
МАКАРОВА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА
доктор педагогических наук, профессор. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, заведующий кафедрой педагогики и образовательных технологий
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1167-4185
РИНЦ: SPIN-код: 7872-0533, AuthorID: 612993
https://tsutmb.ru/institutes/ped/about/kafedryi/pedagogiki-i-obrazovatelnyix-texnologij/
E-mail: mako20@inbox.ru
ОБРАЗОВАНИЕ
1977 – Тамбовский государственный педагогический институт, специальность «Математика», квалификация «Учитель математики», с отличием
УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ И ЗВАНИЯ
1986 – кандидат педагогических наук, диссертация на тему «Развитие социальной активности старшеклассников в процессе воспитания ответственного отношения к учебной деятельности»
1995 – ученое звание доцента по кафедре педагогики
2001 – доктор педагогических наук, диссертация на тему «Теоретические основы развития индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя высшей школы»
2003 – ученое звание профессора по кафедре общей педагогики
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1980–1982 – ассистент кафедры педагогики Тамбовского государственного педагогического института
1982–1985 – аспирант кафедры педагогики МГПИ им. В.И. Ленина
1986–1997 – ст. преподаватель, доцент кафедры педагогики Тамбовского государственного педагогического института / Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина
1998–2000 – научный сотрудник Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина
2001–2009 – зав. кафедрой общей педагогики Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина
2009–2015 – профессор кафедры общей педагогики и образовательных технологий Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина
2016 – наст. вр. – заведующий кафедрой педагогики и образовательных технологий Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина
ОБЛАСТИ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Эвристическое обучение, креативная педагогика и психология, нейропедагогика, информационный иммунитет личности, индивидуализация подготовки преподавателей высшей школы
ПРЕПОДАВАЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
- Методологическое обеспечение научного исследования
- Технологии создания научных и учебных изданий, проектов
- Научно-исследовательский семинар
- Педагогическое мастерство преподавателя вуза
- Методология и методы педагогического исследования
- Педагогика и психология высшей школы
- Профессиональное становление преподавателя профильных дисциплин в высшей школе
- Общая педагогика, история педагогики и образования
НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА
- Член диссертационного совета по научной специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования»
- Руководитель региональной научной школы «Проблемы развития профессионализма субъектов образовательного процесса в системе непрерывного образования»
- Член жюри Всероссийской студенческой олимпиады «Я – профессионал»
- Трижды Лауреат конкурса на лучшую научную книгу среди преподавателей высших учебных заведений по направлению «Психология и педагогика», проводимого Фондом развития отечественного образования (зарегистрирована в федеральном реестре экспертов научно-технической сферы (НИИ РИНКЦЭ)
Участие в редколлегии научных изданий:
- Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, главный редактор
- Воздушно-космические силы. Теория и практика, член редколлегии
- Молодежная наука: тенденции развития, член редколлегии
Подготовлено и защищено 1 докторская и 15 кандидатских диссертаций
ПОЛУЧЕННЫЕ ГРАНТЫ
- «Система непрерывного гуманитарного образования: научно-методические основы», проект Министерства образования РФ, НТП «Государственная поддержка региональной научно-технической политики высшей школы и развитие ее научного потенциала»
- «Разработка системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава колледжей, вузов, учреждений дополнительного профессионального (педагогического) образования в условиях модернизации общего образования», проект Министерства образования РФ
- «Инструментарий исследования эффективности системы подготовки педагогических кадров в условиях модернизации образования», проект Министерства образования РФ, НОП «Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования»
- «Особенности процесса непрерывного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», проект ФЦП «Дети России»
- «Разработка и апробация моделей профильного обучения в условиях учреждений дополнительного образования детей»: проект АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы»
- «Актуальные проблемы подготовки научно-педагогических кадров: культура, проектирование, квалиметрия»: грант Минобрнауки РФ по разработке программ повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров с контрольными цифрами приема
- «Профессионально-творческое саморазвитие преподавателя и студента»: грант Минобрнауки РФ по разработке программ повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров с контрольными цифрами приема
- «Разработка и реализация многоуровневой компетентностно-развивающей модели повышения квалификации научно-педагогических кадров», проект Министерства образования и науки РФ, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009–2013 гг.»
- «Методология и методы научных исследований»: грант Минобрнауки РФ по разработке программ повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров с контрольными цифрами приема
- «Методологическое обеспечение и современные технологии организации научно-исследовательской работы в условиях уровневого образования в высшей школе»: грант Минобрнауки РФ по разработке программ повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров с контрольными цифрами приема
- «Научно-методическое обеспечение развития личностно-профессиональных компетенций аспирантов в условиях изменяющейся внешней среды», проект в рамках госзадания Минобрнауки РФ
- «Разработка индивидуальных траекторий развития критического мышления преподавателей и студентов», проект РГНФ
НАГРАДЫ, ПОЧЕТНЫЕ ЗВАНИЯ
- Почетная грамота Министерства образования и науки РФ
- Почетный работник высшего профессионального образования
- Почетный наставник высшего профессионального образования
ЗНАЧИМЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ
Статьи
Abilitation of a child with infantile cerebral paralysis by means of diagonal gymnastics // Psychology and Education. 2021. Vol. 58. № 3. P. 124-145. (в соавт.)
Условия планирования многолетней физической подготовки спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата и нарушением зрения // Теория и практика физической культуры. 2019. № 8. С. 57-59. (в соавт.)
Специфика моделирования взаимодействия преподавателей и студентов в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2012. Т. 17. № 3. С. 1054-1058. (в соавт.)
Специфика корреляционно-регрессивного моделирования в рамках психолого-педагогических исследований // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2012. Т. 17. № 3. С. 1059-1067. (в соавт.)
Сравнительный анализ итогового уровня развития аналитических способностей как основы организационно-управленческих умений будущих инженеров-строителей // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2012. Т. 17. № 5. С. 1482-1489. (в соавт.)
Книги
Самоуправление в системе воспитания. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2022. 191 с. (в соавт.)
Основы психолого-педагогической грамотности студентов медицинского вуза. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2022. 152 с. (в соавт.)
Саморазвитие личности: интеллект, творчество, профессионализм. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2022. 147 с. (в соавт.)
Профессиональное воспитание и студенческое самоуправление в вузе: теории и технологии. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2017. 185 с. (в соавт.)
Критическое мышление учащихся: способы саморазвития. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2017. 96 с. (в соавт.)
Критическое мышление преподавателя и студента. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2015. 308 с. (в соавт.)