Рассмотрена разработка программ прикладного бакалавриата, определены их структура и этапы формирования. Задача программ прикладного бакалавриата в ситуации инновационной экономики двояка. С одной стороны, они должны давать фундаментальное образование, хорошую базу. С другой стороны, выпускник должен получить актуальные в настоящий момент практические навыки. Учебно-исследовательская компетентность в этой связи - это такая форма существования знаний, умений, образованности в целом, которые приводят к личностной самореализации, к нахождению выпускниками бакалавриата и магистратуры своего места в мире, вследствие чего такое образование становится высокомотивированным, индивидуализированным, обеспечивающим максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости. Проанализирована направленность содержания многоуровневого образования на развитие компетентности.
11-16 45
Аннотация
Рассмотрены перспективы взаимодействия вузов России и Китая при проектировании образовательных программ в сфере архитектуры и дизайна в рамках межвузовских ассоциаций. Отношения России и КНР, несмотря на конкуренцию в ряде областей, в целом можно охарактеризовать как перспективные и значимые для обеих сторон. В сфере образования у наших стран много общих проблем и точек соприкосновения. Необходимо обобщить накопленный положительный и негативный опыт образовательного сотрудничества двух стран и придать ему новые стимулы. Сотрудничество университетов России при проектировании образовательных программ в сфере архитектуры и дизайна, имеющих в своей структуре Институты Конфуция, строится в основном по двусторонней вертикали. Существенный потенциал в создании и развитии совместных и / или международных ресурсных и экспертных центров при проектировании образовательных программ в сфере архитектуры и дизайна кроется в деятельности рабочих групп АТЭС, однако механизм инициирования проектов в них предусматривает наличие «ко-спонсоров». Взаимодействие отдельных университетов в рамках БРИКС в ближайшие годы представляется реальным лишь по отдельным группам стран, хотя пока образовательное сотрудничество при проектировании образовательных программ в сфере архитектуры и дизайна даже в рамках РИК пробуксовывает.
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
17-26 43
Аннотация
Предложены новые подходы к профессионально ориентированному обучению иностранному языку в условиях неязыкового вуза. Лингвометодические основы обучения включают изложение методических основ обучения (целей, задач, закономерностей, содержания, методов, средств и т. д.) в их неразрывной связи с языком / культурой и природой общения как социального феномена. Рассмотрен билингвальный / бикультурный аспект профессионально ориентированного обучения иностранному языку, целью которого является формирование у студентов искусственного субординативного типа билингвизма. Обосновано, что искусственный билингвизм подразумевает паритетное владение двумя кодами - кодом родной лингвокультуры и кодом, сформированным в искусственно созданной образовательной среде, приближенной к условиям реального общения, отличается асимметричностью коммуникативной компетенции в отношении родного и изучаемого языка и соответствующих культур. Предлагается технология профессионально ориентированного обучения, обеспечивающая формирование профессиональной компетенции искусственного билингва и коммуникативной компетенции обучаемых, их актуализацию в условиях неязыкового вуза. Доказано, что профессиональная компетенция искусственного билингва состоит из частных компетенций, включает в себя знания (представления), отношения, поведение, языковые / культурные варианты и дискурсивные стратегии. Рассмотрены уровни реализации профессиональной компетенции искусственного билингва: языковой, культуроведческий и предметный и - ее структурные компоненты; проанализированы лингвистические и культурологические закономерности осуществления переноса в область иностранного языка и снятия интерференции. Взаимосвязанное обучение различным видам речевой деятельности проведено на всех этапах билингвального / бикультурного обучения иностранному языку.
27-32 40
Аннотация
Рассмотрены творческий процесс импровизации как разновидности коммуникативной ситуации и свойство личности импровизатора - музыкальность, включающее в себя чувство музыкального ритма, возможность произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлениями, способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Раскрыто понятие психомоторики как наиболее общей формы психического отражения, обеспечивающей чувственное познание и связь человека с окружающим миром посредством движений. Большое внимание уделено психомоторике в музыкально-творческой деятельности, ее структуре и содержанию, обоснованных Б.Г. Ананьевым, П.К. Анохиным, Н.А. Бернштейном, А.В. Запорожцем, Б.Ф. Ломовым, а также теории многоуровнего и иерархического построения движений, предложенной Н.А. Бернштейном. Определены социально-психологические функции музыкального самообразования как части многоаспектного, многолинейного развития личности исполнителя и основные музыкальные функции взаимодействия исполнителя-импровизатора со слушателями. Раскрыт смысл импровизации через внешние и внутренние функциональные связи ее структуры, которые в определенном контексте создают широчайшие ассоциативные поля и превращают восприятие музыки в акт осмысления и одухотворения. Предложен набор многоцелевых элементов - исполнительских идиом для музыкального саморазвития исполнителя, которые служат для профессионального роста и различных исполнительских программ, характерных для различных джазовых стилей и направлений.
