Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Проблема диагностики результативности педагогического дизайна коммуникаций младших школьников

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-181-76-85

Аннотация

Рассмотрено понятие педагогического дизайна как инструмента, позволяющего осуществить управление коммуникацией обучающихся. Второй основной задачей представленной публикации является подбор диагностического инструментария, позволяющего оценить педагогическую результативность этого управления. Позиция авторов заключается в том, что педагогический дизайн должен опираться на обоснованные технологические решения (то есть именно на формализованные, репродуцируемые способы деятельности), а также допускать управление с не-педагогическими (или частично-педагогическими) объектами и феноменами. Одним из таких феноменов авторы полагают понятие коммуникации. Представлено обоснование критериев характера участия и роли младших школьников в коммуникационных отношениях, которые соответствуют особенностям педагогического дизайна – в первую очередь технологичности и комплексности. Описан комплекс диагностики коммуникации младших школьников и приведены данные о его апробации. Представлен анализ полученных экспериментальных данных, в том числе дан анализ взаимосвязи компонентов коммуникативных навыков младших школьников специфичных для педагогического дизайна.

Об авторах

М. В. Воропаев
ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»
Россия

Воропаев Михаил Владимирович, доктор педагогических наук, профессор департамента педагогики института педагогики и психологии образования

129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4, корп. 1



С. С. Кучкарева
ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»
Россия

Кучкарева Светлана Сергеевна, аспирант, департамент педагогики института педагогики и психологии образования

129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4, корп. 1



Список литературы

1. Щедровицкий Г.П., Генисаретский О.И. Методологическая картина дизайна // Труды ВНИИТЭ. Техническая эстетика. М., 1990. Вып. 61. Ч. 1. Теоретические и методологические исследования в дизайне: избранные материалы. С. 317-328.

2. Britain S. A Review of Learning Design. Concept, Specifications and Tools: a Report for the JISC E-Learning Pedagogy Programme. 2004. 27 p. URL: https://staff.blog.ui.ac.id/harrybs/files/2008/10/ learningdesigntoolsfinalrepo-rt.pdf (accessed: 16.02.2019).

3. Lohr L., Ursyn A. Visualizing the instructional design process: seven usability strategies for promoting creative instruction // Design Principles and Practices: an International Journal. 2010. Vol. 4. № 2. P. 427-435. DOI 10.18848/1833-1874/CGP/v04i02/37869

4. O’Reilly M. Educational design as transdisciplinary partnership: supporting assessment design for online // Beyond the Comfort Zone: Proceedings of the 21st ASCILITE Conference / ed. by R. Atkinson, C. McBeath, D. Jonas-Dwyer, R. Phillips. Perth, 2004. P. 724-733. URL: http://www.ascilite.org.au/confe-rences/per-th04/procs/orielly.html (accessed: 26.02.2019).

5. McKenney S., Mor Y. Supporting teachers in data-informed educational design // British Journal of Educational Technology. 2015. Vol. 46. № 2. P. 265-279. DOI 10.1111/bjet.12262

6. Уваров А.Ю. Педагогический дизайн // Информатика. 2003. № 30. С. 2-31.

7. Абызова Е.В. Технология формирования информационно-конструктивной компетентности студентов – будущих педагогов: на примере изучения основ педагогического дизайна: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2012.

8. Грецова А.П. Развитие познавательных способностей старшеклассников средствами педагогического дизайна: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2016.

9. Якобсон Р.О. Речевая коммуникация. Язык в отношении к другим системам коммуникации // Якобсон Р.О. Избранные работы. М.: Прогресс, 1985. С. 306-330.

10. Лотман Ю.М. Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума. М.: РАН, 1977. 18 с.

11. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / под ред. Н.Л. Селивановой. М., 2000.

12. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 576 с.

13. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. М.: АРКТИ, 2005. 336 с.


Рецензия

Для цитирования:


Воропаев М.В., Кучкарева С.С. Проблема диагностики результативности педагогического дизайна коммуникаций младших школьников. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(181):76-85. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-181-76-85

For citation:


Voropaev M.V., Kuchkareva S.S. The issue of diagnostics of educational design efficiency of younger students’ communication. Tambov University Review. Series: Humanities. 2019;24(181):76-85. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-181-76-85

Просмотров: 49


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)