33-45 41
Аннотация
Рассмотрена проблема формирования образовательной среды вуза. Проведен анализ трансформации представлений об образовательной среде вуза в контексте традиционного, синергетического, кластерного подходов. Выявлено, что применение каждого из перечисленных подходов к образовательной среде позволяет решить свой определенный круг задач и снять противоречия в образовательном процессе, но не в полной мере отвечает современным требованиям подготовки специалистов. Отмечается, что в настоящее время устойчивая потребность общества и государства в развитии инновационной экономики привела к тому, что система образования также переходит на новый этап развития, что определяет новые требования к образовательной среде вуза. Вектор ее развития направлен в сторону формирования инновационной инфраструктуры, включения инновационной проектной деятельности студентов в образовательный процесс, активизации их участия в конкурсах инновационных продуктов и услуг. Обосновано предположение о том, что одним их направлений совершенствования подготовки специалистов в вузе является формирование образовательной среды вуза на основе инновационного подхода, в которой происходит личностное развитие и профессиональное становление специалиста. Проведен анализ компонентов образовательной среды вуза на основе инновационного подхода.
46-52 19
Аннотация
Рассмотрено планирование тренировочного процесса юных футболистов в подготовительном периоде годового цикла. Приведены и конкретизированы данные подготовительного периода (место проведения данного периода, маленькая продолжительность, учет уровня подготовленности юных футболистов после переходного периода). Указаны факторы, снижающие физические качества футболистов, и способы привести их в норму. Предпринята попытка изучения физических качеств и функциональных возможностей российских футболистов на этапе спортивного совершенствования (Академия футбола г. Тамбова). Результаты можно видеть в таблицах. Опираясь на полученные данные и опыт российских и зарубежных специалистов в сфере футбола, сделаны предложения для коррекции тренировочного процесса. Определена примерная структура тренировок, где значительное внимание уделяется специфике нагрузок в тренировочных циклах. Разработано содержание тренировок юных футболистов в подготовительном периоде, включающее в себя более эффективные методы тренировки. Приведены данные проведенного эксперимента в Алжире (команда г. Меруана) в двух группах, содержание тренировок юных футболистов 2-й и 3-й групп различалось лишь методами тренировки. Сделан вывод о целесообразности использования разработанного содержания тренировки с преимущественным использованием сопряженного метода.
СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ
53-67 41
Аннотация
На основе сплошного изучения опубликованных нормативных и административных актов первых лет советской власти (1917-1921 гг.) исследованы особенности восприятия государственной властью демографических и экологических проблем российской деревни в переломный момент перехода от традиционного к индустриальному типу общества. Анализ более сотни выявленных документов по данной тематике позволил объективно оценить уровень осознанности и заинтересованности советской власти в решении демографических и экологических проблем. В результате сделаны выводы о том, что катастрофического восприятия экологических проблем со стороны власти не было, экологические вопросы использования природных ресурсов в сельском хозяйстве решались властями наряду с прочими аграрными вопросами. Демографические проблемы не являлись самостоятельными и были частью социально-экономической политики. Насущными задачами были максимальное увеличение посевной площади с целью решения продовольственной проблемы, сдерживание населения в границах Центральной России для обработки земли и восстановления сельского хозяйства, вырубка лесов на экспорт. Вопросы разумного природопользования, как и в «царское» время, откладывались на потом. Несмотря на это, уже в конце 1910-1920-х гг. можно обнаружить тенденцию к обособлению некоторых экологических проблем в государственной внутренней политике.
68-74 44
Аннотация
Рассмотрен музей как социокультурный институт, выполняющий социально-значимые функции в регионе. Показана непосредственная связь деятельности музеев с политической обстановкой в определенный период истории страны, когда происходило формирование социально-культурной сферы нового государства. Музей в этот период становится одним из центров по организации культурно-просветительной работы среди населения. Направление этой работы определяла коммунистическая партия, что привело в 1920-1930-х гг. к утверждению политико-просветительной работы в качестве основного вида деятельности советских музеев. Задачи организации творческой жизни страны в этот период были возложены на агитационно-пропагандистские отделы ЦК РКП(б) и местные партийные комитеты, которые наделялись широкими полномочиями по координации всей деятельности в области культуры. Агитпропы должны были превратиться в боевые центры борьбы за марксистскую идеологию и идейное влияние партии в массах, под руководством товарищей, имеющих достаточную марксистскую подготовку. Одной из главных задач музея в это время является сохранение материалов по истории революционного движения и Октябрьской революции. Новая власть делала все, чтобы убедить общество в правомерности свершенной революции и легитимности власти большевиков. Для этого было необходимо сохранить свидетельства имущественного расслоения российского общества, непримиримой классовой борьбы пролетариата с буржуазией и крестьянства с дворянами-землевладельцами, руководящей роли РКП(б) в подготовке и свершении Октябрьской революции 1917 г. Музеи Тамбовской губернии на материалах революционных отделов знакомили широкие слои населения с историей революционного движения в Тамбовском крае. Пропаганда партийной идеологии в музеях в итоге привела к политизации всей деятельности по сохранению и использованию историко-культурного наследия.
СВЯЗЬ ВРЕМЕН: ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВ И ЦИВИЛИЗАЦИЙ
75-79 38
Аннотация
Проблема взаимоотношений Римско-католической церкви, общества и власти в хронологических рамках XIX столетия привлекала внимание многих специалистов. Конечно, такой интерес к институтам католицизма не был случайным. Бурный, перенасыщенный событиями век революций, развития колониальных империй и становления индустриальной цивилизации в Европе оказал колоссальное влияние на все христианские церкви. Свой вклад в развитие научной дискуссии о современном для них состоянии РКЦ внесли также российские дореволюционные ученые - теологи, правоведы, философы, историки. Причем эта проблема имела для России особенное звучание. Актуальность темы обусловлена необходимостью осмысления взаимоотношений между Россией и Ватиканом, которые на протяжении веков складывались непросто и были тесно связаны с политическими событиями, поскольку Ватикан воспринимался российской общественностью прежде всего как идейный вдохновитель западноевропейских государств. Проанализирован дискурс российских исследований, а также их контекст. Своеобразное отношение российских исследователей к Римско-католической церкви обусловлено спецификой исторического развития России и Западной Европы, расположенных на разных полюсах цивилизационной парадигмы.
80-88 41
Аннотация
Актуальной темой исследования сегодня является вопрос о жизни и деятельности китайских мигрантов в России в различные исторические периоды. Это проблемное поле представляется чрезвычайно важным для исследования, т. к. пребывание мигрантов на территории другого государства неизменно обусловливает тесное взаимодействие народов и цивилизаций, что, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на дальнейшее развитие двусторонних отношений на разных уровнях. В первой четверти XX в. в Китае идет быстрое распространение марксистских идей, что происходит, прежде всего, под влиянием революционных процессов в России, а значимой силой в распространении идей марксизма стали китайские рабочие, трудившиеся во многих регионах России. Дальнейшие их судьбы и жизненные пути были различны, но так или иначе практически все они оказались тесно связаны с китайской революцией и трансформационными процессами в китайском обществе середины XX в. Обоснована неизбежность широкой поддержки китайскими мигрантами российских революционных идей, доказана очевидность выбора китайскими рабочими пути активного участия в революционных преобразованиях в России и Китае, проанализирована степень их вовлеченности в распространение марксизма по возвращении на родину.
89-95 53
Аннотация
Впервые опубликованы документы Национального архива Республики Индии (фонды Министерства иностранных дел РФ и Министерства внутренних дел РФ), обнаруженные в ходе научных командировок в Индию. Документы представляют собой протоколы трех встреч индийского посла в Москве С. Радхакришнана с Председателем Совета Министров СССР И.В. Сталиным и министром иностранных дел СССР А.Я. Вышинским. Публикуемые документальные материалы снабжены научными комментариями. Документы помогают лучше понять природу противоречий в двусторонних отношениях Индии и СССР, высвечивают возможности нахождения взаимоприемлемых компромиссов, раскрывают особенности дипломатического стиля и полемические приемы советских и индийских политиков, отражают позицию И.В. Сталина в отношении индийской национальной элиты. Показано, как сложно налаживались советско-индийские дипломатические связи. Отмечается, что рост коммунистического движения в регионе и в самой Индии заставил первого премьер-министра независимой Индии Дж. Неру склониться к прозападному курсу во внешней политике. Тем же самым во многом объясняется и решение индийского руководства присоединиться к Британскому Содружеству наций. Уделено особое внимание важнейшему для СССР кашмирскому вопросу. О напряженности в советско-индийских отношениях свидетельствуют индийские протоколы трех встреч высшего советского руководства с послом Индии в Москве в 1950 г. В документах при переводе с английского на русский язык сохранены дословное содержание и стиль оригинала.
ПЕРСОНАЛИИ
96-108 76
Аннотация
В данной публикации представлены материалы, посвященные светлой памяти Л.Г. Протасова, доктора исторических наук, профессора, научного руководителя Института гуманитарного и социокультурного образования Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Материалы содержат статью А.Г. Айрапетова и Ю.А. Мизиса о жизненном пути и научном наследии Л.Г. Протасова, краткие воспоминания его дочери, кандидата исторических наук, доцента Тамбовского государственного технического университета Ольги Львовны Протасовой, деловую переписку Л.Г. Протасова с его корреспондентами незадолго до его смерти. Они дают представление о круге проблем и забот, о характерных свойствах натуры выдающегося российского историка.
ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)
ISSN 2782-5825 (Online)